Вместо Хендрикс на Евро бельгийка с модной программой – задумку не угадать до последних секунд
Раскрыть по-новому «Лебединое озеро» в фигурном катании, кажется, уже невозможно.
Хореографы ищут ходы и порой находят то, что «никто не делал», как заявлено в программах Софьи Муравьевой на сезон-2024/25 (там в двух частях отыграли противостояние черного и белого лебедей).
Но как бы ни экспериментировали с форматам, жанрами и музыкой, большинство постановок все равно похожи. Зритель точно знает: его поджидают взмахи крыльями и тяжелые взгляды.
Но оказалось, что от канона можно отойти так далеко, что популярный образ перестанет бросаться в глаза, при этом останется понятным.
Как? Показывают бельгийская фигуристка Нина Пинзарроне и французский постановщик Бенуа Ришо.
Пошли против правил в выборе музыки, хореографии и костюма, но пару характерных элементов все равно оставили
Короткая программа Пинзарроне в сезоне-2024/25 сделана под свежее переложение популярной мелодии.
В ней используют сочетание классической темы Чайковского и обработку австралийского композитора Петера Кавалло. Много лет в фигурном катании «Лебединое озеро» существовало в двух вариациях – под музыку или из балета, или из фильма «Черный лебедь» с Натали Портман.
Это звучание новое. Привычные мотивы узнаешь только к концу постановки, и этот момент узнавания совпадает с самой сильной, с точки зрения драматургии, частью проката. Все увиденное ранее раскрывается под другим углом и оборачивается знакомой историей. Эта кульминация приходится на дорожку шагов и два финальных вращения.
Еще одно достоинство – хореография. Почти вся программа – воплощение женственного катания, чистых линий и классического танца без отсылок к образу лебедя.
Их находишь позже, буквально в трех деталях. Например, во время вращения в либеле «колечко», когда фигуристка плавно покачивает свободной рукой, где угадываются те самые движения балерин. Хотя в отрыве от основной музыкальной темы и они сначала выглядят как нейтральные.
Костюм совсем нетипичный: нет ни перьев, ни диадемы. Это не пачка и даже не ее имитация. Пинзарроне выходит на лед в лаконичном черном платье с фигурным вырезом на спине и легкой шифоновой юбкой. Прическа тоже простая – аккуратный низкий пучок без украшений. Словом, образ, подходящий скорее для исполнения танго.
При этом пару элементов классического лебедя сохранили. Это узнаваемый арабеск перед второй половиной, звуковой эффект, имитирующий взмах крыла в самом начале, и самая яркая деталь – финальная поза. Она копирует последние движения Одетты в балете.
При этом нет ощущения, что Нина воплощает на льду конкретный образ – белого или черного лебедя. От каждого из них взяли понемногу и соединили так, чтобы грань между ними не прощупывалась.
Ришо любит программы, которые раскрываются на протяжении сезона. Произвольная Нины тоже в этом духе
Произвольная у Пинзарроне тоже под относительно свежий трек – это музыка к сериалу «Рассказ служанки» в сочетании с Un Reve Эрика Кристиана. Постановщик, как и в короткой программе, Бенуа Ришо – с ним Нина работает уже несколько лет.
Француз рассказывал, что именно так он больше всего любит сотрудничать со спортсменами – чтобы раскрывать их постепенно.
«Постановка произвольной программы для Нины Пинзарроне в этом сезоне – прекрасный путь эволюции. Я люблю работать с ней и видеть, как эта программа развивается в нечто уникальное и наполненное смыслом», – написал Ришо в соцсетях в декабре.
До текущего сезона Ришо поставил бельгийке программы под музыку из балета «Спартак», оперу «Таис» и фильма «Фрида». Прежнее их творчество тоже выглядело не как копирование популярных образов, а скорее как вариации на тему. Пинзарроне такой формат работы, очевидно, тоже подходит.
«Вы можете быть хороши технически, но очень важно овладеть и артистической частью. Я чувствую, что повзрослела, что катаюсь более масштабно и пытаюсь рассказать историю», – делилась она перед чемпионатом Европы.
Прокат на Евро – лучший в сезоне, но для лидерства этого недостаточно. Пинзарроне сохраняет шансы на тройку?
И все же пробиться в топ-3 хорошая презентация пока не помогла: Пинзарроне 4-я после короткой. Техбригада нашла у нее недокрут больше четверти на тройном тулупе в каскаде, а еще судьи не слишком щедро оценили двойной аксель (на +0,52).
При этом в целом Нина не проигрывает соперницам критически ни в сложности, ни в чистоте исполнения, ни в компонентах. По каждому из этих пунктов отставание в пределах полубалла. У нее вполне конкурентный прыжковый набор с каскадом 3 лутц + 3 тулуп, двойным акселем и тройным риттбергером в бонусной зоне. Все вращения и дорожка шагов получились на высший уровень сложности.
По второй оценке она 4-я, но лидеру Анастасии Губановой проигрывает лишь 0,39. Это для бельгийки новый рекорд в короткой – 31,29.
Итоговая оценка – 66,8 – лучшая для нее в сезоне. Это почти на три балла ниже лучшего результата карьеры, но объяснимо с учетом нестабильности в первой половине сезона и возникших недавно болей в опорной ноге.
«Мне поставили уколы, и стало лучше. Без них было бы слишком больно. Я благодарна, что моя команда и врачи обеспечивают мне хорошую поддержку. Я не чувствую боли в обычной обуви, но в коньках появляется давление. И боли справа в ноге, на которую я приземляюсь. Я стараюсь не концентрироваться на этом», – объяснила Нина в интервью Sporza, когда приехала в Таллин.
Она стала 6-й и 4-й на этапах Гран-при. Затем так же нервно выступила на челленджерах в Таллине и Загребе, всякий раз теряя на недокрутах по 6-7 баллов от потенциальных плюсов.
Самой себе версии-2023/24 она уступает, но все еще держится в европейском топе и точно поборется за пьедестал Евро. Отставание от первого места чуть больше двух баллов. Контент в произвольной девушки катают почти равный по ценности, так что место в таблице будет зависеть от чистоты проката.
Впрочем, с ней в этом году непросто каждой из претенденток на медали.
Чемпионат Европы по фигурному катанию-2025
Таллин, Эстония
Женщины
Короткая программа
1. Анастасия Губанова (Грузия) – 68,99
2. Нина Петрыкина (Эстония) – 68,94
3. Кимми Репонд (Швейцария) – 68,68
4. Нина Пинзарроне (Бельгия) – 66,80
5. Лара Наки Гутманн (Италия) – 63,79
6. Анна Пеццетта (Италия) – 62,73
Произвольная программа у женщин стартует в 19:00 по московскому времени 31 января.
Фото: ISU; РИА Новости/Александр Вильф; East News/Daniel MIHAILESCU / AFP, Kazuki Wakasugi / Yomiuri / The Yomiuri Shimbun via AFP; Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press
Все штучные и удачные.
Очень перспективный альянс с фигуристкой получился.
Нине здоровья, терпения и удачи на стартах.
Спасибо за интересную статью.