Новая история любви бюджетных денег и шоу Навки с Загитовой: питерские муниципалитеты спустили на билеты 15 млн рублей
В сериале о дружбе ледовых шоу Татьяны Навки и бюджетных денег новый эпизод – теперь про спектакль «Аленький цветочек», который этой зимой привезли в Петербург.
Но сначала, если вы пропустили, краткое содержание предыдущих серий:
• в 2018-м на шоу «Руслан и Людмила» Министерство культуры и Министерство образования, по данным «Собеседника», выделили из бюджета 18 млн рублей;
• год назад Минкульт направил уже 30 млн рублей на новогодние представления Навки;
«Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета в размере 30 млн рублей», – по соглашению деньги шли на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества.
• этой осенью госкомпания РЖД заключила контракт и выплатила спонсорские 10 млн рублей на организацию и проведение балета «Лебединое озеро в обмен на услуги по распространению и размещению информации о себе.
• в декабре 2021-го спектакль «Спящая красавица» показали в Дубае во время выставки «Экспо». Источником финансирования услуг фигуристов на этих гастролях, по данным официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, была субсидия из федерального бюджета РФ на выполнение госзадания.
• в том же декабре 14 млн рублей на размещение своих рекламно-информационных материалов в рамках шоу «Спящая красавица» в Дубае и «Лебединое озеро» в Москве выделил еще и «Аэрофлот».
• официальными партнерами шоу Навки кроме РЖД и «Аэрофлота» являются «Сбер», РИА-Новости, «Норникель» и «Фосагро».
Если кто-то не знает, в этом сезоне по России циркулировали сразу четыре ледовых шоу от Навки:
1. Специально для Москвы поставили «Лебединое озеро» с Навкой в главной роли – премьера, которую рекламировал даже президент.
2. Позапрошлогоднюю «Спящую красавицу» свозили не только в Дубай, но и в Сочи и Нижний Новгород. Правда, уже без Загитовой.
3. «Руслана и Людмилу» – самый архивный спектакль Навки – этим летом показали в Сочи, осенью – в Красноярске, Барнауле и Новосибирске, а зимой – в Нижнем Новгороде. Добро не должно пропадать.
4. И наконец, Питеру на 11 дней достался «Аленький цветочек» – спектакль хоть и из 2018-го, зато с Загитовой.
Именно он стал хитом в госзакупках питерских муниципалитетов и заставил чиновников осваивать бюджетные деньги на билеты.
Сразу к сумме – из доступных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок документов известно о 14,9 млн рублей, выделенных из бюджета Петербурга на покупку почти 11 тысяч (!) билетов на шоу «Аленький цветочек».
Коротко о том, как это выглядело:
• Оказывается, Питер разделен на 111 муниципальных образований, каждое из которых обладает собственным бюджетом и разрабатывает различные программы на его освоение.
Петербург – культурный город, поэтому здесь почти в каждом округе существует муниципальная программа с громоздким названием «Организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий».
Вот несколько цитат оттуда:
«Цели программы: улучшение качества жизни населения муниципального образования.
Задачи – создание благоприятных условий, обеспечивающих развитие нравственного, духовного и культурного потенциала различных групп населения; обеспечение культурно-досугового пространства, расширение кругозора жителей муниципального образования; снижение социальной напряженности; привлечение граждан к празднованию знаменательных, памятных и общегосударственных мероприятий; укрепление связей муниципального образования с учреждениями культуры района и города; вовлечение различных слоев населения в реализацию программы; активизация творческой активности жителей; улучшение качества жизни населения муниципального образования;
Ожидаемые и конечные результаты реализации программы: обеспечение для всех категорий населения равных возможностей доступа к культурным ценностям, участия в культурной жизни; привлечение широких слоёв общественности к участию в мероприятиях Программы».
• По этой программе, местные администрации заключали договоры с ООО «Медиашоу» на приобретение билетов для посещения жителями мюзикла на льду «Аленький цветочек».
Правда, ни в одном из документов не были прописаны критерии – как выбираются мероприятия для развития культурного потенциала местных жителей.
Версий, почему муниципалитеты не жалели бюджетных денег именно на «Аленький цветочек», несколько: возможно, это было единственное культурное событие в новогоднем Питере; вдруг у питерских чиновников мощная ностальгия из молодости по прокатам Навки; а может – это желание поддержать Дмитрия Соловьева, который ради прокатов приехал в Питер с гематомой головного мозга.
• Вернемся к формальностям – основанием для заключения контракта прописывалась «Закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия». В этом случае закон позволяет не объявлять тендер и заключать контракт с конкретным единственным поставщиком.
Источником финансирования в каждом случае являлся бюджет конкретного муниципального образования Санкт-Петербурга
• Обозначим масштабы – в каких-то округах (возможно, самых богатых) денег на «Аленький цветочек» не жалели и закупались сразу на 2-2,5 млн рублей, где-то осторожно выделяли скромные 100-300 тысяч.
Вот полный список:
Очевидно, что при закупке чиновники не ориентировались на количество жителей в округе, конкретные социальные группы или целевые аудитории, а оперировали другими механизмами.
Это становится понятно из следующего пункта.
• После закупки билеты разными способами пытались распространить бесплатно среди жителей округа.
Глагол «пытались» здесь не случаен – как правило, эти действия проходили две стадии: а) жители не могли получить билеты описанным администрацией методом и сильно ругались;
б) позже выяснялось, что много билетов осталось невостребованными – их приходилось распределять по новой.
Поначалу в округах выбирали разные пути распространения. В Правобережном предлагали бронь на детей от 3 до 14 лет и одного сопровождающего. Округ №72 предлагал билеты родителям-одиночкам, родителям детей-инвалидов, многодетным и малоимущим семьям.
В Чкаловском детям оставляли выбор – подарочный набор или ледовое шоу. А в Академическом необходимым условием было отсутствие на руках билетов на представление «Как Баба-Яга, Кикимора и Лихо Новый год спасали».
Как правило, эти квоты оставались неиспользованными и спустя некоторое время официальные сайты администраций предлагали приходить за билетами всем желающим.
• Солд-аутов, кстати, 6-тысячный «Юбилейный» не собирал, несмотря на бесплатные билеты для местных жителей – они оставались в продаже даже за несколько часов до представления.
Вот так, например, выглядела онлайн-касса за несколько часов до вечернего спектакля 8 января в предпоследний день гастролей
• В основном администрации закупали билеты из средней ценовой категории – 1200-1600 рублей, но случались и забавные исключения. В округе №2 сделали упор на количество (цена – 960 рублей), на Юго-Западе оплатили еще и сладкие подарки, а из 135 билетов, закупленных чиновниками поселка Саперный, 19 имели категорию VIP – видимо, для самых важных жителей.
• Понятно, что покупка и последующая раздача билетов на зрелищные мероприятия за бюджетные деньги началась не с шоу Навки – это немного странная, но обычная практика и для Питера, и для Москвы, и для других городов.
Но, пожалуй, впервые этот флешмоб вышел таким массовым.
Для сравнения, администрация Правобережного округа (рекордсмен по затратам на «Аленький цветочек») в начале 2021-го закупила на те же 2,5 млн билеты на концерт «От мужества к любви» (с участием Татьяны Булановой и Геннадия Ветрова), но их порыв больше не поддержал ни один питерский округ.
Или поселок Саперный – любители VIP-обслуживания – в ноябре приобрел билеты на пару спектаклей театра «Буфф» общей стоимостью 332 тысячи рублей, но такая же идея не пришла в голову чиновникам из других округов.
Нет, все же дело в популярности Навки – неспроста же в платежных документах «Аленький цветочек» называется «мюзиклом Татьяны Навки».
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Астапкович
Плюс на билеты был спрос, но ей этого было мало, бюджетных денег тоже хочется.
Это настолько жадные и циничные люди, что просто офигеваешь.
А самое удивительное что фанаты Загитовой до сих пор считают что девочка не в курсе на кого работает и откуда деньги получает.
Пока что народ получает зрелища за счет своего же хлеба