Феерическое танго Петросян – символ новой эпохи
Не знаю, как смотрелась бы Аделия Петросян на фоне мировых топов – Каори Сакамото или Эмбер Гленн. Или в принципе на олимпийской арене – в тот момент, когда ставки предельно высоки. Из-за хороших новостей, подъехавших от ISU, об этом можно хотя бы фантазировать.
Но на фоне соперниц из России – при всем уважении к Горбачевой, Муравьевой, Садковой и Акатьевой – Петросян смотрится как девчонка из другого спорта.
Ее разгромная победа на чемпионате России, почти 30-балльный разрыв, вовсе не маркер низкого уровня конкурентов. И Садкова, и Горбачева в произвольной зашли на два ультра-си. Муравьева выдала, вероятно, самый эмоциональный прокат в карьере, безумно хороша была и Акатьева (пусть без квадов или трикселя).
Петросян каталась последней и будто обесценила все восторги, все «прекрасно», «потрясающе», и «великолепно». Разгром от Петросян – вовсе не в цифрах и «грибах» (судейских комплиментах команде Тутберидзе), как это часто бывает. Он в каждом шаге и в каждом эпизоде.
Если ее короткая программа выглядит как претенциозный объект современного искусства, то произвольная – старая добрая классика.
Аделия так молниеносно справляется с самыми сложными техническими элементами в начале (два квад-тулупа, один – в каскаде с двойным), будто извиняется: погодите, потерпите немного, я сейчас прыгну чисто, чтобы выиграть, а дальше будет самое интересное.
На этапе «а дальше», после самых важных прыжков, многие еле дышат – а у Петросян начинается начинается праздник. Всем было бы проще, обладай она таким распространенным, таким раздражающим багом типичной юной фигуристки, которой дается техника: будь она лишь попрыгунчиком.
Но это вообще не тот случай. В короткой программе подозреваешь это на поражающей воображение, фантасмагорической дорожке шагов, где на скорости света намешано столько хореографических ходов и украшений, что видео хочется поставить на скорость 0,25, чтобы все рассмотреть.
В произвольной же, когда не слишком отвлекающий от спорта ноктюрн Джона Батиста сменяет танго Астора Пьяццолы Yo syo Maria, ты наконец понимаешь, кто такая Петросян. После проката она и сама признается, что после двух квадов ей стало эмоционально легче. Это было заметно, как заметно всегда, когда такие фигуристы ловят кураж.
Остаток программы Петросян громит уровень всех, кто выходил на лед до нее, а заодно и, кажется, уровень сегодняшнего женского катания вообще.
Ни у кого нет таких вращений. Кажется, даже признанный король вращений этого века Стефан Ламбьель поаплодировал бы. Никто так интересно, сложно и почти по-трюкачески не заходит на прыжки.
Петросян будто воспринимает дорожку шагов как артистический перфоманс – в так сильно урегулированном, унифицированном фигурном катании их все менее интересно смотреть, но Аделия поднимает планку в район озонового слоя.
Она прекрасна по любому критерию – хоть по незначительной игре зубчиками коньков в акцент музыке, хоть по прямой спине, хоть по тому, как стремительно и четко двигаются в танго ее руки и тело.
Она действительно попадает в это головокружительное танго, в которое так легко не попасть, так легко испортить, так легко превратить в просто музыку, а не в программу – если быть недостаточно быстрой, недостаточно страстной, если недостаточно огня в глазах.
Но Петросян и ее танго заражают невероятным настроением, будто перекликающимся с новостью о возвращении фигуристов на международную арену. Будто снова можно смотреть в «завтра», будто впереди не кромешный мрак и разрушение, будто в будущем, а значит, и в настоящем, опять есть смысл.
Потому что на Олимпиаде, возможно, выступит эта талантливая девчонка – угодившая во время, где у многих нет будущего. Потому что роскошная G-Drive Арена в Омске – слишком маленькая трибуна для ее грандиозного перфоманса.
Музыка смолкает с финальным ураганным вращением, зал взрывается ревом и вскакивает, а Петросян дает волю эмоциям, сжимая кулаки.
Эта реакция раскрывает Аделию едва ли не больше, чем программы: она совсем не сдержанная.
Плевать, как принято; плевать, кто что подумает; плевать на этику – нельзя сдерживать радость победы. Скакнувший у Петросян адреналин добил аж до Этери Тутберидзе, подарившей свою самую широкую улыбку за все время. А обычно хорошо говорящая Аделия во флэш-интервью Алексею Ягудину от восторга плохо связывает слова.
Если кто-то и должен победить в главном виде на этом историческом чемпионате, прямо во время которого наша фигурка выходит из изоляции, то эта девчонка.
Все, что так часто есть в фигуристках Тутберидзе и в воздухе – нотки и символизм меланхолии, депрессии, неуверенности, трагизма и тревожности, экзистенциального кризиса и разочарования.
Все, чему так легко поддаться в эту эпоху.
Все, что так не подходит Петросян.
Все, чего совсем нет в ее программах (возьмите хоть прошлогоднего жизнеутверждающего Джексона) – оно будто выветрилось, ушло вместе с туманом, наваждением, грязным снегом – и остались лишь восторг, кураж и несколько минут счастья.
Эмоции захлестнули нашу фигурку: счастье Тутберидзе, кулаки Петросян и слезы Горбачевой
Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев
смотрелась бы шедеврально! В этом нет никаких сомнений.
А первый прыжковый элемент в ПП Аделии, триксель, забыли, Иван?) Да так, ерунда, прыжок) Не стоит и упоминания?