7 мин.

Как мировая фигурка отреагировала на допуск России? Согласны даже те, от кого мы не ожидали

Прошла неделя с момента, когда Международный союз конькобежцев (ISU) допустил российских и белорусских фигуристов к квалификации на Олимпиаду-2026.

В России эту новость восприняли смесью ликования и настороженности, приняв жесткие условия отбора и принципов нейтральности.

«Вопросов и пожеланий у наших международных коллег много, но они нас не пугают, мы со всем справимся. Для нас крайне важно одно – что мы будем участвовать в отборе. Все тонкости, которые есть, не так важны прямо сейчас», – настаивает глава нашей фигурки Антон Сихарулидзе.

Спортсмены и чиновники за рубежом допуск тоже оценили, причем (возможно, вы удивитесь) в основном спокойно. Хотя и они задали несколько вопросов, на которые российской стороне как можно быстрее нужно найти ответы.

Открыто против только одна страна – Украина. Она предложила свои условия

Однозначно отрицательно на новость отреагировала только Украинская федерация фигурного катания (УФФК). На их открытое письмо, как и на заявления некоторых других спортсменов, мы не можем дать ссылку из-за формулировок, нарушающих законы РФ.

Они возмутились тем, что решение о допуске приняли без консультации с УФФК, и потребовали вернуть отстранение. При этом все же одобрили участие в соревнованиях отдельных фигуристов, если они «в ясных и недвусмысленных выражениях» выскажут позицию и докажут, что не спонсируются российским правительством».

Второе условие Совету ISU – взять на себя ответственность за возможные конфликты между командами на турнирах.

Письмо опубликовали вскоре после выхода коммюнике, однако за прошедшие семь дней ISU так и не прокомментировал требования украинской федерации (по крайней мере, публично).

Предельно осторожно на это заявление отреагировал и Сихарулидзе: «Я опираюсь только на те документы, которые есть у нас из ISU. И пока на сегодняшний день позиция Международного союза не менялась, она остается. И мы будем ее придерживаться».

В поддержку не выступил никто, но есть спортсмены, готовые к встрече на турнирах

Трехкратная чемпионка мира Каори Сакамото без возражений приняла допуск главных соперниц. О решении ISU она узнала по ходу национального чемпионата, который в итоге выиграла (четвертый раз подряд).

«Глядя на последние новости о возвращении российских фигуристов, я хочу сделать все возможное, чтобы показать, насколько сильна Япония. Я надеюсь и дальше повышать наш уровень», – пообещала Каори.

Впрочем, она и прежде обозначала, что готова к встрече с российскими фигуристками.

«Когда они вернутся на международные соревнования после долгого отсутствия, я, возможно, буду в какой-то степени переживать, но думаю, что это станет для меня хорошим стимулом. Более того, это придаст мне настрой: «Я же не могу проиграть»», – слова Сакамото в мае 2024-го.

Среди национальных федераций помимо Украины о допуске высказались только в Союзе конькобежцев Германии (DEU). Без эмоций и агрессии.

«Я понимаю это решение. Мы восприняли его по-спортивному», – заверил Die Welt президент DEU Андреас Вагнер.

«Как спортивная страна, мы просто должны принимать все правила и концентрироваться на собственных результатах», – добавила спортивный директор Клаудия Пфайфер.

Немка Минерва Хазе, победительница двух финалов Гран-при в паре с Никитой Володиным, действительно сосредоточена на результате.

«Мы с самого начала говорили, что готовимся соревноваться c россиянами. Так что они могут возвращаться. Тогда, по крайней мере, никто больше не сможет говорить про турниры что-то вроде «если бы русские были там, тогда все было бы совершенно по-другому». Если они вернутся, то тогда мы сможем соревноваться полным составом.

Они никогда не были непобедимыми. Я думаю, мы доказали, что часто можем выступать, не совершая ошибок», – настроена она.

И как теперь выбирать фигуристов на Олимпиаду?

Двукратная чемпионка мира в парном катании Меган Дюамель при всей ее жесткости по отношению к российской сборной лояльно отнеслась к релизу.

«Я ознакомилась со всеми критериями и правилами допуска ISU и вижу, что это в какой-то степени справедливое решение.

Я не уверена в том, какие именно спортсмены смогут пройти квалификацию, учитывая все критерии допуска. Но меня это устраивает. Однако ISU своими правилами допуска затруднил российским спортсменам участие в соревнованиях», – обратила внимание Дюамель.

Условия действительно суровые, здесь подробный разбор

Особенно опасно то, что многие формулировки расплывчаты и могут трактоваться по-разному. Например, неизвестно, как проверят связи фигуристов с атлетами, отбывающими наказания за допинг. Ни сами участники квалификации, ни сопровождающий их персонал, согласно коммюнике, не должны соотноситься с дисквалифицированными спортсменами. Что именно вкладывается в этот критерий?

Ссылаясь на этот пункт, американский журналист Дейв Лиз усомнился в шансах Аделии Петросян поехать на отборочный турнир в Пекин: ведь она в команде Тутберидзе и еще год назад тренировалась на одном льду с Камилой Валиевой.

Лиз предложил в качестве одиночницы от России Елизавету Туктамышеву, а она не ответила категорическим отказом.

«Могу сказать, что в любом случае это радостная новость – что есть шанс поехать на Олимпиаду, пусть и по одной квоте. Теперь будет очень сложный момент выбора, кто же должен представлять нашу страну. Но это какой-то шажочек вперед, конечно. Могу ли я вернуться в связи с новыми обстоятельствами? Все возможно», – допустила Туктамышева.

А кто был за возвращение россиян раньше? Среди них даже главные соперники

Среди лидеров мирового катания есть и те, кто не комментировал сам допуск, но высказывался о возможном возвращении россиян прежде.

Никита Володин эту идею открыто поддерживал.

«У меня там много хороших друзей. С Сашей Галлямовым созваниваемся постоянно, он мой хороший друг. Дима Евгеньев! Я слежу за их выступлениями, они за моими. Мы друг друга поздравляем. Безусловно, мы их ждем на международной арене», – говорил он несколько недель назад.

Моральную поддержку нашим выражала победительница финала Гран-при Эмбер Гленн.

«Да, происходящее не вина российских фигуристов, сочувствую тем девушкам и парням, которые прилагают столько усилий, но ограничены в возможностях. И хотела бы им пожелать сохранить любовь к нашему спорту, стараться находить в себе способности к креативности, посмотреть, есть ли способ мотивировать себя на достижение более мелких целей. Надеюсь, что в будущем найдется решение», – говорила она осенью.

При этом и Володину, и Гленн отмена бана невыгодна. В женском и парном катании возвращение российских спортсменов, пусть всего по одному представителю/дуэту, существенно изменит расстановку сил. Командный олимпийский турнир для нашей сборной закрыт, а в индивидуальных соревнованиях наиболее высокие шансы на медали у России как раз в этих двух категориях.

Тренер Изабо Левито Юлия Кузнецова еще в 2022-м выступила против отстранения и рассказала, что они расстроились узнав о снятии россиянок с юниорского чемпионата мира.

«Это несправедливо. Никакие дети и никакие спортсмены здесь ни при чем. Тренеры в том числе, естественно. Мы просто исполняем свою работу, без разницы, где живем», – говорила тогда Кузнецова.

Впрочем, все эти слова сказаны до 20 декабря 2024 года. Пару недель назад никто не знал, в какой обстановке фигуристы начнут олимпийский сезон.

«Многие большие федерации не в восторге от этого решения. Снизу не было никакой инициативы. По моей информации, это влияние МОК, который довольно сильно давил на ISU и просил, чтобы все-таки нейтральные спортсмены из Беларуси и России участвовали в Олимпийских играх», – инсайд от Майе Багрянцевой.

Однако публично никто, кроме Украины, не выступил против. Возможно, еще не успели понять, как вести себя в новой реальности.

Мировая фигурка удивлена и недовольна допуском России: инсайды о важном решении ISU

В тексте представлены фрагменты интервью «Спорт-Экспрессу», «Матч ТВ», Sport24, The Skating Lesson, Nikkansports и Hochi

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Сергей Бобылев; instagram.com/meaganduhamel; Raniero Corbelletti/AFLO, Naoki Morita/AFLO/Global Look Press