«… нужно нечто большее». Стефан Ламбьель
Я задумал этот пост еще полгода назад и спасибо Ламбьелю дважды: за его высказанное вслух мнение и за то, что благодаря его словам я все же довел свое намерение до конца.
Вот что дважды чемпион мира и серебряный призер Олимпиады 2006, а ныне известный тренер Стефан Ламбьель сказал в своем интервью о различии в фигурном катании в его время (всего-то 12 лет назад!) и в наши дни:
Фигурное катание эволюционировало в каких-то аспектах. Приземлять четверные было нужно ещё и в мои времена. Но меня расстраивает, что сейчас всё сосредоточено вокруг четырёх оборотов в воздухе. По сравнению с моим временем фигурное катание потеряло не только в артистизме, но также и в качестве, потому что мы хотим больше оборотов в воздухе.
Я представитель старой школы, традиционалист, любитель чистоты: мне нравится чистая техника, чистое фигурное катание. То, что я хочу, чтобы демонстрировал фигурист на льду, — это не только глубокие эмоции, но и вообще более глубокое выступление, такое, с которым публика могла бы чувствовать связь. И этого нельзя добиться одним только артистизмом, нужно нечто большее.
Я (как тренер) стараюсь передавать то, что люблю, моё видение, которое сформировалось у меня ещё тогда, когда я ребёнком смотрел фигурное катание по телевизору. Я знаю, сколько работы стоит за четверными прыжками, но не думаю, что обороты должны быть единственной деталью, над которой стоит работать. Есть качество отталкивания, качество приземления, как именно должен быть выполнен прыжок. Мы должны передавать это новому поколению. А не только один аспект.
https://www.championat.com/figureskating/article-4506993-intervyu-so-stefanom-lambelem-voshischenie-russkoj-shkoloj-figurnogo-kataniya-kritika-isu-mnenie-o-katanii-kolyady.html?utm_source=copypaste
Стефан не пояснил, что он подразумевает под этим «нечто большим», не являющимся при этом только артистизмом, оставляя, таким образом, возможность любителям фк самим поразмышлять на эту тему.
В качестве иллюстрации катания фигуристов той старой школы, о которой говорит Ламбьель, я, разумеется, мог бы привести самые известные программы в исполнении его самого. Но я бы назвал их периодом уже зрелой старой школы 😊, да и сам Стефан ссылается на более ранний период, называя в качестве критериев олдскульного катания не только техническую чистоту, но и компонентную сторону, более глубокую и разностороннюю, чем даже внешний артистизм исполнения программы: связь с публикой, скорее, даже взаимодействие с ней во время проката.
Поэтому я предпочел согласиться с мнением другого любителя фигурного катания, разместившего у себя вот такие интересные мини заставки программ фигуристов разных видов и эпох в фк.
где в верхнем ряду самое первое изображение фигуриста в темно-синем костюме обозначено как
Old school – старая школа
Путешествие Человека
Эмануэль Сандю, Канада.
(инстаграмм автора и его рецензия на упоминаемый ниже прокат)
Из этого описания становится понятно, почему его автор привел тот прокат как пример олдскульного катания, и мне остается только добавить свои причины:
в нем особенно хорошо видны каноническая прыжковая техника Сандю без каких-либо современных компромиссов с ребрами и толчком на зубцовых и, соответственно, без преров – прокрутов на ребре перед отрывов;
чистое скольжение, позволяющее ему заходить на квадовый каскад с 7 шагов и делать любые спирали и долгие связки;
максимально возможные для фигуриста хореографичность и музыкальность;
а также то самое взаимодействие с публикой, о котором упоминает Ламбьель, основанное на умении передать ей свою энергию и свои эмоции во время проката.
О самой программе: она проста и выстроена в традиционном чередовании «быстрый темп во вступлении-медленный в середине-быстрый в завершении» и продумана ее хореографом и тренером Сандю Джоан Маклеод с начала и до конца: каждое движение и элемент находятся точно на своем месте и гармонируют с другими. Как древнегреческий стиль в архитектуре: внешне никаких сложных форм, нет наворотов поздних эпох, должна даже казаться скучной, если не примитивной на их фоне, а считается и, по праву, является той гармоничной и непревзойденной классикой, к которой возвращаешься снова и снова. Как к старой школе в фк. 😊
А вот с ее содержанием не так все однозначно:
Она поставлена на музыку, написанную Benoit Juntras для Journey of Man– знакового спектакля Цирка дю Солей 1999 года, в котором через аллегории в течение полутора часов рассказывается о создании мира и рождении в нем ребенка, проходящего затем все стадии взросления.
И вот такую историю надо было вместить в хореографию программы продолжительностью менее 5 минут в исполнении 19летнего фигуриста, который до этого ни разу не обращался к сюжетным постановкам, всегда оставаясь в рамках классической музыки, да еще и убедить своей версией искушенную канадскую публику, которая наверняка знала, как выглядит оригинал от Цирка дю Солей. Достаточно амбициозная задача.
Немного о Сандю в том уже далеком сезоне 2000-2001, которого для Эмануэля могло и не быть вовсе, поскольку и предыдущий, третий взрослый сезон завершился для него так же, как и два первых: очередным проигрышем бастиону спортивного духа и силы Э. Стойко на чемпионате страны и новой неудачей на крупном международном старте – ЧЧК, после которого он даже не поехал на чм 2000.
В течение этих трех лет от него ждали, что он станет преемником и продолжателем побед Элвиса, критиковали за срывы и нестабильность; ради фк он отказался от карьеры танцора балета, которым занимался с трех лет, переехал вслед за тренером в другой конец страны, при росте 183 см выучил каскад 4-3, ускорялся и улучшался, а результаты остались почти такими же, как и в первый сезон.
Тогда он «нажал на паузу», а затем и вовсе исчез из вида на 2 летних месяца. Где он был, что пережил, чем занимался – неизвестно до сих пор. Эмануэль ни разу не говорил об этом кроме того, что, если бы не эта поездка, которая перевернула его жизнь, то он бы не вернулся в фигурное катание вообще. И такое бывает…
Он вернулся действительно изменившимся: смелым, уверенным, с горящими глазами и желанием стать «не вторым Стойко, а новым Сандю» (с). И перемены начались немедленно: за внутренним раскрепощением последовало и внешнее, проявившееся в изменении стиля и тем программ с классическо-академических на современные и необычные, какой стала его новая короткая и вот эта произвольная «Путешествие человека», появление которой в таком контексте его биографии вряд ли можно считать простым совпадением. 😊
Программа начинается в нарочито театральной манере рассказчика истории, где движения обыгрывают каждый музыкальный акцент из акробатического пролога Banquine в спектакле: резкие, хлесткие звуки ударных переходят затем в рваную музыку с диссонансным звучанием, прыжки под барабанную дробь – все это создает впечатление напряжения и испытаний под музыкальную тему Misery (лишения), а идущие после них вращения воспринимаются как цикличность, из которой нет выхода..
И вдруг наступает перерыв, тишина, и режущие слух звуки сменяются мягкими и успокаивающими: это тема Birth - рождения ребенка, его первые шаги, открытие мира и природы. Медленно-деликатные, почти волшебно звучащие мелодии сопровождают плавные, тянущиеся друг за другом движения фигуриста, которые затем прерываются триксельным прыжком как скачком роста и развития героя и снова перетекают из кораблика в спираль и снова в кораблик: герой наблюдает, учится, познает, и замыкающие их вращение показывает завершение этого этапа осмысления и познания мира. Еще один прыжок – и начало нового периода: взрослой жизни. И вот тут виден уже не воображаемый герой программы и спектакля Дю Солей, а сам Эмануэль Сандю.
как и в его пульсирующей радостью и неудержимой энергией дорожке шагов, которой он за несколько секунд поглотил всю длину ледового покрытия, лутц почти в борт с выездом под прямым углом от него и финальная муз. часть Reveil- пробуждение для новой жизни, полета в ней продольным шпагатом, желанием жить и побеждать снова и снова, выраженным в комбинированных вращениях с фирменным «циркулем», придуманным Эмануэлем в 16 лет.
И если еще были какие-то сомнения относительно связи выбранной темы «Путешествие человека» с тем путешествием Сандю, которое так повлияло на его жизнь, то они должны рассеяться в последний момент программы и одновременно ее кульминацию: вскинутые вверх руки в жесте провозглашения победы, в который Эмануэль, по-видимому, вложил всего себя под торжествующее утверждение комментатора "Наконец-то восстал настоящий Сандю!" и бурные аплодисменты зрителей, вскочивших со своих мест.
На льду он больше никогда не выплескивал своих чувств так, как сразу после этого выступления, еще не зная своих оценок (это отдельная эскапада нереального счастья на пару с его тренером Джоан МакЛеод 😊 которая идет вслед за повтором элементов), потому что знал, что одержал победу над своими слабостями и прежними неудачами.
И восторгающиеся комментаторы, включая Трейси Уилсон, и шумно аплодирующая публика так реагировали не только потому, что увидели чисто и ярко исполненный прокат своего спортсмена, а потому, что он смог донести до них свое видение, свои переживания и полученный опыт так, как он сам это себе представлял при создании этой программы.
Когда фигурист катает ту программу, которая нравится ему самому – это классно и заметно всем;
когда фигурист катает программу своей мечты – это потрясающе, тем более, что такое встречается нечасто;
но когда фигурист исполняет программу на основе своего жизненного опыта – это уникально, неважно, сколько раз такое случалось в фк, так как каждый фигурист неповторим и достоин такого шанса. Особенно, когда он сам его себе создает и его реализует. Как это сделал 20летний Эмануэль Сандю, впервые став чемпионом своей страны менее, чем через полгода после возвращения в спорт.
А теперь приглашаю к просмотру этого примера олдскульного катания и того «..нечто большего», что, по мнению С.Ламбьеля, должно быть в прокате помимо всех перечисленных элементов и компонентов, и под чем я понимаю личность самого фигуриста.
И на память о том утраченном славном времени чистого фигурного катания, в котором катались, соревновались, общались и дружили два героя этого поста – фото их обоих вместе с Каролиной Костнер: три настоящих фигуриста - три настоящих личности.
P.S. здесь обзорный пост о Е.Сандю
Это действительно здорово,что можно вот так прочувствовать программу вместе с фигуристом.
Спасибо,Сергей! Это прекрасно!
Ждем продолжения !
Сергей, спасибо, прекрасный пост. Перечитывал каждое предложение раза по два, по три, чтобы не пропустить ничего.) И хотелось бы продолжения - например, об остальных героях приведенного выше ряда.
Насчет рисунков и подписей под ними: как я понял, их автор - ценитель фк так разграничил свою подборку приводимых у него прокатов и его рецензий на них. Я просто случайно наткнулся на его иллюстрации, и мне показалось уместным использовать их, как и его отзыв, в контексте затрагиваемой темы.
Спасибо вам за внимание и интерес к моему любимцу с этого года )
Мешали ему все же не столько артистизм и свободолюбие во всех его проявлениях, сколько малая стрессоустойчивость и , особенно, практически непереносимость груза чужих ожиданий. Ведь первые годы он успешно катал кп, но затем валил пп: а потому что после кп от него сразу ждали победы и доказательств, что он достоин ее и пр.
Тогда он позже стал валить кп, чтобы ничего не ждали заранее )), благо НСС позволяла нагонять потерянные баллы в ПП, что было невозможно при 6.0: там, если после кп ты - 6-7, все, 1-2 места не видать, а 3е светит только при завалах соперников. А с НСС он в буквальном смысле прыгал с 6 и 7 мест на первое и только за счет блестящего проката ПП. Комментаторы тогда или открыто упрекали его в само саботаже и требовали от него "изгнания бесов", или знали, что, находясь в пиковой ситуации, когда уже не до нервов, он соберется и выдаст свой лучший прокат.
А вообще доходило до анекдотических мотивов его лучших результатов: единственный раз, когда он стал пятым на чм в 2006, сразу после дикого провала с оли ПП в Турине, потому что там он превратился в своего злейшего врага, как это назвала Маклеод, случился благодаря его аж двум подряд (!! ))) приличным прокатам кп и пп, с которыми он по нынешним правилам точно был бы в призах, если бы не результат в квалификации, которую он откатал на уровне Турина. После чего Маклеод и сказала ему одну-единственную фразу, воздействия которой хватило на достаточно стабильные прокаты оставшихся двух программ: "Ты сидишь пассажиром сзади, пока другие ведут твою машину". Кто бы мог представить, где находится тот золотой ключик, которым вдруг открылась дверь к уверенным прокатам, и все почему:
Эмануэль обожал свой красный спорт. мерс и, видимо, как представил за его рулем кого-то еще, так кровь у него и вскипела и мигом выкинула всех бесов с грузами куда подальше. ))) Жаль только, что она ему это сказала во время чм, а не до него ...
Заодно и нечего было растрачивать силы и время, подвизаясь в модельной сфере, да еще и пытаясь петь и сочинять свои песни, продолжая заниматься балетом и танцами. Талант талантом, но для высших достижений в любой области нужна 100%ная концентрация на ней одной, а не попытка объять все и сразу.
В общем, говоря ретроспективно, он меня и бесит, и восхищает одновременно. ))
На прыжковую технику на льду Сандю, безусловно, повлияла балетная прыжковая техника, где как раз и должен был быть мягкий, и при этом сильный отрыв, да и в балет отбирают детей с с предрасположенностью к легкому отталкиванию от поверхности.
Насчет продолжения о Стефане и Каро - самому хотелось бы: они и тогда, когда выступали, были моими любимыми фигуристами, а теперь я тем более способен оценить все стороны их катания. Но сначала мне надо выполнить мой план по Сандю )) - сделать те три видео подборки с его участием, что я запланировал еще раньше.
Была на ОП в Челябинске, где СашаТ сотворила нереальные пять квадов. Честно пыталась пересмотреть, не шмогла: все голы уже забиты, а больше ничего и нет, счёт на табло и вау-эффект я видела вживую.
Интересно, что Стефа нынче воспринимают как фигуриста второй оценки. Но ведь базу он набирал первой - прыжками и вращенями. У него до травмы были прекрасные 4Т и 3А.
Чего не поняла из скринов: как между собой соотносятся олдскул и вархорс?
И, конечно, спасибо за Сандю! Я и в балете, и в паркете Х-mas tree, но глаза у меня, надеюсь, растут из нужного места. С вашей лёгкой пересматриваю его прокаты. Кажется, артистизм (подчас неуёмный) и желание быть самим собой частенько играют не в пользу спортивной составляющей.
Отличный пост, продолжайте, пожалуйста!
Как приготовлю новую порцию материалов, сразу сообщу. )
Насчет его штанов, да и всего костюма ) - это ведь эксклюзив от Толлера Крэнстона. )
Он увидел выступление 17летнего тогда Эмануэля на французском этапе ГП и не только нарисовал дизайн этого костюма, но и сам нашел оттенки и окрасил ткань в своей мастерской: Крэнстон был еще и проф. художником. ) Сандю надел его впервые на гала чемпа Канады своего второго сезона, а после ухода и возвращения в фк в 2000 г вернулся к нему в этой ПП "Путешествие человека". Он и после завершения карьеры продолжал выступать в этом костюме на гала - в 2012, через 14 лет после того, как надел его впервые. )
Вы, скорее всего, профессионал в танцах и балете, если так точно видите и подмечаете танц. качества Сандю. Для меня его связь с балетом стала чуть ли не основным мотивом моего интереса к нему - давно смотрю и ценю балет. )
Это мой второй и достаточно узконаправленный пост о Сандю. А первые и основной я написал почти сразу, как открыл для себя его катание - Михаил мне помог с дополнениями и любезным предложением разместить такой пост в своем блоге. Поэтому, если вам будет интересно продолжить знакомство с этим фигуристом, действительно уникальным из-за его хорео образования и выучки, то вы можете прочитать о нем здесь https://www.sports.ru/tribuna/blogs/zapiskisumashedshego/2881911.html
"Он и с музыкой и со смыслом в полном ладу. Балетные фишечки у него вставлены не просто показать свои умения и блеснуть балетной выучкой.." - вы упомянули то, за что я, помимо всего прочего, особенно ценю его катание: он не делал из своего богатого балетного багажа вывеску "смотрите, что я могу!", а использовал его как средство выражения и хорео язык в своих программах того времени. Он опирался на балетную базу, но не делал из нее кумира, если можно так сказать. И никогда не брался за самое вроде для него очевидное: балетную программу в фк. Поэтому в его катании всегда присутствовало некое благородство стиля, без выпендрежа и показухи. Да, он знал свои сильные стороны и умело их показывал, но всегда в рамках уместности и донесения сути своих программ. А для этого, как я подозреваю, надо иметь определенный уровень внутреннего развития и эстетического вкуса, то, что всегда остается за кадром того, что видят зрители, но что в итоге определяет качество исполнения и степень его воздействия на них.
Какую великолепную и точную интерпретацию его движений в Адажио вы предложили - как говорится, просто и гениально, спасибо! )
Этот костюм, как и другие того раннего периода, он затем использовал на шоу во время и после своей спорт карьеры, как например, в Аве Мария, будучи уже совсем взрослым фигуристом: я даже сделал гифку из его спирали назад по кругу - ничего подобного не видел ни у кого, даже самых лучших "спиральщиц" в жфк https://j.gifs.com/J8NALg.gif
Вот поэтому у меня всерьез только два любимца - Ханю и Сандю. Очень разные, но в вопросе качества, эстетики, музыкальности и выразительности близкие друг другу. Они оба перфекционисты с ног до головы. И от них обоих на льду глаз не оторвать - притягивают и держат. )
Насчет синергического эффекта - я не такой знаток, чтобы утверждать нечто подобное, но из всех версий Адажио в фк, а это и жфк, и танцы, и другие одиночники, только версия Сандю, в моем восприятии, показывает насыщенность самой музыки, а одну только ее сторону - минорную вплоть до трагедийности или медленную по темпу. То есть, образно говоря, когда он катается под Адажио, я слышу каждую ноту каждого инструмента и музыка для меня сходит со своего классического постамента и наполняется конкретным содержанием.
И по поводу вашей идеи для него
"Жаль, что он не продолжил в том же духе, оставив например классику для КП, а в ПП уже бы отрывался на все деньги в своей безграничной танцевальной фантазии, умноженной на высокий диапазон возможностей тела и темперамент. Такой контраст мог бы стать его эксклюзивной визитной карточкой." - вы снова не в бровь, а в глаз. )
Он ведь действительно пытался совместить новое и классическое в своих программах, только в обратном порядке ) делая современную кп и пп на классическую музыку, и был органичен в обоих стилях. Его кп следующего сезона была именно такой - ни во что не укладывающейся ) и даже по меркам наших дней она выглядит весьма необычно. )
Второй голос комментатора постарше - это дважды олич Дик Баттон, который всегда восхищался Сандю и его стилем катания.
https://youtu.be/AhQrAQdCQOc?list=PLTFtJ4dRSy1H5Cnd2Sw3MUTP1J78YwkZ8&t=3285
Мне было бы интересно узнать ваше мнение, настолько ли Эмануэль был хорош в таком стиле, как и в классическом - в том же сезоне его ПП была именно такой, и на чемп.Канады, где он должен был отстаивать свое чемпионство перед вернувшимся Стойко, с которым годами тренировался на одном катке и кто был для него, конечно, авторитетом, да еще отобраться на ОИ, и под таким давлением Сандю исполнил ее в своей обычной манере: здесь пан, там пропал...
В этом выступлении его натура видна как на ладони - ком всего и вместе, начиная с момента у бортика - то едва его там видно, то оттуда внезапно вырастает почти гигант..
https://youtu.be/4Ueh5rMt4oo?list=PLTFtJ4dRSy1H5Cnd2Sw3MUTP1J78YwkZ8&t=7888
Но как же драматично-выразителен он во второй части программы под Плач Ариадны Массне.. и первые ее секунды - чистый балет, но полностью подчиненный образу и музыке.
https://youtu.be/4Ueh5rMt4oo?list=PLTFtJ4dRSy1H5Cnd2Sw3MUTP1J78YwkZ8&t=8073
Он и позже, в сезоне 2004-05 совмещал новаторскую танц. кп и классический стиль в пп, но все же самого большого своего успеха добился с современными программами, где самой традиционной была его Танго кп.
"И гены пока еще в спячке", связанные по рукам и ногам толстыми жгутами на его рубахе монаха-отшельника из эпохи Альбинони. ))
В подборку его лучших прокатов это Адажио войдет точно. )
Интересно будет посмотреть всю подборку.
А вот это просто моя любимая программа его классического периода - Адажио Альбинони - контрольный в голову, так сказать. )) https://youtu.be/NzjrP3WfeDo?list=PLTFtJ4dRSy1G1GYfJ5ku0bVKK90Re3gxq&t=273
Насчет причин резкой смены стиля: хронологически они полностью совпадают с тем, что я старался обозначить в этом посте - 3 года классики закончились очередной неудачей на ЧЧК, Эмануэль бросил фк, уехал куда глаза глядят (мое предположение, основанное на отрывочной информации от самого фигуриста: уехал на родину отца и с рюкзаком бродил по Индии 2 месяца.) Там ощутил сполна сермяжную правду жизни, которая сняла все его внутренние барьеры и комплексы, заново оценил то, что у него есть в Канаде и возвратился с желанием все изменить.
Он же почему выбрал спорт карьеру в фк, а не танц. карьеру в балете, как его одногруппники: фк давало ему ощущение большей свободы, чем он мог получить в рамках классического балетного репертуара. И сам Сандю затем всю жизнь тяготел именно к современному искусству и хореографии, где, видимо, находит больше простора для творчества. Гены-то у него еще и индийские, а уж в сочетании с итальянскими.. - это как внутри иметь пороховую бочку или хороший заряд тротила и не знать, когда и где он взорвет.. ))) В этом плане балетная дисциплина с ясельного возраста, а также канадский, то есть, протестантский, в своей основе, образ жизни оказались очень кстати и явились теми железными обручами, что не давали этой пороховой бочке разнести его жизнь в клочья.
Ваше первое впечатление оказалось, кмк, самым верным и точным. ) И вы первая так метко сравнили его с вулканом, от которого неизвестно, чего и когда можно ожидать - собственно, поэтому Сандю и был прозван самым энигматичным фигуристом. Да, холодная голова и расчетливость - это точно не про него. Он тогда жил и катал на всю катушку и по вдохновению: ловил кураж - был фейерверк, был не в настроении или еще хуже, в стрессе - пиши пропало.
Вы удивительно точно поняли суть его натуры и, соответственно, отношения к его выступлениям. Он сам считает себя тем, кто выступает не в соответствии с чужими ожиданиями, а в своем ритме, то, что мы называем, по зову сердца.
Благодаря Михаилу и популярности его блога, тот пост, конечно, могли прочитать больше любителей фк, чем если бы он был выложен в другом месте. Но все же заслуга того, что он дошел до сведения Сандю, принадлежит другому любителю фк и балета - Алексею, ака zakales ) Если бы вы только знали, как я радовался в тот и последующие дни!.. )))
P.S. я готовлю видео подборки с его лучшими спорт. программами, а так же выступлениями на гала и отдельно - на танц. тв конкурсе Канады. Как он ухитрялся за все годы в фк не растерять свой балетный багаж - просто не представляю, как и то, что он мог так свободно перемещаться из фк на сцену и обратно на лед. Феномен в фк, как он есть.
Из фк много чего уходит или уже ушло, к сожалению... (( я как могу, пытаюсь показать, что оно потеряло со времени старой школы в фк, и это, прежде всего, качество катания и техники. И да, красоты и ее разнообразия.
Про меня Вы опять ззагнули, теперь я у Вас могу замутить мутематику )). Хорошо замутим, но кое-что другое.
Вот Вы очччень правильно, прямо снайперски выбираете информативные эпизоды – в яблочко не целясь ). Но вот с обработкой их не все так хорошо. Сейчас в последнем посте из 3 частей Вы сделали шаг вперед, потом развернулись на 180% и сделали такой же шаг назад, т.е. фактически стоите на месте. У вас сейчас есть полная инфо, чтобы вернуться в исходную точку ( значит должны определить что вас развернуло не туда) и вернувшись в первый шаг, сделать второй шаг вперед, ну или хотя бы полшага, но вперед. Для этого Вам надо еще раз попасть в яблочко с первой попытки, но второй уже не будет. На прицел дается время – до 20.00 четверга, белый флаг до этого времени выбрасывать не разрешается).
А пока сделаем так.
Я предлагаю Вам выбор. Двух Сандю. Один такой как есть. Второй со всеми медалями, которые Вы хотели бы на нем видеть. Но! Ни одну систему невозможно изменить точечно, малейшее изменение любой точки повлечет изменение всех взаимосвязанных узлов и функций. Я стираю в его подсознании наработанный с 3 лет устойчивый балетный сигнал показательности выступлений, снижаю ему общую сверхпроводимость нервных импульсов и ставлю регулятор лабильности психики, все как Вы хотите. Стабильные соревновательные выступления гарантированы, а с ними и медали. Остальное гарантировать не могу, там много чего произойдет, например, снижение сверхпроводимости изменит выброс адреналина, это в свою очередь повлияет на тонус сосудов, тонус изменит давление и пульс, они повлияют на мозг, а там тысячи взаимосвязанных между собой подсистем. Балетные умения никуда не денутся, также как и фигурнокатательные, но все ли будет то же самое или вроде то да не совсем то - здесь дилемма. Одним словом, я не гарантирую полную зеркальность с первым Сандю, возьмем вероятность этой зеркальности примерно 50х50 ( на самом деле она ноль). Но мы теоретически возьмем все-таки 50х50.
Итак, делайте Ваш выбор, но знайте, что дается только одна попытка и возврата к первому Сандю уже не будет никогда. Но существует 50% - ная вероятность увидеть Сандю вашей мечты. Ответ не надо пояснять, просто первый Сандю или Сандю мечты. Время ограничивается выше назначенным, белый флаг не разрешен, но ответить надо сразу, как решите.
С Ханю я не сравнивала, может непонятно написала, имелась ввиду общая нагрузка на концентрацию внимания, она высока уже с коньковой хореографией среднего уровня. По Ханю я уверенно пишу о сложной коньковой хореографии, опираясь на обзоры Юлены. Этой темой сама не владею в достаточной степени, пока изучаю реберное скольжение и еще вьехала в основы прыжковой техники с книгой Мишина. Ну ок! легко доверюсь Вам - значит конек у него тоже высший уровень. Скорость шагов меня не удивляет, балетные в воздухе успевают скрещивать ноги несколько раз, у них все это развито.
Безусловно нервы играют роль и съедают часть энергии, которая могла бы пойти на поддержание этой концентрации. Потому и важен ее изначальный запас, а не дефицит. Но в данном конкретном прокате я не вижу так уж бушующих нервов. Да, часто в таких семьях дети растут психопатизированными, но стартовый мандраж, соревновательный мандраж нередко поселяется и в головах детей из вполне нормальных семей. Гуменник, Мозалев, Трусова, Самарин и т.д. и т. п. ну и Коляда конечно.
Что касается почетного звания биографа Сандю ), то я прошерстил яндекс и англо гугл с бингом, не говоря уже о всех видео, что мог найти с ним и о нем, так что наверное, более- менее ориентируюсь в его биографии, хотя в то время основным хранителем и передатчиком информации оставались все же обычные СМИ, а не интернет.
Эту кп на странную для меня композицию под названием "Crazy Benny", что по совпадению ) рифмуется с "Crazy Manny" ("Manny" - уменьшительное от Эмануэля, как он сам просит называть его среди друзей )) он катал в 20-21 год и вот именно, что каким-то непостижимым для меня образом мог перпендикулярно совмещать с такой яркой классической ПП, то я даже назвал ее стиль "пламенеющим романтизмом" в статусе на тему этой пп и его костюма ) https://www.sports.ru/profile/1063838508/status/2204703/
Меня в этой кп поражает скорость выполнения шагов, пусть и простых, но все же разнообразных, которые надо все уложить в бешеный ритм двух дорожек - сейчас -то в кп дорожка всего одна...
С Ханю тут в принципе нет смысла и сравнивать: другая эпоха, другие требования к владению коньком и, конечно, разный уровень владения им. У него максимально развиты вообще все стороны и аспекты фк от прыжков до хорео, и от скольжения до вращений. Вершина развития мфк как она есть.
Что касается причин срывов Сандю в этом конкретном прокате, то, разумеется, вы правы, говоря о концентрации внимания, но ведь она тоже напрямую связана с нервной системой и ее состоянием. А тут два фактора: временный, показанный в трансе и затем озвученный самим Сандю позже - когда к нему в кике подсаживается тренер, он ей показывает на область живота и морщится, а в конце видео, отвечая на вопросы о своем выступлении, говорит, что неважно себя чувствовал всю неделю. А вот это уже не столько его реальное недомогание: никаких упоминаний об этом за 10 лет его карьеры я не нашел вовсе, здоровье было как у слона, за исключением травмы колена - отдельная тема, а психосоматика, что мало поддается контролю и управлению...
Это я уже сообщаю, как его "биограф": брак его родителей, столь разных по генам, культуре, религии, воспитанию и чему угодно (мать-оперная певица, отец-инженер) произвел на свет не только трех сыновей, но и бесконечные ссоры в семье. Покоя там не было ни на минуту- слова самого Сандю. Собственно, и причиной, из--за которой 8-9 летний ученик балетной школы, совмещенной с обычной средней, как в Вагановке и МГХУ, где он проводил весь день, увлекся фк и занимался им ПОСЛЕ занятий в обеих, да еще и после поездок из пригорода в центр Торонто и обратно, была в этом: он сбегал от домашних скандалов на каток к тренеру, которая была веселой, классной и с которой ему было легко. Его не надо было заставлять или мотивировать кататься: он сам хотел, потому что ему там было спокойно и комфортно. Разве такое можно представить в фк наших дней?..По той же причине и читал книги: чтобы отвлечься от происходящего вокруг. А потом, когда ему было 13-14, отец не выдержал и ушел из дома. Мать запретила о нем упоминать и далее использовала старшего сына в семейных войнах. И т.д. Добавлю, что он до первых побед в юниорах в 15 лет тренировался в коньках секонд хэнда и все три брата спали на полу... Вот как он тогда выглядел http://images.vfl.ru/ii/1636911500/2a3c911b/36683073.png
Поэтому неудивительно, что, как только он закончил школу и Маклеод приняла предложение возглавить каток в Ванкувере, он немедленно уехал вместе с ней и с 18 лет жил уже самостоятельно. Все его молодые годы ушли на компенсацию или по сути бегство от этих непростых детских лет и воспоминаний о них. Думаю, что и причина, по которой он так неровно выступал и даже воспринимал соревнования кроется в этом: его нервная система была подорвана еще в детстве, его же собственными родителями...
"Здесь его черно- белый костюм вообще эталон вкуса, элегантен как рояль." ))) Я прибег к тому же самому выражению, описывая его другой костюм к ПП 2004-2005 , где он изображал пианиста, играющего/катающегося на ледовой "клавиатуре" ) Подходит идеально, судите сами. ) https://www.sports.ru/profile/1063838508/status/2202680/
Спираль называется «нет слов», арабеск назад– положения корпуса и пальцев рук не дадут соврать. На это можно смотреть бесконечно, как на огонь.
На ваш вопрос «настолько ли Эмануэль был хорош в таком стиле, как и в классическом» сложно ответить линейно. Сочетание двух перпендикулярных по стилю программ на контрасте это пять. Здесь Сандю уже более зрелый, раскрепощенный, готовый творить мировое мужское ФК, но в своем новом стиле он уже упростил балетное (полушпагатик уже на отвали например), удешевил беготней на коньках и др., но зато это помогло ему сохранить запас концентрации на прыжки при всем при том, что его «оптимизация» органично вписалась в стиль фигуриста-фейрверка, в который он потом окунется с головой, чтобы феерить на все деньги. А итальянские гены по запасу концентрации внимания это образно -100, индийские +40, итого имеем - 60., на классику надо бы побольше, там много мелочей, но сила мелочей как раз в том, что их много, эта орава просто пожирает концентрацию.
Не могу не отметить ПП классика и опять в черно-белом костюме, теперь удивляюсь сама себе – я ведь выше и хотела написать, что классику так и стоит продолжать исполнять в строгих черно - белых тонах, просто забыла, а он так и делал оказывается…Здесь его черно- белый костюм вообще эталон вкуса, элегантен как рояль.
Ну и полностью разделяю восторг второй части , не только в начале, когда балет прямо вкусно поглощает ФК , причмокивая и облизываясь, но и дальше балует балетными штрихами, в дорожке виртуозно использует фрагменты разных балетных прыжков, которые только он и может делать.
Совместить такую качественную хорео насыщенность и нагруженную работу конька ( даже если она на среднем уровне) со стабильными прыжками очччень сложно, поэтому и не видим никого на этой вершине, кроме Ханю, у которого сложнейшая коньковая хореография к тому же. Нужна концентрация на грани человеческих возможностей, вот именно здесь в ПП ему не столько не хватает нервов (он пока еще не вулкан, но уже вулканчик) сколько запаса этой самой концентрации – видно что он старается экономно расходовать ее, чтобы на все хватило, но нет. А на компромисс не идет и не упрощает, так делают только настоящие Мастера, не предает классику – « но внутреннее благородство не позволяет мне так низко пасть» ( Собака на сене). Это потом он благородно пожмет ей руку и поблагодарит за долгое предолгое сотрудничество и отправится во все тяжкие и на всю катушку, если верить Вам на слово ))
Отвечаю сразу и окончательно: первый, оригинальный и феноменальный по всем параметрам, включая крайности и "обратную сторону Луны".))
И не променяю любые его прокаты на более гладкие и выверенные, если для этого его катание должно стать расчетливым и идти от головы.
Он не похож ни на кого, прожил свой путь в фк; хотел быть бунтарем и был им, катал те программы, что хотел, как хотел и когда хотел, даже если сознанием хотел это делать иначе; он в фк реализовался как мог, по своей воле и своим возможностям, то есть так, как подавляющему большинству фигуристов и не снилось. )
Он начал заниматься по воле матери, чтобы больше "оканадиться" : "все канадцы умеют кататься на коньках, вот иди и катайся!", но продолжил уже по собственной, потому что это приносило ему радость, внутренний мир и возможность самовыражения (звучит бредово в приложении к нашему рос. фк ))), и выбрал фк, а не балет, именно из-за этой возможности и стремления к творческой свободе.
Для него фк было частью его жизни и он так и катался: вкладывая в свое катание самого себя. Он рос и развивался - это сразу находило отражение в его катании. Начал терять интерес и фк стало вместо радости и подъема приносить раздражение и разочарование - это тоже заметно по его прокатам.
Он же вернулся в спорт через 6 лет после того, как прекратил участвовать в турнирах: в 32 года. И ради чего? Не из-за амбиций, как Плющенко, а чтобы попрощаться с любимым спортом по-хорошему, вспомнив все те позитивные ощущения, которые у него были на заре его карьеры. Он ни на что не претендовал, никому ничего не хотел доказать, он просто не хотел жалеть, что расстался с фк в недобрый час, как говорится: когда его достали, ему надоело все и вся, и он повернулся спиной к спорту и лицом к другим соревнованиям - в танцах. Это отдельная мини эпопея. )))
2. ---->