8 мин.

Фигуристы пробуют квинт-прыжки! Они бесполезны на турнирах, но причина побороться есть

Фигуристы «Хрустального» удивляют сверхсложными элементами не только в одиночном катании, но и в парном. 21-летний Даниил Бутенко исполнил на тренировке пятерную (!) подкрутку.

В ролике, опубликованном в телеграм-канале «Четверной бильман», фигурист предположительно катается с 12-летней китайской спортсменкой Сунь Юмэй, видео сняли на сборе в Китае.

Перформанс впечатлил и одновременно вызвал споры. Исполнить пятерной подкрут или выброс паре реальнее, чем одиночнику аналогичный прыжок. Но, например, чемпион мира Александр Галлямов не верит, что такие трюки можно интегрировать в программы.

«В качестве мотивации или спора этот элемент заслуживает огромного внимания, но в соревновательном плане, безусловно, это огромный риск и сомнительная история. Я уверен, что в нынешнем фигурном катании ни одна пара не сделает больше четверного подкрута».

И все же спортсмены периодически пробуют пятерные на тренировках.

Так зачем они рискуют здоровьем? И действительно ли в этих ультра-си нет смысла?

Пятерные требуют сверхусилий, но реальны для пар. Вероятно, с них, а не с одиночников стартует революция квинтов

О скором появлении пятерных на турнирах речь идет уже несколько лет. В марте 2023-го Ари Закарян (агент Ильи Малинина) объявил, что у американца квинт уже готов, и пригласил всех на тренировки в Вирджинию убедиться в этом.

В новом коммюнике Международного союза конькобежцев (ISU) даже появилась шкала стоимости прыжков в пять оборотов. Хотя этот шаг чиновники сделали, вероятно, не во имя новых рекордов, а лишь для того, чтобы сберечь имидж – не выставлять же в протоколе ноль за уникальный элемент, если он все-таки кому-то покорится.

В фигурном катании разрешили пятерные прыжки. Но это реформа ради чиновников, а не спортсменов

Таблицу стоимости расширили только для одиночников, хотя куда вероятнее, что первопроходцы найдутся в парном катании. Ведь пока ни один юноша, ни одна девушка не приземлили квинт чисто даже на тренировках, а Даниил Бутенко и Сунь Юмэй с этой задачей уже справились.

Если спортсмены правильно согласовывают движения по времени и направлению, а партнер предельно точно «сопровождает» действия партнерши, получаются идеальные условия. Вот как заслуженный тренер России, профессор Алексей Мишин объяснял это в книге «Биомеханика движения фигуристов»:

«При качественном выполнении подкруток в результате этого «сопровождения» резко возрастает эффективность движений партнерши, выражающаяся в увеличении высоты, длины полета и скорости вращения тела. Происходит своего рода «подкачка» энергии от партнера партнерше».

Наращивание высоты и скорости крутки как раз и позволяют увеличить число оборотов. Причем теоретически такие многооборотные элементы подвластны не только маленьким легким юниоркам.

Мишин установил, что соотношение веса у спортсменов имеет критическое значение в подкрутках типа лутц, где начальное вращение задает преимущественно партнер. В других видах вращение создается в ходе скольжения по дуге, поэтому чистая техника отталкивания у девушки гораздо более важна, чем ее параметры.

Одиночники же сами увеличивают скорость вращения и высоту.

Необходимо так подняться и так далеко пролететь, чтобы оставаться в воздухе минимум 0,75 секунды. Во время исполнения четверного среднее время полета 0,65-0,7 секунды. Но сложность не только в том, чтобы правильно взлететь и скрутить 1800 градусов. Нужно еще устоять на выезде, преодолев инерцию и перегрузки.

Исследователи университета Бригама Янга подсчитали, что при приземлении с тройных и четверных прыжков на колени и голеностоп фигуристов выпадает нагрузка в 5-8 раз превышающая их вес. В пятерных эти значения еще выше, а значит, и риск травм возрастает.

Прыжки в 5 оборотов: реально ли сделать и зачем нужна удочка?

Прогнозы на первый чистый пятерной: от «точно не при моей жизни» до «100% кто-то скоро сделает»

Некоторых специалистов не пугают риски при изучении квинтов. Тренер ЦСКА Сергей Давыдов уверен, что за ними будущее.

«Все пойдет в усложнение. Я года два назад говорил об этом. Теперь вот уже [четверной] аксель появился. 100% кто-то появится, кто скоро пятерной сделает», – предрекал Давыдов в 2022-м. Его ученик Лев Лазарев в 13 лет отрабатывал квинт и четверной аксель на полу. В программах ни один из этих элементов пока не появился.

Вице-чемпионка Олимпийских игра Александра Трусова тоже верит, что одиночникам по силам скрутить пять оборотов. Она и сама заходила на них на тренировках.

«Для этого нужна очень хорошая форма, очень хорошая подготовка. Я должна полностью тренироваться, ни на что не отвлекаться и учить этот прыжок, потому что это действительно травмоопасно», – предупреждала Саша.

А вот Алексей Мишин убежден, что время таких рекордов еще не настало: «Я думаю, что пятерной прыжок по отношению к четверному – это прыжок от 2,40 до 3 метров. Не побоюсь быть плохим пророком, но пятерной прыжок при моей жизни никто не сделает».

Хотя так же профессор говорил и о четверном акселе, уверяя, что для его освоения нужна новая, не известная ему методика. Не прошло и года, как Илья Малинин приземлил чистый квад-аксель на US Classic, а затем повторил это на турнирах еще семь раз.

Вице-чемпион России Петр Гуменник считает, что квинты возможны, но с уловками: «Возможно, увидим, но с маленькими хитростями. Если оторваться с половины оборота и приземлиться с разрешенным недокрутом».

У спортивных пар отношение к таким ультра-си иное. Александр Галлямов не сомневается, что они с Анастасией Мишиной освоили бы их, но смысла не видит.

«Конечно, Настя при большом желании может исполнить пятерной, но это огромный риск, игра не стоит свеч. Плюс, я всегда повторял и буду повторять, что сделанный пятерной на тренировке не стоит даже хорошо сделанного и качественного четверного на соревнованиях».

И он прав.

Действующие правила отбивают желание рисковать, но есть одна причина побороться за пятерной

Вне программ фигуристы регулярно заходят на квинты. Чемпион России Марк Кондратюк и двукратный чемпион мира Шома Уно пробовали сальхов на олимпийских тренировках в Пекине. Оба не докручивали и падали. Итальянец Даниэль Грассль решился на пятерной на шоу и тоже упал. Хотя, по словам Даниэля, у него уже была «неплохая попытка».

Серебряный призер ЧР Владислав Дикиджи тоже штурмовал сальхов, но пока ни разу не приземлил удачно.

«Был недокрут в пол-оборота и падение. Приходится больше сил вкладывать, понятное дело, чтобы был выше толчок. Я прорезал лед, сильно въедался в него ногой, не выталкивало меня по инерции, как обычно выталкивает на четверном», – объяснял он.

Рисковать с квинтами в программах при действующих правилах действительно неразумно: они не дают серьезного преимущества. Лутц в пять оборотов всего на 2,5 балла дороже четверного, хотя разница по потраченным силам колоссальная. Даже маленькая ошибка на выезде и минусовая оценка GOE уничтожат этот разрыв. Для сравнения между тройным лутцем и квадом заложено 5,6 балла, за которые уже можно побороться.

Парам еще сложнее. В выбросах и подкрутках важно не только количество оборотов, но и наличие черт сложности. В подкруте это шпагат партнерши, позиция в воздухе с рукой над головой, ловля руками сбоку талии и другие. Разницу в стоимости между, скажем, тройным 4-го уровня (6,0) и рискованным четверным 2-го (7,2) легко отыграть надбавками за более уверенное исполнение.

Китайцы Вэньцзин Суй и Цун Хань благодаря сверхтрудному подкруту на Играх-2022 в Пекине получили +1,4 к базе относительно соперников, но это был сумасшедший риск. Малейшая заминка на входе или в фазе полета нивелировала бы разницу или даже увела бы их в минус.

В следующем олимпийском цикле ставка на опасные элементы точно не впишется в концепцию ISU по развитию фигурного катания. Сократив количество прыжков и каскадов в произвольной (поправка вступит в силу с сезона-2026/27), чиновники поставили в приоритет хореографию и связки.

Сейчас единственная мотивация в работе с пятерными – возможность войти в историю. На фоне изменений в правилах такой рекорд выглядел бы особенно впечатляюще, ведь это свершение вопреки, как и многие великие достижения в спорте.

Так, может, сейчас самое время?

Наши фигуристы-парники умеют экстремальные вещи, но их тормозят правила. Почему?

В тексте использованы фрагменты из интервью Матч ТВ, Sport24, YouTube-каналу «Моховая, 9», «Первому каналу», «Чемпионату», «Р-Спорту», ТАСС, «Газете.ру», а также из учебника А. Н. Мишина «Биомеханика движений фигуристов» / М: Физкультура и спорт, 1981.

Фото: Gettyimages/Lintao Zhang / Staff, Minas Panagiotakis / Stringer; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня