«… нужно нечто большее». Стефан Ламбьель
Я задумал этот пост еще полгода назад и спасибо Ламбьелю дважды: за его высказанное вслух мнение и за то, что благодаря его словам я все же довел свое намерение до конца.
Вот что дважды чемпион мира и серебряный призер Олимпиады 2006, а ныне известный тренер Стефан Ламбьель сказал в своем интервью о различии в фигурном катании в его время (всего-то 12 лет назад!) и в наши дни:
Фигурное катание эволюционировало в каких-то аспектах. Приземлять четверные было нужно ещё и в мои времена. Но меня расстраивает, что сейчас всё сосредоточено вокруг четырёх оборотов в воздухе. По сравнению с моим временем фигурное катание потеряло не только в артистизме, но также и в качестве, потому что мы хотим больше оборотов в воздухе.
Я представитель старой школы, традиционалист, любитель чистоты: мне нравится чистая техника, чистое фигурное катание. То, что я хочу, чтобы демонстрировал фигурист на льду, — это не только глубокие эмоции, но и вообще более глубокое выступление, такое, с которым публика могла бы чувствовать связь. И этого нельзя добиться одним только артистизмом, нужно нечто большее.
Я (как тренер) стараюсь передавать то, что люблю, моё видение, которое сформировалось у меня ещё тогда, когда я ребёнком смотрел фигурное катание по телевизору. Я знаю, сколько работы стоит за четверными прыжками, но не думаю, что обороты должны быть единственной деталью, над которой стоит работать. Есть качество отталкивания, качество приземления, как именно должен быть выполнен прыжок. Мы должны передавать это новому поколению. А не только один аспект.
https://www.championat.com/figureskating/article-4506993-intervyu-so-stefanom-lambelem-voshischenie-russkoj-shkoloj-figurnogo-kataniya-kritika-isu-mnenie-o-katanii-kolyady.html?utm_source=copypaste
Стефан не пояснил, что он подразумевает под этим «нечто большим», не являющимся при этом только артистизмом, оставляя, таким образом, возможность любителям фк самим поразмышлять на эту тему.
В качестве иллюстрации катания фигуристов той старой школы, о которой говорит Ламбьель, я, разумеется, мог бы привести самые известные программы в исполнении его самого. Но я бы назвал их периодом уже зрелой старой школы 😊, да и сам Стефан ссылается на более ранний период, называя в качестве критериев олдскульного катания не только техническую чистоту, но и компонентную сторону, более глубокую и разностороннюю, чем даже внешний артистизм исполнения программы: связь с публикой, скорее, даже взаимодействие с ней во время проката.
Поэтому я предпочел согласиться с мнением другого любителя фигурного катания, разместившего у себя вот такие интересные мини заставки программ фигуристов разных видов и эпох в фк.
где в верхнем ряду самое первое изображение фигуриста в темно-синем костюме обозначено как
Old school – старая школа
Путешествие Человека
Эмануэль Сандю, Канада.
(инстаграмм автора и его рецензия на упоминаемый ниже прокат)
Из этого описания становится понятно, почему его автор привел тот прокат как пример олдскульного катания, и мне остается только добавить свои причины:
в нем особенно хорошо видны каноническая прыжковая техника Сандю без каких-либо современных компромиссов с ребрами и толчком на зубцовых и, соответственно, без преров – прокрутов на ребре перед отрывов;
чистое скольжение, позволяющее ему заходить на квадовый каскад с 7 шагов и делать любые спирали и долгие связки;
максимально возможные для фигуриста хореографичность и музыкальность;
а также то самое взаимодействие с публикой, о котором упоминает Ламбьель, основанное на умении передать ей свою энергию и свои эмоции во время проката.
О самой программе: она проста и выстроена в традиционном чередовании «быстрый темп во вступлении-медленный в середине-быстрый в завершении» и продумана ее хореографом и тренером Сандю Джоан Маклеод с начала и до конца: каждое движение и элемент находятся точно на своем месте и гармонируют с другими. Как древнегреческий стиль в архитектуре: внешне никаких сложных форм, нет наворотов поздних эпох, должна даже казаться скучной, если не примитивной на их фоне, а считается и, по праву, является той гармоничной и непревзойденной классикой, к которой возвращаешься снова и снова. Как к старой школе в фк. 😊
А вот с ее содержанием не так все однозначно:
Она поставлена на музыку, написанную Benoit Juntras для Journey of Man– знакового спектакля Цирка дю Солей 1999 года, в котором через аллегории в течение полутора часов рассказывается о создании мира и рождении в нем ребенка, проходящего затем все стадии взросления.
И вот такую историю надо было вместить в хореографию программы продолжительностью менее 5 минут в исполнении 19летнего фигуриста, который до этого ни разу не обращался к сюжетным постановкам, всегда оставаясь в рамках классической музыки, да еще и убедить своей версией искушенную канадскую публику, которая наверняка знала, как выглядит оригинал от Цирка дю Солей. Достаточно амбициозная задача.
Немного о Сандю в том уже далеком сезоне 2000-2001, которого для Эмануэля могло и не быть вовсе, поскольку и предыдущий, третий взрослый сезон завершился для него так же, как и два первых: очередным проигрышем бастиону спортивного духа и силы Э. Стойко на чемпионате страны и новой неудачей на крупном международном старте – ЧЧК, после которого он даже не поехал на чм 2000.
В течение этих трех лет от него ждали, что он станет преемником и продолжателем побед Элвиса, критиковали за срывы и нестабильность; ради фк он отказался от карьеры танцора балета, которым занимался с трех лет, переехал вслед за тренером в другой конец страны, при росте 183 см выучил каскад 4-3, ускорялся и улучшался, а результаты остались почти такими же, как и в первый сезон.
Тогда он «нажал на паузу», а затем и вовсе исчез из вида на 2 летних месяца. Где он был, что пережил, чем занимался – неизвестно до сих пор. Эмануэль ни разу не говорил об этом кроме того, что, если бы не эта поездка, которая перевернула его жизнь, то он бы не вернулся в фигурное катание вообще. И такое бывает…
Он вернулся действительно изменившимся: смелым, уверенным, с горящими глазами и желанием стать «не вторым Стойко, а новым Сандю» (с). И перемены начались немедленно: за внутренним раскрепощением последовало и внешнее, проявившееся в изменении стиля и тем программ с классическо-академических на современные и необычные, какой стала его новая короткая и вот эта произвольная «Путешествие человека», появление которой в таком контексте его биографии вряд ли можно считать простым совпадением. 😊
Программа начинается в нарочито театральной манере рассказчика истории, где движения обыгрывают каждый музыкальный акцент из акробатического пролога Banquine в спектакле: резкие, хлесткие звуки ударных переходят затем в рваную музыку с диссонансным звучанием, прыжки под барабанную дробь – все это создает впечатление напряжения и испытаний под музыкальную тему Misery (лишения), а идущие после них вращения воспринимаются как цикличность, из которой нет выхода..
И вдруг наступает перерыв, тишина, и режущие слух звуки сменяются мягкими и успокаивающими: это тема Birth - рождения ребенка, его первые шаги, открытие мира и природы. Медленно-деликатные, почти волшебно звучащие мелодии сопровождают плавные, тянущиеся друг за другом движения фигуриста, которые затем прерываются триксельным прыжком как скачком роста и развития героя и снова перетекают из кораблика в спираль и снова в кораблик: герой наблюдает, учится, познает, и замыкающие их вращение показывает завершение этого этапа осмысления и познания мира. Еще один прыжок – и начало нового периода: взрослой жизни. И вот тут виден уже не воображаемый герой программы и спектакля Дю Солей, а сам Эмануэль Сандю.
как и в его пульсирующей радостью и неудержимой энергией дорожке шагов, которой он за несколько секунд поглотил всю длину ледового покрытия, лутц почти в борт с выездом под прямым углом от него и финальная муз. часть Reveil- пробуждение для новой жизни, полета в ней продольным шпагатом, желанием жить и побеждать снова и снова, выраженным в комбинированных вращениях с фирменным «циркулем», придуманным Эмануэлем в 16 лет.
И если еще были какие-то сомнения относительно связи выбранной темы «Путешествие человека» с тем путешествием Сандю, которое так повлияло на его жизнь, то они должны рассеяться в последний момент программы и одновременно ее кульминацию: вскинутые вверх руки в жесте провозглашения победы, в который Эмануэль, по-видимому, вложил всего себя под торжествующее утверждение комментатора "Наконец-то восстал настоящий Сандю!" и бурные аплодисменты зрителей, вскочивших со своих мест.
На льду он больше никогда не выплескивал своих чувств так, как сразу после этого выступления, еще не зная своих оценок (это отдельная эскапада нереального счастья на пару с его тренером Джоан МакЛеод 😊 которая идет вслед за повтором элементов), потому что знал, что одержал победу над своими слабостями и прежними неудачами.
И восторгающиеся комментаторы, включая Трейси Уилсон, и шумно аплодирующая публика так реагировали не только потому, что увидели чисто и ярко исполненный прокат своего спортсмена, а потому, что он смог донести до них свое видение, свои переживания и полученный опыт так, как он сам это себе представлял при создании этой программы.
Когда фигурист катает ту программу, которая нравится ему самому – это классно и заметно всем;
когда фигурист катает программу своей мечты – это потрясающе, тем более, что такое встречается нечасто;
но когда фигурист исполняет программу на основе своего жизненного опыта – это уникально, неважно, сколько раз такое случалось в фк, так как каждый фигурист неповторим и достоин такого шанса. Особенно, когда он сам его себе создает и его реализует. Как это сделал 20летний Эмануэль Сандю, впервые став чемпионом своей страны менее, чем через полгода после возвращения в спорт.
А теперь приглашаю к просмотру этого примера олдскульного катания и того «..нечто большего», что, по мнению С.Ламбьеля, должно быть в прокате помимо всех перечисленных элементов и компонентов, и под чем я понимаю личность самого фигуриста.
И на память о том утраченном славном времени чистого фигурного катания, в котором катались, соревновались, общались и дружили два героя этого поста – фото их обоих вместе с Каролиной Костнер: три настоящих фигуриста - три настоящих личности.
P.S. здесь обзорный пост о Е.Сандю
Это действительно здорово,что можно вот так прочувствовать программу вместе с фигуристом.
Спасибо,Сергей! Это прекрасно!
Ждем продолжения !
Сергей, спасибо, прекрасный пост. Перечитывал каждое предложение раза по два, по три, чтобы не пропустить ничего.) И хотелось бы продолжения - например, об остальных героях приведенного выше ряда.
Насчет рисунков и подписей под ними: как я понял, их автор - ценитель фк так разграничил свою подборку приводимых у него прокатов и его рецензий на них. Я просто случайно наткнулся на его иллюстрации, и мне показалось уместным использовать их, как и его отзыв, в контексте затрагиваемой темы.
Спасибо вам за внимание и интерес к моему любимцу с этого года )
Мешали ему все же не столько артистизм и свободолюбие во всех его проявлениях, сколько малая стрессоустойчивость и , особенно, практически непереносимость груза чужих ожиданий. Ведь первые годы он успешно катал кп, но затем валил пп: а потому что после кп от него сразу ждали победы и доказательств, что он достоин ее и пр.
Тогда он позже стал валить кп, чтобы ничего не ждали заранее )), благо НСС позволяла нагонять потерянные баллы в ПП, что было невозможно при 6.0: там, если после кп ты - 6-7, все, 1-2 места не видать, а 3е светит только при завалах соперников. А с НСС он в буквальном смысле прыгал с 6 и 7 мест на первое и только за счет блестящего проката ПП. Комментаторы тогда или открыто упрекали его в само саботаже и требовали от него "изгнания бесов", или знали, что, находясь в пиковой ситуации, когда уже не до нервов, он соберется и выдаст свой лучший прокат.
А вообще доходило до анекдотических мотивов его лучших результатов: единственный раз, когда он стал пятым на чм в 2006, сразу после дикого провала с оли ПП в Турине, потому что там он превратился в своего злейшего врага, как это назвала Маклеод, случился благодаря его аж двум подряд (!! ))) приличным прокатам кп и пп, с которыми он по нынешним правилам точно был бы в призах, если бы не результат в квалификации, которую он откатал на уровне Турина. После чего Маклеод и сказала ему одну-единственную фразу, воздействия которой хватило на достаточно стабильные прокаты оставшихся двух программ: "Ты сидишь пассажиром сзади, пока другие ведут твою машину". Кто бы мог представить, где находится тот золотой ключик, которым вдруг открылась дверь к уверенным прокатам, и все почему:
Эмануэль обожал свой красный спорт. мерс и, видимо, как представил за его рулем кого-то еще, так кровь у него и вскипела и мигом выкинула всех бесов с грузами куда подальше. ))) Жаль только, что она ему это сказала во время чм, а не до него ...
Заодно и нечего было растрачивать силы и время, подвизаясь в модельной сфере, да еще и пытаясь петь и сочинять свои песни, продолжая заниматься балетом и танцами. Талант талантом, но для высших достижений в любой области нужна 100%ная концентрация на ней одной, а не попытка объять все и сразу.
В общем, говоря ретроспективно, он меня и бесит, и восхищает одновременно. ))
На прыжковую технику на льду Сандю, безусловно, повлияла балетная прыжковая техника, где как раз и должен был быть мягкий, и при этом сильный отрыв, да и в балет отбирают детей с с предрасположенностью к легкому отталкиванию от поверхности.
Насчет продолжения о Стефане и Каро - самому хотелось бы: они и тогда, когда выступали, были моими любимыми фигуристами, а теперь я тем более способен оценить все стороны их катания. Но сначала мне надо выполнить мой план по Сандю )) - сделать те три видео подборки с его участием, что я запланировал еще раньше.
Была на ОП в Челябинске, где СашаТ сотворила нереальные пять квадов. Честно пыталась пересмотреть, не шмогла: все голы уже забиты, а больше ничего и нет, счёт на табло и вау-эффект я видела вживую.
Интересно, что Стефа нынче воспринимают как фигуриста второй оценки. Но ведь базу он набирал первой - прыжками и вращенями. У него до травмы были прекрасные 4Т и 3А.
Чего не поняла из скринов: как между собой соотносятся олдскул и вархорс?
И, конечно, спасибо за Сандю! Я и в балете, и в паркете Х-mas tree, но глаза у меня, надеюсь, растут из нужного места. С вашей лёгкой пересматриваю его прокаты. Кажется, артистизм (подчас неуёмный) и желание быть самим собой частенько играют не в пользу спортивной составляющей.
Отличный пост, продолжайте, пожалуйста!