Наш топ-тренер вернулась после 30 лет в США. Набирает дуэты в академии Плющенко и приручает Ангелопола
Этой зимой академия «Ангелы Плющенко» расширилась: теперь под руководством Евгения и его команды работают не только одиночники. Танцевальное отделение возглавила чемпионка Олимпиады-1980 Наталья Линичук. И это большое возвращение.
Она почти 30 лет работала в США, привела к пьедесталу чемпионатов мира и Игр шесть пар, ушла в тень после Ванкувера-2010, а год назад вернулась в Россию, чтобы собрать новую группу.
Соперничала с Пахомовой и Горшковым, подготовила 10 чемпионов мира, со скандалом рассталась с главными звездами
Наталья Линичук с партнером Геннадием Карпоносовым вошла в мировую элиту танцевальных дуэтов еще до того, как этот вид фигурного катания включили в программу Олимпийских игр. Они тренировались в Москве у Елены Чайковской и впервые попали на пьедестал чемпионата мира в 1974-м – взяли бронзу.
Наталье тогда было 18 лет, на международных соревнованиях правили мэтры Людмила Пахомова и Александр Горшков, а за медали с ними на протяжении нескольких сезонов боролся еще один советский дуэт – Ирина Моисеева и Андрей Миненков.
Все эти пары стояли у истоков нового стиля в танцах: более сложного технически (с обилием шагов, поддержек, вращений) и разнообразного по палитре образов – с программами не только под классику, но и народную музыку. Эти изменения запустили еще Пахомова и Горшков, а новое поколение подхватило.
На Играх-1976, когда танцы только включили в олимпийскую программу, Линичук и Карпоносов остались 4-ми, но с того момента закрепились в европейском и мировом топ-3. На их счету два золота, серебро и две бронзы чемпионатов мира, 8 медалей Евро и – вершина карьеры – победа на Олимпиаде-1980 в Лейк-Плэсиде.
В 1981-м Наталья и Геннадий завершили спортивную карьеру и поженились. Линичук вела на советском телевидении «Ритмическую гимнастику», а тренерством, по ее словам, заниматься тогда даже не планировала. Позже они с мужем все-таки набрали группу. А в 90-е вместе с учениками перебрались в США.
«Финансирование остановилось. Костюмы, врач, массажист – все это мы себе позволить не могли. Потому, когда нам с Наташей поступило предложение от американцев, мы согласились – при условии, что в США поедут и наши пары.
Речь шла о работе в центре на базе Университета штата Делавер. Никто из нас не платил за жилье, лед, медстраховку. Мы получили условия, благодаря которым Грищук и Платов стали олимпийскими чемпионами, а Крылова/Овсянников и Лобачева/Авербух выиграли чемпионат мира», – рассказывал Карпоносов.
Помимо этих трех дуэтов они подготовили еще с десяток титулованных фигуристов: Албену Денкову/Максима Ставиского, Оксану Домнину/Максима Шабалина, бронзовых призеров чемпионата мира Галит Хайт/Сергея Сахновского.
А еще тренировали Татьяну Навку с Николаем Морозовым и Анну Семенович с Романом Костомаровым, из которых позже в группе Александра Жулина образовалась пара Навка/Костомаров.
Оксана Грищук и Евгений Платов после четырех лет успешных выступлений с Линичук перешли к Татьяне Тарасовой и выиграли вторую Олимпиаду. Уход от прежних наставников они объяснили тем, что тренеры уже переключились на новых учеников (Анжелику Крылову и Олега Овсянникова), а с ними работать не хотят. Линичук назвала эти доводы «ерундой» и жаловалась:
«Оксана и Евгений были очень сложной парой. Они невероятно талантливые, и им реально не было в этом равных. Не знаю даже, есть ли такие спортсмены сейчас. Но дело в том, что после Игр в Лиллехаммере ребята заканчивали со спортом каждые две недели».
Недопонимание с тренером возникло и у Навки. До Морозова она уже тренировалась с Костомаровым, но пары перетасовали.
«Наталья Линичук разбила наш дуэт, она уговорила Романа встать в пару с Анной Семенович. Я времени не теряла и родила дочку, но очень переживала и расстраивалась. Я очень благодарна и Роману, и Линичук, что у меня родилась дочка, была безумна счастлива, но потеряла все надежды стать олимпийской чемпионкой. Роман потом позвонил, извинился, сказал, что сделал глупость, мол, давай тренироваться», – вспоминала Татьяна.
Многие спортсмены приезжали к советским специалистам в Делавер на консультации. Среди них Маурицио Маргалио и Барбара Фузар-Поли, которая сейчас тренирует ведущие итальянские дуэты, в том числе вице-чемпионов мира Шарлен Гиньяр и Марко Фабри.
Как Линичук приняли у Плющенко: Ангелопол рассказывает о полном доверии
После сезона-2009/10 Линичук практически не появлялась на крупных турнирах, но по-прежнему тренировала. В 2014-м распался их тандем с Карпоносовым. Они развелись, Геннадий вернулся в Россию, а Наталья осталась в США с дочерью и внуками.
«В какой-то момент начинаешь понимать, что вообще-то надо начинать делиться опытом и знаниями с более молодым поколением тренеров. Появилось желание стать более спокойной в работе, что ли. Но при этом я продолжала делать то же самое, чем занималась всегда. Ощущение себя как тренера не уходит из сознания никогда в жизни. Это уже на уровне генетики», – объясняла она.
В январе 2023-го Линичук приехала на Кубок Первого канала и объявила, что набирает фигуристов. Ранее по этому же пути – переезд в Россию после 20 лет работы в США – прошла ее ученица Анжелика Крылова. Теперь ее группа одна из самых заметных в российских танцах на льду.
Почти через год после возвращения Линичук открыла отделение на новом катке «Ангелов Плющенко» – и сразу полюбила это место за «интеллигентную, тактичную обстановку». Туда уже перешли Валерий Ангелопол, Ярослава Воробьева и Георгий Цымбалов (все трое ушли от Крыловой), Арина Ушакова и Александра Шинкаренко.
В академии Линичук занимается не только с танцевальными парами, но и с одиночниками, в том числе вице-чемпионкой России Софьей Муравьевой. По словам фигуристки, это «добрейший человек» и ее упражнения очень помогают.
Восторженно рассказывают о новой методике и другие фигуристы академии:
«Наталья Владимировна внесла в наш тренировочный процесс катание с хулахупом, с шайбами, с чехлами. Например, ты катишься, а хулахуп в руках наверху. Либо ты берешь его в руку и уводишь за спину, а вторую как-то по-особенному держишь. Упражнения для осанки. В группе Светланы Ляпиной мы вставали зубцом на шайбу, а теперь шайба у тебя на плечах, на голове, чтобы ловить баланс», – делился Ангелопол, заверив, что доверяет новой наставнице полностью и выполняет все ее указания беспрекословно.
Старшее поколение воспитанников, Крылова и Ставиский, описывают тренера как интеллигентную, но жесткую и принципиальную женщину, умеющую «переломать характер любого взбрыкнувшего мальчика без всяких проблем».
Линичук говорит, что готова принять фигуристов с любым опытом и разрядом, потому что сейчас они с Плющенко «создают школу». Судя по всему, «Ангелы» планируют конкурировать в России и в этом виде, хотя некоторые коллеги относятся к этому скептически, и на то есть причины.
Линичук не было в топе очень долго. Это проблема?
Линичук не выводила фигуристов на крупные соревнования почти 13 лет.
С того момента в танцах на льду началась новая эра: сменилось несколько поколений спортсменов, появилась и захватила мировое лидерство монреальская академия, в корне изменились правила. Больше нет обязательного танца – третьего вида программы, который сохраняли до сезона-2010/11 – и паттерна – элемента, который как ни один другой определял уровень мастерства пары.
Илья Авербух предположил, что вернуться после такой долгой паузы Линичук будет тяжело:
«Я помню, какой огромный внутренний потенциал у Натальи Владимировны, она всегда трудоголик от мозга до костей, просто фанатик своего дела. Поэтому я был удивлен, что такое вот «затишье», что не появляются новые ученики. Потому что мне казалось, что это будет бесконечно, как у Тамары Москвиной, как у Алексея Николаевича Мишина.
Пожелаю удачи. Скепсис есть объективный, посмотрим. Конечно, войти в танцевальное сообщество достаточно сложно».
В российских танцах сейчас крепче всего выглядит группа Александра Жулина. Туда в межсезонье перешли вице-чемпионы Европы Александра Степанова/Иван Букин и чемпионы России Елизавета Худайбердиева/Егор Базин. Там же тренируются призеры национального Гран-при Елизавета Шанаева/Павел Дрозд и Софья Тютюнина/Матвей Грачев – итого едва ли не треть турнирной таблицы на внутренних стартах.
Приезд Линичук в Москву Жулина комментировать многозначительно не стал. «Я не разговариваю об этом человеке. Вообще».
Помимо Крыловой и Жулина большие группы тренируют Денис Самохин, Александр Свинин и Ирина Жук, Елена Соколова. Конкурентов много, даже несмотря на то, что в межсезонье распалась половина пар, выступавших на прошлогоднем чемпионате России.
Впрочем, Линичук заверила, что сейчас ее главная задача не набирать титулы, а передать знания подрастающему поколению:
«Может быть, кто-то действительно видит смысл жизни в количестве завоеванных медалей, но это не моя позиция. Более того, я никогда не ставила перед подопечными задачу выиграть во что бы то ни стало, скорее выжать здесь и сейчас максимум из себя, продемонстрировать все свои возможности».
Демонстрировать свои возможности дуэты Линичук будут, вероятно, уже в следующем сезоне.
«Когда критикуешь, никто с тобой не здоровается». Что не так с нашими танцами
В тексте использованы фрагменты интервью «Аргументам и фактам», РИА Новости, RT, Sport24 и «Спорт-Экспрессу»
Фото: Gettyimages/Anton Want / Staff; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Родионов, Екатерина Чеснокова
Будет удивительно, если из этого выйдет что-то большее, чем обычное сотрясание воздуха. Переживаю только за Арину. Хотелось бы, чтобы она сиогла вернуться к соревнованиям.
Любопытно будет понаблюдать за тем, как будут развиваться события с приходом Н.Линичук к Плющенко..
Кстати, с удовольствием посмотрела выступление Линичук-Карпоносов, реально с удовольствием!
В те годы каждое выступление было запоминающимся.
После 2014 танцы для меня в основном, не интересны, похожие программы, музыка, да и костюмы. Через пару лет и не вспомнишь, кто и что катал. Ну, за редким исключением.
А вот танцы тех лет помнятся, как наяву, хотя я тогда была маленьким ребенком, но смотрела во все глаза и.. помню.
что там Линичук подхватила? весьма средняя пара была, и если бы не влияние Чайковской, не видать им никаких медалей. золото ЛК на ОИ - это позор просто.
ну и в целом, пост, конечно, ни о чём. автор угадывается с первых строк.