8 мин.

Судьи разлюбили Косторную? Она вернула коронный прыжок, но теперь проблема с компонентами – даже при выходе из юниоров они были выше

Календарь второй раз за месяц свел Камилу Валиеву, Алену Косторную и Лизу Туктамышеву – представительниц трех разных поколений женского катания. В Ванкувере они оказались с совершенно разным бэкграундом.

Символичное совпадение: первый этап Гран-при у Валиевой пришелся на ту же страну, что и у Туктамышевой, но между их прокатами прошло 10 лет. При этом они все еще соревнуются на равных – по крайней мере, в короткой программе, где прыжковый набор Лизы лишь на 0,5 балла дешевле, чем у Камилы. Та делает в бонусной зоне не сольный флип, а каскад.

Туктамышева в третий раз борется за Олимпиаду – и, кажется, серьезна как никогда. Оценка Лизы в короткой за 10 лет выросла больше, чем на 20 баллов

В свои 15 лет Валиева – амбассадор крупных брендов, обладательница двух мировых рекордов (за произвольную и по сумме программ), а также одна из очевидных претенденток на золото Пекина. «Катается божественным шепотом», «феноменальное зрелище», «инопланетное катание» – таких эпитетов до первых больших побед не удостаивались ни Липницкая, ни Косторная, ни Загитова. 

Главный показатель олимпийских притязаний Валиевой, впрочем, не восхищенные комментарии Александра Жулина и Ильи Авербуха, а вторая оценка. Даже с падением на Finandia Trophy Камила получила 35,31 балла – больше, чем кто-либо из российских одиночниц во время международного дебюта. За чистый прокат Валиевой ставят уже 36,15 – это выше, чем, например, компоненты Косторной в короткой с мировым рекордом.

Важно и то, что к Камиле второй старт подряд благосклонны российские судьи. Как и на Finlandia Trophy, из всех трех участниц лучше всего поддерживают именно Валиеву. В короткой программе Skate Canada, например, судья из России поставила Камиле на 3,5 балла больше, чем все остальные арбитры: это самая высокая оценка в бригаде. У Лизы Туктамышевой другая ситуация: ею сразу четверо зарубежных судей прониклись больше, чем свой. Косторную оценили лучше российского арбитра трое иностранцев.

Это не значит, разумеется, что свой судья априори обязан помогать своим фигуристам – самоотверженность китайцев в Пхенчхане точно не должна быть эталоном. Но такое распределение оценок второй старт подряд явно дает понять, кого федерация видит в числе фавориток сезона.

Валиева не попрыгунчик! Магия в ее катании – благодаря балету (не зря Камила получает комплименты от прим)

Смотреть на протокол дебютного Гран-при Туктамышевой в 2021-м забавно: 59,57 за короткую – пропасть в сравнении с нынешними 81,24. Конечно, никакого трикселя Лиза тогда не делала, вместо флипа шел риттбергер, а сама программа сконструирована по старомодному шаблону: все прыжки скучковались в первой половине. И даже этого тогда хватило для уверенного первого места после короткой.

В прошедших десяти годах – множество громких побед и обидных поражений. Золото на юношеской Олимпиаде – и при этом две пропущенные взрослые, причем за пару лет до Игр в Сочи Туктамышева рассматривалась в качестве одной из главных надежд сборной наряду с Аделиной Сотниковой.

Лиза прислушивалась к критике по поводу неактуальных программ – и обращалась за помощью к Ламбьелю, Ше-Линн Бурн и Юрию Смекалову (другое дело, что часть из этих постановок доходила до зрителей в сильно переработанном твердой рукой Мишина виде).

Туктамышеву критиковали за неубедительные секвенции и слабые каскады – она начала делать ойлерный и вернула тройной лутц – тройной тулуп. Правда, от дешевых секвенций тоже пока избавиться не удалось.

«С Плющенко спорили, в том числе на деньги. Женя – жадный до побед». Интервью с хореографом Мариинки, который ставит программы лучшим фигуристам

Судя по оценкам нынешнего сезона, Лиза наконец добилась того, чтобы ее перестали считать милым артефактом из прошлого среди современных бриллиантов. К 24 годам Туктамышева доросла до самых высоких компонентов в карьере (на ЧМ-2021 были на балл ниже, чем на Skate Canada и Finlandia Trophy) и даже до дорожек четвертого уровня, которые в ее карьере случались не так часто.

Лучшее резюме происходящему сделала сама Лиза: «Если бы кто-нибудь сказал мне пару лет назад, что я сегодня еще буду выступать на таком уровне, я бы не поверила».

 

Как и в карьере Туктамышевой, у Косторной бывали разные прокаты, но если Лиза сейчас очевидно на подъеме, то Алена, начиная с прошлого сезона, в кризисе: меняет тренеров, программы и отчаянно бьется за тройной аксель, который два года назад получался с феноменальной стабильностью.

С тройным акселем в Канаде Косторная получила меньше, чем с двойным в Финляндии – такое уже было в ее карьере. Но он нужен Алене, чтобы бороться за Олимпиаду

В Ванкувере у Алены случились сразу две премьеры – новая программа под вокал Лайзы Минелли и возвращение тройного акселя. В произвольной она уже пробовала его и на открытых прокатах, и на Finlandia Trophy, но не рисковала вставлять в короткую, чтобы в случае неудачи не отставать слишком сильно от соперниц.

В Канаде терять было нечего: на тренировке триксель пробовали 7 участниц из 12, а  вставлять его в программу должны были все три главные конкурентки – Туктамышева, Валиева и Лью.

С канадской оценкой за короткую (75,58) Косторная заочно проигрывает результатам Трусовой (77,69) и Усачевой (76,61) со Skate America, а также самой себе образца Finlandia Trophy (78,61). Во всех трех прокатах, которым виртуально уступила Алена, не было тройного акселя.

Может показаться, что тройной аксель для нынешней Косторной – слишком большой риск и неоправданное усложнение, но это не так.

Без трикселя может обойтись Трусова: во-первых, все ее козыри спрятаны в произвольной, а во-вторых, Саша никогда не обладала таким качеством этого элемента, которое было у Косторной. Ультра-си в короткой для Трусовой будут иметь смысл, только если ISU наконец перестанет дискриминировать исполнительниц четверных (сейчас квады в короткой запрещены).

Косторная же всегда создавала себе задел именно в короткой программе. Не только технический, но и репутационный: одно дело стартовать в произвольной с отставанием в 8,5 балла от первого места, и другое – лидировать самой с приличным отрывом. Не зря рекорд Алены, поставленный 2 года назад в финале Гран-при – единственное допандемийное достижение, устоявшее в этом сезоне.

В конце концов, такой парадокс – прокат с трикселем оказался менее выгодным для Косторной, чем вариант без ультра-си – уже был в ее карьере. Реакция Алены в кисс-энд-крае французского этапа Гран-при-2019, где она впервые попробовала 3,5 оборота в короткой программе, запомнилась больше самого трикселя – «Зачем я напрягалась?». Но уже на втором этапе серии Алена перемахнула за 85 баллов.

Можно сказать, что Косторная уступила самой себе в Финляндии из-за плохого качества непрыжковых элементов в конце программы: сначала дорожка шагов второго уровня, потом заклон – только третьего. Отчасти это так: 3 недели назад уровень дорожки был на пункт выше, а к вращению вообще не возникло претензий. Но даже если бы Косторной поставили на этих двух элементах баллы Валиевой, ее сумма в короткой все равно оказалась бы хуже финской.

 

Большая проблема – просевшие компоненты: 35,73 в Эспоо против 34,11 в Ванкувере. Несколько фактов о нынешней второй оценке Косторной:

• 34,11 – это всего в 0,9 балла от дебютанки Гран-при Лью с неидеальным прокатом;

• судьи из Канады и Швеции поставили Косторную по второй оценке только шестой, судья из Кореи – пятой;

• в своей рекордной короткой Алена ни за один компонент катания не получила ниже 8,75, а остальные улетели за девятки. В Ванкувере 8,79 – это лучший из пяти критериев второй оценки Косторной (скольжение), по всем остальным баллы еще ниже;

• она на символические 0,03, но все-таки ниже, чем на первом взрослом международном старте. Для сравнения – компоненты Щербаковой в короткой за последние 2 года не просто не застыли на месте, а выросли на 5 баллов, если сравнивать ее международный дебют и последний прокат в Будапеште.

При этом в Финляндии у Косторной уже возникала проблема с компонентами – но в произвольной программе. Если это произошло из-за того, что судьям не полюбилась постановка под Вивальди, новая программа под Билли Айлиш может это исправить.

Кому-то Lovely может показаться недостаточно олимпийским выбором (фактически означающим то, что «Хрустальный» не видит Косторную в Пекине), но тогда усомниться нужно и в отрывке из Корнелюка в нарезке у Щербаковой, и во Florence and the Machine у Трусовой. В конце концов, Пападакис и Сизерон взяли серебро Пхенчхана под Эда Ширана в коротком танце.

Возможно, накатывать Lovely стоило изначально: в весеннем шоу Тутберидзе облегченный вариант программы неплохо получался у Косторной. Неуверенность Алены в финском прокате под Вивальди действительно была очевидной: она не успевала за музыкой и явно сдалась после ошибки на трикселе. Арбитры отлично помнят, как Косторная умеет вовлекаться в программы, которые ей действительно нравятся – как ее дебютные «Сумерки».

Теоретические шансы на финал Гран-при Косторная сохраняет, даже если останется третьей после произвольной. Следующий этап существенно легче: относительно непроходима только здоровая Щербакова, но даже ее форма в Будапеште оставляла вопросы. Во Францию также заявлены Синицына, Белл, Хигучи и Чен – даже с сенсациями в духе четверного у Ксении и трикселя у Вакабы Алена с большой вероятностью окажется выше.

Но амбиции Косторной всегда простирались дальше финалов Гран-при.

Олимпийский сезон – время подписаться на телеграм-канал автора

Фото: globallookpress.com/Darryl Dyck/Keystone Press Agency; East News/GEOFF ROBINS/AFP/East News, Lehtikuva/Associated Press/East News