8 мин.

Командник фигуристов все ближе к шоу и дальше от соревнований. Что удалось, а в чем провал?

Прошлый год показал: чтобы сохранить интерес к Кубку Первого канала, формат надо обновить.

Изменения напрашивались сразу в нескольких направлениях: подсчет баллов вместо позиций в турнирной таблице слишком рано убивал интригу, ведущие оттягивали внимание от участников, а противостояние капитанов после эмоциональной схватки Загитовой и Медведевой в премьерный год выглядело искусственным.

Организаторы заметно переписали регламент и даже в анонсах Кубка подчеркивали, что все правки внесены по просьбам фанатов. Что стало круче, а что еще нужно доработать?

Еще больше шоу: участников набирали с помощью СМИ и онлайн-голосования, юниорам разрешили соревноваться со взрослыми

В отличие от прошлого сезона, участников стало больше: добавилась третья команда, пригласили танцоров и юниоров. Последнее решение должно было добавить интриги в женском сегменте, но в итоге лишило мест на турнире Лутфуллина, Мозалева и Игнатова – со взрослыми конкурентоспособными парнями сейчас куда проще, чем с девушками.

Новинка с юниорами оказалась спорной: во-первых, свой командный турнир у них уже был, во-вторых, их программы заметно отличаются по контенту.

Если в короткой решить проблему было просто – детям разрешили прыгать взрослый набор – то в произвольной отсутствие дорожки стоило возможной победы Арсению Федотову. Преимущество Даниила Самсонова над ним и Львом Лазаревым составило около 5 баллов – эта разница легко перекрывается дорожкой четвертого уровня с неплохими, но не максимальными надбавками.

Приглашение участников по решению СМИ, болельщиков и федерации – классная инициатива, которую подвела реализация: очевидные накрутки в голосовании и нелогичный порядок отбора.

Неизвестно, во что поверить сложнее: в гигантские баллы Марии Агаевой, отрыв Макара Игнатова (который в итоге не попал на турнир) от третьего места или 70 000 персональных фанатов у Екатерины Мироновой и Евгения Устенко.

По логике первой должна была выбирать федерация: странно видеть в общих списках Муравьеву и Гуменника, которые отлично прошли сезон и пропустили Спартакиаду исключительно из-за болезни. Спасать их пришлось зрителям, что сильно снизило значимость их выбора, зато позволило организаторам отдать квоту одному из самых неочевидных кандидатов – Александру Самарину.

Хотя его попадание на турнир – тоже часть шоу, пожалуй, такое красивое прощание оправдывает легкую хитрость федерации. У заключительных в карьере прокатов особая магия: они могут не быть чистыми, технически сложными и даже победными, но пробирают так, будто это олимпийское золото с четверным акселем.

Оказывается, из нашей фигурки можно уйти красиво – без скандала, молчания или речи на Первом канале

Сейчас мало кто вспомнит, что Фернандес на своем последнем турнире чуть не проиграл тому же Самарину – зато у всех в ушах стоят крики толпы, провожающей его в кисс-энд-край. Амодио закончил финальный Евро на 4-м месте, но перед глазами – не его провал в короткой, а рыдающий на бортике Морозов после произвольной.

У Саши тоже получилась красивая точка – пожалуй, стоящая возможных преференций от любимой многими постановки карьеры на паузу.

Баттл элементов – главная находка организаторов: драйв от параллельных четверных и эстафеты не испортили даже невнятные правила

Выбор капитанов – очередная удача организаторов, хотя в начале сезона на место Елизаветы Туктамышевой, очевидно, планировалась Камила Валиева.

Временами, правда, казалось, что девушек просили выдавать гипертрофированные реакции: энтузиазм во время эстафеты и искреннее (пусть и не вполне цензурное) матерное восхищение Лизы Арсением смотрелось куда естественнее, чем некоторые ее же крики во время рядовых прокатов.

Куда меньше турниру повезло с ведущими: если к Алексею Ягудину вопросов нет, то Максим Траньков путался в правилах еще чаще, чем в именах участников.

Растерянность Транькова началась еще на жеребьевке – она в этот раз прошла в лофте с диджеем и неформальным дресс-кодом. Вместо того, чтобы доходчиво объяснить логику драфта в момент, когда Туктамышева начала звать на помощь организаторов, Максим молчал, трагично закатывал глаза и оживился, только когда пришел момент пошутить про потерянную мотивацию Алиева.

Неловкая жеребьевка фигуристов: Траньков высмеивал Туктика, а «красные» возмутили Загитову

Во время турнира Транькову тоже категорически не хватало собранности: в капитанском конкурсе он так и не смог выбрать одинаковый темп для чтения вопросов, в баттле элементов коверкал фамилии фигуристов, а в эстафете объяснял правила настолько путано, что даже сами участники не понимали, что им нужно делать.

Впрочем, само сокращение количества ведущих точно пошло на пользу: неловких интервью и затянутых пауз стало меньше.

Главное открытие турнира – баттл элементов в первый соревновательный день. Параллельные четверные лутцы принципиальных соперников Федотова с Лазаревым и синхронные квады Базылюк и Кондратюка – контент, который раньше был доступен максимум на шоу и показательных.

Соревнования по самым продолжительным твиззлам, поддержкам и тодесам, может быть, уступали в зрелищности стандартному прыжковому турниру, зато позволили увеличить вклад парных видов в общий результат.

Система подсчета очков, правда, оказалась своеобразной: как минимум в твиззлах стоило считать обороты, а не секунды на льду.

Эстафета капитанов – адаптация старого японского конкурса, в котором участвовали даже Медведева и Загитова (возможно, поэтому Алине он дался едва ли не проще всех). Слегка подпортили ее сумбур на льду и плохая съемка: участников на льду оказалось так много, что колышки постоянно падали, а в кадр попадали только отдельные спортсмены.

Куда зрелищнее было бы оставить этот конкурс капитанам и паре выбранных ими спортсменов – получилась бы проверка не только личных skating skills, но и тактических умений.

В центре – зрители: они ставили музыку на арене, писали записки спортсменам и даже влияли на результат

Пожалуй, самый нетипичный шаг для обычно закрытой федерации – сделать зрителей частью шоу.

Атмосфера на арене стала куда менее камерной, чем обычно: фанаты передавали послания командам через специальных почтальонов, заказывали диджею музыку (Букин под Максим – отдельный хайлайт дня) и чаще обычного попадали в кадр. Даже во время прокатов отдельно снимали не только тренеров и команды, но и взволнованных болельщиков.

Развлечения появились и в заливку: замбони готовили лед под живую музыку, а на трибуны запустили маскотов в масках с лицами фигуристов. Иногда казалось, что развлечений даже слишком много: записки не успевали читать, а их текст практически не пробивался в телетрансляцию, где поверх голоса ведущей комментировал Александр Гришин.

С фанатами связан и главный провал турнира – специальный конкурс, для которого на лед привели трех зрителей. Как их отбирали и была ли минимальная проверка на знание фигурного контекста (как выяснилось позже, это важно), в эфире не объяснили.

Первая же игра в «Крокодила» вызвала недоумение: капитаны не могли вспомнить свои составы, а мучения болельщиков, пытавшихся угадать в неловких подсказках спортсменов, чувствовались через экран.

При этом для победы в конкурсе достаточно просто назвать в рандомном порядке участников соответствующей команды – проверить, кого именно загадывали Щербакова, Загитова и Туктамышева, было невозможно.

Викторина смотрелась чуть живее, но слишком перекликалась с похожим раундом в рамках битвы капитанов. Наконец, полное фиаско – шнурование коньков на скорость, которое, кажется, задумывалось ради шутки Транькова про проблемы Артема Грицаенко с ботинком на чемпионате России.

Как еще один способ убить время в заливку такой формат, наверное, смотрелся неплохо. Но вряд ли судьбу серьезного турнира хотя бы в одном виде спорта может решить скорость реакции и мелкой моторики случайного человека с трибуны: за знание результатов ЕГЭ Щербаковой и навыки шнуровки раздавали баллы, сопоставимые с полноценными прокатами.

***

Два года поиска баланса между развлечением и серьезностью, кажется, не прошли даром: Кубок Первого канала, может быть, потерял в сложности, но стал куда ближе к хорошему шоу-турниру, чем раньше.

В ситуации, когда международные старты все дальше, а мотивация спортсменов – слабее, это точно не худший вариант.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Расклады фигурного командника: за счет чего выиграла Щербакова и кто подвел Загитову

Фото: 1tv.ru; РИА Новости/Алексей Даничев