8 мин.

10 лет «фигурного скольжения»

Чемпионат мира по фигурному катанию завершён. Настало время спокойно порассуждать о том, что он принёс России в стратегическом плане. Говоря о стратегии, нельзя не отмотать плёнку времени на десять лет назад. В тот момент, когда всё то, что сейчас происходит, начиналось. В тот момент, когда была принята и введена в действие новая система судейства в фигурном катании. В тот момент произошла настоящая революция, но тогда это мало кто осознавал. Как мало кто понимает и сейчас.

Итак, десять лет назад музыку в фигурном катании заказывали американцы. Они за неё платили. Контрактами американских телевизионщиков. А также зрительским вниманием американцев к выступлениям профессионалов.

Творчески над миром фигурного катания доминировала советская школа: в лице тренеров, хореографов, постановщиков да и просто спортсменов, разбежавшихся по всему миру. Союза уже не было, а школа была. Здесь можно провести параллель с другими видами спорта: Россия долгое время проедала наследие СССР. Где-то до середины 2000-х. То есть примерно 15 лет. Сейчас работа кипит, но отдача от неё тоже будет не сразу. Может, и не через 15 лет. Но без терпения не обойтись: где-то находишь, 15 лет выезжая на старом багаже, где-то теряешь, годами накапливая багаж новый. Пересчитывая российские медали года 2012 не следует об этом забывать.

Но вернёмся на десять лет назад. Достаточно быстро выяснилось: новая система судейства убила широкий зрительский интерес к фигурному катанию. Во-первых, люди просто перестали понимать, что вообще происходит. Сказать, кто из фигуристов был лучше, более авторитетно или менее, может каждый. А вот разобрать каждое конкретное выступление на сотню составляющих, а потом эти составляющие сопрячь таким хитрым образом, чтобы получить адекватный результат, до сих пор не выходит толком даже у авторов судейской системы, что уж о зрителях говорить. Во-вторых, с увеличением "спортивности" (а составляющие выступления в новой системе должны быть объективно измеряемы, иначе не стоит огород городить), зримо поуменьшилось красоты. В итоге зрители потянулись от катков и от экранов, деньги потянулись от бюджета ISU, а профессиональные шоу начали закрываться.

До того самые сильные и успешные фигуристы, достигнув результата в любителях, спешили сделать кассу в профессионалах, освобождая дорогу новым кандидатам в чемпионы. С падением системы профессиональных соревнований уходить стало некуда. Тем не менее, чемпионы старой закалки в середине 2000-х из любителей ушли. Чемпионы середины 2000-х были в подавляющем своём большинстве из России. Их подхватили различные "Ледниковые периоды". Центр шоу-деятельности переместился из США в РФ, что для любительского российского спорта оказалось хорошо в длительной перспективе, и плохо - в краткосрочной. Фигуристам западного блока стран уходить оказалось некуда, да и незачем - разве что в Россию на заработки податься, но там и своих чемпионов - выше крыши.

В мировом фигурном катании началась эпоха безвременья. Старые чемпионы ушли, те, кто остались, привыкали и адаптировались к новым требованиям. Требования каждый год менялись (система новая, не опробованная, до ума доводилась на действующих спортсменах), а, значит, у тех, кто находился на ключевых ролях в международной федерации, появилась дополнительная возможность направить поток изменений в выгодное им русло.

То фигурное катание, которое сложилось к концу ХХ века и в котором доминировали российские спортсмены, нравилось не всем. Недовольные называли его фигурным прыганием. Прыжки - это вершина мастерства фигуриста, им сложнее всего обучить, и самое главное - по прыжкам легко определять лучших. Это доступно даже неспециалисту. Это в вопросе о перебирании конёчками по льду возможна вкусовщина, а значит, есть и пространство для подлёдных игр. А в вопросе "прыгнул - не прыгнул" всё гораздо очевиднее и проще.

Доминирование одной страны мало кому нравится, а уж когда эта одна страна - Россия... В общем, маятник не мог не качнуться под шумок в сторону от фигурного прыгания к фигурному скольжению. Апофеозом фигурного скольжения стала победа Эвана Лайсачека над Евгением Плющенко на Олимпиаде в Ванкувере. Крика, правда, было много. В итоге маятник начал двигаться в обратном направлении. Даже обласканному судьями Чану, чтобы победить в Ницце, пришлось удачно исполнить два четверных в произвольной программе. Качаться туда-сюда маятник будет так долго, как долго будет существовать фигурное катание. Важно всегда точно представлять себе его местонахождение и работать над его продвижением в нужную сторону. Не всё в распределении медалей зависит от фигуристов, работа функционеров не так хорошо видна, но важна не менее.

Десять лет назад в фигурном катании было две сверхдержавы - США и Россия. В аппаратных играх в подобных случаях и та, и другая стороны продвигают на ключевые посты представителей "как бы нейтральных" стран, которые могли бы на своих позициях учитывать прямо или косвенно интересы сверхдержав. Но у "нейтральных" стран имеются и свои интересы. Когда этим интересам нет точки приложения в виде конкурентноспособных спортсменов - это одно. А когда есть?.. Напомню, что две золотые медали из четырёх на прошедшем чемпионате выиграли представители Канады, две оставшиеся - представители западной Европы, а больше всего медалей в сумме увезли из Ниццы - спортсмены Японии. У России - две серебряных медали, у США - вообще одна. Получите, гегемоны, и распишитесь.

Но и это ещё далеко не всё, что случилось десять лет назад. Новая судейская система принесла с собой тренерский водораздел - резкую тренерскую смену поколений. Ведущие тренеры мира оказались прежде всего психологически не в состоянии заставить себя обратить внимание на "разную ерунду": дорожки всякие, вращения... Думать о том, как минимальной сложностью получить максимальное количество баллов, как хитростью повернуть новые правила на пользу своим спортсменам, оказалось ниже их достоинства.

На передний план вышло новое тренерское поколение, всё те же "наши люди", но, к сожалению, работающие уже не с нашими спортсменами. И вернуть их назад очень сложно. Дело даже не в финансовой составляющей - сборная России не резиновая, всех на чемпионат мира не пошлёшь, а Кубок России - не для всякого тренера является пределом мечтаний. Именно поэтому, кстати, отбирать у российских тренеров их иностранных воспитанников, если уж таковые имеются, тупиковый путь. Правильный путь - загружать российскими спортсменами наших тренеров, работающих за рубежом.

Обратимся теперь к собственно чемпионату в Ницце. Золота в парах у России не случилось. Парники из Германии стали уже четырёхкратными чемпионами. Как часто говорится, родись счастливым. В тот момент, когда старых сильных пар не осталось, а новые ещё подошли, немецкому Робину, катавшемуся в группе синхронного катания и собиравшемуся вешать коньки на гвоздь, подфартило с украинской Алёной, а Германии и Западной Европе, таким образом, повезло с редкими спортсменами, готовыми бороться за высокие места. Меня всегда занимал вопрос, каких высот достигла бы пара под украинским флагом, но этот вопрос так и останется без ответа. К Олимпиаде в Ванкувере на лёд вернулась китайская пара, ещё та, из "старой гвардии" - и с Олимпиадой у Алёны с Робином не сложилось. Пришлось оставаться до Сочи. Но здоровье с возрастом имеет обыкновение ухудшаться. А хуже всего - травмы. Которые случаются, когда возросшая конкуренция заставляет включать в программу новые рискованные элементы. В этом году немецкая пара ради победы на ЧМ сдала без боя позиции на чемпионате Европы. Произвольная программа на самом ЧМ была проиграна российским конкурентам с треском. Притом, что постановка у немцев была выдающейся - такая далеко не каждый год случается. Проиграна была не только техника, но и оценка за компоненты программы, то, что раньше называлось артистизмом, а сейчас указывает на рейтинг спортсменов в глазах судей. Чемпионат мира в Ницце Волосожар с Траньковым проиграли, но будущее, похоже, выиграли.

Прошлогодняя готовность Москвы провести у себя чемпионат мира вместо расхлёбывающей последствия Фукусимы Японии вылилась в этом году в серебро Алёны Леоновой. В Москве Леонова заняла 4-е место и попала в обойму. В Ницце уже под руководством нового тренера она выстрелила. Короткая программа была ею выиграна. При этом все элементы получили от судей высший, 4-й уровень - выше головы прыгать не пришлось, оказалось достаточным иметь тренера, который не чувствует себя чужим в новой системе судейства. Оценками за компоненты Леонова опередила двухкратную чемпионку мира Мао Асаду - кто бы мог представить себе подобное перед чемпионатом?

В женском одиночном катании на данный момент нет очевидного и яркого лидера. Итальянка Каролина Костнер стала чемпионкой мира со своей десятой попытки в отсутствие реальной конкуренции. Ходят разговоры, что этот сезон был для неё последним. Разговоры так могут и остаться разговорами, но как бы то ни было - любая ступень олимпийского сочинского пьедестала может при удачном стечении обстоятельств оказаться российской. Леонова своим выступлением в Ницце право выступать в Сочи заработала. Не нужно её больше дергать и пытаться поменять на юных российских звёздочек, что со следующего года получат право выступать на самых главных турнирах сезона. Леонова на подножку уходящего в Сочи поезда вскочить успела. Ксения Макарова, другая российская участница чемпионата, похоже, нет. Впрочем, и для неё ещё не всё потеряно.

Артур Гачинский в Ницце выстрелить не смог, но и из обоймы не выпал. Смотрим всё те же оценки за компоненты. Свою силу Артур подтвердил на чемпионате Европы, а то, что в Ницце не получилось, - было бы совсем не беда, если бы не единственное стартовое место для России на следующем чемпионате мира. Мест - одно, а кандидатов - пока выходит, что двое: он да Плющенко. Впрочем, с учётом места проведения будущих Олимпийских игр чемпионат мира в Канаде можно и пропустить - большого репутационного ущерба не будет.

Ну и, наконец, танцы. Российская Федерация уже давно бы сделала свою основную ставку на единственную пару, способную бороться в Сочи за медали, - пару Ильиных / Кацалапов, если бы та дала хотя бы минимальный повод. В Ницце повод был дан. Всех, кого Елена с Никитой могли обыграть, они обыграли. В том числе и остальные российские танцевальные дуэты. Пару любят во всём мире, теперь должны полюбить и в родной федерации. Лишь бы повод не исчез. Николай Морозов, тренер пары, очень любит ставить своим танцевальным подопечным балладные номера. В этом направлении когда-то отъехала, да так и не вернулась, пара Грушина / Гончаров. Остаётся надеяться, что в программе Ильиных / Кацалапова следующего года будет меньше драмы, а больше танца. Замечательное платье Елены из короткого танца можно оставить.

На этой ноте мы и закончим, подведя итог: чемпионат в Ницце оказался для России весьма неплохим - в стратегическом плане.

Дмитрий КОГАН

(http://liberty.ru/Themes/10-let-figurnogo-skol-zheniya)