Даже если Дэвис и Смолкин выиграют Олимпиаду, все будут помнить, как подозрительно их превратили в топ-дуэт
Наши танцы внезапно вышли из сумрака – теперь здесь шумно и жарко.
Пожар устроили Диана Дэвис и Глеб Смолкин, репутация которых всего за полгода проделала путь от заурядных юниоров до самого влиятельного дуэта в российской фигурке.
Сегодня они взяли серебро на первом для себя чемпионате России с лучшим результатом в карьере (207,70).
Шикарный старт – последним дуэтом, который покорял подиум первого же взрослого чемпионата России, были Елена Ильиных с Никитой Кацалаповым в 2011-м.
Но есть одна деталь: Лена с Никитой выходили тогда на лед в статусе чемпионов мира среди юниоров – титул, который точно ничего не гарантирует во взрослых танцах, но хотя бы обозначает перспективы.
Парадокс Дэвис со Смолкиным в том, что судьи упорно не находили в них искры по юниорам: 9-я позиция на юниорском чемпионате России-2019 (в километрах от тех, кого они сейчас так легко обыгрывают), 6-е (последнее) место в финале Гран-при-2020, 5-е – на юниорском чемпионате мира.
Нет, так тоже бывает – прогресс случается неожиданно, а те, кто когда-то отставал, могут чудесно преображаться. В танцах реже – такие уж здесь традиции – но это точно не аргумент, чтобы уничтожать Диану и Глеба.
Сравните их прокаты с разницей хотя бы в два года – Игорь Шпильбанд действительно научил их кататься иначе: быстрее, породистее, взрослее. Нет, их катание, конечно, не стало эталонным и безупречным, как утверждают протоколы на чемпионате России, а Диане Дэвис далеко до Мэрил Дэвис, но давайте согласимся – уже сейчас это крепкая, обученная пара, которая много работала и добилась заметного прогресса.
Но трагедия Дэвис и Смолкина в другом – сюжеты, которыми было обставлено их превращение в топ-дуэт (пока лишь по российским меркам), слишком демонстративны и подозрительны. И, вероятно, они будут сопровождать их всю жизнь – даже если когда-то ребята выиграют что-то масштабное.
Давайте просто восстановим эту хронологию:
• из юниоров в 2019-м Диана и Глеб выходили третьим дуэтом страны – после пар Шанаева/Нарижный и Ушакова/Некрасова, которым проигрывали на международных, и на российских стартах;
• в прошлом сезоне, который и так вышел бедным на турниры, вылетел почти полностью. Диана сломала ногу, пары не было ни на чемпионатах России, ни на домашнем этапе Гран-при, а на единственном турнире – финале Кубка России, который они выиграли, катались без отбора. Так решили в федерации;
• летом 2021-го выяснилось, что Дэвис и Смолкин получили путевку на взрослый этап Гран-при – так же без отбора и необходимых критериев. Тогда это объяснили персональным приглашением канадской стороны, но зеленый коридор для пары открылся именно тогда;
• но знаковым стал не этап в Канаде (его дуэт закончил 5-м со средними баллами), а ноябрьский челленджер в Варшаве. Там Дэвис и Смолкин получили фантастические для своего статуса оценки на 15 баллов выше личного рекорда – и казавшиеся бредовыми слухи о том, что пару двигают в олимпийскую заявку, обрели реальное воплощение.
Кстати, после этого текста о турнире в Варшаве мы на себе прочувствовали переживания Этери Тутберидзе за дочку, как бы ни отрицали ее влияние на все, что окружает дочь;
• наконец, чемпионат России – здесь все стало понятно уже после первого дня.
И дело даже не в отрыве от прежней третьей пары страны Тиффани Загорски и Джонатана Гурейро – они действительно приехали в Питер не готовыми (хотя вчера это еще не бросалось в глаза), а в паззле, который сложился после ритм-танца.
Диану и Глеба сразу обособили от других пар мощным отрывом, зачли все четыре ки-поинта в паттерне танца (не вникайте, достаточно лишь той детали, что Пападакис и Сизерону на этапах Гран-при в этом сезоне ставили только три) и выставили лучшие баллы в карьере абсолютно за все элементы.
«Да, мы блатные», – фраза, которая теперь с ними официально и, кажется, навсегда.
Вообще, танцы – дисциплина, в которой мысли чиновников считываются очевиднее всего. Раньше их почти случайно озвучивали люди, которые погружены в мир фигурки, но думали, что никак от него не зависят.
«Об этом уже все говорят: на командном турнире Олимпиады будет замена на произвольный танец, типа у Никиты (Кацалапова) спина и все такое. И Дэвис – олимпийская в команде», – после турнира в Варшаве был открыт персонаж мама фигуристки Скопцовой. Но даже она, похоже, не думала, что ее сценарий обретет реальность на чемпионате России, а ее дочь (совпадение?) и Кирилл Алешин с прошлогоднего третьего места свалятся на шестое.
В неожиданном снятии с произвольного танца дуэта Синицина/Кацалапов можно искать сколько угодно конспирологических версий – наша федерация приучила верить в самые невероятные сценарии. Но в Питере Дэвис и Смолкин действительно заработали обеспеченную критериями путевку на Игры со второго места. Окончательную. Броню.
Но теперь о несправедливости в открытую заговорили не только родственники, но и сами фигуристы.
«Это все-таки олимпийский сезон. Не только одна пара пытается отобраться на Олимпиаду. Мы все пытались. Другое дело, что мы отдаем за этот шанс всю жизнь. Тренируемся, пытаемся. А этот шанс у нас отбирают. У всех. Ну, у многих, кто бы хотел это сделать. Не буду говорить, кто и что. Все прекрасно знают. Никого не обижаю, но спорт должен оставаться спортом. А мы хотим хотя бы иметь шанс, хотя бы чуть-чуть побороться», – теперь даже любопытно, какое место на чемпионате России займет Егор Базин с партнершей через год.
Нет, слова Базина – не зависть, не эмоциональная реакция на поражения и не попытка оправдаться. Это прорвавшееся (возможно – случайно) в паблик настроение, с которым живут почти все танцоры. Если хотите – объективизация реальности в наших танцах.
Здесь жестокая конкуренция, в которой мало правды и справедливости – так было до Дэвис и Смолкина, так будет и после них. Если в других дисциплинах для прорыва существуют хоть какие-то объективные инструкции (стабилизировать прыжки, освоить новый четверной, усложнить базу), то в танцах по-прежнему абсолютный феодализм.
Даже Илья Авербух не стесняется объяснять их прорыв стратегическим решением, а не скольжением, хореографией или сложностью конька – вещами, которые вроде бы должны цениться: «Третье место всегда по традиции отдается молодой и перспективной паре с прицелом на работу в следующие 4 года. Считаю, что эта позиция вполне логично должна быть отдана паре, которая будет представлять нашу страну в ближайшем будущем».
Вот почему пример Дэвис и Смолкина – совсем не о том, как за год они научились делать твиззлы, поддержки и хореографические секвенции лучше остальных. Может, научились, а может – нет: в танцах это не всегда понимают даже судьи, куда уж тут зрителям. И ответ – не почему, а за счет чего случился прогресс в баллах, у специалистов всегда будет в таких терминах – молодые, перспективные, будут представлять страну в будущем.
Это всего лишь история о том, что танцы на льду – просто не спорт.
Конкурс, фестиваль, показ – воспринимать можно по-разному, но точно нет смысла искать в них логику и спортивную борьбу.
Наверное, именно так к танцам относится и Этери – иначе ее дочь вместо ответов на вопрос, блатные ли она и ее партнер, каталась бы против Валиевой, Щербаковой и Трусовой.
Чемпионат России по фигурному катанию
Санкт-Петербург
Танцы на льду
Итоговое положение
1. Александра Степанова – Иван Букин – 223,37
2. Диана Дэвис – Глеб Смолкин – 207,70
3. Елизавета Худайбердиева – Егор Базин – 195,75
4. Аннабель Морозова – Андрей Багин – 195,65
5. Елизавета Шанаева – Дэвид Нарижный – 187,19
6. Анастасия Скопцова – Кирилл Алешин – 185,72
Произвольный танец
1. Александра Степанова – Иван Букин – 134,61
2. Диана Дэвис – Глеб Смолкин – 123,71
3. Елизавета Худайбердиева – Егор Базин – 117,84
4. Аннабель Морозова – Андрей Багин – 117,63
5. Елизавета Шанаева – Дэвид Нарижный – 112,36
6. Анастасия Скопцова – Кирилл Алешин – 110,36
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; instagram.com/tutberidze.eteri; globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press; instagram.com/di__davis