Когда ждать решения суда по Валиевой? Даты слушаний теперь известны, а вот арбитров не раскрыли
Дело Камилы Валиевой близко к завершению – наконец-то назначены даты заседания в Спортивном арбитражном суде (CAS).
Что еще нового и когда ждать решения?
Немного предыстории: как дошло до суда?
Кратко о том, что привело к суду.
Валиева сдала положительную пробу на триметазидин во время победного чемпионата России в Санкт-Петербурге (декабрь-2021). Но из-за проволочек с проверкой в лаборатории Стокгольма результат стал известен только по ходу Олимпиады в Пекине (февраль-2022).
К тому моменту Камила выиграла Евро и взяла золото вместе со сборной в олимпийском команднике. Из-за подвисшей ситуации с Валиевой МОК до сих пор не провел церемонию награждения и не вручил медали всем призерам того турнира – ведь не ясно, останется ли титул у России.
Дело Валиевой разбирало РУСАДА, так как Камила сдала пробу на национальном турнире. В агентстве тянули с решением (WADA, устав ждать, даже подало иск в CAS), только в январе-2023 дисциплинарный комитет РУСАДА вынес вердикт: Валиева невиновна, но ее победа на ЧР аннулирована.
Такое решение не понравилось WADA, ISU и даже самому РУСАДА (да-да, дисциплинарный комитет – отдельная и независимая часть агентства). Три организации подали апелляции в CAS, и запросы у них разные.
1) РУСАДА требует меньше всего. В агентстве считают, что Валиеву надо признать виновной и наложить «соответствующее наказание, которое может включать в себя или ограничиваться выговором». Проще говоря – в этом случае для Валиевой ничего не поменяется, она также сможет выступать в обычном режиме.
2) ISU добивается дисквалификации Камилы на срок, который определит CAS (начиная от 25 декабря 2021-го), а также аннулирования ее результатов, достигнутых в этот период. Плюс CAS должен решить, что же делать с медалями командного турнира в Пекине – останется золото у России или нет?
3) У WADA самые жесткие требования – дисквалификация Валиевой на 4 года и аннулирование всех результатов с 25 декабря 2021 года. Если суд решит именно так, то Камила потеряет не только победу на ЧР, но и золото Евро-2022 и, конечно, золото командного турнира Олимпиады. Вместе с ней медалей Игр лишатся Анастасия Мишина – Александр Галлямов, Виктория Синицина – Никита Кацалапов и Марк Кондратюк.
CAS объединил три апелляции в одну – из рассмотрят вместе.
Что будет в суде?
Слушания назначены на 26-29 сентября, пройдут в закрытом формате в Лозанне. Впрочем, некоторые свидетели, эксперты и даже стороны могут выступить по видео.
Спортивный юрист Анна Анцелиович допускает, что сама Валиева не появится на суде: «Ей 17 лет. Поэтому ее интересы должны быть представлены либо законными представителями, либо кем-то, кому будет выдана доверенность на предоставление ее интересов. Она сама выбирает форму своего участия. Может не участвовать, доверившись профессиональной помощи, может участвовать дистанционно по Zoom.
Но, конечно, юристами, представляющими обвиняемое лицо, приветствуется личное участие с тем, чтобы донести свою позицию и чтобы арбитры видели, о судьбе кого идет речь».
Арбитры на дело назначены – одного выбрали истцы, одного защита, а главу комиссии назначили в CAS. Их имена неизвестны – в суде отметили, что не раскроют личности арбитров «чтобы защитить целостность разбирательства».
Когда ждать решение?
Увы, нет даже приблизительного ответа. Вот что говорят в CAS: «На данном этапе невозможно указать, когда будет объявлено окончательное решение».
Его могут вынести как через месяц после слушаний, так и через полгода.
Хотя Анцелиович думает, что арбитры постараются сделать все быстрее: «Я думаю, вполне реалистично, что решение будет до конца года. Поторопить с этим стороны арбитров потенциально не могут, если не заключено соглашение между сторонами, например, по вынесению решения в определенный срок.
Учитывая общественный резонанс, думаю, до конца года решение, скорее всего, будет вынесено».
После вердикта CAS любая сторона имеет право оспорить его в Федеральном суде Швейцарии, но на практике шансов у такой апелляции нет – там рассматривают только нарушения в ведении самого судебного процесса, чисто технические моменты.
Что говорят в мире?
В МОК рады, что дело сдвинулось: «Мы продолжаем следить за развитием событий и теперь находимся на шаг ближе к окончательному решению, которого так ждут спортсмены.
Что касается проверки, проведенной вне Олимпийских игр, но повлиявшей на результаты командного турнира по фигурному катанию и индивидуальных соревнований на зимних Олимпийских играх 2022 года в Пекине, МОК надеется, что дело будет рассмотрено как можно скорее.
Это также в интересах всех участников, особенно спортсменов, которые еще не смогли получить свои медали Игр. Только завершение дела [Валиевой] позволит Международному союзу конькобежцев определить окончательные результаты командных соревнований по фигурному катанию на этих Играх, а МОК – принять решение о распределении медалей».
Депутат Госдумы Светлана Журова надеется, что на итоги дела не повлияет политика: «Разбирательство должно быть отделено от политики и не иметь отношения к СВО. Если судьи профессионалы, они должны не принимать во внимание те моменты, которые происходят в политическом плане. Арбитры должны быть такими. Как будет на самом деле – посмотрим.
Они понимают, что те цели, которые у них изначально были уже достигнуты. Убрали девочку, довели до состояния, в котором она не показала результат, который могла. Теперь остается только наблюдать и надеяться, что они объективно рассмотрят это дело.
Тем более, в мире уже подзабыли эту историю, и, может быть, она уже не так интересна. Там много но, одно дело, если бы у нее нашли анаболические стероиды, была бы другая история. А когда вот такая супермини-доза, она действительно может попасть откуда угодно. Тут много нюансов».
А в США до сих пор ждут медалей командного турнира – не важно, какого достоинства. Их команда заняла второе место в Пекине, но теперь может получить и золото.
«По прошествии времени иногда кажется, что всего этого не было. Когда думаешь об этом, трудно удержаться от эмоций, от грусти по поводу всей ситуации и того, насколько долго рассматривается дело», – сказала Мэдисон Чок.
«Вы хотите пересечь финишную черту и получить награду за гонку, за то, чего вы достигли в этот момент. Восклицательный знак не должен ставиться через десять предложений или в следующем абзаце.
Томас Бах (глава МОК) заверил нас, что, когда все решится, они сделают все возможное, чтобы организовать медальную церемонию, соответствующую нашим ожиданиям. На что мы ответили: «Мы бы хотели, чтобы это было вчера».
Если бы я мог что-то изменить в антидопинговом движении – то это было бы улучшение прозрачности и временных сроков. Карьера спортсмена коротка, мы мыслим четырехлетними олимпийскими циклами, а прошло уже почти два года. Очень жаль, что этот момент так и не наступил, и спустя столько месяцев все еще нет никакого завершения или решения», – отметил Эван Бейтс.
Еще один жест американских фигуристов, участвовавших в командном турнире: они отдали в музей пустые футляры для медалей – в честь 500-дневного юбилея ожидания.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Павел Бедняков; globallookpress.com/Chen Junxia/Keystone Press Agency, Mauro Scrobogna/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Catherine Ivill / Staff, Ezra Shaw / Staff
Суд указал, что попытка оправдания срыва сроков коронавирусом в лаборатории являются проблемами самой ВАДА и правового значения не имеют и что этот срыв лишил защиту возможности и нормально подготовиться и проверить вовремя на загрязненность то, что спортсменка легально принимала и указывала (супрадин, гипоксен и Л-карнитин).
Без политики и вопрос результатов командника был бы решен окончательно тогда же потому что согласно Кодексу WADA не лишают очков за командное выступление в случае допинг-пробы, взятой за пределами «соревновательного периода», а в этом случае положительная проба получена вне соревновательного периода ОИ. Только если бы ВАДА доказала, что допинг мог повлиять на результаты соревнований, можно применять п.11.2.1 и п. 11.2.3 Кодекса WADA по лишению очков участника команды, у которого обнаружен допинг. НО панель указала, что ISU/МОК/WADA не оспаривают тот факт, что к моменту ОИ невозможно продолжение воздействие препарата на спортсмена и поэтому допуск Валиевой к соревнованиям не создал преимуществ перед другими спортсменами. МОК совершенно не озаботился какой-либо аргументацией, но воспользовался своим исключительным правом решать вопросы, касающиеся церемоний награждения согласно Правилу 56 Олимпийской хартии и перенес награждение, сославшись что ИСУ не подвело результаты . Однако по правилам и ИСУ и ВАДА нельзя изменить в данном случае результаты командника.
И самое паршивое по свидетельствам окружения это то, что именно стресс и переживания Валиевой из-за возможной отмены (которой юридически на деле не должно быть) результатов и не награждения команды и повлияла на её психологическое состояние. На последней трене перед произвольной лички она все отпрыгала даже в таком состоянии. Да и в самой личке выпрыгивала на квадах по экранной графике на 10+ см выше Трусовой и Щербаковой, но координация развалилась напрочь.
Хотя на деле бесполезен и не только в спорте.
Окружение Валиевой говорило, что она поначалу держалась неплохо, но потом её надломило переживание за команду. Ни регламент ИСУ командника, ни АДК не позволяют без доказания полученного преимущества на соревновании снимать очки, и если это было бы применено, то и не было психологического давления в такой степени.
В организмы нашей Сергеевой и американки Кокс ТМЗ попал через разрешенные добавку и витамины, и ни у них, ни у ТШТ, ни даже у ФМБА, со склада которого Сергеева получила БАД, нет возможности выявлять на спектрографе на микродозы все, что они легально принимают. И значит банить их самих и окружение не за что.
Неужели это не понятно?
>>Они понимают, что те цели, которые у них изначально были уже достигнуты. Убрали девочку, довели до состояния, в котором она не показала результат, который могла<<
Никто никакую девочку не убирал. На пробах нет фамилий и кому она принадлежит изначально неизвестно. А если говорить про ОИ, то девочку то как раз пожалели и допустили до соревнований, что является нонсенсом.
Однажды уже в феврале 2022 Камила справилась, выйдя на расстрел.
да, падала, да проиграла.
но кто не падает выходя на расстрел?
кстати, это не мои слова, а спортивного психолога.
Камила упала, встала и пошла дальше.
так вот, я очень надеюсь, что каким бы не был вердикт, Камила не сломается, а пойдет дальше.
фигуристка она одареннейшая, природа дала ей огромный талант,
хотелось бы еще несколько лет наблюдать за его (талантом) развитием.