Андроид с мягким сердцем
Бронзовый призёр Олимпийских игр и действующая чемпионка мира Каори Сакамото ворвалась в сезон 2022/23 с двумя новыми программами.
Случилось это уже две недели назад в Норвуде (США), на первом этапе серии Гран-при Skate America. Финишировав с суммой баллов 217.61, Сакамото ожидаемо увезла первую золотую медаль этапов Гран-при и теперь готовится к выступлению на втором для себя — домашнем — этапе серии, который пройдёт в японском Саппоро 18-20 ноября.
В постолимпийский сезон Каори входит пусть и не в идеальной форме (сдвоенный тулуп в каскаде в короткой программе и недокрут на том же элементе в произвольной тому прямое подтверждение), однако с запалом, которому можно только позавидовать. Сказывается как отстранение российских спортсменов от международных стартов, так и кризис в самой японской сборной: любимица публики Сатоко Мияхара объявила о завершении карьеры, Вакаба Хигучи пропускает сезон 2022/23, а владеющая элементами ультра-си Рика Кихира всё ещё восстанавливается после травмы и катается далеко не в полную силу (на втором этапе серии Гран-при в канадской Миссисоге Кихира финишировала пятой, заочно проиграв Сакамото больше 30 баллов по сумме двух программ).
Пожалуй, что внутри сборной конкуренцию Сакамото может составить только 20-летняя трикселистка Ринка Ватанабе, однако, как показал тот же канадский этап серии, за аксель в три с половиной оборота приходится расплачиваться внушительной потерей баллов на остальных элементах. Несмотря на то, что золото канадского этапа выиграла именно Ватанабе, её отрыв от победной суммы Сакамото составляет 20 баллов. Тем интереснее будет наблюдать за очным противостоянием японок на домашнем этапе Гран-при — и скорее всего, именно в Саппоро станет ясно, на кого японская федерация делает ставку в текущем сезоне. Разрыв в компонентах между Ватанабе и Сакамото составляет 10 баллов в пользу последней — однако Каори и каталась чище, и, к тому же, имеет в бэкграунде титул чемпионки мира и бронзового призёра недавней Олимпиады. Однако в арсенале Ватанабе остаются два тройных акселя, и, если Ринке удастся собрать программы, сохранив элементы ультра-си (к чему она, кстати, была близка уже в сентябре на Lombardia Trophy, где набрала 213.14 балла), борьба японок обещает стать напряжённой.
Не стоит обходить вниманием и выбор музыки для произвольной программы Ватанабе: это саундтрек к японскому фэнтези-сериалу «Дзин», посвящённому Реставрации Мэйдзи — весьма значимому событию в японской истории. Именно этому комплексу реформ Япония обязана своим превращением в одно из ведущих государств мира. Становится очевидным, что произвольная программа Ватанабе поставлена с учётом предпочтений японского зрителя — и с прицелом на чемпионат мира-2023, который принимает… правильно, Япония.
В свой первый взрослый сезон Ринка Ватанабе выходит с классическим набором: репрезентация родной страны в произвольной и хорошо знакомая европейскому зрителю постановка в короткой, где Ватанабе примеряет образ Роксаны. «Мулен Руж» — одно из самых цитируемых произведений в фигурном катании, конкуренцию ему могут составить разве что «Кармен» и «Лебединое озеро», да и то вместе взятые. Поэтому выбор музыки для короткой Ватанабе — палка о двух концах. С одной стороны, узнаваемость обеспечена, но с другой — сколько ещё постановок под «Танго Роксаны» готов увидеть зритель и не закончится ли его терпение на текущей? Многое зависит от того, насколько свежей и насыщенной сделает программу сама Ринка, но пока что японке далеко до нестандартной интерпретации образа.
На фоне вечной классики Ватанабе программы Сакамото предстают глотком свежего воздуха. Каори не боялась экспериментировать и раньше: в олимпийский сезон, когда принято возвращаться к истокам и делать ставку на классику, каталась в произвольной под композицию с говорящим названием No More Fight Left In Me (и с ней взяла золото чемпионата мира). В сезоне 2022/23 ода женственности сменилась треком Sia об абьюзивных отношениях. Другими словами, Сакамото не боится поднимать в своих программах сложные темы, актуальные для зрителей из любой точки планеты, — и от сезона к сезону выглядит всё настойчивее и увереннее (эта ли девушка каталась в свой первый взрослый сезон под «Лунную сонату» и саундтрек к фильму «Амели»?).
В новый олимпийский цикл Каори Сакамото входит обновлённой ещё и в плане внешности: вместо строгого пучка теперь — задорная короткая стрижка. Можно по-разному относиться к решению спортсменки, однако нельзя не отметить, что новый образ подчёркивает мотив независимости, красной нитью проходящий через программы Сакамото. I wanna rock with you, произнесённое машинным голосом, или I've got an elastic heart в исполнении Sia — обе композиции звучат как манифест свободы выбора. Именно так можно описать лирическую героиню Каори Сакамото: свободная в своих мыслях, чувствах и действиях, независимая от чужого мнения девушка, которая все ключевые решения относительно своей жизни принимает сама. Этот образ определённо откликается широкому зрителю куда больше, чем неустаревающая, но порядком заезженная «Красная мельница».
На сегодняшний день Каори Сакамото производит впечатление уверенной в себе, замотивированной спортсменки, которой есть что сказать и до третьей Олимпиады в карьере. Набравшаяся опыта, но не растерявшая юношеского пыла Каори имеет шанс повторить успех предыдущего сезона. Сумеет ли она им воспользоваться — покажет время.
Мне очень понравилась ПП Ринки. На мой вкус, очень стильно сделано. И очень красива тихая концовка -- оставляет очень приятное послевкусие.
Программы Каори на летних шоу смотрелись (имхо) крайне неоднозначно, но к началу сезона она вкатала обе и теперь впечатления совсем иные. Меня особенно КП на Skate America поразила в этом плане. Изменил свое мнение об этой программе градусов на 170 (до 180 осталось еще чуть-чуть вкатать и прыгнуть 3-3). :)
Здорово, что не побоялась уйти от привычных и очень успешных постановок Бенуа и стала осваивать новые направления. Респект ей за это.