Командник фигуристов все ближе к шоу и дальше от соревнований. Что удалось, а в чем провал?
Прошлый год показал: чтобы сохранить интерес к Кубку Первого канала, формат надо обновить.
Изменения напрашивались сразу в нескольких направлениях: подсчет баллов вместо позиций в турнирной таблице слишком рано убивал интригу, ведущие оттягивали внимание от участников, а противостояние капитанов после эмоциональной схватки Загитовой и Медведевой в премьерный год выглядело искусственным.
Организаторы заметно переписали регламент и даже в анонсах Кубка подчеркивали, что все правки внесены по просьбам фанатов. Что стало круче, а что еще нужно доработать?
Еще больше шоу: участников набирали с помощью СМИ и онлайн-голосования, юниорам разрешили соревноваться со взрослыми
В отличие от прошлого сезона, участников стало больше: добавилась третья команда, пригласили танцоров и юниоров. Последнее решение должно было добавить интриги в женском сегменте, но в итоге лишило мест на турнире Лутфуллина, Мозалева и Игнатова – со взрослыми конкурентоспособными парнями сейчас куда проще, чем с девушками.
Новинка с юниорами оказалась спорной: во-первых, свой командный турнир у них уже был, во-вторых, их программы заметно отличаются по контенту.
Если в короткой решить проблему было просто – детям разрешили прыгать взрослый набор – то в произвольной отсутствие дорожки стоило возможной победы Арсению Федотову. Преимущество Даниила Самсонова над ним и Львом Лазаревым составило около 5 баллов – эта разница легко перекрывается дорожкой четвертого уровня с неплохими, но не максимальными надбавками.
Приглашение участников по решению СМИ, болельщиков и федерации – классная инициатива, которую подвела реализация: очевидные накрутки в голосовании и нелогичный порядок отбора.
Неизвестно, во что поверить сложнее: в гигантские баллы Марии Агаевой, отрыв Макара Игнатова (который в итоге не попал на турнир) от третьего места или 70 000 персональных фанатов у Екатерины Мироновой и Евгения Устенко.
По логике первой должна была выбирать федерация: странно видеть в общих списках Муравьеву и Гуменника, которые отлично прошли сезон и пропустили Спартакиаду исключительно из-за болезни. Спасать их пришлось зрителям, что сильно снизило значимость их выбора, зато позволило организаторам отдать квоту одному из самых неочевидных кандидатов – Александру Самарину.
Хотя его попадание на турнир – тоже часть шоу, пожалуй, такое красивое прощание оправдывает легкую хитрость федерации. У заключительных в карьере прокатов особая магия: они могут не быть чистыми, технически сложными и даже победными, но пробирают так, будто это олимпийское золото с четверным акселем.
Оказывается, из нашей фигурки можно уйти красиво – без скандала, молчания или речи на Первом канале
Сейчас мало кто вспомнит, что Фернандес на своем последнем турнире чуть не проиграл тому же Самарину – зато у всех в ушах стоят крики толпы, провожающей его в кисс-энд-край. Амодио закончил финальный Евро на 4-м месте, но перед глазами – не его провал в короткой, а рыдающий на бортике Морозов после произвольной.
У Саши тоже получилась красивая точка – пожалуй, стоящая возможных преференций от любимой многими постановки карьеры на паузу.
Баттл элементов – главная находка организаторов: драйв от параллельных четверных и эстафеты не испортили даже невнятные правила
Выбор капитанов – очередная удача организаторов, хотя в начале сезона на место Елизаветы Туктамышевой, очевидно, планировалась Камила Валиева.
Временами, правда, казалось, что девушек просили выдавать гипертрофированные реакции: энтузиазм во время эстафеты и искреннее (пусть и не вполне цензурное) матерное восхищение Лизы Арсением смотрелось куда естественнее, чем некоторые ее же крики во время рядовых прокатов.
Куда меньше турниру повезло с ведущими: если к Алексею Ягудину вопросов нет, то Максим Траньков путался в правилах еще чаще, чем в именах участников.
Растерянность Транькова началась еще на жеребьевке – она в этот раз прошла в лофте с диджеем и неформальным дресс-кодом. Вместо того, чтобы доходчиво объяснить логику драфта в момент, когда Туктамышева начала звать на помощь организаторов, Максим молчал, трагично закатывал глаза и оживился, только когда пришел момент пошутить про потерянную мотивацию Алиева.
Неловкая жеребьевка фигуристов: Траньков высмеивал Туктика, а «красные» возмутили Загитову
Во время турнира Транькову тоже категорически не хватало собранности: в капитанском конкурсе он так и не смог выбрать одинаковый темп для чтения вопросов, в баттле элементов коверкал фамилии фигуристов, а в эстафете объяснял правила настолько путано, что даже сами участники не понимали, что им нужно делать.
Впрочем, само сокращение количества ведущих точно пошло на пользу: неловких интервью и затянутых пауз стало меньше.
Главное открытие турнира – баттл элементов в первый соревновательный день. Параллельные четверные лутцы принципиальных соперников Федотова с Лазаревым и синхронные квады Базылюк и Кондратюка – контент, который раньше был доступен максимум на шоу и показательных.
Соревнования по самым продолжительным твиззлам, поддержкам и тодесам, может быть, уступали в зрелищности стандартному прыжковому турниру, зато позволили увеличить вклад парных видов в общий результат.
Система подсчета очков, правда, оказалась своеобразной: как минимум в твиззлах стоило считать обороты, а не секунды на льду.
Эстафета капитанов – адаптация старого японского конкурса, в котором участвовали даже Медведева и Загитова (возможно, поэтому Алине он дался едва ли не проще всех). Слегка подпортили ее сумбур на льду и плохая съемка: участников на льду оказалось так много, что колышки постоянно падали, а в кадр попадали только отдельные спортсмены.
Куда зрелищнее было бы оставить этот конкурс капитанам и паре выбранных ими спортсменов – получилась бы проверка не только личных skating skills, но и тактических умений.
В центре – зрители: они ставили музыку на арене, писали записки спортсменам и даже влияли на результат
Пожалуй, самый нетипичный шаг для обычно закрытой федерации – сделать зрителей частью шоу.
Атмосфера на арене стала куда менее камерной, чем обычно: фанаты передавали послания командам через специальных почтальонов, заказывали диджею музыку (Букин под Максим – отдельный хайлайт дня) и чаще обычного попадали в кадр. Даже во время прокатов отдельно снимали не только тренеров и команды, но и взволнованных болельщиков.
Развлечения появились и в заливку: замбони готовили лед под живую музыку, а на трибуны запустили маскотов в масках с лицами фигуристов. Иногда казалось, что развлечений даже слишком много: записки не успевали читать, а их текст практически не пробивался в телетрансляцию, где поверх голоса ведущей комментировал Александр Гришин.
С фанатами связан и главный провал турнира – специальный конкурс, для которого на лед привели трех зрителей. Как их отбирали и была ли минимальная проверка на знание фигурного контекста (как выяснилось позже, это важно), в эфире не объяснили.
Первая же игра в «Крокодила» вызвала недоумение: капитаны не могли вспомнить свои составы, а мучения болельщиков, пытавшихся угадать в неловких подсказках спортсменов, чувствовались через экран.
При этом для победы в конкурсе достаточно просто назвать в рандомном порядке участников соответствующей команды – проверить, кого именно загадывали Щербакова, Загитова и Туктамышева, было невозможно.
Викторина смотрелась чуть живее, но слишком перекликалась с похожим раундом в рамках битвы капитанов. Наконец, полное фиаско – шнурование коньков на скорость, которое, кажется, задумывалось ради шутки Транькова про проблемы Артема Грицаенко с ботинком на чемпионате России.
Как еще один способ убить время в заливку такой формат, наверное, смотрелся неплохо. Но вряд ли судьбу серьезного турнира хотя бы в одном виде спорта может решить скорость реакции и мелкой моторики случайного человека с трибуны: за знание результатов ЕГЭ Щербаковой и навыки шнуровки раздавали баллы, сопоставимые с полноценными прокатами.
***
Два года поиска баланса между развлечением и серьезностью, кажется, не прошли даром: Кубок Первого канала, может быть, потерял в сложности, но стал куда ближе к хорошему шоу-турниру, чем раньше.
В ситуации, когда международные старты все дальше, а мотивация спортсменов – слабее, это точно не худший вариант.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Расклады фигурного командника: за счет чего выиграла Щербакова и кто подвел Загитову
Фото: 1tv.ru; РИА Новости/Алексей Даничев
Больше всего меня возмущает эта фраза: "Кубок Первого канала, может быть, потерял в сложности, но стал куда ближе к хорошему шоу-турниру". В какой сложности потерял кубок? 99% спортсменов выкладывались в своих программах, кто-то вообще лучший прокат сезона выдавал (а кто-то - и карьеры). Кто-то рыдал после неудачного проката больше, чем после личных соревнований. Поэтому именно в сложности и самих прокатах никаких потерь не было.
Их больше, это только про тех, кого лично я могу уверенно назвать, помня их баллы
Мне плевать, что они добавляют, пусть хоть конкурс хождения на руках по льду, но спортсмены выступают, они улучшаются, это самое главное. Так радостно, не передать словами