Back to the boy who would reach for the stars
Уникальный американский фигурист Нейтан Чен наконец-то завоевал единственное золото, которого не хватало в его спортивной биографии. Никто не знает, будет ли он продолжать соревновательную карьеру, поэтому просто хочется вспомнить всё лучшее, что мы успели увидеть в его исполнении.
Примечание: рекомендую смотреть пост через браузер или мобильную версию сайта (через приложение видео могут не отображаться).
Это не была любовь с первого взгляда. В 2015–2016 годах в фигурном катании я активно смотрела только женскую одиночку и лишь иногда мужчин (танцы без Тессы и Скотта для меня как бы по определению не существовали). У мужчин предпочитала только финал гран-при (всего 6 участников, класс!) и сильнейшую разминку на чемпионате мира. Я настолько была не в теме насчет молодежи в мужской одиночке, что когда взгляд впервые выхватил фамилию «Чен» в новостных заголовках, то голова автоматом решила, что это… опечатка! Патрик вроде всю жизнь был Чаном, здрасьте, спортс.ру. Я прекрасно знала, само собой, многолетних топов – Ханю (которого уважала), Чана (которого не очень уважала), Хавьера Фернандеса, также была знакома и с Шомой Уно. Испанца я вообще помнила дольше всех, еще аж с 2007 года, когда он занимал последние места на чемпионатах Европы и кудрявеньким катался под ненавидимый мной «Реквием по мечте». Однако мое незнание не могло длиться вечно, и в какой-то момент я напоролась на текст, в котором одновременно фигурировали и Чан, и Чен. Как вы понимаете, тогда для меня произошло открытие: оказывается, спортс.ру не виноваты.
Финал гран-при 2016 – это был уже декабрь, так что Тесса и Скотт успели вернуться (и выиграли), Медведева победила среди девушек, и настала очередь мужчин. Наконец-то я увидела, что из себя представляет та самая «опечатка»: 17-летний китайский мальчишка, представляющий США, в смешном, как мне показалось, красном кафтанчике (не уверена, правильно ли я это назвала). Катался он под «Половецкие пляски». Мои первые мысли – где китайский мальчик, а где половецкие пляски, и какой у него вообще нелепый костюмчик. Тарасова и Гришин называли Чена то ли Натан, то ли Нэтан. Мальчик энергично носился по льду, накрутил массу четверных прыжков с разными названиями и получил космические цифры на табло. Я помнила еще одного китайского мальчика – Бояна Цзиня, и Тарасова утверждала, что Чен далеко не такой деревянненький, мол, не путайте его с Бояном. Чену моя предвзятость, естественно, не помешала выиграть произвольную – хотя по сумме двух программ он стал вторым за Ханю.
Тогда зарождалось их противостояние. На Чемпионате 4 континентов в феврале 2017 года я смотрела на очередную победу Тессы и Скотта, но пропустила другое важное событие - там же одержал победу и Чен, впервые выиграв у Юзуру Ханю. Это единственное совместное чемпионство Нейтана и Вирчу-Моира на каком-либо турнире. Такая красивая связь поколений получилась: 17-летний Чен, Тессе 27, Скотту 29.
В следующий раз Нейтана я увидела сразу вживую, почти через год. Они вместе с Юзуру Ханю приехали на московский этап гран-при в октябре 2017 года. Чувствовалось, что мы можем стать свидетелями чего-то необыкновенного, потому что Чен уже зарекомендовал себя крутым прыгуном и мог набирать баллы, превосходящие японца. Но мы с друзьями тогда пришли, чтобы посмотреть непосредственно на олимпийского чемпиона Юзуру, к тому же было известно, что он вернул две любимые нами программы на новый олимпийский сезон (Баллада Шопена и Seimei), и сам факт увидеть их вживую приводил в лютый восторг. Я никогда не была фанаткой японца, но эти программы люблю по сей день. Ох и наснимала я тогда роликов – с разминки, с прокатов…
Во время разминки в объектив ко мне ворвался и уже подросший Чен – весь в черном, с длинными черными кудрями, как дьяволенок. Это был уже не совсем тот пацанчик в красном кафтане, это уже было что-то поинтереснее, да. Но всё внимание мое было на японце – вот он прыгнул каскад на разминке, а я засняла, супер. Вскоре я нашла для себя еще одно интересное приключение – в паре метров от меня сидел Роман Агенауэр (член тренерской группы Дюбрей-Лозона, в которой тренировались и Тесса со Скоттом после возвращения, и Пападакисы, а сейчас также Чок-Бейтс и Хаббел-Донохью). Он мне так понравился в телевизоре, что я не имела права его упустить! Пока Чен катал свою короткую программу (а это была, ни много ни мало, «НЕМЕЗИДА»), я судорожно соображала, как подсесть к Роману, кресло рядом с ним было как раз свободно… Вот Нейтан закончил – и я вперед за дело. Но как же жаль, скажу я вам, что из-за гонки за этим фото я совсем не помню впечатлений от проката Ченом его легендарной «Немезиды». Мне бы хотелось отмотать время назад, чтобы вспомнить это впечатление! Я посмотрела его в тот же день на ютубе… А раз я решила посмотреть запись – значит, меня что-то зацепило все-таки.
Впрочем, в записи многие вещи все равно можно разглядеть намного лучше. Я сразу же поймала себя на мысли, что китайский мальчик-то, мягко говоря, сильно похорошел абсолютно во всем (да это вообще как будто был другой человек) – начиная с внешнего вида (ох уж эти кудри и черная рубашка с закатанными рукавами), продолжая интересной хореографией, музыкой, какой-то особенной (зловещей, агрессивной) энергетикой и заканчивая, конечно, всё теми же фантастическими прыжками. Как же он резко засиял для меня. Я тогда еще плохо различала виды прыжков, но когда он прыгнул каскад четверной лутц – тройной тулуп и на экране зажглось порядка 20 баллов, у меня даже не возникло вопросов, почему ТАК много (а много, на самом деле, было из-за того, что лутц – самый дорогой прыжок по базовой стоимости). Просто он исполнил этот каскад так, как я никогда не видела, – словно ему это ничего не стоило.
Произвольную программу я смотрела на арене, уже ни на что не отвлекаясь, и в памяти она отложилась, конечно, получше. Это тоже была довольно интересная программа с достойным исполнением. Помпезная красивая музыка из фильма о китайском балетном танцоре, с вставками «Весны священной» Стравинского, фигурист в темно-синей рубашке, интересная хореография и, что особенно запомнилось, очень красивые руки у этого парня. Получилось оригинально и как-то атмосферно.
Чен добился своей первой победы на этапах гран-при, мы оказались свидетелями официального начала эры Нейтана. Рафаэль Арутюнян от радости чуть не задушил своего "ребенка" в объятиях, японки, приехавшие в огромном количестве к нам в гости ради Ханю (и выкупившие сотни билетов в мгновение ока), рыдали на трибунах, а мы просто были слегка удивлены. И никто из нас еще не осознавал, что это, без преувеличения, был один из самых крутых этапов гран-при в истории. В Москве, у нас на глазах. Больше никогда Чен и Ханю на один и тот же этап гран-при не попадут по объективным причинам.
Ну а Нейтану в Москве понравилось)
Захотелось мне после нашего турнира цеплять и другие этапы у мужчин. Например, Skate America. Удобное время показа… А зачем он, собственно, мне сдался? Америка – значит, там будет Чен. Ну и что? То есть я не болела за него совершенно, но посмотреть почему-то захотелось. Может, снова увидеть эту прикольную «Немезиду»? Ну, сравнить уровень проката с московским? Пойдет!
Почти все участники турнира валились как подкошенные, было жутко смотреть. Затем вышел парниша в черном – и набрал свои 100+ баллов. Отличные четверные – и при этом такой неубедительный тройной аксель, над которым имели бы полное право постебаться Туктамышева, Валиева и Косторная.
Предолимпийский Финал гран-при (мое любимое блюдо) проходил в Японии. Главная звезда своей страны снялась из-за травмы, и основным соперником Чена становился другой японец, Шома Уно. В произвольной программе ребята рубились до последнего, а потом до последнего рубились и судьи. Было очень весело гадать, кому же отдадут победу (насладилась своим безразличием один из последних разов)). Чен, судя по внешнему виду, вообще не парился. Комментатор тогда сказал, что ему только бутылки пива для образа не хватает.
Лотерею выиграл именно Нейтан, ровно 0,5 балла – цена победы над Шомой. Как повезло-то ему, думаю, еще ведь и в Японии против японца – выиграть с разницей в такие копеечки. Да здравствуют Шомины недокруты!
Дальше после небольшого перерыва шли национальные чемпионаты – наш, американский, канадский. Конечно, чемпионат России я смотрю по определению, чемпионат Канады – там обязательны к просмотру танцы, Тесса и Скотт выступят дома последний раз и отправятся штурмовать Пхенчхан. И опять начинается эта странная тема в голове: «Нет времени объяснять – врубай чемпионат США». Перед этим мне попалась статейка, где рассказывалось, что Нейтан – ну прямо Кот Матроскин. И гимнастикой занимался, и балетом (так вот откуда эти его красивые руки!). Мне-то особенно понравилось, что он играет на фортепиано (и на гитаре).
Надо сказать, что все, кто увидел на том чемпионате Нейтана, были в легком недоумении. Знаменитого чубчика как не бывало, костюм тоже новый. Кто этот мужчина?) Ну хоть прыгает как Чен. И катает «Немезиду», значит точно он. Костюм-то на самом деле был неплохой. Его, оказывается, сама Вера Вонг подогнала. Кто-то пошутил тогда, что Нейтан из харизматичного парня превратился в обычного китайца. Кудри-то было особенно жалко. В произвольной программе красивая синяя рубашка тоже была заменена на черный комбинезон.
Ну вот все отборы на Олимпиаду пройдены, Чен в качестве единоличного лидера сезона, без поражений отправляется в Корею. Со всех утюгов его называют фаворитом. Ханю после Москвы нигде не выступал из-за травмы, но списывать его со счетов, понятное дело, было ошибочно.
Вначале шел командный олимпийский турнир, где три лучшие сборные – российская, канадская и американская должны были биться между собой за золото. В тот момент у Канады собралась настоящая дрим-тим, у американцев самым сильным звеном был именно Нейтан. Выиграть короткую программу у мужчин по всем раскладам должен был он, но случилось нечто странное. Никто раньше не видел такого Чена – началось все с каскада 4-2 (это по сути не так и страшно, хотя уже неприятно), затем бабочка на втором четверном (0 баллов) и падение на «любимом» акселе… Такой дебют на Олимпийских играх Нейтан вряд ли себе представлял, в шоке были и Анатольевна с Гришиным, и зрители, и, конечно же, команда США. Немезида первый раз за весь сезон дала осечку. Произвольную программу за команду катал Адам Риппон, по итогу – бронза для США в командных соревнованиях, и 18-летний Нейтан, несмотря на свое провальное выступление, получает медаль ОИ. Но самое главное было впереди – личные соревнования.
Отдельно расскажу забавный факт. У меня есть привычка – искать различные приметы в спорте. Поскольку я была горячей болельщицей Вирчу-Моира и хотела им второго личного золота после поражения в Сочи, я готова была поверить в любые суеверия ради их победы. В мужской одиночке я решила поболеть за Ханю, потому что двукратных олимпийских чемпионов не было уже много лет, а его второе золото могло бы стать хорошим знаком и для канадцев. Победа Чена в моих глазах была бы не из разряда героических, а Юзуру на том этапе проходил через трудности, и вдобавок, как я уже говорила, мне очень нравились его программы того сезона.
Казалось бы, ты уже испытал олимпийский лед, проверил свои нервы, воспользовался правом на ошибку – будем считать, что командный турнир послужил черновиком. Вторая попытка, дерзай. Нейтан Чен выходит на свою короткую программу, как назло, сразу после безупречного проката Ханю, весь каток забросан винни-пухами, зал стоит на ушах… Чену даже и раскататься негде, пока дети собирают игрушки со льда. И опять он в совершенно новом костюме – на этот раз не черном, а состоящем из трех цветов – серого, белого и черного.
О таком начале программы, которое было в команднике, оставалось лишь мечтать – падение с первого же четверного прыжка, грубая ошибка на втором четверном, не оставившая шанса сохранить каскад (это уже приговор, потеря самого ценного элемента), ну и контрольный выстрел – аксель, с которого Нейтан прикладывается на две руки…
Вот тебе и Немезида, шок так шок. Куда испарился тот уверенный, дерзкий мальчик, который производил фурор в Москве, Америке, Японии? Потерянный, беспомощный Чен сидит с тренером и ждет своего приговора… 13-е (а по итогу 17-е) место в таблице, и доминатор сезона на грани непопадания в произвольную программу. Хоть я и условилась болеть за Ханю, но было очень жалко Чена. Сложно представить, что у него на душе, потому что сильных эмоций он никогда не показывает, а уж тем более никаких слез от него не дождешься. Как выяснилось позже, провал был связан с тем, что Нейтан решил делать не те прыжки, которые они изначально планировали с тренером. Решил пойти на сложнейший набор, к которому был не готов в тот конкретный момент, не послушался Рафаэля Арутюняна, тренировавшего его с детства. Прямо во время проката судорожно пытался менять прыжки, чтобы спасти хоть что-то, но сорвал абсолютно всё. Рафаэль рассказал, что провожал его на этот прокат как на войну, в которой нет шансов выжить. Переубедить Нейтана он не смог.
Произвольную он должен был катать задолго до лидеров, поэтому я поставила будильник. Когда он зазвонил, я включила трансляцию, но почти сразу снова задремала. Разбудили меня крики Анатольевны, которая «подгоняла» Чена на пятый или шестой четверной. Камбек короля квадов. То был рекордный (или почти) по техническим баллам прокат – исполнено 6 четверных прыжков (1 с ошибкой). Нейтан в итоге выиграл произвольную (обыграл даже Ханю), но по сумме ему не хватило до медали.
Такую же драму мы видели ровно 4 года назад в Сочи – тогда геройствовала великая Мао Асада, которая с 16-го места поднялась точно так же на 5-е. Слабое утешение для больших чемпионов, но такие моменты навсегда врезаются в память болельщиков. Это был поворотный момент и для меня. Ханю взял второе золото, Тесса и Скотт (опять же не без драмы у соперников) – тоже. Всё сложилось так, как я и «спланировала», подумать только.
Но оставался утешительный приз – чемпионат мира в Милане. 2-кратный олимпийский чемпион, имея на то полное право, отказался от участия, и Чен снова возвращался в положение лидера. Весь лимит на неудачные прокаты Немезиды, похоже, был исчерпан в Корее: Нейтан выступил на хорошие баллы, и надо было лишь закрепить всё произволкой.
В итоговый день мужских соревнований многие сильные фигуристы просто посыпались. Спад формы после Олимпиады, всё объяснимо, но зрелище было тяжелое.
Предпоследним выступал серебряный призер ОИ Шома Уно, и кое-как ему удалось сохранить промежуточное 1-е место, хотя катался он, мягко говоря, грязно. Оставалась последняя надежда на мало-мальски достойный, чистый прокат у парней. Нейтан, спаси фигурное катание, спаси этот чемпионат мира, – такие были комментарии в том обсуждении. Помните, с каким отрывом Чен выиграл у Шомы в Финале гран-при за 4 месяца до этого? Смешные полбалла, которые могли повернуться в любую сторону. В Милане эти полбалла превратились в… 48 баллов. Такая математика возможна, когда ты – Нейтан Чен. Я была в восторге – он не только совершил грандиозный камбек на ОИ, но после этого еще и смог повторить отличный прокат с 6 квадами и с разгромом взял свой первый титул чемпиона мира. «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» – для него это не пустой звук. После невнятного первого впечатления и моих полугодовых хождений вокруг да около в течение олимпийского сезона всё наконец-то сошлось как надо, и меня как будто озарило. Я впервые нашла для себя ту личность, за которую хочется болеть и ради которой хочется смотреть мужскую одиночку, а не просто выбирать отдельные понравившиеся программы. Его характер, харизма и мастерство окончательно меня покорили. Как это символично и своевременно произошло – после олимпийского триумфа завершили карьеру мои любимые танцоры, а Нейтан поспешил спасти для меня этот вид спорта. Он был очень хорош и технически, и артистически, но в то же время ты понимаешь, сколько там потенциала, который в будущем обязательно раскроется так, что мы еще удивимся.
Такой насыщенный сезон закончился – а я только во вкус вошла, как назло. В то время мне попался на глаза старый показательный номер Чена 2017 года, под песню Stole the show. После этого номера я, во-первых, влюбилась в эту песню и она до сих пор стоит у меня на рингтоне, а во-вторых, для меня открылся Нейтан-человек – обаятельный, живой и милый, чего в соревнованиях практически не было заметно, ведь там он обычно серьезен. И как легко и свежо он катается, сколько в нем светлой энергии. Раньше я видела только «темную» энергию, особенно в Немезиде. А самое интересное, что в показательном он выступал именно в той черной рубашке, которая потом и перекочевала в Немезиду. Отдельно стоит выделить тот момент, где он заходил на четверной тулуп и остановился, подразнив публику. Выглядит очень прикольно, и вы обязательно в этот момент улыбнетесь, но за данным эпизодом стояла ужасная история. Дело было в том, что ровно за год до этого на показательных (того же чемпионата США) он заходил на четверной, но что-то пошло не так, и на приземлении он получил серьезную травму, из-за которой пришлось остановить выступление. Впоследствии понадобилась операция на бедре и длительная реабилитация, были пропущены юниорский и взрослый чемпионаты мира (а взрослый проходил дома, в Бостоне). Представляете, насколько обидно получить такую серьезную травму на показательных? И вот так, с юмором, придумать отсылку к самому болезненному событию в своей карьере… Это вообще законно – быть таким чудным? (здесь ударение допустимо на любой слог).
Вообще, у Чена всегда очень живые и зажигательные показательные номера. И песни, которые он выбирает, – это праздник какой-то для меломана. Вот еще один любимый номер, уже из олимпийского сезона.
А в рамках американского шоу Stars on ice Нейтану пришлось попробовать себя в роли танцора. Где такое еще увидишь! Чен не делает ни одного прыжка за 4 минуты, зато делает кое-что поинтереснее... Взрослую, сексуальную Эшли Вагнер поставили в пару с 18-летним Нейтаном. Эшли знала его еще 10-летним, а тут вроде как приходится изображать страсть. Моя реакция: Чен, как не стыдно гладить тётю Эшли по ноге… В общем, это было весело и незабываемо! П.С.: Мэдисон Хаббел в одном эпизоде немного злоупотребила своим положением, но ее можно понять.
Но вернемся во вторую половину 2018 года. Летом появилась новость, что Чен поступил в Йельский университет, на очное обучение. Сразу возникает вопрос – это же автоматом означает, что со спортом всё?? Я что, опоздала? Но Нейтан пояснил, что для соревнований у него будут предусмотрены перерывы. Но.. а как же тренировки? И тренер находится в другом штате Америки. В общем, всё выглядело туманно и не очень перспективно.
Осенью на гран-при Чен ожидаемо смотрелся сыровато. Задачей было просто отобраться на финал серии, поэтому он прыгал мало четверных, нередко срывал что-то. Здесь еще надо уточнить: после олимпийского сезона были введены новые правила. У мужчин в произвольной программе число прыжковых элементов уменьшилось на один, базовая стоимость всех четверных понизилась, а цена ошибок – повысилась. В связи с этим прыгать 5-6 квадов становилось уже не очень разумным, упор нужно было делать на чистоту, а в случае Чена – на планомерное усложнение программ по ходу сезона.
На месте Нейтана любой бы замучился: днем занятия в универе, вечером самостоятельные тренировки на льду, под наблюдением тренера через видеосвязь. Он на классе занял первые места на своих этапах (в США и Франции) и прошел в финал.
Снова маленькое лирическое отступление. Этапу во Франции предшествовал наш московский этап. Тренер Чена, Рафаэль Арутюнян, договорился, чтобы Нейтан перед французским турниром пару дней потренировался в Москве, в ЦСКА.
Мы с друзьями снова были на трибуне во время турнира в Москве, когда я в инстаграме напоролась на информацию, что Чен тоже находится в зале. Он пришел посмотреть женские соревнования в тот день и тихонько устроился где-то на балконной трибуне. Мы сидели на нижней… Одна из главных черт характера Нейтана – удивительная скромность и простота. Чемпион мира пришел на бюджетную трибуну и расположился среди обычных зрителей. Вообще, в нем поразительным образом соединилось все лучшее от двух культур, к которым он принадлежит, – китайская бешеная работоспособность, дисциплина, требовательность к себе, скромность, а с другой стороны – американская легкость, раскованность, коммуникабельность и самоирония.
Итак, декабрь, и финал гран-при. Здесь у нас дежавю – Ханю второй год подряд снялся из-за травмы, Чен становится главным фаворитом, а главным соперником опять будет... Шома Уно. И вот тогда впервые для меня настало время, когда пришлось понервничать за Чена, что называется, на высшем уровне. Это уже не этапы гран-при, где класс позволяет побеждать, здесь соперники – сильнейшие в мире. Короткая программа у Чена под музыку «Караван» – это для него что-то совсем новое, задорное и местами ироничное (после «Немезиды» – идеальный контраст). Все идет хорошо до последнего прыжкового элемента, где должен быть каскад 4-3. Нейтан неудачно приземляется с четверного и остается без самого дорогого элемента короткой программы. Оценка – 92 балла. Теперь всё в руках Шомы. Если он откатает чисто, то отрыв его может достигать более 10 баллов. Но Шома оказывает большую поддержку Нейтану – и сам зарабатывает всего 91 балл. Пока что отделываемся легким испугом.
Произвольная Нейтана начинается с небольшого нервяка – долго не включается музыка. Он терпеливо ждет, потом начинает оглядываться, даря нам милый «мемчик». Наконец-то заиграла мрачноватая атмосферная песня Woodkid «Land of all». Поставила эту программу Мари-Франс Дюбрей – тренер всех самых топовых танцевальных пар в мире (кроме российских). Нейтан обратился к ней, будучи под впечатлением от выступлений в Пхенчхане Тессы и Скотта, чтобы прибавить в хореографической составляющей.
Выступает Чен с ошибочками и снова дарит шанс сопернику.
Шома катается под «Лунную сонату». Несмотря на многочисленные помарки, о ужас – его техническая оценка на экране сразу по окончании проката на 3 балла больше, чем у Нейтана. Это могло означать победу японца, если бы не одно но: все знают, как Шома грешит недокрутами, и оценка, скорее всего, снизится. Но насколько? Теперь-то мне не до смеха, не то что год назад, когда их разделили 0,5! Пару минут приходится молиться, и наконец-то судейский вердикт – оценка упала аж на 10 баллов. Счастье-то какое, да здравствуют недокруты Шомы, дубль-2! Новые обстоятельства в виде учебы не помешали Нейтану. Катание, конечно, было пока не идеальным (да и костюмы), но титул защищен. Впереди чемпионат мира, и там надо уже быть во всеоружии, потому что вернется Ханю, с которым Чен не встречался со времен той самой Олимпиады.
Главный и долгожданный старт сезона должен был пройти в логове «врага» – в японской Сайтаме. Напряжение обещало стать мощнейшим, потому что Юзуру хотелось наконец-то получить третье золото чемпионата мира, тем более дома, а Нейтану нужно было доказать, что он способен выигрывать крупнейшие старты непосредственно у принципиального соперника. Ранее он обыгрывал Ханю только на этапе гран-при в Москве и на Чемпионате четырех континентов. Студенту Йеля предстоял сложный экзамен – обыграть любимца японской публики прямо у нее на глазах. Надо добавить, что сейчас в Японии фигурное катание – это религия, а Ханю в этой религии, без преувеличения, бог. И, как известно, на домашних чемпионатах мира, Европы и олимпиадах при прочих равных судьи благоволят хозяевам, так что задача стояла перед Ченом серьезная.
Нейтан приехал на турнир наконец-то с дизайнерскими костюмами, которые получат от болельщиков свои собственные прозвища.
Первым из фаворитов выступал с короткой программой Юзуру. И начал он сразу же с грубейшей ошибки, которую только можно допустить, – с «бабочки» вместо четверного сальхова. Остаток программы он выполнил хорошо. Но «бабочка» – слишком дорогой подарок Чену, который при чистом прокате должен создать отрыв в 10+ баллов.
Нейтану выпало выступать самым последним. Сейчас многое решится. Надо добавить, что прокат я смотрела в прямом эфире, находясь на работе. Это придавало адреналинчика, потому что в любой момент ко мне мог кто-то зайти. Я была на грани того, чтобы сказать: «Простите, у меня тут любимчик прыгает 4-3 во второй половине, сейчас не до вас». Чен выходит в оригинальном черно-белом комбинезоне, который сразу напомнил всем… пингвина! Ну и еще смокинг) Начинается ярчайшая и забавная короткая программа «Караван». Японские трибуны с первых звуков музыки хлопают как заведенные, атмосфера шикарная. Первым прыжком идет отличный тройной аксель (очень сильно улучшенный Нейтаном за межсезонье), далее четверной лутц, коронный и самый дорогой прыжок. Приземляется чисто, но немножко нервно. Далее игривое вращение, непринужденные улыбки от Нейтана, но нам-то совсем не до веселья – программа неумолимо движется к каскаду. Все замерли, Нейтан готовится прыгать. Тулуп 4 оборота… есть! Иии… тройной тулуп… Сделано! Ну наконец-то этот сложнейший контент покорен! Весь заполненный зал взорвался. А какая программа харизматичная, человек-оркестр просто. Светлой энергии через край, как и заказывали. Зрители аплодировали стоя – «и неважно, что он американец»... Вот он лидер после первого дня, с отрывом от Ханю в 13 баллов!
Произвольную программу Чен катал сразу после Ханю. А это отдельный вызов, уж кому, как не Чену, это знать. Японец выступил очень здорово. Зрители устроили ему традиционный «пухопад», и Нейтану опять негде раскататься. Дети дооолго собирают игрушки со льда. Некоторое дежавю с Олимпийскими играми… Справится теперь или нет?
Начинается уже не раз слышанная нами гипнотическая песня Woodkid. И в таком же гипнотическом стиле Нейтан, словно кобра, пошел «убивать». Четверной лутц приземляется как нож в масло. Все прыжки под контролем, музыка держит в напряжении. Вторая половина – каскад 4-3 и еще два каскада 3-3. Мощная хореографическая дорожка (которая, кстати, очень зацепила меня еще летом на шоу, а съемка была на чью-то трясущуюся камеру!)… «И зал опять встает». Чен выигрывает по технике 11 баллов у Ханю за произвольную. Оглушительная победа над японским богом в Японии! Теперь Чен, как и сам Ханю, – двукратный чемпион мира, а ему всего 19 лет. Нейтан будто стал человеком с железными нервами, которые у него «на майке нарисованы», – он защитил титул чемпиона мира в гостях у конкурента в очень впечатляющем стиле.
Все чемпионы мира 2019 года.
Летом на американских шоу болельщики снова имели возможность посмотреть новые программы мирового лидера. К сезону 2019/2020 была подготовлена короткая программа под лирическую, романтичную «La boheme» Шарля Азнавура, и такого Нейтана мы еще не видели. Произвольная – как обычно на контрасте – жизнерадостная, немного хулиганская в стиле Чена, под сборную солянку хитов Элтона Джона из искрометного мюзикла «Рокетмен». И ее, как и в прошлом году, поставила Мари-Франс Дюбрей. Все задействованные песни красивые и мелодичные, каверы в современной обработке. Кстати, я даже посмотрела этот фильм, и он мне понравился. Кто любит мюзиклы – советую, это феерично.
На этапы гран-при Чен оделся для этой программы соответствующе – в пеструю кофту, напоминающую автобусные кресла. Ну не в черно-белом же кататься под Элтона Джона, в конце-то концов. Легенда гласит, что Нейтан с мамой зашли в магазин, им понравилась эта ткань, и мама сшила из нее кофту. А заканчивалась программа оригинальной хип-хоп-дорожкой, которая выглядела очень дерзко и свежо для мужского одиночного. Кажется, Нейтан нащупал свою фишку – уже второй год концовка его произвольной программы украшена мини-танцем. Вообще, при исполнении этого элемента (хорео-секвенции) достаточно показать несколько красивых позиций (например, ласточки, кораблики, прыжки в шпагат). Нейтан в своих программах превратил этот довольно «скупой» элемент в небольшое шоу.
Самый первый официальный прокат «Рокетмена» – октябрь 2019 года, коммерческий турнир Japan Open. Вот где оно всё начиналось! Это я про один непослушный каскад, но подробнее чуть позже…)
Nathan Chen Free program (Japan Open 2019)
Очередными двумя победами на этапах гран-при Чен отобрался в финал серии, в итальянский Турин. И на этот раз финал отличался от двух предыдущих победных тем, что Ханю наконец-то не снялся оттуда.
Нас снова ждали модные обновки… Для «Богемы» Чен решил облачиться в простенький светло-серый свитерок, а «автобусное кресло» для «Рокетмена» сменил на «яичницу-глазунью». В общем, Вера Вонг с клиентом продолжили стоять на своем и радовать зрителя своими неповторимыми находками (или даже выходками) под названием «долой перья и стразы». Есть мнение, почему кофта именно желтого цвета: первая песня из программы-то называется «Goodbye, yellow brick road».
Короткую программу Нейтан впервые за много турниров катал раньше, чем Ханю. Всё исполнил чисто (да еще и с тулупным каскадом 4-3 во второй половине) и получил лучшие баллы в карьере.
Позже Юзуру в своем прокате вновь совершил ошибку и, как в прошлой их личной встрече, отстал ровно на 13 баллов. К тому же у Нейтана на произвольную программу был запланирован очень мощный технический набор – 5 четверных прыжков, и этот отрыв даже давал ему право на ошибку. Ханю в итоге и сам пошел ва-банк – впервые заявил 5 четверных и 2 тройных акселя. Удалось ему почти всё, но «почти» в данном случае – приговор. Традиционно, после набившего оскомину пухопада, Нейтан отправился за новым титулом. Лисьей улыбкой начиная программу, он как будто хотел показать всем, как уверен в себе. Ну а дальше случился исторический, рекордный прокат – играючи, легко и непринужденно, кайфуя на льду и излучая позитив (чему содействовал и его прекрасный цыплячий наряд), Чен набирает под 130 баллов за технику, приправляя всё это рэп-дорожкой. Каскад с четверным флипом в музыку – держите, аксель в музыку – да пожалуйста, заходы и выезды в кораблики, музыкальная дорожка шагов… Настоящий Рокетмен! Фантастический Нейтан выигрывает третий ФГП подряд.
Сложно поверить, но тот финал гран-при является последним, который состоялся на сегодня. Через пару месяцев после него началась всемирная пандемия, которая длится по сей день, и финалы гран-при уже ДВА года подряд отменялись. Как и был отменен Чемпионат мира 2020, который должен был состояться в конце марта в Канаде и мог с большой вероятностью принести Нейтану третье золото. Прекрасные «Богема» и «Рокетмен» не доехали до самого главного старта сезона.
Первый «пандемический» сезон (2020/2021) для многих фигуристов был объективно очень сложным. Этапы гран-при проходили в закрытом формате (без въезда иностранцев), где-то вообще без зрителей. Чемпионат Европы отменили, и было до последнего неизвестно, не последует ли и Чемпионат мира второй год подряд тому же примеру… Шведы, которые должны были принять его, заверяли, что не откажутся, но в такое время верить никому было нельзя. Слишком уж непринужденно всё отменялось буквально за неделю до начала.
Но так или иначе сезон стартовал, и Нейтан представил публике очередные новые программы. Короткая мне сразу очень понравилась – там звучит песня из фильма «Отчаянный», которую я давно любила, и Чену подобная программа очень подходит по темпераменту. Мачо-кайфушник – это прямо про него! Отдельно хочется отметить, сколько разных вариантов костюмов он успел перебрать. Костюмов, но только не цветов – все цветные фантазии иссякли на Рокетмене. Тут тебе: и белая рубашка с черным пиджачком, белая рубашка без черного пиджачка, белая кофта вместо белой рубашки… Это был самый трудный выбор костюма в карьере Чена. Сложнее, чем выбрать, с каким четверным прыгать каскад – с лутцем или флипом. Может, хотя бы добавим красного, это же испанщина? Нет… Ну что за неисправимый монохромный гений!)
А вот произвольная программа под композиции Филипа Гласса, на удивление, не вызвала у меня особых эмоций. Она показалась мне… скучной. Вот примерно такой она предстала в начале сезона, за полгода до ЧМ. Не могу толком объяснить, но мне чего-то в ней не хватало. Но раз Чен сам захотел эту музыку, значит, в этом был какой-то смысл для него, надо подождать и посмотреть, что будет дальше. Главное, чтобы не отменили ЧМ опять…
В декабре-январе отгремели чемпионаты России, Америки, Японии. Суперзвезды мирового фигурного катания показали у себя дома приличную готовность, но не знали наверняка, не впустую ли вся их работа. Кроме ЧМ у них больше ничего не осталось – континентальные чемпионаты отменены, финал гран-при отменен, всё было очень тревожно. Наконец шведы официально объявили, что турниру – быть, но в пузыре и без зрителей. Стокгольм проведет ЧМ-2021! Нейтан наконец-то поборется за третье золото.
Конец марта. Топ-фигуристы со всего мира впервые за полтора года собрались в одном месте, а значит, стоит ждать праздника. Юзуру Ханю представил абсолютно новую зажигательную короткую программу и откатал ее безупречно. «Отчаянный» Нейтан, напротив, неожиданно для всех с первого же прыжка упал. Коронный четверной лутц… Мало того, во второй половине программы он вынужден был делать сложнейший каскад 4-3. Мы уже привыкли, что Нейтан щелкает такой каскад с тулупами, но в этом сезоне он усложнил себе задачу, и каскад состоял из четверного ФЛИПА с тройным тулупом. Запредельная сложность и риск. После падения с лутца у него больше не было права на ошибку (иначе могла повториться жуткая ситуация Пхенчхана), но он блестяще справился с каскадом. После короткой программы он шел даже не вторым, а третьим, за двумя японцами. Помимо Ханю возникло и новое лицо – 17-летний Юма Кагияма. Я была очень расстроена и заранее решила, что падение поставило крест на золоте. Нужно было отыгрывать 8 баллов… Но когда эмоции улеглись, я подсчитала, какой контент у Нейтана и Юзуру, и пришла к выводу, что шансы всё еще есть, но обязательно нужно чисто откатать, а дальше будь что будет. Моя не очень любимая произволка вынуждена спасать положение!
Нейтан вышел… в черном, конечно же. Это было не творение Веры Вонг, а кофта, которую ему отдала хореограф программы Ше-Линн Бурн. Много было насмешек на эту тему (от фанатов Ханю, разумеется), но всё померкло, когда Чен начал кататься.
Как я уже говорила, чрезвычайно важен был чистый прокат. Все прыжки были исполнены уверенно – все 5 квадов, аксель, а также вращения и дорожки, блестящий по технике прокат. 125 баллов на табло. Все, кто находился на трибунах (а это были фигуристы и их команды), аплодировали стоя. Нейтан сделал максимум того, что мог, теперь дело за Ханю. Но у японца оказался неудачный день, и он занял лишь третье место после лидерства в короткой программе… А это означает, что Чен стал трехкратным чемпионом мира, превзойдя даже самого Юзуру. После Олимпиады Чен непобедим уже три полных года, такое у фигуристов (особенно одиночников) случается довольно редко, а может, и никогда. Эмоции были непередаваемы, потому что эта победа далась сложнее всего – впервые пришлось отыгрываться.
А теперь самое интересное… Произвольная программа под Ф. Гласса. Та самая, которая не зашла мне в начале сезона. Я включила прокат с ЧМ на свежую голову, уже не трясясь за прыжки. И… просто не узнала эту программу. Чен полностью слился с музыкой. Почти все элементы расставлены и поданы совсем иначе, чем было изначально. Если раньше всё казалось немного хаотичным, как разбросанные кусочки паззла, то теперь эти кусочки соединились в шикарную картину. Гениально доработанная программа, прямо с любовью доработанная и полностью прочувствованная исполнителем. Каждое движение, прыжки и даже заходы на них (особенно сальхов!), вращения, дорожка шагов… Всё настолько попало в цель, в музыку! А пластика, РУКИ? Понятно теперь, для чего он брал эту музыку. Чен снова вписал себя в историю. И дело тут даже не в рекордной технической сложности (100 баллов только лишь по базе, такое смог он один). Это эстетический шедевр, золотой фонд. Неудивительно, что восторги на ютубе льются до сих пор. И как же жалко, что ТАТ не работает сейчас комментатором. Очень интересно было бы послушать ее после такого проката. Сплошная гордость болеть за такого фигуриста, который приятно удивляет каждый год. Я написала в начале, что заметила в Нейтане огромный потенциал – теперь могу сформулировать – в плане эстетики. Этот прокат – произведение искусства, которое нужно вставить в рамочку и повесить на стену.
Алексей Ягудин, растрогавшись, заявил, что перед нами будущий олимпийский чемпион, человек, которого невозможно выбить из колеи, чем, конечно, перепугал всех болельщиков Нейтана, ведь впереди еще целый год и нельзя быть ни в чем уверенным. Да и давление будет колоссальным, а негативный опыт с Олимпийских игр уже имеется… К сожалению, мы знаем много великих фигуристов, которым не суждено было взять золото главного турнира четырехлетия.
"Окружен, но не сломлен": Нейтан единственный нероссиянин в толпе чемпионов мира-2021 (и единственный ботан в маске)
На показательных выступлениях Нейтан представил своего любимого «Рокетмена» в укороченном варианте, а рэп-дорожку еще и дополнил недавно выученным сальто. Операторская съемка номера получилась удивительно красивая и в буквальном смысле головокружительная! Это стоит отдельного упоминания.
Спустя пару недель состоялся командный чемпионат мира в Японии, где Нейтан принимал участие в составе сборной США. Он показал свою искрометную короткую программу без ошибок и, разумеется, занял 1-е место (даже здесь обыграв Юзуру). Встречаем – Нейтан *не хочу слышать о цветной одежде, хочу слиться со льдом* Чен! На всякий случай наденьте солнцезащитные очки. Мне кажется, это моя любимая короткая программа Нейтана.
Олимпийский сезон ожидался с мандражом и нетерпением. Какие программы придумают в этот раз? Интрига держалась максимально долго. Пришлось дождаться конца октября, первого этапа гран-при, в котором Чен принимал участие, – Skate America.
Открытые тренировки перед турниром раскрыли тайну. Короткая программа повергла в шок – ее вторая часть содержала музыку, которую мы все любили, но одновременно боялись вспоминать. «Немезида» из прошлого олимпийского сезона, главный кошмар карьеры Нейтана, снова с нами! А первая половина программы – под новую песню, но тоже очень мрачную: «Мы встретимся в вечности». То ли Чену стало скучно побеждать и он решил поиграть с огнем; то ли он хотел намекнуть, что это его последний сезон… Произвольная программа как будто подтверждала этот настрой – произведения Моцарта с Лакримозой в двух видах. Не слишком ли много мрачности для Олимпиады?
И прямо с ходу, без лишних предупреждений Нейтан начал устрашать… но не соперников, а своих болельщиков. Не думала, что когда-нибудь снова такое увижу в его короткой программе – падение с первого прыжка (опять чертов лутц), да еще и запоротый каскад (точнее, его полное отсутствие) во второй половине! Только аксель и удался за всю программу. Немезида открыла дверь с ноги. Здравствуй, Пхенчхан и 82 балла за короткую программу… Только 4-е место по итогам короткой, и такие баллы не оставляли практически никакой надежды на победу, потому что на этом турнире с Нейтаном соревновались сильнейшие Винсент Чжоу и Шома Уно. Здесь даже не обязательно быть мной (профессиональным искателем примет), чтобы понять – программа не годится для такой важной миссии, как поход за олимпийским золотом. Хотелось орать на весь мир: что угодно, только не Nemesis+Eternity! Казалось бы, именно после Немезиды-2017 мне и понравился Чен, так радуйся же, что он опять ее катает (хотя бы частично). К тому же я особенно люблю тот фрагмент, который он вернул. Но нет, что-то совсем не тянет радоваться, одна паника в голове.
На ПРОИЗВОЛЬНУЮ Чен выходил с намерением набрать максимально возможное количество баллов, чтобы отыграться, – он заявил 6 четверных, чего не было с ним с прошлого олимпийского сезона. Из-за новых правил 6 четверных подразумевали 5 разных видов прыжков, поэтому Нейтан расчехлил давно забытый риттбергер (который ему, между прочим, удался очень неплохо). Но далее произошла пара сдвоек, и из заявленного контента получились лишь 4 квада (забавно звучит «лишь». Но в отношении Чена это действительно так!). Всё это не позволило набрать даже сотню баллов за технику, и в итоге 3-кратный чемпион мира проигрывает соревнования впервые с 2018 года. Такого подавленного Нейтана я еще никогда не видела. Даже маску сначала забыл надеть.
Ну почему именно этот сезон должен был начаться вот так обескураживающе? Где наш космический Чен? Самое время ему появиться, мы отвыкли от иного… Мигом вспомнились слова Ягудина – «это будущий олимпийский чемпион, его ничем не сломить». А как здорово выступили Винсент Чжоу и Шома Уно! Просто не дали шанса отыграться. Олимпийский сезон – держи, как по заказу, полный набор: и нервы, и зубастые соперники, и Немезиды с реквиемами… Но и это было еще не всё. Позже Чен обмолвился, что его беспокоит бедро – хроническая травма.
Несмотря на ошибки, произвольная программа под музыку Моцарта сразу же произвела впечатление – Нейтан показывает в ней практически всё лучшее, что умеет. Хрустальная первая часть под фортепианный концерт №23, переходящий в Лакримозу, – и мы смотрим на вдохновенного музыкального Нейтана с очень эмоциональной дорожкой шагов и красиво вписанными в программу прыжками. Казалось, что он не катается под музыку, а сам играет ее, как и в предыдущей произвольной под Гласса. Но Чен не был бы Ченом, если бы всё так безмятежно и закончилось. В финале программы нас ждала – да, свеженькая убийственная хорео-дорожка от «лютого» Нейтана под дабстеп-ремикс Лакримозы (ссылку специально даю на тренировочный прокат, где впервые и увидела программу). И эта дорожка лично для меня переплюнула все его прежние, вместе взятые. Ангел из первой части программы превратился в какого-то сатану, вот такие у меня были ассоциации. Может, это «танец в аду»? По-моему, гениальная идея постановщика – совместить классически-возвышенную, «светлую» сторону и современно-бунтарскую, «темную» сторону Нейтана. В любом случае это действительно было достойно звания олимпийской программы, и уже становилось интересно, как он потом улучшит и отшлифует ее, сколько четверных прыжков в итоге оставит.
Расписание Нейтана в этот раз было составлено так, что на передышку и осмысление своего ошеломляющего поражения времени совсем не оставалось, – ему пришлось выступать вторую неделю подряд, на Skate Canada. Чемпион немного успокоил болельщиков и совершил «камбек» – короткая чисто (Немезида снова помирилась с Нейтаном), каскад 4-3 во второй половине (правда, дорогостоящий флип заменен на тулуп, но это на данном этапе сезона не имело особого значения). Задачей было откататься спокойно и чисто, без фанатизма и лишних рисков набрать хорошие баллы и выйти в финал гран-при.
ПРОИЗВОЛЬНУЮ Нейтан также немного упростил, заявив и выполнив «лишь» 4 квада, но на сей раз без «бабочек», а программу представил еще лучше, чем неделей ранее. Канадцы аплодировали стоя.
Наконец-то по сумме привычные 300+ баллов, и на этой оптимистической ноте можно отправляться готовиться к финалу гран-при…
Которого снова не будет. В конце ноября в мире появился новый штамм ковида, из-за чего многие страны закрыли границы, в том числе и Япония, которая собиралась провести турнир. Это была огромная потеря для всех отобравшихся фигуристов, особенно учитывая, что это олимпийский год и важно каждое соревнование. Незадолго до отмены ФГП у Нейтана появились новости – он внес изменения в обе свои программы, но не уточнялось, что именно за изменения. Мы потеряли шанс выяснить это до самого января, когда должен был пройти чемпионат США. Домыслов было много, но главным пожеланием лично у меня оставалась замена короткой программы. Есть же удачный, проверенный «Караван», можно «Отчаянного» повторить... Не требуется ведь придумывать велосипед. Расстанемся с Немезидой друзьями, как после ЧМ-2018.
Ближе к национальному чемпионату Чен развеял интригу. Для короткой программы он решил вернуть свою «Богему» сезона 2019/20! Эта новость, естественно, меня очень порадовала, хотя именно об этой программе я думала в последнюю очередь. Но любая из них была бы удачнее «корейских флэшбеков». Тем более сезон 2019/2020 был оборван, и до главного старта «Богема» не доехала. Имело смысл вернуть и показать миру именно ее.
Но самое страшное пряталось в технической составляющей. Раньше во второй половине Нейтан прыгал 4-3 с тулупами, потом усложнил каскад четверным флипом. Но на сей раз он придумал максимально рискованный и дорогостоящий вариант – 4-3 из лутца и тулупа. Во второй половине, без права на ошибку. Последний раз он прыгал такой каскад в короткой программе в 2018 году. Но то было в первой половине, риска не так много. А теперь хочешь-не хочешь, а придется трястись до самого конца программы. Если лутц не получится… Кто ответит за массовые инфаркты, Нейтан??
Открытым оставался вопрос по произвольной программе. Честно говоря, не хотелось, чтобы в ней что-то менялось. Но Чен решил шокировать до конца – Моцарт был полностью отменен, а на замену возвращался… «Рокетмен», который был напарником «Богемы» и пал жертвой сезона 2019/20.
Да, тот самый «Рокетмен», который принес Нейтану мировой рекорд на ФГП-2019 (до сих пор не побитый даже им самим), возвращался для Олимпиады. Для меня это было спорным решением, но, как он объяснял сам, ему комфортнее с этой духоподъемной музыкой, и обе возвращенные программы заслуживают быть показанными на мировой арене. Оставалось еще узнать, какие же костюмы нас ждут!
Для «Богемы» Нейтану не понадобилось изменять своей любимой цветовой гамме – и это был, пожалуй, наилучший вариант из тех, которые только можно представить. Простой черный пиджачок – и привычный нам зажигательный Нейтан превращается в джентльмена-романтика, который в эти 3-4 минуты рассказывает свою пронзительную историю с широким спектром эмоций. Программа и два года назад была симпатичной, но теперь она особенно засияла, приобрела шарма, зрелости. И ко всему этому великолепию прилагалась рекордная сложность для коротких программ: 4-флип, 3-аксель и 4-лутц–3-тулуп во ВТОРОЙ половине – каскад, который Нейтан должен по задумке исполнить в музыкальные акценты (!), после чего сразу бросается в душераздирающую дорожку шагов.
Костюм к «Рокетмену» вызывал особый интерес. После наших любимых автобусных кресел и яичниц нельзя было опускать планку. В итоге мы получили кофту, которую будет видно даже из космоса. Максимально соответствует теме, ничего не скажешь!
К сожалению или к счастью, но на соревнованиях мы видели этот наряд первый и последний раз… Что касается техники программы, то Нейтан еще больше усложнил прыжковый набор по сравнению с предыдущими сезонами (исполнял сразу три «старших» квада). На национальном чемпионате он допустил падение с одного из пяти четверных прыжков, а потом еще и внезапно прилёг на рэп-дорожке (что смотрелось особенно эпично и даже как-то органично!) и засмеялся сам над собой. Несмотря на эти мелкие неприятности, Нейтан одержал убедительную, уже шестую победу подряд на чемпионате США. Однако беспокойство вызывали несколько факторов – в преддверии Олимпиады хотелось удостовериться, что Нейтан находится в идеальной физической форме, а этого явно не было: на тренировках его мучили болевые ощущения, от показательных выступлений впоследствии он отказался. Программы хоть и старые, но толком не обкатанные. Мало того, в стране в тот момент был пик заболеваемости ковидом. До отъезда в Пекин оставалось около трех недель.
Как и в 2018 году, олимпийский турнир фигуристов открывался командными соревнованиями. Нейтану снова предстояло выступать с короткой программой, чтобы принести своей сборной максимальные очки и заодно побороться за мировой рекорд. Отдельно вспомним еще раз, как это было 4 года назад: каскад 4-2, сдвойка и падение. С таким грузом прошлого Чен выходил на короткую программу, где у него была запланирована рекордная прыжковая сложность.
Думал ли он об этом в тот момент? Насколько сильно нервничал? Это загадки и особенности большого спорта, которые нам, зрителям, не дано раскусить. Мы всегда нервничаем за своих любимцев, но даже не представляем, каково им САМИМ, когда ставки настолько высоки, когда от тебя ждут только идеального выступления, а за плечами уже есть болезненный опыт, который мусолится и мусолится 4 года подряд… Хочется рассуждать так – если первый прыжок пройдет гладко, то всё будет хорошо. Но в нашем случае это, увы, не подходит. Самое-то сложное испытание у Нейтана именно в конце программы. Невозможное напряжение… Можно успокаивать себя тем, что это пока еще не личный турнир, и если суждено ошибиться – то лучше уж здесь и сейчас (но вообще-то тоже нежелательно!).
Пока всё это крутилось у меня в голове и я мечтала превратиться в бесчувственный камешек в то раннее утро, Нейтан выходил на каток и едва заметно улыбался, приветствуя публику. А потом стало видно, как он тяжело дышит... Ну что ж, пора всё забыть и попробовать получить удовольствие.
Да, Чену удалось взять первый реванш над самим собой! При заходе на каскад его чуть заметно качнуло, но я, кажется, не успела начать паниковать, потому что через долю секунды последовал великолепный лутц-тулуп, попавший идеально в музыку… Это был изумительный и вдохновенный прокат. Но после него Нейтан даже не радовался, а как будто лишь вздохнул с облегчением. Оценки чуть не дотянули до мирового рекорда – судьи явно берегли его до личных соревнований…
До второй короткой программы оставалось еще 4 дня. Естественно, теперь терзала мысль – а сможет ли снова так же хорошо откатать?
Но это были еще цветочки. 7 февраля, накануне короткой программы, нагрянула катастрофическая новость – Винсент Чжоу, второй номер сборной США, сдал положительный тест на ковид. Парень, обыгравший Нейтана и Шому на Скейт Америке осенью, снят с соревнований. Вся американская сборная оказалась под угрозой получить положительный тест в любой момент. Как будто мало было адреналина...
Нейтан выходил на короткую программу после Юмы Кагиямы, который набрал огромные баллы – 108. Примерно за час до этого на льду побывал Юзуру Ханю, прыгнувший «бабочку» на четверном сальхове и по сути выключивший себя из борьбы за медали. Мы такое уже где-то видели. Что ж, не Ханю – так два других японца до выхода Нейтана уже успели здорово выступить и создать определенное давление. Нужно срочно повторить прокат из командника.
Пхенчхан-2018: падение, два степаута, 82 балла, 17-е итоговое место. Пекин-2022: сложнейший в истории, идеально выполненный технический контент, почти 114 баллов, мировой рекорд. Судьи наконец-то сдались и отдали последний недостающий рекорд Чену, который снова поставил на карту всё – но спустя 4 года он уже был ГОТОВ исполнить это.
Если после командного выступления Нейтан почти никак не среагировал, то здесь он сразу же выдал несвойственные себе, бурные эмоции! «Я обычно так не делаю, но в этот момент мне захотелось. Я просто был счастлив». Вот теперь-то мы узнали, чего это всё ему стоило…
Как же было круто видеть такой прокат. Еще одно безупречное, артистичное, проникновенное выступление. Даже если говорить о технике: ему было важно не просто сделать этот нереальный каскад во второй половине, а уложить его четко в музыку. И всё выглядит настолько легко... Как же нам повезло, что он вернул эту программу, она выросла вместе с ним и раскрылась совершенно по-новому.
Но пройдена только половина пути и расслабляться нельзя. Впереди 5 квадов, а соперники не дремлют. К «Рокетмену» Нейтан неожиданно достал из шкафа очередную новую кофту – но, естественно, тоже сумасшедшей окраски.
Самое время собрать вместе все наряды Рокетмена. Один лучше другого, да...)
Если в короткой программе самое сложное было во второй половине, то здесь, пожалуй, главным было пройти без потерь первую, с четырьмя квадами подряд... Всё получилось практически идеально: как и раньше, каскад 4флип-3тулуп в музыку, лутц-ракета с еще более крутым попаданием в акцент, четкий флип с выездом в кораблик. И дальше Нейтан поехал в дорожку шагов с улыбкой до ушей. Я тоже расслабилась, но ох как оказалось зря. Кое-кто от радости немного потерял бдительность и смазал ойлерный каскад, прилепив туда одинарный прыжочек. Нашкодил (а вот и привет самому первому прокату 2019 года!). Из-за этого снова пришлось волноваться, но студент Йеля взял себя в руки, доделал всё как надо и полетел в свою знаменитую рэп-секвенцию. А баллы на экране полетели в космос, который доступен только Чену. Безоговорочное золото.
Greatest of all time… Это слова из песни, если что. Но получилось довольно символично. Вообще, хоть я и не особо радовалась возвращению этой программы, но победа на Олимпиаде с «Рокетменом» – это символично для Нейтана. Хотели космического Чена – так вот же он, в прямом смысле! Человек-ракета, фигурист-космос, мистер Обаяние и Лучезарность. Соперники показывали пафосные и серьезные программы, а он вышел и с улыбкой, визуально непринужденно укатал всех – под шоу-программу, в оранжевой майке, с бешеными прыжками и отвязной дорожкой. Это было именно по-ченовски ярко и неповторимо. Не знаю, намеренно так получилось или спонтанно – но это был прокат счастья. Давление всего мира, травма, первое поражение за 4 года, тревога из-за ковида, чехарда с программами – всё, что пришлось вынести за эти полгода, осталось далеко позади. И мы в прямом эфире видели каждый шажок этого удивительного пути.
Давно не было такой красивой и убедительной победы на ОИ в мужском одиночном. Тут и уникальное техническое превосходство, и две артистически противоположные программы, каждая из которых оставляет свой след в памяти. Даже великие танцевальные пары порой грешат однообразием, эксплуатацией удобного для себя стиля. Но этот парень никогда не искал легких путей.
Наверно, было правильно и полезно, что Нейтан не выиграл ОИ-2018. Ведь иначе мы могли не увидеть всех этих программ, роста его мастерства, этой красивой истории преодоления, в конце концов. Возможно, 4 года назад было слишком рано, и выиграл тот, кому это было нужнее. А теперь, когда огромное количество людей успели искренне проникнуться, полюбить тебя и желают победы, потому что знают, каким трудом ты заслужил ее, – это все-таки нечто особенное. Ведь и я сама – одна из таких людей…
Нейтан много раз говорил, что в Корею он ехал с мыслью, что «должен» победить, и это подкосило его. 18-летний Чен не смог получить никакого удовольствия от участия в Олимпиаде, потому что слишком на себя давил. Немного повзрослев, он понял, что нужно просто ценить момент, жить сегодняшним днем, быть благодарным за шансы, которые ему выпадают, – и всё получилось.
Олимпийский чемпион планировал выступить и на чемпионате мира (вернув произвольную под Моцарта), но, к сожалению, вынужден был сняться из-за травмы. Будем все-таки надеяться, что завершать карьеру подобным образом Нейтану не захочется и он еще вернется! Ведь он с большим запасом сильнейший фигурист планеты и при этом очень молод. Пожелаем ему здоровья, мотивации и азарта продолжать. Без него фигурное катание теряет очень много харизмы и огня... В 2014 году после Сочи Тесса и Скотт брали перерыв в спортивной карьере, но я верила, что они вернутся и еще поборются за второе олимпийское золото, - так и произошло.
Напоследок, по традиции фигурного катания, оставляю несколько показательных номеров.
Олимпийский номер - старый-добрый Караван!
Новый номер этого сезона (с гран-при Канады) - The Nights, Avicii
Показательный 2018 года - Back from the edge. Этот номер Нейтан придумал после первой победы на ЧМ, и мне кажется, он имеет какое-то особенное значение. А еще его стоит посмотреть хотя бы ради этого взгляда вначале.
В 2018 время еще не пришло, нужно было раскрыть потенциал в полной мере и влюбить в себя новых поклонников, что ему удалось в полной мере. Лично меня Чен покорил своей ПП под Филипа Гласса. Этот прокат с ЧМ(да и со всех стартов, включая самый первый) стоит на бесконечном пересмотре, но каждый раз программа держит от и до. Это нечто идеальное, там нет каких-то недоработок, либо чего-то излишнего. Программа совершенна, 4 минуты пролетают как одно мгновение и хочется смотреть еще и еще. Волшебство какое-то)
И то, что он катал на ои, в общем совершенно неважно(хотя богема из кп тоже своего рода шедевр). Это четырехлетие прошло под его именем.
Спасибо Чену, что он есть, а автору за огромный труд)
Нейтан и ты - большие молодцы!) Очень хорошо написано (с душой и полным погружением в тему)
Мой собственный путь к своему любимому фигуристу был в чем-то похожим на ваш. Тоже смодулировал от Юзу. :) Правда, хардкорным фанатом Юзу я никогда и не был (всегда были интересны и Дайс, и Патрик, и Хави, и многие другие), но "любовь с первого взгляда" настигла в тот момент, когда вроде бы включил компьютер посмотреть Юзу и Хави. :)
С чем я до сих пор не могу до конца смириться, это ФГП-17. Все выступления кумира (и многие выступления других одиночников, в том числе и Нейтана) засмотрены до дыр, но ФГП-17 обхожу, как чумной город. Как-то больно до сих пор. Мне до сих пор кажется, что не убыло бы от Нейтана, если бы Шоме тогда отдали первое место. В родной Нагое-то. Но японской федерации тогда явно не Шома был интересен (contra всем крикам о "любимчике федры" от одного фандома). Там ведь не только менее 1 балла по сумме разница, там еще и идиотский дедакшен как раз в один балл за то, что не зафиксировал финальную позу в КП... Я даже в Гренобле не пролил ни одной слезы (был просто в шоке), а вот после того ФГП как-то нахлынуло.
Но Нейтана я, конечно, очень люблю и безмерно уважаю. Собственно, ФГП-17 -- это не про "плохое" судейство, а скорее про трагедию самого Шомы. Он мог откататься гораздо лучше и выиграть без вопросов. А Нейтан... Прокаты The land of all в Сайтаме и Гласса в Стокгольме -- это абсолютный топ, действительно золотой фонд ФК на многие, многие годы. Впечатления от просмотра просто невероятные каждый раз. Видел Нейтана и вживую -- в Хельсинки (ЧМ-17), Милане (ЧМ-18), Гренобле (серия ГП-19/20)... Миланский прокат был очень мощным. И да, он тогда правда спас тот тяжелейший для всех топов ЧМ. Та Миланская Весна и правда была священной.
Надеюсь, Нейтан вернется в следующем сезоне, или через один.
Еще раз спасибо за рассказ!
Но он того стоит - суперталантливый, суперобаятельный, артистичный, насмешливый и серьёзный, просто космический мужчина -фигурист с неизвестной планеты.
Очень хочется, чтобы не заканчивал карьеру, в принципе - всего уже добился, но хочется встреч с новыми программами, с новыми образами. Хотя вот сегодня всё, что в статье выложено, пересмотрела.... Спасибо.
Мне было бы не жалко, если бы тот ФГП ушел ему... Кстати, на ЧМ хотелось бы именно его победы, а не Кагиямы. Мало верится конечно, но вдруг?
P.S. Спасибо вам автор за такой труд. Желаю успехов вашему блогу.
Очень порадовало решение о замене программ на ОИ. Не имею ничего против "Реквиема", но заканчивать ои-цикл или даже карьеру этой программой как-то совсем-совсем печально, кроме того кататься под такую музыку эмоционально довольно сложно. Так что возвращение легендарного "Рокетмена" было более чем уместно. В этой программе Нейтан просто летит и наслаждается своей родной стихией. Что касается "Богемы", то для меня она засверкала всеми гранями только на ОИ. Я раньше никогда её особо не пересматривала, она мне почему-то казалась бледненькой и проходной, но на ОИ неожиданно восхитила - просто солнце, вышедшее из-за туч. :)
Спасибо за такой прекрасный, информативный, с любовью к Нейтану написанный пост. Это очень трогательно. Думаю, все болельщики Нейтана получили удовольствие от проделанной Вами работы и разделяют Ваши чувства в отношении нового ОЧ, подарившего нам настоящую коллекцию ледовых шедевров и радость за его красивую победу. 🌹🌹🌹