Каким хочется видеть одиночное ФК
С течением времени все больше бросается в глаза несовершенство действующих правил у одиночников. Невольно возникает желание, чтобы исправили уже никчемные пережитки прошлых времен, заплатки, необоснованные ограничения или наоборот допущения. И на днях я подумал, что нужен конструктив, отвергая нужно предлагать. Поэтому решил прикинуть и детально расписать желаемые изменения в правилах. Пояснения буду давать по ходу изложения.
Начну с того, что нужно все-таки поднять возрастной ценз до 17+, потому что гонка за элементами ультра-си в российском ФК уже сравнима с золотой лихорадкой. На квады сейчас все смотрят как на пропуск в элиту ФК и никак иначе. И ради этого пропуска тренеры жертвуют качеством программ и/или другими навыками/элементами своих спортсменов. А юные спортсмены добровольно (и с согласия родителей) готовы жертвовать здоровьем только ради шанса попасть в ту самую элиту.
Второй момент давно у всех на слуху - это преимущество допубертатно-пубертатного периода в женском одиночном катании. Маленьким девочкам гораздо проще крутить четверные, чем взрослым оформившимся девушкам, что противоречит спортивным принципам. Эту несправедливость нужно устранить. Но одного поднятия ценза мало, нужны еще изменения в правилах, направленные непосредственно на качество и развитие ФК в правильном направлении.
Новые правила для юниоров
Возраст: с 13 до 17 лет
Изменения в короткой программе
1. Длительность программы 3 минуты +/- 10 секунд. Думаю, нужно дать чуть больше времени для хореографии и компонентов, на усмотрение тренеров и хореографов, а также для исполнения более сложных элементов);
2. Обязательный сольный аксель 2,5 или 3,5 оборота;
3. Обязательный сольный прыжок от 2-х до 4-х оборотов. Нужна возможность сделать один четверной прыжок в КП, чтобы сбалансировать квадисток с трикселистками;
4. Обязательный каскад из двух или(!) трех(!) прыжков, каждый из которых в 3-и оборота или меньше, при этом первый прыжок каскада не может быть акселем и должен быть отличным от сольного прыжка п.3.
Иначе говоря, нужно сделать возможным полноценный каскад 3-3-3, как альтернативу квадам и трикселям. В КП такой каскад будет на усмотрение спортсмена/тренера. Можно сделать либо двойной, либо тройной каскад.
Изменения в произвольной программе
1. Длительность программы 4 минуты +/- 20 секунд;
2. Разрешить прыжки не более чем в 3 оборота (т.е. аксель в 3,5 оборота уже запрещен)
3. Добавить хореографическую дорожку, которая будет обязательна как и дорожка шагов. То есть уже с юниоров будут все 12 слотов под технические элементы.
4. Все первые прыжки должны быть разных видов, будь то сольные или в каскаде. То есть, если прежде было 7 слотов под прыжки, то теперь 6, по количеству видов прыжков. Каждый вид прыжка будет иметь свой именной слот и на правах "хозяина" слота, этот "main-jump" должен обязательно исполняться первым: сольно или в каскаде. GOE также начисляются только за первые прыжки, а не как раньше - за самый дорогой в каскаде.
Распределение: два слота под сольные прыжки, два слота под каскады из двух прыжков и два слота под каскады из трех прыжков.
5. В двойных(!) каскадах прицепляемые прыжки должны быть разными. Т.е. нельзя делать такие два двойных каскада в одной программе: 3Л-3Т и 3Ф-3Т. Один из прицепляемых прыжков должен быть другим, например можно исполнить 3Л-3Р и 3Ф-3Т, или 2А-3Т и 3С-2Т, или 3Р-3Р и 3Т-3Т, и т.д.
6. А в тройных(!) каскадах каждый прицепляемый прыжок (вид прыжка с тем же кол-вом оборотов) можно будет повторить дважды за программу, независимо от прыжков в двойных каскадах. Например, если есть каскад 3Л-3Р-3Р, то значит в слоте лутца, в одном из тройных(!) каскадов, уже дважды сделан 3Р как прицепляемый прыжок и повторять 3Р в другом тройном(!) каскаде уже нельзя.
Таким образом можно будет собирать простые каскады на тулупах и дорогие на риттбергерах. Или нечто среднее, в т.ч. по количеству оборотов. Думаю, что совсем без двойных прыжков мало кто сможет обойтись. При этом остается большая вариативность для тройных каскадов, т.к. ойлер никто не отменяет. Честно говоря, мне каскады с ойлером очень редко нравятся, потому что как правило они выглядят корявенько... Вот сделал фигурист первый прыжок, потом враскорячку делает перепрыжку и далее с места крутит какой-нибудь сальхов или флип. При этом фигурист входил в каскад в одном направлении, а выход из каскада может оказаться уже в другом направлении, запросто даже в противоположном. Разве это красиво? Кстати, у Алины в программах не было каскадов с ойлером. Случайность? Не думаю.
Впрочем, в данном варианте правил ойлер будет невыгоден. Зачем использовать некрасивый однооборотный прыжок, если вместо него можно сделать тройной или хотя бы двойной в полноценном тройном каскаде? Если только в особых случаях, как например у Владимира Самойлова, который делал каскад 4Л-ойлер-4С или 4С-ойлер-4С. Но такие каскады уже для взрослых, а не юниоров (о взрослых скажу позже). Однако навыки у всех разные и потому ойлер конечно будет востребован.
7. Освободившийся 7-й слот от прыжков можно занять этаким ноу-хау - авторским хореографическим элементом с нулевой базовой стоимостью, который может получить от судей оценку от 0 до +5, где 0 за полностью сорванный элемент (+ дедакшен за падение, если оно случится), а положительная оценка до +5 баллов за сложный и красивый элемент с идеальным исполнением. Бауер, гидроблейд, кантилевер, ласточка, каскад из бедуинских прыжков, высокий прыжок в продольный или поперечный шпагат или же какой-то новый элемент может занять этот слот и получить оценку за его сложность, красоту, оригинальность и качество исполнения. Элемент в этом слоте должен давать понять судьям, что он заслуживает отдельной оценки и исполняется для соответствующей прибавки в баллах. Благодаря такому вот свободному авторскому элементу появится прекрасная возможность для спортсменов и тренеров/хореографов придумывать новые уникальные элементы. Постепенно можно было бы заполнять базу данных такими элементами со своими названиями и указывать их ориентировочную стоимость.
8. Предлагаю еще одно новшество из разряда "почему бы и нет?", которое может быть не только в ПП, но и в КП. Мне пришла необычная мысль, что можно объединить вращение и прыжок, чтобы получить таким образом новый комбинированный элемент, который по желанию можно поставить в слот одного из вращений.
Идея в принципе проста: фигуристка вращается, считаются уровни как обычно, но выход из вращения - в прыжок. Это точно может быть аксель или риттбергер, возможно и какой-то другой прыжок, не уверен. Исполняется так: последняя позиция вращения должна выходить на подготовку к прыжку, если последует риттбергер, то надо во время вращения скрестить ноги и с опорной ноги сделать прыжок вверх по ходу вращения. Должно выглядеть как продолжение вращения, но уже в прыжке, в виде его фееричного завершения. После чего может быть немного хореографии для сюжетной связки и дальнейшего проката. Если выход в аксель, то при вращении свободная нога выходит на позицию, чтобы сделать ею мах в нужном направлении, и далее прыжок с выездом. Выглядеть должно так, будто фигурист выпрыгивает из вращения в сторону. 2А, 2Р, наверняка и 3Р можно исполнить. Вероятно однажды кто-то смог бы осилить и триксель (не в юниорах). Такой необычный комбинированный элемент можно интересно уложить в сюжет программы/хореографии. Например, из вращения прыжок вверх, да с риппоном или тано, можно интерпретировать как прыжок за звездой или в небо, а прыжок в сторону - как волевой выход и освобождение из круговорота каких-то событий.
Интересно, а если при действующих правилах исполнить подобное, например с выходом в аксель, и в заявке 2А будет стоять сразу после вращения, то судьи смогут правильно оценить элементы? Вероятно, да. Но их удивление будет гарантировано) Т.ч. если моя идея дойдет до фигуристов и тренеров, то не только мне, наверняка всем будет интересно и неожиданно увидеть такое комбо на соревнованиях. Конечно в протоколе будут два разных элемента, но я предлагаю сделать один комбинированный, как дополнительную возможность усложнить вращение. Да и тратить слот на голый двойной риттбергер никто не будет, но с риттбергером уже другой эффект.
И кстати еще один момент. На ряду с тано и риппоном возможно еще одно усложнение (или особенность исполнения прыжка), когда во время прыжка фигурист смотрит вверх. Я не стану говорить про сложные прыжки и каскады в данном случае, но риттбергер, тот самый прыжок из вращения, мог бы быть и с тано и при этом с поднятой головой и взглядом вверх. Именно в таком исполнении получится полноценный "прыжок за звездой". Для нужного эффекта будет достаточно прыжка в один оборот. Но для набора баллов конечно лучше сделать два оборота.
9. И заключительное предложение, также относящееся к КП и ПП - отменить "правило Загитовой". Считаю его надуманным и антиспортивным, введенным против российских фигуристок и в первую очередь против самой Алины, как меру пресечения на будущее. Но я вполне допускаю, что надбавки за прыжки во второй половине программы можно откорректировать. Как вариант, давать надбавку 10% только за первые прыжки "main-jump" во второй половине программы, а за каскадные вторые и третьи - 5% . И еще давать надбавку 10% за дорожку шагов, если она во второй половине. Отмена этого правила позволит получать больше баллов за каскады, что сделает их еще более конкурентными в качестве альтернативы квадам.
Новые правила для взрослых
Что же тогда должно быть у взрослых 17+ одиночников? А вот им должно быть разрешено гораздо больше, чем юниорам. После 17 лет нет нужды ограничивать спортсменов в прыжках. Ни парней, ни девушек. Их и без того ограничивают возможности собственного тела и психологическая готовность тоже. Правила для взрослых парней и девушек можно и нужно сделать одинаковыми (а значит в дальнейшем могут быть и какие-нибудь уни-турниры для одиночников, которые не делятся по половому признаку).
В КП не нужны ограничения на количество оборотов прыжков, все остальное как и юниоров. Соответственно и в ПП снимаются ограничения на триксели и квады, можно делать прыжки с любым количеством оборотов, как сольно, так и в каскадах, т.е. разрешены даже каскады 4-4-4. Спорт должен быть спортом, в конце-то концов. Можешь - делай!
Важно понимать, что почти все проблемы одиночного ФК заключены в действующих правилах, в их несовершенстве и несбалансированности (опустим пока проблему с судейством). Но чтобы найти тот самый баланс, нужен свежий взгляд, а не закостенелое мышление, когда все решения сводятся к выбору одного из двух. С 15 лет выходить во взрослые или с 17? Можно делать девочкам делать квады в КП или нельзя? Нужно ли вместо КП и ПП делать техническую и артистическую программы, или не нужно? В каждом случае будут противники и сторонники изменений, а само решение будет лишь малоэффективной полумерой, тогда как на самом деле необходимо сделать правила более честными и найти хороший баланс при этом, для достижения которого придется внести ряд дополнительных изменений. Чтобы в итоге задать еще и нужное, перспективное, направление для развития данного вида спорта. Как например я предлагаю упорядочить и систематизировать прыжковые слоты, разрешить ультра-каскады + прочие корректировки и дополнения по мелочи.
Представьте как в следующее межсезонье все тренеры одиночников чешут голову и прикидывают наиболее выгодный тех. контент для своих спортсменов. Что выгоднее: выучить и стабилизировать 4Т или каскад 3Т-3Т-3Т? Базовая стоимость 4Т - 9,5 баллов, а базовая стоимость каскада 3Т-3Т-3Т - 12,6 баллов, который дороже даже чем 4Л (12,5 баллов). А что проще? Думаю, что каскад из трех тройных проще освоить, но кому как... и смотря что за каскад и сколько лет фигуристу. В 13 лет усердно учить квады с трикселями вряд ли будет выгодно, т.к. исполнить четверной можно только один - в КП. Выгоднее осваивать сложные каскады. А для более взрослых, с 15 до 16 лет, как раз время начинать учить ультра-си, потому что не за горами выход на взрослый уровень, где триксель и каждый квад можно исполнить более одного раза за две программы. Но к этому времени у спортсмена будут уже освоены сложнейшие каскады, которые послужат ему и прочным фундаментом и подушкой безопасности. А не так, что юниорка оформилась в девушку и в один момент растеряла все свои квады.
Приблизительные расчеты
Давайте теперь немного посчитаем, прикидывая возможный контент для некоторых действующих фигуристов по таким вот правилам, которые я предлагаю.
Например у Акатьевой в КП будет: 3А, 4С, и наверняка 3Л-3Т-3Т, что в сумме по базе составит 32 балла. Также вероятно, что она усложнит одно из вращений до комбинированного с прыжком, что еще добавит баллов за выполненный 2А или 2Р. Круто, согласитесь? По-моему даже очень круто. В ПП, конечно, контент Сони будет уже скромнее и добирать техническое преимущество она сможет только за счет ультра-каскадов и вращений. Попробую предположить что у нее будет по прыжкам (как бы на данный момент):
1) 2А-2Т (стоимость 4,6)
2) 3Р (стоимость 4,9)
3) 3С (стоимость 4,3)
4) 3Т-ойлер-3С (стоимость 9)
5) 3Ф-3Т (стоимость 9,5)
6) 3Л-3Т-3Т (стоимость 14,3)
Сумма по базе: 46,6 балла. Давайте сравним ее с контентом, который Соня делает в ПП сейчас. На этапе ГП среди юниоров она исполнила: 3А, 4Т-3Т, 4С, 3Р, 4Т-ойлер-3С, 3Ф-3Т, 3Л. Сумма по базе: 66 баллов. Около 20 баллов Соня потеряет в ПП при такой сборке. Но не будем забывать, что она в КП наберет, сколько сейчас в КП не набирает даже близко. То есть, Соня потеряет не более 10 баллов по базе за две программы. Но если вспомнить про комбинированные вращения, то потери составят уже около 5 баллов. При этом в одном случае она исполняет 2 трикселя и 3 квада, а в другом только 1 триксель и один квад. Это на 3! элемента ультра-си меньше, при сопоставимых баллах за технику.
И теперь для сравнения прикинем контент Аделии Петросян, которая внезапно сделала риттбергер и риттовые каскады своими коронными элементами. Аделия не владеет 3А, поэтому КП у нее вроде БЫ должна быть скромнее, чем у Сони, но мы сейчас сравним.
В КП Аделии будет: 2А, 4Р и допустим 3Л-3Р-3Р, что в сумме составит 29,5 балла (на 2,5 балла меньше, чем у Сони в КП за прыжки). Теперь, опять с некоторыми допущениями, прикинем что может быть в ПП у Аделии:
1) 3Р-3Р (стоимость 9,8)
2) 3С (стоимость 4,3)
3) 2А (стоимость 3,3)
4) 3Т-3Т (стоимость 8,4)
5) 3Ф-3Т-3Т (стоимость 13,7)
6) 3Л-3Р-3Р (стоимость 15,7)
Сумма по базе: 55,2 балла, что будет на 8,6 балла больше, чем у Сони в ПП. А сейчас реальный контент Аделии в ПП такой: 4Р-2Т, 4Р, 3Р, 2А, 3Ф-3Т, 3Ф-ойлер-3С, 3Л. В сумме по базе он на 56 баллов - всего-то на 0,8 балла больше, чем совсем без квадов по новым правилам (и на 10 баллов меньше, чем сейчас у Сони в ПП). То есть, по новым правилам, Аделия будет иметь более дорогой контент, чем у Сони. Справедливо ли это? Думаю, да. Потому что Аделия владеет более сложными риттовыми каскадами. А четверные у юниоров ограничены для их же блага. Но все это приблизительные расчеты с предположительным контентом. Кто и что сможет исполнить по факту не известно, тем более, что риттовые каскады коварные и довольно рискованные. Но риск дело добровольное)
А как изменится контент Нейтана Чена, который уже заявляет 6 квадов в ПП. Устроит ли его такой формат? В короткой программе будет примерно тот же контент: 3А и два квада. Но Чен может добрать баллов в каскаде, если вместо 4-3 будет прыгать каскад 4-3-3 или хотя бы 4-3-2. Но потенциально каскад может быть и 4-4 и даже 4-4-4. Т.е. в КП появляется огромный запас для его прогресса. А теперь представим прыжки в ПП и допустим что он осилит каскад 4-4.
1) 3А-ойлер-3С (стоимость 12,8)
2) 4Ф-4Т (стоимость 20,5)
3) 4Р (стоимость 10,5)
4) 4Т-3Т (стоимость 13,7)
5) 4Л-3Т-3Т (стоимость 19,9)
6) 4С (стоимость 9,7)
Всего здесь собрано: 6 квадов, 1 триксель и 4 тройных прыжка. Суммарная базовая стоимость: 87,1 балла. Теперь сравним с его заявленным контентом на SA. 4Р + 4Л + 4Ф-3Т + 4С + 3А + 4Т-ойлер-2Ф + 4Т-3Т. Суммарная базовая стоимость: 80,4 балла. Даже если в моем примере заменить столь смелый каскад 4-4 на 4-3, то сумма все равно будет больше, а общая сумма за две программы - намного больше.
С такими поправками в правилах все шесть типов прыжков будут обязательны к исполнению и должны исполняться первыми в своем слоте. Т.е. получается своего рода "школа" прыжков и каскадов, которая со временем усложняется - с детского возраста и вплоть до взрослых соревнований 17+ на топовом уровне. И если, например, кто-то из топовых взрослых парней не владеет 4Р, то на слот риттбергера ему придется ставить 3Р сольно или первым в каскаде, хочет он того или нет. Что сможет заявить наш Коляда по таким правилам в ПП? Один 3А, один 4Т и один 4С. В остальном он сможет добирать баллы только за счет каскадов, если говорить о технике и забыть про его нестабильность. Второй 3А и второй 4Т он уже не сможет поставить в ПП, разве что гипотетически сможет прицепить 4Т в каком-то каскаде. То же касается и Валиевой. Косторная с Туктамышевой тоже не смогут ставить по 2 трикселя в ПП, им придется осваивать сложные каскады и/или квады. Что будет честно и правильно.
Хочешь повтор прыжка - повтори его в каскаде как прицепляемый.
Конечно не обязательно все должно быть именно так, здесь описан лишь один из возможных вариантов. Хотя на мой взгляд получилась достаточно интересная, гибкая и логичная структура, в которой места для спорта хоть отбавляй. И не в ущерб второй оценке, скорее наоборот, т.к. добавилось больше возможностей набирать баллы. Разумеется, расписаны далеко не все детали и нюансы, которые можно изменить и проработать. Например еще можно увеличить шкалу уровней вращения до 5-и или даже до 6-и (если прыжок из вращения посчитать за уровень), можно пересмотреть штрафы за падения с прыжков, в т.ч. как падения должны караться во второй оценке, можно сделать 2 уровня хореографической дорожки и 5 уровней для дорожки шагов... да и много чего еще. Было БЫ желание у спортивных чиновников и функционеров ISU.
А мне просто захотелось подумать и пофантазировать на тему о том, каким может быть одиночное ФК, чтобы оно стало честнее и оставалось не менее интересным для большинства. Неужели кто-то из ярых спортивных болельщиков ФК будет против полноценных каскадов 3-3-3? Юниоры и их болельщики ведь не сильно пострадают, если у юниоров заменить все ультра-си в ПП на ультра-каскады + наконец-то дать им полностью сбалансированную КП с мощнейшими возможностями по технике?
На этом пока все. Респект всем, кто осилил прочесть так много буковок)
Ну и отменить двоеборье, то есть за сумму баллов двух программ не награждать, только по отдельности. Тогда у зреложенских появится шанс на олимпийское золото в артистической, и интерес в Европе и Америке возрастёт.
Вы предлагаете отдать на откуп красивую составляющюю ФК ради назначенок, которые с помошью любой бездарной клоунады смогут выигрывать. Это плохая идея. Лучше пусть будет нормальная борьба и в КП и в ПП.
Недавно Железняков предлагал идею сделать показательные программы как бы соревновательными - то бишь артистическими. Это еще куда ни шло, как еще одно дополнительное соревнование.
А чтобы вы смогли видеть ту борьбу, которую хотите видеть, нужно отменять квоты и делать чемпионаты по рейтингу спортсменов.
А судей, которые освобождены от выставления гое, разделить на бригады, которые будут оценивать отдельные компоненты , то есть например одна бригада оценивает только хореографию - и сравнивает всех спортсменов между собой только по этому компоненту, и т.д. То есть не будет привязки оценки к технике и к оценке за другие компоненты.
Ограничение по прыжкам тоже считаю не верным, просто главное, чтобы техника была правильной - если спортсмен не владеет базовой техникой прыжков, ему не должны выставляться высокие оценки только за количество оборотов. Если же наоборот, с правильной техникой делает сложнейшие элементы - это должно поощряться.
Впрочем, дело не в этом. ИСУ не хочет бороться с назначенками, которых оно назначает, и оно не будет бороться с ними. Поэтому мне и хочется чтоб они отменили двоеборье, отдали артистическую программу тем, кому хотят, а в произвольной дали посмотреть на настоящую борьбу.
Предлагая что-нибудь, нужно учитывать интересы ИСУ, иначе, к сожалению, эти предложения останутся всего лишь прекрасными фантазиями.