10 мин.

Эван Бейтс строит вечную карьеру – и это лучшая реклама фигурного катания

Бесконечная карьера американца Эвана Бейтса – мем фигурного катания

В соцсетях даже есть фан-аккаунт, ведущий таймлайн по событиям, которые начинаются, разворачиваются и завершаются, пока Эван выступает на соревнованиях. Все это под заголовком «Что случится раньше, пенсия Эвана Бейтса или кончина танцев на льду?» – ответ не такой уж очевидный.

Сейчас Бейтсу 36. Сезон-2024/25 – 16-й для него на взрослом льду и 19-й в международной карьере. Он начал ее задолго до встречи с Мэдисон Чок, первые медали крупных турниров тоже брал без нее, хотя уже почти не воспринимается в отрыве от яркой партнерши (а теперь и жены).

Но этот текст не про Мэдисон (про Мэдисон здесь). Он про Эвана и то, почему его карьера – прекрасная реклама фигурного катания.

До тандема с Чок обосновался в топе сборной с другой партнершей (да, уже не верится)

Бейтс появился на турнирах Международного союза конькобежцев (ISU) почти 20 лет назад – вышел на юниорскую серию Гран-при в сезоне-2005/06 в паре с Эмили Самуэльсон.

Они провели вместе 10 лет, которых с хватило бы на спортивную жизнь. В ней были золото первенства мира, бронзовая медаль взрослой серии Гран-при, два национальных пьедестала, бронза чемпионата четырех континентов-2009 и Олимпиада-2010.

Посмотрите видео из Ванкувера, тут Бейтсу 21. По сумме трех прокатов (еще по старым правилам) они с Самуэльсон остались 11-ми.

Тогда дуэт тренировался у российских специалистов Юрия Чесниченко и Ярославы Нечаевой, а в следующем сезоне перешел к Игорю Шпильбанду и Марине Зуевой (их рабочий тандем Бейтс, кстати, тоже впоследствии переживет).

Успешного сотрудничества не получилось: почти все турниры-2010/11 Эван и Эмили пропустили из-за травмы, а затем разошлись.

Через месяц Бейтс встал в пару с Чок и быстро вернулся в международный топ: уже во второй совместный сезон они закрепились в статусе второго дуэта США, взяли бронзу ЧЧК и вошли десятку на чемпионате мира.

А дальше успех накатывал волнами: Чок и Бейтс трижды выбивались в лидеры сборной и дважды упускали этот статус. Подобрались золоту ЧМ в 2015-м, но взяли его только в 2023-м. В начале позапрошлого олимпийского цикла выглядели главной заменой Мерил Дэвис и Чарли Уайту в США, но пропустили вперед сначала Майю и Алекса Шибутани, а затем Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью.

Ради безоговорочного лидерства в мировых танцах они действительно отстояли длинную очередь.

«У нас была не такая карьера, к которой привыкли американские танцы на льду. В первый год у нас не было успеха. Затем мы обрели его как раз вовремя для того, чтобы потерять.

Затем мы снова его нашли, снова потеряли и так далее. У нас было много практики, преодоления трудностей. Мы вместе прошли через сложности, и умение улыбаться им в лицо, желание продолжать выкладываться и соревноваться сплотило нас и сделало сильнее», – уверяет Чок.

Периодически их подбивали травмы, особенно у Мэдисон. Эван самое сложное восстановление пережил с Самуэльсон, когда партнерша во время поддержки порезала ему коньком ахилл. Тогда Бейтс взял единственную значимую паузу за 20 лет выступлений.

Еще у Эвана случились два переезда после смены тренеров.

В 2012-м, когда Зуева и Шпильбанд (на фото ниже) прекратили сотрудничество, дуэт остался с Игорем и обустроился на катке в Нови. А 6 лет спустя переехал из США в Канаду, в группу Мари-Франс Дюбрей, Патриса Лозона и Ромэна Агенауэра. К тому моменту там собрались почти все главные конкуренты.

«Мы чувствуем себя как рыбы, выброшенные на берег, и это правильно. Небольшой дискомфорт полезен, если вы ищете роста», – объяснял партнер. Это был его 14-й соревновательный сезон.

Только завершилась адаптация в новом месте, началась пандемия, лед закрыли на три месяца.

Бейтс, прошедший в спорте через многое, по-прежнему не испытал главного – победы на Играх. У них с Чок есть олимпийское золото, но эта награда командная, а вручили ее спустя 2,5 года после прокатов. Теперь дуэт как никогда близок к личной медали и награждению при полных трибунах.

«Может, 8 лет назад мы не были готовы к золоту». Подкаст Чок и Бейтс о сложном сезоне и отравлении перед победным ЧМ

В презентации и пластике Эван уступает партнерше, но в нескольких аспектах на самом деле обгоняет ее

Эван в дуэте с Чок чаще получает роль второго плана.

Большинство программ поставлены именно под нее: «Египетский танец» со змеей-2020/21, олимпийская произвольная об инопланетянке и астронавте, Under Pressure от Queen в сезоне-2016/17.

Их чуть сбалансировали в постановке под «Время» Pink Floyd, но в большинстве случаев в хореографии акцент делают на партнершу.

Ее выделял Шпильбанд:

«Она очень грациозная, очень пластичная. И этот мягкий стиль был у нее с детства. Плюс своеобразное чувство музыки, чувство танца. Мэдисон всегда была очень естественна и элегантна. Этому очень тяжело научить. В добавление к вашему вопросу о достоинствах этого дуэта – Мэдисон очень женственная. И Эван много работает над своими физическими качествами, чтобы ей соответствовать». 

Ее выделяла Мари-Франс Дюбрей и отмечала тяжелые движения партнера:

«Эван высокий и мощный. Мы помогаем ему улучшить контакт лезвия со льдом, сделать его более контролируемым. Они оба гиперэлегантны, поэтому мы попытались лишь освободить механизмы и отпустить их».

Психоделика Pink Floyd и сюрреализм Сальвадора Дали сошлись на льду: магический номер в фигурке

Александр Жулин два года назад и вовсе раскритиковал его:

«Чок мне сама нравится, как человек, как девушка. Костюмы ее нравятся, как она себя подает. Ваня – он вообще не понимает, кого он катает. Он вечно улыбается и радуется жизни. Ваня Бейтс, а не Букин. Он достаточно средний актерский партнер. Ну он хорошо толкается, набирает скорость, он ее крутит-вертит – она весит 36 кг. Но брать это за топ, за основу – я не могу».

При этом Эван сильнее Чок технически: скользит быстрее и легче, реже теряет уровни. Они часто используют плотный хват за предплечье, а не кисть в кисть, чтобы Бейтс крепче держал Мэдисон и легче увлекал ее за собой. По этой же причине она всегда заметно тянется к нему корпусом.

Тренеры маскируют дисбаланс хореографией, сложной драматургией постановок и эффектными поддержками. Они у пары всегда выделялись и трудностью позиций, и легкостью исполнения, что тоже во многом зависит как раз от партнера.

В одном компоненте – твиззлах – временами проседают оба. Грубые ошибки на этом элементе несколько раз отбрасывали их даже от пьедестала, как на чемпионате мира-2017, где в итоге случилось 7-е место.

Но несмотря на все шероховатости, Чок и Бейтс сошлись в ментальности, и потому не расстаются уже 15 лет.

«Наш путь – это серия моментов, похожих на паззл. Они складываются воедино, чтобы стать завершенными. Нет ничего особенного, просто мы смогли вырасти вместе и сохранить индивидуальность и силу друг в друге. Мы вдохновляем друг друга, и это то, чего я всегда хотела от партнера. То, что Эван был таким на льду и за его пределами, – это больше, чем я могла бы просить», – восхищается Мэдисон.

Осторожничают, говоря о продолжении карьеры, но на самом деле и в 36 для этого остаются резервы

Чемпионат мира-2025 для Эвана уже 14-й, Игры в Милане-2026 станут 4-ми.

С каждым годом слухи о завершении карьеры множатся. Особенно они усилились после того, как о возвращении в спорт объявил олимпийский чемпион Пекина-2022 Гийом Сизерон. Он и Лоранс Фурнье-Бодри явно готовятся не к одному сезону, а минимум к полному циклу, который приведет их к домашней Олимпиаде в 2030-м.

«Я мог вернуться на лед только с ней». Сизерон возобновил карьеру, но без Пападакис

Но и Чок и Бейтс не собираются останавливаться – даже после Милана. По крайней мере, год назад они рассматривали вариант пойти в еще один цикл:

«Я думаю, было бы очень сложно по-прежнему откладывать часть жизни, которую мы запланировали. Я бы никогда не сказал никогда, но я думаю, что просто попасть на пятую Олимпиаду было бы настоящим подвигом», – предположил партнер.

И в этом есть смысл.

Дуэт действительно не откладывает личную жизнь ради спортивных успехов. Они создали семью, обустроили дом, давно обрели профессии, которые обеспечат их и без соревнований. Мэдисон занимается дизайном костюмов, Эван по сложившейся в семье традиции окончил Мичиганский университет и какое-то время параллельно с тренировками преподавал английский иностранцам.

Оба уверяют, что им еще есть куда расти. К тому же в запасе осталось несколько интересных идей для программ – на льду сказано не все. И, наконец, теперь они крепко держатся в мировом топ-3, а это лучшее время для спонсорских контрактов и гастролей в шоу.

Со стороны все выглядит как идеальный баланс между спортом и жизнью, где есть место любимым собакам, коллекции гитар и подкасту на двоих, удачно встроенному в личный бренд. Дружба с главными соперниками и умение делить с ними тренировочный лед эту идиллию только дополняют.

«Когда мы увлечены тем, что создаем на льду, и увлечены историей, которую рассказываем, все движется в правильном направлении. Так что это своего рода шкала, с помощью которой мы измеряем, делаем мы правильные вещи или нет. Если мы вдохновлены, то это правильный путь. Если верить в это, то мы чувствуем внутреннее удовлетворение независимо от того, что делаем на льду», – так пара говорила в мае 2024-го.

Можно возразить: восторгаться особенно нечем, так и должно выглядеть фигурное катание здорового человека.

Но на контрасте с Бейтсом слишком много историй, когда карьера заканчивается к 30, а иногда и к 20 годам. Когда выбивают травмы, усталость, проблемы с формой или просто первые большие титулы, дающие десятки путей развития вне спорта и, судя по всему, убивающие мотивацию внутри него.

Когда становится мантрой «все или ничего», а такие люди, как Елизавета Туктамышева или Алена Савченко, кажутся исключениями из правил. Правда, они же и пишут новые.

Кто знает, может, тренд на долгожителей наберет такую популярность, что в 40 все такой же бодрый Эван действительно отправится на пятую Олимпиаду. В конце концов Деанна Стеллато-Дудек собирается на Игры в 42. И разве похожа она на человека, который вот-вот попрощается с турнирами?

«По уровню веселья у нас летний лагерь!» Погружение в лучшую фигурную школу мира – здесь расцвели Виртью и Моир, Пападакис и Сизерон

Для меня Мэдисон Чок – последняя роковая женщина фигурного катания

В тексте использованы фрагменты интервью «Газете.ру», US Figure Skating FanZone и NBC Sports

Фото: Naoki Nishimura/AFLO/Global Look Press; instagram.com/melialucida; instagram.com/evan_bates; Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Minas Panagiotakis, Ezra Shaw; East News/JOEL SAGET / AFP