3 мин.

Магия на льду

Та, кто не имеет имени.

Та, кто носит сотни имен.

...кам, ангакок, бее, багучы, саман, бакши, тадебей, удаган…

Их можно перечислять бесконечно, но суть всегда одна.

Она та, кто знает.

Этот показательный номер с лёгкостью сдувает едва заметный налёт цивилизованности, отправляя зрителей в путешествие в глубь тысячелетий. Всю свою историю и долгое время до неё люди были беззащитны перед силами природы. И во время нужды они всегда приходили к тем, кто вселял в них надежду. Кто был достаточно смел, чтобы забыть своё прежнее «я» и отправиться в иной мир, скользя по великому древу между мирами. Говорить с предками. Говорить с духами. Защитить свой народ.

Она раскрывает полог жилища и выходит на свет. Оглядывает собравшихся соплеменников и, не говоря ни слова, начинает свой танец. Одновременно порывистый и грациозный, он притягивает взгляд, заставляя в оцепенении сидеть и ловить каждое движение. В руках появляется дүҥүр и шаманка камлает, отбивая размеренный, гулкий ритм. К небу возносится пение, летят искры костра, и вибрации старого бубна разрывают завесу между мирами. Она кружит всё быстрее и быстрее, скользит широкими, мощными дугами, помогая себе взмахами рук и ног, и, наконец, та, кто знает, уходит в далёкое и безумно опасное путешествие, погрузившись в экстатический транс.

Теперь шаманка движется настолько быстро, что тело её размывается в мистическом танце, а движения кажутся непостижимыми для обычного человека. Запредельная гибкость и первобытная, дикая энергетика завораживают. Кажется, это может длиться вечно, но танец всё же идёт к завершению.

Кто из пришедших в тот день по-настоящему верил в её успех? Не в успех шоу-программы, щедрые оценки от судей или овации зрителей. И даже не в успех Камилы Валиевой. А в успех улуу удаган. Кто верил в то, что небо услышит её?

Шаманка мягко наносит последний удар и устремляет глаза к небесам. Только она одна в тот момент знает, чем ответят ей духи.

Пауза между двумя ударами сердца и ответ проливается на неё долгожданным и вместе с тем неожиданным, невероятным, настоящим дождём. Довольная собой и проделанной работой она улыбается и снова окидывает взглядом собравшихся, наслаждаясь их радостью.

Конечно же, осознание включится позже и разыщет разумное объяснение увиденному, но в самый первый момент этот ливень – первородный и совершенно детский восторг произошедшему чуду. Глаза расширяются, а тело само по себе производит вздох восхищения.

У неё получилось!

Мы благодарны. Мы помним и никогда не забудем. Мы сложим легенды и расскажем об этом потомкам.

И когда-нибудь мы вновь придём к твоей хижине, чтобы замереть там в надежде увидеть тебя, о, улуу удаган - великая шаманка.

Мы твои люди и нам порой так не хватает дождя.