7 мин.

ISU разрешил пятерные так, что их нет смысла прыгать. Но есть те, кто все равно готов рискнуть

С этого сезона Международный союз катания на коньках (ISU) официально узаконил пятерные прыжки, присвоив им базовую стоимость. Пока рекордным по сложности элементом, исполнявшимся на соревнованиях, является аксель в 4.5 оборота, который покорился лишь одному фигуристу, — американцу русского происхождения Илье Малинину, действующему чемпиону мира. Давайте разбираться: каковы наши шансы увидеть пятерные в ближайшем будущем и кто может осуществить этот прорыв?

Историческое коммюнике №2656

Легализация пятерных прошла почти незамеченной. Мало кто обратил внимание на коммюнике №2656, тихо опубликованное на сайте ISU еще 1 июля. Этот документ, в основном состоящий из цифр и аббревиатур, — типовая «шкала стоимости» элементов. Такую выпускают перед началом каждого сезона. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось: в нынешнем году скучные таблицы с баллами и «галками», смахивающие на шпионскую шифровку, содержат революционное новшество!

Перед сезоном 2024/25 ISU впервые включил прыжки в 5 оборотов в «шкалу стоимости» элементов для одиночного и парного катаний.

Это означает, что пятерные можно исполнять на официальных соревнованиях. Правда, «расценки», которые установил для них ISU, вызывают сильное недоумение. У всех видов прыжков стоимость одинаковая — по 14 баллов. Ничего похожего на привычную линейку тройных или четверных, где элементы ранжируются по сложности, а лутц «весит» в 1.2-1.4 раза больше тулупа.

14 баллов — в принципе, рекорд. Таких дорогих элементов в фигурке до сих пор не было. Однако на самом деле это… очень мало.

Взгляните на таблицу. Разница в стоимости между тремя и четырьмя оборотами у всех типов прыжков превышает +5. А при переходе от четверных к пятерным — на порядок меньше, от 2.5 до 4.5. Разве не странно?

Похоже, здесь поработал какой-то скупердяй, навроде гоголевского Плюшкина. Особенно, если оценивать прибавку не в баллах, а в процентном соотношении.

А надбавки за исполнение элементов считаются как раз в процентах относительно «базы» — от снятия с нее 50% при худшей судейской оценке −5 за падение до добавления тех же 50% за идеальный прыжок на +5. И с 10-процентным шагом между соседними «плюсами» и «минусами»: +1 означает +10% к «базе», +2 соответствует +20% и т.д.

Когда 4.7 оборота дешевле, чем 3.75

Вот как это работает. Допустим, один фигурист классно, на +4, исполнил тройной тулуп. Ему полагаются 4.2 балла (базовая стоимость), умноженные на 1.4 (+40%), то бишь 5.88. Следом другой участник прыгает тулуп уже в четыре оборота с «базой» 9.5. Если он упадет, то получит меньше, чем за хороший тройной, — 4.75 (−50%), не считая балла штрафа. Зато приземленный и докрученный четверной автоматически становится выгодным — даже при грязном выезде с так называемым степ-аутом, за который ставят −3 и который, соответственно, приносит 6.65. Пусть на чуть-чуть, а все-таки больше тройного. «Чистый» же 4Т дает двукратное преимущество относительно 3Т.

А теперь попробуем провернуть ту же операцию на ступень выше — с четверным и пятерным тулупами, следуя новым правилам ISU. Что же у нас получится? Что 13.3 балла за 4Т, скрученный на +4, всего на 0.7 меньше «базы» 5Т.

Это означает, что малейшая помарка делает попытку небывалого, космического элемента бессмысленной.

Причем тулуп — это еще цветочки. В случае с более сложными прыжками прибавка становится совсем смешной. Если как следует порыться в пресловутом коммюнике, можно раскопать анекдотический факт: у пятерного лутца с недокрутом от 1/4 до 1/2 (5Lz<) базовая «цена» ниже, чем у четверного с недокрутом в 1/4 или меньше (4Lzq), — 11.2 против 11.5. Абсурд полный: лутц в 3.75 оборота стоит дороже, чем лутц в 4.7 оборота!

Пугливые чиновники и пропавший «кваксель»

Может создаться впечатление, что ISU подсовывает нам какую-то халтуру. Перед концом рабочего дня «на коленке» вписали в «сетку» пять раз по 14 баллов — и по домам. На самом деле, история со «жлобскими ценами» хорошо продумана и является частью долгосрочной политики.

ISU хочет, чтобы пятерных… просто не было. Чтобы они существовали исключительно на бумаге, но не на льду, не на реальных соревнованиях.

Чиновники боятся, что прыгать 5 оборотов будет слишком опасно — мол, если сделать их исполнение по-настоящему выгодным, могут посыпаться тяжелые травмы. Все это мы уже проходили. Сначала в парном катании, где в конце 2010-х сильно «зарезали» четверные выбросы с подкрутками, а потом и в одиночном. Не случайно Малинин, позапрошлой осенью поразивший мир акселем в 4.5 оборота, в последнее время отказывается от этого прыжка. В трех турнирах нового сезона он не заходил на «кваксель» ни разу. Какой смысл, если четверной лутц стоит всего на балл меньше (см. таблицу), а при исполнении во второй половине проката (плюс 10% к «базе») — так даже больше?

Споры о том, прав ли ISU в своей войне с многооборотными элементами, не прекращаются все эти годы. Только отвлекаться на них нам сейчас не с руки. Ограничусь констатацией: при таких правилах исполнять пятерные на регулярной основе вряд ли кто захочет. Овчинка не стоит выделки.

Но! Это не означает, что попыток сделать 5 оборотов не будет вовсе. Желающие скрутить их первым и тем самым войти в историю найдутся обязательно! Несмотря на то, что 14-балльная стоимость фактически превращает прыжок в рискованный одноразовый трюк.

Кто сделает это первым?

Каких-то пару лет назад тренер Алексей Мишин утверждал: чтобы освоить пятерные, фигуристам потребуются принципиально новые коньки — с «отрывающейся» пяткой, как у конькобежцев. Однако время, как это часто бывает, опровергает скептиков — даже таких маститых, как петербургский «Профессор». Сегодня мало кто сомневается, что ждать исторических 5 оборотов нам осталось недолго. Максимум до конца 2020-х, а может и того меньше — годика два-три.

Первая попытка прыгнуть пятерной прилюдно и без «удочки» датируется 2019 годом и принадлежит итальянцу Даниэлю Грасслю — дело было на шоу в Больцано. Из дальнейших атак упоминания заслуживают две, зафиксированные на видео, — обе с тренировок и обе от россиян. Марк Кондратюк зашел на квинт-сальхов в олимпийском Пекине в феврале 2022-го, Владислав Дикиджи сделал то же самое минувшей весной, в апреле, в родном Петербурге.

Два года назад попытка Марка Кондратюка исполнить на тренировке пятерной сальхов закончилась падением

Результат у всех троих получился одинаково отрицательным: сильный недокрут (минимум пол-оборота) и болезненное падение. После чего ни Грассль, ни наши Марк с Владом с пятерными больше не связывались — себе дороже. Зато Малинин, в свои 19 лет успевший освоить «кваксель» и разочароваться в нем, похоже, поставил себе новую цель — и уже подбирается к ней вплотную. Последний раз о пятерном Илью спрашивали в конце октября, после победы на американском этапе Гран-при ISU, и вот что он ответил:

«Предпочитаю не говорить о пятерных слишком много. Это то, что я хочу приберечь, — возможно, на следующий сезон. Но пока все выглядит многообещающе». 

Слыхали?! «Многообещающе»! Не знаю насчет следующего сезона, который, напомню, олимпийский — у Малинина и так хлопот будет полон рот, но вот сразу после… Скажем, осенью 2026-го, — почему нет? Судя по истории с акселем, у этого парня слова с делом не расходятся.

Хотя, признаться, держу «в уме» еще двух потенциальных рекордсменов из России: юниоров-ровесников Арсения Федотова и Льва Лазарева. Первому 15 исполнилось 27 сентября, второму — совсем недавно, 1 ноября. Эти чудо-пацаны с 12 лет щелкают четверные как орешки, а возрастной ценз ISU перерастут в начале следующего олимпийского цикла — летом 2027 года.

Источник: https://stavkinasport.com/malinin-gotov-risknut/