7 мин.

Что изменилось в «Болеро», которое Валиева катает второй сезон: исчез воздушный поцелуй, а оценка взлетела до уровня Чена

Главное оружие Камилы Валиевой в олимпийском сезоне – произвольная программа под «Болеро», которая крушит не только мировые рекорды, но и интригу в женском катании.

Премьера состоялась на открытых прокатах прошлого года – больше 15 месяцев назад. Хотя сначала план оставить «Болеро» на олимпийский год держали в секрете, в феврале Даниил Глейхенгауз провел недвусмысленную параллель с Алиной Загитовой, а в сентябре признался, что программа изначально готовилась с прицелом на Игры.

У Алексея Мишина другой подход: он, наоборот, запретил Михаилу Коляде два сезона подряд катать «Белого ворона», сделав перерыв на «Список Шиндлера» и вернув лучшую программу в карьере Миши только к предолимпийскому чемпионату России.

В прошлом сентябре Коляда и Валиева находились в отчасти похожих ситуациях: обоим нужно было усложниться за 1,5 года до Олимпиады, и если Камила это делала, не расставаясь с накатанным «Болеро», то Миша потратил время на привыкание к новой произвольной.

«Болеро» понравилось не всем: Урманов не одобрил музыку, а Чайковская – постановку. За 1,5 сезона программа изменилась: сшили новый костюм (не один), поработали над подачей и хореографией

Сначала программу критиковали: Траньков назвал музыку более зрелой, чем сама Камила; Гончаренко посчитала, что Валиева не чувствует «Болеро»; Урманов требовал более легкой (или даже мультяшной) композиции.

Елена Чайковская увидела проблему не в фигуристке, а в постановке: «Болеро» – это там-та-ра-ра-ра-дам. Оно бьет тебя о землю! Оно прибивает. Если ты отражаешь это, то программа становится весомой и производит впечатление. Но это не Камила не готова к этой программе, а сама программа не готова».

Вероятно, на тот момент критика «Болеро» была справедливой – это хорошо видно, если сравнить выступление на контрольных прокатах нынешнего и прошлого сезонов, которые разделяет ровно год.

Изменилась не столько постановка – каркас программы и аранжировка остались прежними – сколько подача Камилы. Из смущенной девочки, явно стесняющейся ажиотажа в «Мегаспорте» и взрослых соперниц, она выросла в спортсменку, знающую цену себе и своей программе.

Похоже, это заметили и судьи. Последний прокат произвольной получил в компонентах 76,27 балла: есть даже пять десяток. Это больше, чем у Загитовой в Пхенчхане (75,03), хотя меньше олимпийской второй оценки Медведевой (77,47).

Впрочем, удивляют не столько цифры (нужно учитывать и фактор инфляции), сколько то, как быстро Камила вышла на близкие к максимуму компоненты. Если Загитова начинала международную взрослую карьеру со скромных 67,52, а Туктамышева с доисторических 53,6, то Валиева с первого же старта перемахнула за 72.

Возможно, на восприятие «Болеро» влияют и косметические изменения, которые добавились за 1,5 сезона:

• спираль в середине программы стала длиннее, а заход на каскад с флипом – сложнее;

• дорожку поставили на 20 секунд раньше – так элемент выглядит музыкальнее, а у Камилы больше сил на идеальные шаги;

• из финальной позы убрали воздушный поцелуй – теперь у Валиевой получается четче ее фиксировать и успевать в последний акцент.

Во внешнем виде фигуристки тоже немало обновлений: на сочинском Гран-при экспериментировали с более ярким макияжем, а костюм меняли уже не один раз.

Первая соревновательная версия была выполнена в оттенках красного и коричневого, а на спине был сюрприз в духе Александра Самарина – зеленые змеиные глаза. Тот вариант Камила постфактум раскритиковала за то, что он оказался слишком тяжелым и буквальным.

Из второй версии наряда коричневый оттенок исчез полностью, а красными остались только отделка на шее и ладонях, а также пара десятков страз. Основным цветом стал черный, а на змею намекали разве что вкрапления темно-зеленого на корпусе.

Выбор для «Болеро» в олимпийском сезоне отсылает к первому платью. Снова вернулись красный цвет (впору поверить в суеверие последних лет о том, что у победительницы Игр должно быть хоть одно платье этого оттенка) и изображение змеи – пусть и куда более аккуратное, чем глаза на спине.

Наиболее нестандартным (по крайней мере, в рамках модных традиций «Хрустального») выглядит тренировочный костюм для контрольных прокатов прошлого сезона. Во-первых, это комбинезон, а не платье с колготками, во-вторых, он вызывающе минималистичен: из акцентов присутствуют только отделка на спине и красные перчатки.

Кажется, это был лучший выбор и для программы, и для отличной фигуры Камилы, но, видимо, костюм посчитали недостаточно олимпийским.

Самое мощное усиление – в прыжках. Валиева выучила два новых ультра-си и теперь получает за технику баллы уровня мужского топ-5

Но даже ощутимые изменения в подаче «Болеро» удивляют куда меньше, чем технический прогресс Валиевой:

• базовая стоимость программы за 15 месяцев выросла на 11,76 балла – по стоимости сопоставимо с идеальным тройным акселем или добротным четверным тулупом;

• ойлерный каскад остался во второй половине программы, но теперь Камила делает его не с тройным флипом, а с четверным тулупом;

• техническая оценка за первую попытку исполнить три четверных и тройной аксель в произвольной (финал Кубка России-2021) была почти на 30 баллов меньше той, которую Валиевой поставили на Rostelecom Cup-2021;

• 109 (как у Камилы на сочинском Гран-при) или больше баллов за технику в произвольной на ЧМ-2021 получил только Нэтан Чен; на ЧМ-2019 – Чен и Ханю. Алиеву, чтобы выиграть Евро-2020, хватило 98,10 в технической оценке.

Теоретически Валиева может усложнить программу: на тренировках перед сочинским Гран-при она оттачивала каскад с риттбергером. Замена тройного тулупа на риттбергер в каскаде с флипом освободит слот для повтора более дорогого прыжка – например, еще одного тройного акселя вместо более дешевого риттбергера. На практике – это неоправданный риск, позволить который в олимпийском сезоне Камила вряд ли может.

Сложность произвольной Валиевой не столько в количестве ультра-си (пять квадов Трусовой все еще выглядят невероятнее), сколько в их нетипичной для женского катания комбинации. Тройные аксели у одиночниц редко идут наравне с четверными: Туктамышева и Косторная – отличные трикселистки, которые так и не смогли освоить квады (Лизина неудачная соревновательная попытка не в счет); Кихира лишь однажды смогла чисто выехать с четверного сальхова и тоже делает упор на 3,5 оборота; Трусова и Щербакова, наоборот, специализируются на квадах.

Активная параллельная работа над акселем и четверными – скорее черта еще более молодого поколения фигуристок – Акатьевой, Самоделкиной, Муравьевой – которые быстро поняли, что ультра-си только в произвольной недостаточно, а лоббировать отмену запрета на квады в короткой не спешит даже собственная федерация.

Валиева к нынешней впечатляющей заявке пришла не сразу.

Первую половину прошлого сезона Камила исполняла в «Болеро» свой юниорский прыжковый набор с двумя четверными тулупами. Чистое исполнение этого контента позволило обойти Трусову на ЧР (у той было такое же количество квадов, но стояли более дорогие лутцы), но до Щербаковой дотянуться не получилось. Полтора месяца спустя на Кубке Первого канала в произвольную добавился триксель – это усложнение не вызвало затруднений.

Еще через три недели, в финале Кубка России, Валиева впервые примерила набор олимпийского сезона – с тремя четверными и тройным акселем. Такая премьера далась Камиле непросто: она дважды упала, потеряла один каскад и проиграла произвольную Хромых и Усачевой.

За межсезонье Камила явно приноровилась к новой сложности: ее худший результат за произвольную (174,31) больше лучшего, полученного в прошлом году на щедром национальном чемпионате (174,02). Каждый прокат «Болеро», начиная с октября, оказывался мощнее предыдущего и приносил Валиевой новый мировой рекорд. И даже в практически идеальном выступлении на сочинском Гран-при остался резерв для следующего достижения: Камила сдвоила сальхов в каскаде с четверным тулупом.

Возможно, неофициально этот рекорд будет побит уже на чемпионате России?

Олимпийский сезон – время подписаться на телеграм-канал автора 

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Максим Богодвид; globallookpress.com/Darryl Dyck