6 мин.

Тутберидзе обещала фурор с новыми программами Косторной. Не помогло – Алена без шансов против Валиевой и Туктамышевой

Алена Косторная впервые опустилась ниже второго места на взрослом этапе Гран-при. В Канаде у нее 3-е место – по баллам далеко позади Камилы Валиевой и Елизаветы Туктамышевой. И это с новейшими программами – перед турниром Алене экстренно поменяли обе.

«Были поставлены две программы – короткая и произвольная, и по нашему профессиональному мнению, они должны были произвести как минимум фурор в фигурном катании. Это было находкой и для нее, и для ситуации в мире».

Это слова Этери Тутберидзе из июля 2020-го. Тогда Косторная сбежала в академию Евгения Плющенко в поисках свободы, которой ей на хватало в «Хрустальном». Вскоре Алена вернулась, предпочтя свободе результат.

На Гран-при Канады Косторная показала новые программы. Одну из них вернули из периода до Плющенко. Но произвела ли Алена фурор на Skate Canada?

Короткая: взяли музыку по совету дочки Тутберидзе, потом заменили на Лайзу Минелли

Сезон Косторной начинался с другими постановками: для короткой выбрали блюзовую композицию I Am The One в исполнении американской певицы Бет Харт.

По словам хореографа Даниила Глейхенгауза, Алена давно мечтала о блюзе. На контрольных прокатах ее не устроила собственная форма, но к программе вопросов не было – она живо обсуждала номер. Оказалось, песню для программы нашла дочка Этери:

«Я хотела блюз, но не знала, какую конкретно музыку хочу. Слушала много вариантов. Слушаешь-слушаешь, и обычно после десятого раза начинает надоедать. Эту песню мне дала послушать Диана Дэвис. Мы спросили мнения друг друга, и было два одинаковых сообщения: «Это просто бомба, это вау, супер!» Когда я его слушала, когда мы начали ставить, поняла, что именно это давно и хотела».

С этой короткой Алена выступила всего раз – в начале октября на Finlandia Trophy (3-е место).

Перед Гран-при Канады короткую неожиданно поменяли. Спойлер: эта не та постановка, которую Алене ставили в 2020-м (и которая ей совсем не нравилась).

«Встал вопрос о показательном номере. В Канаде решила катать программу на английском, во Франции – на французском. Начала готовить номер «Нью-Йорк». И когда я покатила, все поняли, что это получается гораздо лучше, чем моя нынешняя короткая. Так и решили ее поменять».

Судьи разлюбили Косторную? Она вернула коронный прыжок, но теперь проблема с компонентами – даже при выходе из юниоров они были выше

Предсказуемо программа под вокал Лайзы Минелли выглядела сырой – за несколько недель вкатать новую постановку непросто. К тому же подвела техническая часть: недокрут на тройном акселе, дорожка второго уровня. И лишь четвертые компоненты дня.

Хоть фурор и не произошел, Косторная выглядела неплохо: триксель придал уверенности, а музыка вдохновила (хоть Алена не всегда успевала за растущим темпом).

Наряд тоже поменяли: маленькое черное платье в стиле джаз отлично смотрится на Алене и выделяется среди костюмов наших одиночниц. Открытые руки и плечи с декоративными деталями, шнуровка на спине и юбка в виде перьев завершают образ.

Произвольная: Косторная не угналась за Вивальди, ему на место пришла Билли Айлиш

Первая произвольная сезона у Косторной была под «Времена года» Антонио Вивальди. Алена уже знакома с этой стилистикой – в команде Плющенко ей ставили короткую под «Зиму». Теперь Глейхенгауз выбрал ту же музыку, но, конечно, поменял концепцию.

И это тоже программа мечты.

«Мы обсуждали, что в олимпийский сезон Алена будет катать Вивальди еще два года назад. В прошлом году, когда ставили Билли Айлиш, понимали, что это предолимпийский сезон и мы можем использовать разнообразие. Ну а в олимпийский сезон... Ну кому, как не Алене? К тому же она сама просила это катать», – объяснял хореограф.

И все-таки Вивальди не подошел Косторной – она не успевала за стремительной музыкой, сбивалась и выглядела неуверенной. Премьера на соревнованиях вышла скомканной: «Я просто ехала, пытаясь собрать элементы, особо не показывая программу и не получая, собственно, никакого удовольствия».

Несмотря на невыразительный прокат, она надеялась, что Вивальди останется – называла программу олимпийской. Вскоре от постановки отказались – вернули Lovely, которую ставили год назад.

И это как раз одна из тех программ, которая должна произвести фурор. На самом деле Алена уже выступала с ней – на шоу Тутберидзе весной. Косторной нравился и Вивальди (по крайней мере, на словах), но она легко согласилась на Билли Айлиш – после возвращения в «Хрустальный» Алена не спорит:

«После турнира в Финляндии я вышла на вторую тренировку. Тренеры сказали: Мы меняем произвольную программу. Спорить не стала. Почему бы и нет? Если я ее хорошо чувствую. С одной стороны мне музыка Вивальди как классика нравилась. Но с другой – Lovely мне более понятна».

В Канаде программа Косторной затерялась на фоне мощного «Болеро» Валиевой и оригинального востока Туктамышевой. Ошибки не прибавили зрелищности: степ-аут и недокрут на тройном акселе, неидеальный каскад с тройным сальховом и еще одно снижение за недокрут – на тройном лутце.

Хотя Косторная серьезно подошла к презентации – сделала сложный макияж с блестками вокруг глаз, показала еще одно новое платье. Основной цвет – глубокий синий, почти черный, лишь нижняя юбка нежно-голубого оттенка. Дизайнеры снова отказались от рукавов – платье простого кроя на бретельках, на руках – перчатки с кожаными манжетами. Россыпь голубых и синих стразов перекликается с холодными оттенками мейкапа.

По стилю платье напоминает другой наряд Косторной под Билли Айлиш – черное платье с одним рукавом, в котором она катала короткую You should see me in a crown у Плющенко.

«Это прошлогодняя музыка, о которой я изначально говорила, что мне очень нравится. И та же программа соответственно. Это мой стиль. Я на протяжении некоторого времени беру музыку с текстом и, скажем так, определенной стилистики. Билли Айлиш – прям мое».

Сейчас обе программы выглядят недоработанными, но еще в начале сезона Глейхенгауз намекнул – дело вовсе не в постановках: «Любая программа может не смотреться как она должна, если спортсмен не может ее отработать, если он не в форме, если он опаздывает в музыку, не попадает в акценты, съедает хореографию».

Понять, как сама Алена относится к постоянным переменам, сложно – после возвращения в «Хрустальный» она не обсуждает решения тренеров, хвалит все программы и покорно их тасует. Правда, одно ее из желаний реализовать с таким подходом непросто: «Хотелось бы, чтобы мои программы помнили, чтобы они отличались, чтобы они были эталоном».

Косторная, безусловно, за счет таланта и харизмы способна кататься под любую музыку и создавать разные образы. Только как их запомнить, если на каждый турнир она выходит с новыми программами?

У Косторной хаос с программами: 10 постановок за два сезона – теперь Алена вернулась к той, которую Плющенко назвал ужасом

Фото: East News/Geoff Robins / AFP; globallookpress.com/Darryl Dyck/Keystone Press Agency

Видео: Первый канал