Главное о суде по Валиевой: какой срок грозит, какие награды она потеряет и какое решение уже вынесено?
Слушания по делу Камилы Валиевой пройдут в Спортивном арбитражном суде (CAS) с 26 по 28 сентября.
Окончательное решение не вынесут сразу – потребуются недели или даже месяцы. Но примерно понятно, что грозит Камиле.
Ниже – все по пунктам.
Какое решение уже есть?
Формально Валиева уже наказана. В январе дисциплинарный комитет РУСАДА признал, что Камила совершила нарушение антидопинговых правил, но не по своей вине или халатности. Поэтому дисквалификация ей не полагается, но вот результат на ЧР в декабре-2021 (когда сдана та самая проба) аннулирован – Валиева лишилась золота, которое перешло к Александре Трусовой.
Все остальные медали (в том числе – командное золото Пекина-2022 и золото ЧЕ-2022) условно у спортсменки. Условно, потому что олимпийского награждения не проводилось, и медалей нет ни у одной сборной.
Однако наказание от дисциплинарного комитета РУСАДА не понравилось никому – WADA, ISU и даже само РУСАДА подали апелляции в CAS.
А теперь разберем подробно, чего же хочет каждая из сторон.
Чего хочет РУСАДА?
Здесь самые мягкие требования. Фактически апелляция РУСАДА формальная – таким образом агентство получило право присутствовать в суде.
РУСАДА хочет, чтобы CAS признал Валиеву виновной, при этом вину (или халатность) считает незначительной. Санкции за это «могут включать выговор или ограничиваться им».
Вообще, согласно кодексу WADA, если спортсмен доказывает в суде, что его вина незначительна, ему как минимум выносят выговор. Но как максимум все же грозит два года дисквалификации – так что даже если CAS встанет на сторону РУСАДА, Камила все равно может получить отстранение.
Чего хочет ISU?
Здесь уже серьезнее: Международный союз конькобежцев (ISU) требует дисквалификации от двух до четырех лет с 25 декабря 2021 года (со дня сдачи положительной пробы).
Интересно, что ISU настаивает именно на ретроактивной дисквалификации: если Камиле дадут, например, два года, то уже к январю 2024-го срок истечет и она сможет соревноваться.
С началом отсчета дисквалификации все сложно: обычно ее считают от даты вынесения решения (для Камилы это, наверное, будет означать конец карьеры), но в некоторых случаях считают от момента нарушения правил – такое бывает, когда рассмотрение дела сильно затягивается.
Вариант вполне реальный и, можно даже сказать, компромиссный. Но наград Валиева лишится – и золота Олимпиады, и золота Евро. А еще – всех результатов прошлого сезона.
Чего требует WADA?
То же самое, что и ISU, только жестче – 4 года дисквалификации от 21 декабря 2021 года. В таком случае Валиева сможет вернуться только под конец 2025-го.
Требования очень суровые, у позиции ISU куда больше шансов на победу, к тому же Камиле может помочь статус защищенного лица (об этом ниже).
Результаты, разумеется, тоже аннулируют.
А как же МОК?
МОК в суд подавать не стал – оказалось достаточно апелляций от WADA, ISU и РУСАДА.
За ситуацией МОК следит, но повлиять на нее уже не сможет – решение CAS будет окончательным.
Статус защищенного лица поможет?
Во время Олимпиады-2022 в Пекине Валиевой еще не было 16 лет, а это значит, что она находилась в статусе «защищенного лица».
Когда такие спортсмены нарушают правила, то их имя не должно разглашаться до вынесения итогового решения, а детали дела должны быть закрыты от публики. Но это на бумаге – на самом деле вся информация о Камиле всплыла еще во время Олимпиады.
К тому же нарушение правил защищенным лицом автоматически приводит к расследованию в отношении его окружения: тренеров, врачей и так далее.
Валиева идет в суд как «защищенное лицо». Чем ей поможет этот статус?
Но в плане санкций статус защищенного лица ничего не меняет. Пункт Всемирного антидопингового кодекса 10.6.1.3: «Если нарушение антидопинговых правил, не связанное с субстанцией, вызывающей зависимость, совершенно Защищенным лицом, и спортсмен может доказать незначительную вину или халатность, что наказание должно составлять выговор без срока дисквалификации как минимум, и два года дисквалификации максимум в зависимости от степени вины».
Ровно то же самое, что и для обычного спортсмена.
Но есть и плюс: в отличие от взрослого спортсмена, защищенное лицо не обязано показывать, как именно препарат попал в его организм. Выходит, что доказать незначительную вину или халатность Валиевой будет проще.
И еще – когда суд определяет степень вины, то статус защищенного лица тоже имеет значение. В таком случае санкции могут смягчить. Но жестких правил нет – все на усмотрение CAS.
Какие награды отберут?
Важно – на какой бы срок ни дисквалифицировали Валиеву, наград она все равно лишится. Все медали останутся у нее только в случае полного оправдания, но это почти нереально.
Так что же она потеряет?
• золото чемпионата России-2022;
• золото чемпионата Европы-2022;
• золото командного турнира Пекина-2022.
Если Камиле дадут год дисквалификации, то тогда минус еще медали:
• золото первого этапа Гран-при России-2022/23;
• золото третьего этапа Гран-при России-2022/23.
А если дисквалификация будет больше года, то потеряет еще и вот это:
• серебро чемпионата России-2023;
• серебро финала Гран-при России-2022/23.
Придется отдать не только медали, но и призовые – как минимум 3,25 миллиона рублей (которые она заработала на Гран-при и чемпионате России в прошлом сезоне). Впрочем, это только в том случае, если Камила захочет вернуться на соревнования – иначе возвращать деньги ее никто не заставит.
Кстати, золото чемпионата России по прыжкам может остаться у Камилы при любых раскладах – статус турнира до сих пор непонятен, его нет в регламенте Всероссийских соревнований ФФКР на год, так что, вполне возможно, под санкции он не попадет. Как и турнир по шоу-программам, но там Валиева была только 10-й.
А оправдать ее могут?
Да, но вариант только один: если Камила докажет отсутствие вины или халатности.
Вот что это значит по правилам WADA: спортсмен не знал, не подозревал и не мог объективно подозревать даже при проявлении крайней осторожности о том, что использовал/ему назначили запрещенный препарат.
Реально ли это доказать?
Опять же – Валиевой будет чуть проще, потому что защищенному лицу не нужно показывать, как именно препарат попал в его организм.
Но позиция «я не знаю, как это случилось» тоже ни к чему хорошему не приведет – нужны рабочие версии, чтобы убедить судей.
После интервью врача Валиевой вопросов только больше. Неужели дедушка Камилы ни при чем?
Что с золотом командника Пекина-2022? Точно отнимут?
По сути, при любом сроке дисквалификации Камила лишится олимпийского командного золота. Но вот с остальной командой вопрос открытый (вместе с Валиевой выступали Марк Кондратюк, Анастасия Мишина/Александр Галлямов и Виктория Синицина/Никита Кацалапов).
В командных видах спорта всю сборную могут лишить медалей только в том случае, если на допинге попались больше двух участников.
Командный турнир в фигурном катании, несмотря на название, командным видом спорта не является. Тут, скорее, можно провести аналогии с эстафетой в биатлоне или лыжах: попался один, а пострадал весь состав.
Здесь в дело вступает примечание к статье 9 Кодекса WADA: «В тех видах спорта, которые не являются командными, но награждаются команды, аннулирование или другие дисциплинарные меры по отношению к команде, в которой один или несколько участников нарушили антидопинговые правила, будет происходить в порядке, предусмотренном действующими правилами Международной федерации».
Проще говоря – судьбу медалей решит ISU, а не CAS. Но шансы на то, что золото оставят России, крайне невелики.
Свежие детали суда по Валиевой: дело ведет лучший адвокат США, а у Камилы очень необычные требования
Фото: Vladimir Baranov/Globallook Press, Kenjiro Matsuo/AFLO, Yohei Osada/AFLO, Maksim Konstantinov/Global Look Press, Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press; East News/Dimitar DILKOFF / AFP
Но свою позицию все равно показали этим фото.
Знание и соблюдение антидопинговых правил это обязательная часть работы каждого спортсмена.
Ситуация неприятная, но эти риски были сразу понятны, как только Ками пошла в сезон. Эмоции тут ни при чем.