Премьеры Косторной и Трусовой после камбэка к Тутберидзе: как Этери изменила Сашу и в чем главная проблема Алены?
Год назад контрольные прокаты Александры Трусовой и Алены Косторной разбирали на молекулы – искали изменения, за которыми фигуристки внезапно ушли от Тутберидзе к Плющенко.
Видео с премьерой короткой программы Алены на ютуб-аккаунте Первого канала собрало 504000 просмотров – на 126000 больше, чем у Жени Медведевой.
Нынешние прокаты для Трусовой и Косторной тоже особенные – и не только потому, что они открывают олимпийский сезон. Это первый старт (пусть без медалей и судей) после возвращения к Тутберидзе. Хотя приходить в старую команду технически проще, чем привыкать к новой – знакомый каток, тренеры и методики – психологически это, скорее всего, куда сложнее, чем начинать с чистого листа.
Косторной нужно снова поверить в себя, но без тройного акселя ей сложно это сделать
Если не делать скидку на начало сезона, технически прокат не удался ни Трусовой, ни Косторной, но воспринимаются их ошибки по-разному.
Алена два года назад штамповала идеальный тройной аксель, а короткая программа была ее главным козырем. Она могла проиграть произвольную Щербаковой, мировой рекорд в этом виде и вовсе принадлежит Трусовой, но отрыв Косторной в короткой был настолько убедительным, что это делало ее непобедимой даже без квадов.
В этот раз триксель у чемпионки Европы совершенно не получился. Это признает она сама – и честно говорит, что стабильности с элементом пока нет. В любой другой сборной мира Алена была бы совершенно неуязвима даже с таким качеством трикселя. То, что Косторная за весь первый взрослый сезон не упала с него ни на одном старте – скорее впечатляющее исключение, нежели нечто само собой разумеющееся.
Аксель в 3,5 оборота – коварный прыжок; из-за технических особенностей он удается даже не всем квадистам (хорошие примеры – Ламбьель и Щербакова). Более того, периодически ошибаются на трикселе и те, у кого он практически идеален – Ханю и Коляда.
Вполне возможно, что три безупречных акселя на две программы в принципе больше не вернутся к Косторной. Так же как Щербакова вряд ли когда-то снова прыгнет три четверных в произвольной, а Загитова, вернись она в спорт, будет штамповать тройной лутц с четырьмя риттбергерами. Это издержки взросления – оно догнало бы Алену, даже если бы она никуда не уходила от Тутберидзе.
Теперь Косторной остался самый важный шаг – признать это. Пока кажется, что отсутствие былой недосягаемости ее сильно нервирует. Два года назад техническое отставание на открытых прокатах мобилизовало ее и заставило за месяц добить триксель, сейчас резервов для такого рывка нет. Да и слишком опасно бежать из последних сил в самом начале олимпийского сезона – можно выдохнуться еще до Игр.
Иронично, но разница в настроении Алены год назад и сейчас проявляется даже в выбранной музыке. Если у Плющенко Косторная начала сезон под безапелляционное «ты должен увидеть меня в короне», то сейчас катается под вопросительное «я ли единственная?». Прошлогоднее резкое выступление в интервью сменилось виноватым «один раз сказала и очень сильно пожалела, теперь буду молчать».
Хотя блюз в вакууме выглядит отличной идеей для повзрослевшей Косторной, кажется, что программу она не чувствует. Это особенно заметно на контрасте со старым произвольным танцем Александры Степановой и Ивана Букина на ту же песню: Алена пока слишком осторожна, если не сказать – не уверена.
И дело не в том, что Степанова и Букин – танцоры, а Косторная – одиночница. По впечатлению Алена пока уступает и 15-летней Майе Хромых, тоже катающей блюз от Бет Харт.
У Хромых фора – она исполняет эту программу второй сезон подряд, но и у Алены есть преимущества: как минимум возраст и опыт могли бы сыграть в плюс для более взрослой подачи. Но Майя после феноменальной произвольной в финале Кубка России, когда ей наконец-то удалось собрать сразу два чистых квада в одной программе, расцвела – и это особенно заметно в блюзе.
Шансы отобраться в олимпийскую сборную у Косторной остаются. Щербакова тоже сбавила ход: почти весь прошлый сезон Аня боролась с последствиями коронавируса, а во время подготовки к нынешнему сломала палец. Пока чемпионка мира без четверных, а в короткой – без фирменного лутц-риттбергера, который, впрочем, спокойно делала на разминке.
Однозначно непроходимой для Косторной сейчас выглядит только Валиева. Впрочем, по итогам короткой Камила выиграла абсолютно у всех: хотя короткая программа слишком очевидно напоминает ее же «Шторм», но под новую музыку, к контенту нет никаких вопросов.
Тутберидзе удалось то, что не получилось у Плющенко: она изменила образ Трусовой, но сделала это мягче и аккуратнее
Саша Трусова, в отличие от Алены, кажется, абсолютно далека как от рефлексии о переходах, так и от ажиотажа от приближающейся Олимпиады. И у Тутберидзе, и у Плющенко она мыслит собственными категориями – новые изученные прыжки, количество квадов на минуту произвольной программы, попадание в книгу рекордов Гиннеса.
В прошлом сентябре короткая Трусовой на открытых прокатах стала одним из самых ярких моментов. В общем-то споры она продолжала вызывать весь год: одни видели в ней прорыв и новую повзрослевшую Сашу, другие – неудавшуюся попытку отклеить от спортсменки обидный ярлык девочки-робота, фиксирующейся на прыжках.
В этом сезоне Трусова тоже вышла в новом образе – и, похоже, Тутберидзе удалось нащупать баланс между обновлением Сашиного имиджа и сохранением ее самобытности. Александр Жулин уже назвал «Фриду» лучшей программой в карьере Трусовой, а Бетина Попова похвалила спортсменку за то, что она улучшилась в презентации.
«Фрида» – действительно большая удача «Хрустального» и самая яркая короткая дня, не считая уже вкатанного блюза Майи Хромых. Самобытная музыка и известный сюжет из жизни Фриды Кало страхуют Сашу на случай, если где-то не сразу получится нащупать образ или она излишне сконцентрируется на прыжках. При этом сама программа отличается от всего, что раньше катала Трусова: едва ли не впервые у нее конкретный земной образ, а не злой рок или мать драконов.
Еще более перспективным выглядит выбор саундтрека к «Круэлле» в произвольной программе. Если кому в женской сборной России и играть героиню, срывающую модные показы, крадущую далматинцев и эпатирующую весь город, так это Трусовой.
Теперь команде Тутберидзе нужно будет найти еще один баланс – между сложностью прыжкового набора и его стабильностью. Прыгать триксель Саша пытается уже два года, причем на тренировках он получается идеально – значит, проблема в психологии.
Завоевать путевку на Олимпиаду Трусова сможет и без ультра-си в короткой программе, а вот бороться на Играх с чистой Валиевой без него уже вряд ли получится.
Еще больше о контрольных прокатах – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
А если бы Алёна прыгнула бы 3А идеально, то сказали бы, что точно сможет вернуть три трикселя за 2 программы?
Если вчера она не смогла показать программу как задумано, это значит, что она не может этого сделать в принципе - и программа слабая?
Что вы знаете о том, есть у неё резервы или нет?
Что вы знаете о Щербаковой?
Текст написан с целью просто хоть что-то написать.