4 мин.

«Русский вызов» и проблема оценок

Вот и прошёл третий турнир «Русский вызов». Мне лично он понравился, особенно по сравнению с мрачным послевкусием второй итерации, масса забавных номеров, некоторые спортсмены показали себя с ранее невостребованной стороны (надеюсь на продолжение банкета от Муравьёвой уже в виде соревновательной программы), но, в очередной раз, вызвал массу споров о соблюдении регламента и оценках. Считаю, стоит обсудить ряд нюансов отдельно.

Начнём с регламента. Заранее заданная тема обязательно нужна, номера на «свободную тему» не работают, потому что у нас не обычное шоу, а всё-таки турнир с весомыми призовыми, и спортсмены-участники, конечно же, хотят победить. Рассмешить людей радикально разных возрастных категорий невероятно сложно по сравнению с драматическими номерами, которые обычно понятны даже без знания контекста. Если ты выдаешь смешной номер про пакмана и Марио, будь уверен, что половина жюри в принципе не поймёт что это, и о чём это, и где вообще смеяться. Поэтому нельзя отдавать выбор темы целиком на откуп участникам, они обязательно оптимизируют всё в душераздирающую трагедию, и мы придём на праздник, а уйдём в слезах.

Основной резонанс вызвали номера наших звёздных участников, которые в той или иной степени проигнорировали регламентированную тематику, которая соблюдалась формально по букве, но не по духу (звонок в конце номера Ани Щербаковой даёт нам формально надежду, но 99% номера от этого никуда не пропадают). Здесь единственным решением видится более активное участие Первого в предварительной подготовке. Видимо, нужно прописать регламентом обязательную готовность хотя-бы макета номера не позднее чем за месяц до турнира, и организовать закрытые прокаты, чтобы было время исправить то, что можно, либо полностью заменить участника, если по тем или иным причинам изменить номер не получится. Сейчас же мы имеем массовую постановку номеров за несколько дней до события, когда поменять уже по сути ничего нельзя.

В этом году над оценками жюри поработали, разбавили людей от искусства деятелями фигурного катания, как ответ на критику предыдущих лет. Это нововведение считаю удачным, даёт более сбалансированный итог, хотя и у обеих категорий судей есть свои предпочтения в связи со спортивной историей, либо участием в совместных проектах вне спортивной жизни. Но, остался главный и пока неисправленный минус- у людей в первом акте по сути отсутствуют шансы на вхождение в итоговые топ-3.

Если ты вытягиваешь первый номер в первом отделении, то кем бы ты ни был, тебя «засудят», потому что баллы абсолютны, а жюри не знает как тебя оценивать, ведь непонятно, что будет дальше. Объективных критериев по выполненным элементам нет, был ли у тебя номер качественный или нет, непонятно, пока не сравнишь с другими. От твоего выступления будут отталкиваться в дальнейшем, но тебе это уже не поможет. Да, по ходу турнира объективность оценки теоретически возрастает, так как появляется база для сравнений, но это не помогает первым участникам и добавляется вторая критичная проблема: люди не идеальны, шоу длится несколько часов, и во время второй половины что там было в первом акте многие уже помнят смутно. Отсюда мы и наблюдаем типовую картину с соревнований, когда статусные участники попадают во вторую половину, гарантируя то, что они будут получать больше баллов чем те, кто выступал в первой.

Как же сделать судейство более объективным? Идеальным не получится, ведь мы не можем оценивать элементы в шоу по стандартной шкале и т.п., но всё-таки сбалансировать исход и дать шанс «не статусным» участникам войти в призёры шоу, а не просто получить публичные раскаяния от судей, что «я бы поставил больше, если бы мог вернуться назад»? На мой взгляд нужно перейти от абсолютной оценки к относительной. Как это будет выглядеть?

Например, Ксения Синицына вытянула на жребии первый номер. По итогам своего выступления она становится «эталоном» первого акта. От всех судей она автоматически получает 5 баллов по десятибалльной шкале. Выступает второй участник. Его оценивают относительно первого. Т.е. судьи, если видят, что технически было лучше, выставляют, например, 6, 7, было хуже, 4, 3 вплоть до 10 или 0 (ну или выбрать 9 и 1 как границы, чтобы не травмировать кого-то нулём). Тот судья, что отвечает за оценку образа, тоже оценивает по своим критериям в пользу большей или меньшей оценки. И так идёт до конца первого акта, когда судьи посмотрели всех участников этой половины. После чего судьям и зрителям выводится текущая таблица участников с баллами, и даётся несколько минут на то, чтобы посмотреть на ранее выставленные оценки, и поменять своё мнение при желании. Судья видит список участников отсортированных по выставленным им баллами и может поменять кого угодно местами, приведя за отведённое время выставленные баллы к тому виду, который он считает справедливым. После чего сумма баллов пересчитывается и фиксируются три победителя первой половины. Параллельно желательно прокручивать фрагменты выступлений, фигуристы могут стоять на льду, чтобы все вспомнили кто что катал.

После перерыва начинается второй акт по тому же принципу. Первый участник получает 5 баллов от всех судей, а в дальнейшем участников оценивают относительно предыдущих. Но! В конце второй половины, к общему списку участников добавляются три победителя первого акта, и каждый судья теперь может ещё раз поменять оценки в любую сторону всем участникам второго акта и трём победителям первого. После чего подсчитываются итоговые баллы и выявляются победители.

Таким образом мы немного потеряем в динамичности шоу, но зато получаем интригу как в конце первой половины, так ещё большую во второй, ведь победители первой вполне могут оказаться достойными конкурентами титулованной второй половине. Это, наверное, несколько удорожит продакшн, так как желательно во время переоценки вывести участников на лёд, параллельно показывая нарезки их программ, сделать какой-то удобный интерфейс судьям в виде приложения, но развязка станет гораздо менее предсказуемой и, на мой взгляд, существенно объективнее.

А что думаете вы по поводу улучшений на следующий сезон, если Первый решит продолжить шоу?