Судьи разлюбили Косторную? Она вернула коронный прыжок, но теперь проблема с компонентами – даже при выходе из юниоров они были выше
Календарь второй раз за месяц свел Камилу Валиеву, Алену Косторную и Лизу Туктамышеву – представительниц трех разных поколений женского катания. В Ванкувере они оказались с совершенно разным бэкграундом.
Символичное совпадение: первый этап Гран-при у Валиевой пришелся на ту же страну, что и у Туктамышевой, но между их прокатами прошло 10 лет. При этом они все еще соревнуются на равных – по крайней мере, в короткой программе, где прыжковый набор Лизы лишь на 0,5 балла дешевле, чем у Камилы. Та делает в бонусной зоне не сольный флип, а каскад.
Туктамышева в третий раз борется за Олимпиаду – и, кажется, серьезна как никогда. Оценка Лизы в короткой за 10 лет выросла больше, чем на 20 баллов
В свои 15 лет Валиева – амбассадор крупных брендов, обладательница двух мировых рекордов (за произвольную и по сумме программ), а также одна из очевидных претенденток на золото Пекина. «Катается божественным шепотом», «феноменальное зрелище», «инопланетное катание» – таких эпитетов до первых больших побед не удостаивались ни Липницкая, ни Косторная, ни Загитова.
Главный показатель олимпийских притязаний Валиевой, впрочем, не восхищенные комментарии Александра Жулина и Ильи Авербуха, а вторая оценка. Даже с падением на Finandia Trophy Камила получила 35,31 балла – больше, чем кто-либо из российских одиночниц во время международного дебюта. За чистый прокат Валиевой ставят уже 36,15 – это выше, чем, например, компоненты Косторной в короткой с мировым рекордом.
Важно и то, что к Камиле второй старт подряд благосклонны российские судьи. Как и на Finlandia Trophy, из всех трех участниц лучше всего поддерживают именно Валиеву. В короткой программе Skate Canada, например, судья из России поставила Камиле на 3,5 балла больше, чем все остальные арбитры: это самая высокая оценка в бригаде. У Лизы Туктамышевой другая ситуация: ею сразу четверо зарубежных судей прониклись больше, чем свой. Косторную оценили лучше российского арбитра трое иностранцев.
Это не значит, разумеется, что свой судья априори обязан помогать своим фигуристам – самоотверженность китайцев в Пхенчхане точно не должна быть эталоном. Но такое распределение оценок второй старт подряд явно дает понять, кого федерация видит в числе фавориток сезона.
Смотреть на протокол дебютного Гран-при Туктамышевой в 2021-м забавно: 59,57 за короткую – пропасть в сравнении с нынешними 81,24. Конечно, никакого трикселя Лиза тогда не делала, вместо флипа шел риттбергер, а сама программа сконструирована по старомодному шаблону: все прыжки скучковались в первой половине. И даже этого тогда хватило для уверенного первого места после короткой.
В прошедших десяти годах – множество громких побед и обидных поражений. Золото на юношеской Олимпиаде – и при этом две пропущенные взрослые, причем за пару лет до Игр в Сочи Туктамышева рассматривалась в качестве одной из главных надежд сборной наряду с Аделиной Сотниковой.
Лиза прислушивалась к критике по поводу неактуальных программ – и обращалась за помощью к Ламбьелю, Ше-Линн Бурн и Юрию Смекалову (другое дело, что часть из этих постановок доходила до зрителей в сильно переработанном твердой рукой Мишина виде).
Туктамышеву критиковали за неубедительные секвенции и слабые каскады – она начала делать ойлерный и вернула тройной лутц – тройной тулуп. Правда, от дешевых секвенций тоже пока избавиться не удалось.
Судя по оценкам нынешнего сезона, Лиза наконец добилась того, чтобы ее перестали считать милым артефактом из прошлого среди современных бриллиантов. К 24 годам Туктамышева доросла до самых высоких компонентов в карьере (на ЧМ-2021 были на балл ниже, чем на Skate Canada и Finlandia Trophy) и даже до дорожек четвертого уровня, которые в ее карьере случались не так часто.
Лучшее резюме происходящему сделала сама Лиза: «Если бы кто-нибудь сказал мне пару лет назад, что я сегодня еще буду выступать на таком уровне, я бы не поверила».
Как и в карьере Туктамышевой, у Косторной бывали разные прокаты, но если Лиза сейчас очевидно на подъеме, то Алена, начиная с прошлого сезона, в кризисе: меняет тренеров, программы и отчаянно бьется за тройной аксель, который два года назад получался с феноменальной стабильностью.
С тройным акселем в Канаде Косторная получила меньше, чем с двойным в Финляндии – такое уже было в ее карьере. Но он нужен Алене, чтобы бороться за Олимпиаду
В Ванкувере у Алены случились сразу две премьеры – новая программа под вокал Лайзы Минелли и возвращение тройного акселя. В произвольной она уже пробовала его и на открытых прокатах, и на Finlandia Trophy, но не рисковала вставлять в короткую, чтобы в случае неудачи не отставать слишком сильно от соперниц.
В Канаде терять было нечего: на тренировке триксель пробовали 7 участниц из 12, а вставлять его в программу должны были все три главные конкурентки – Туктамышева, Валиева и Лью.
С канадской оценкой за короткую (75,58) Косторная заочно проигрывает результатам Трусовой (77,69) и Усачевой (76,61) со Skate America, а также самой себе образца Finlandia Trophy (78,61). Во всех трех прокатах, которым виртуально уступила Алена, не было тройного акселя.
Может показаться, что тройной аксель для нынешней Косторной – слишком большой риск и неоправданное усложнение, но это не так.
Без трикселя может обойтись Трусова: во-первых, все ее козыри спрятаны в произвольной, а во-вторых, Саша никогда не обладала таким качеством этого элемента, которое было у Косторной. Ультра-си в короткой для Трусовой будут иметь смысл, только если ISU наконец перестанет дискриминировать исполнительниц четверных (сейчас квады в короткой запрещены).
Косторная же всегда создавала себе задел именно в короткой программе. Не только технический, но и репутационный: одно дело стартовать в произвольной с отставанием в 8,5 балла от первого места, и другое – лидировать самой с приличным отрывом. Не зря рекорд Алены, поставленный 2 года назад в финале Гран-при – единственное допандемийное достижение, устоявшее в этом сезоне.
В конце концов, такой парадокс – прокат с трикселем оказался менее выгодным для Косторной, чем вариант без ультра-си – уже был в ее карьере. Реакция Алены в кисс-энд-крае французского этапа Гран-при-2019, где она впервые попробовала 3,5 оборота в короткой программе, запомнилась больше самого трикселя – «Зачем я напрягалась?». Но уже на втором этапе серии Алена перемахнула за 85 баллов.
Можно сказать, что Косторная уступила самой себе в Финляндии из-за плохого качества непрыжковых элементов в конце программы: сначала дорожка шагов второго уровня, потом заклон – только третьего. Отчасти это так: 3 недели назад уровень дорожки был на пункт выше, а к вращению вообще не возникло претензий. Но даже если бы Косторной поставили на этих двух элементах баллы Валиевой, ее сумма в короткой все равно оказалась бы хуже финской.
Большая проблема – просевшие компоненты: 35,73 в Эспоо против 34,11 в Ванкувере. Несколько фактов о нынешней второй оценке Косторной:
• 34,11 – это всего в 0,9 балла от дебютанки Гран-при Лью с неидеальным прокатом;
• судьи из Канады и Швеции поставили Косторную по второй оценке только шестой, судья из Кореи – пятой;
• в своей рекордной короткой Алена ни за один компонент катания не получила ниже 8,75, а остальные улетели за девятки. В Ванкувере 8,79 – это лучший из пяти критериев второй оценки Косторной (скольжение), по всем остальным баллы еще ниже;
• она на символические 0,03, но все-таки ниже, чем на первом взрослом международном старте. Для сравнения – компоненты Щербаковой в короткой за последние 2 года не просто не застыли на месте, а выросли на 5 баллов, если сравнивать ее международный дебют и последний прокат в Будапеште.
При этом в Финляндии у Косторной уже возникала проблема с компонентами – но в произвольной программе. Если это произошло из-за того, что судьям не полюбилась постановка под Вивальди, новая программа под Билли Айлиш может это исправить.
Кому-то Lovely может показаться недостаточно олимпийским выбором (фактически означающим то, что «Хрустальный» не видит Косторную в Пекине), но тогда усомниться нужно и в отрывке из Корнелюка в нарезке у Щербаковой, и во Florence and the Machine у Трусовой. В конце концов, Пападакис и Сизерон взяли серебро Пхенчхана под Эда Ширана в коротком танце.
Возможно, накатывать Lovely стоило изначально: в весеннем шоу Тутберидзе облегченный вариант программы неплохо получался у Косторной. Неуверенность Алены в финском прокате под Вивальди действительно была очевидной: она не успевала за музыкой и явно сдалась после ошибки на трикселе. Арбитры отлично помнят, как Косторная умеет вовлекаться в программы, которые ей действительно нравятся – как ее дебютные «Сумерки».
Теоретические шансы на финал Гран-при Косторная сохраняет, даже если останется третьей после произвольной. Следующий этап существенно легче: относительно непроходима только здоровая Щербакова, но даже ее форма в Будапеште оставляла вопросы. Во Францию также заявлены Синицына, Белл, Хигучи и Чен – даже с сенсациями в духе четверного у Ксении и трикселя у Вакабы Алена с большой вероятностью окажется выше.
Но амбиции Косторной всегда простирались дальше финалов Гран-при.
Олимпийский сезон – время подписаться на телеграм-канал автора
Фото: globallookpress.com/Darryl Dyck/Keystone Press Agency; East News/GEOFF ROBINS/AFP/East News, Lehtikuva/Associated Press/East News
А вот Алёнка не участвовала в ЧМ, весь прошлый сезон " прогуляла"...вот всё это и аукнулось. Когда нет стабильности и сплошные поиски ......судьи тоже видят и знают. А Лиза трудилась и старалась не смотря на возраст, слухи, сплетни и потому на коне.