12 мин.

Какая музыка в фигурном катании приносит медали? Оказывается, есть проклятье Рахманинова и Вивальди

Отсматривая олимпийские программы за последние 40 лет, замечаешь любопытную закономерность: среди победителей есть только по одному одиночнику и одной паре (танцевальной и спортивной), которые брали золото, не прибегая к классике.

Ягудин, Липински, Грищук/Платов и Савченко/Массо выигрывали под современные хиты и оригинальные саундтреки; остальные программы так или иначе замешаны на консервативных образах золотого фонда фигурного катания и классики.

При этом серебряные и бронзовые медалисты явно выбирали аккомпанемент смелее чемпионов, чаще рисковали, экспериментировали и... не выигрывали. Вспоминается знаменитая фраза Энди Уорхола: «Проблемы у людей возникают в основном от фантазии», — неужели американский художник не ошибался? 

Конечно, технические ошибки и падения в программах допускают сами спортсмены, винить в этом саундтреки к фильмам, джаз или авангардный балет глупо. Но тренеры все равно держат в уме: выбор чересчур оригинальной композиции может привести к провалу. Иначе отчего на конец олимпийского цикла всегда приходится столько классических программ? Гершвин, Шопен, Чайковский и Бизе негласно помогают фигуристам, настраивая судей на более благосклонный лад? 

А ведь плюсов у такого выбора много:

• исторически классика — главный и привычный аккомпанемент фигурного катания;

• классическая музыка разнообразна, сложна, содержит много акцентов;

• оперы, балеты, мюзиклы как материал весьма пластичны — из фрагментов большого произведения собирается разнообразный музыкальный номер;

• образы золотого фонда знакомы не только судьям и зрителям, но и самим фигуристам. Им проще ориентироваться в них и есть, на что опереться, когда стоит задача перевоплотиться в Кармен или Одиллию;

• при использовании классики не возникает проблем с правообладателями.

Но разберем и сложности, с которыми сталкиваются фигуристы.

Ловушка повторов: золотой фонд фигурного катания – это одни и те же образы

Достаточно взглянуть на картину по последнему олимпийскому сезону: 19 постановок под «Мулен Руж», 9 — «Ромео и Джульетт», по 8 — «Кармен» и «Лебединых озер» только среди взрослых. 

Вот как комментирует эту ситуацию композитор Александр Гольдштейн: «По мнению многих тренеров, известная музыка сильно облегчает восприятие. Они думают, что, когда судьи смотрят на фигуриста, им, учитывая интенсивность программы, понять музыку, движение и смысл становится очень трудно. Композиций, которые знали бы все, не так много, поэтому и ходят по кругу» (из интервью Sport24).

Гольдштейн смонтировал музыку для программ 20 олимпийских чемпионов, а последние годы тесно сотрудничал со спортсменами Марины Зуевой – например, великолепное «Болеро» Тарасовой/Морозова монтировал именно он.

Сейчас пошли анонсы к Пекину, и нам пора приготовится: тенденция подстраховаться и взять проверенные медальные темы никуда не делась.

1. Мы уже знаем, что «Болеро» выбрали Камила Валиева и Шома Уно. С этой композицией танцевальный дуэт Торвилл и Динн брали олимпийское золото в Сараево-1984, а Каролина Костнер – бронзу в Сочи.

2. «Кумпарситу» анонсировала Алексия Паганини. Это знаменитое танго первых олимпийских чемпионов в танцах на льду Пахомовой и Горшкова, бронза Джоанни Рошетт на Олимпиаде-2010.

3. «Лиру Анжелику» объявила Сатоко Мияхара – с ней Мишель Кван брала серебро на Играх-1998.

4. Джейсон Браун остановил выбор на саундтреке к «Списку Шиндлера» (командное золото Юлии Липницкой),

5. Марк Кондратюк взял попурри из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (золото Волосожар/Транькова в Сочи). 

6. Также новость пришла от Дарьи Павлюченко и Дениса Ходыкина: скорее всего, они выступят под саундтрек из «Черного лебедя» (музыка Чайковского в современной аранжировке стала золотой для Алины Загитовой в Пхенчхане).

И это только начало. Многие фигуристы держат музыку в секрете практически до начала сезона – иногда из суеверия, но чаще из практических соображений: чтобы избежать лишних разговоров. А если придется менять композицию, то без лишнего внимания. При этом к июню обычно все основные вопросы решаются.

Так, в группе Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона уже в марте (во время ЧМ) нарезали музыку. Об этом рассказали в интервью британские спортсмены Лайла Фир и Льюис Гибсон: «Это, конечно, немного отвлекает. Но выбора нет, так как мы хорошо знаем, насколько длительным может оказаться этот процесс. У нас бывало по 30 версий нарезок для ритм-танца и 40 версий произвольной».

Монреальская группа танцоров, конечно, не слишком рискует: вряд ли на одном льду поставят пересекающиеся по идее программы – такая же история и в «Хрустальном». Но по остальным дисциплинам вероятность все же есть.

Одним из самых печально известных примеров не просто повтора, а совпадения музыки у лидеров стала «битва Кармен» на Играх-1988. Немка Катарина Витт и американка Деби Томас выбрали оперу Жоржа Бизе для произвольных.

«Совпадение саундтреков у главных претендентов на золото можно сравнить с тем, как звезды приходят на церемонию награждения в одинаковых платьях, – вспоминала американский тренер Розана Тови. — Кармен – это история о яркой героине, вспыльчивой и сексуальной. И Деби уступила лишь потому, что Катарина была такой естественно женственной и дерзкой в своем выступлении, в отличие от Деби, которая была атлетичной, но хореографически блеклой в сравнении».

Обе оказались на пьедестале, золото получила Витт.

Катарина Витт устроила революцию в фигурных костюмах: купальник без юбки, оголенный живот, экстремальное декольте

Ловушка для звукорежиссера: как нарезать и клеить?

Другой бич музыкальной темы в фигурном катании — качество компоновки.

Нарезая 4-часовую оперу для программы из 4 минут, собирая постановку по мотивам классического балета, даже опираясь на 2-часовой мюзикл, специалистам приходится решать: как передать сюжет и задумку? Стоит ли использовать несколько разноплановых отрывков или лучше сосредоточиться на одной теме? Не приведет ли склейка во имя сюжета к нарушению музыкальной формы каждого фрагмента, не превратит ли программу в какофонию смыслов?

И с отдельной осторожностью надо подходить к склейке нескольких классических произведений в одной программе: каждое из них задает гармоническую канву, тянет внимание зрителей на себя, рассказывает историю.

Александр Гольдштейн, например, отмечает этот момент так: «Я несколько раз пересматривал прошлую произвольную программу Ани Щербаковой «Жар-Птица». Аня замечательная девочка, все делает правильно и тонко чувствует то, что катает, но с музыкальной точки зрения части ее программы плохо сочетаются. Именно музыкального объяснения такому сочетанию я просто не нашел.

Трюк с платьем Анны Щербаковой: из синего в красное за 2 секунды. Как это вообще возможно?

Когда видят в визуально-звуковой программе, что вот здесь есть пустое место, а здесь еще одно — берут и соединяют. Вроде бы на слух получается чисто, но с точки зрения музыки — это преступление. Таких программ, которые никак не учитывают ни музыкальную форму, ни развитие, к сожалению, большинство. И спортсмены с самого детства вынуждены это слушать, причем каждый день по многу раз. Зато «Дон Кихот» Загитовой — напротив, очень удачная программа. В ней все хорошо просчитано. А музыкальные акценты четко попадают в прыжки. Придраться вообще не к чему! Выигрышная постановка!»

Однако кроме классических произведений, сведенных между собой, в фигурное катание просачиваются и вариации склеек с популярными песнями (до сезона-2014/15 треки со словами запрещались). Это придает программе современное звучание и в то же время впечатляет консервативных судей.

Хороший пример такого слияния – произвольный танец Степановой и Букина: композиция неоклассика Людовико Эйнауди отлично сочетается с песней Тимберлейка Cry me a river – танец смотрится мощно и современно.

А наиболее удачный исход, если удалось отыскать готовый трек, где врезку большой классической темы заботливо сделали профессиональные музыканты.

Даже если нельзя использовать трек как есть, он может служить своеобразным подстрочником – в какую сторону двигаться, чтобы получилось целостная и оригинальная программа. Так, например, Марк Кондратюк в прошлом сезоне всех покорил необычной программой под «After the nightmare» группы The Dark Tenor, трек которой уже содержал кусочек «Лебединого озера». Достаточно прослушать версию от создателей – и уже понятно, как все дополнить, чтобы песня оформилась в историю для программы. 

Подобных гибридов популярной музыки с классической много, у тех же The Dark Tenor можно найти треки с отсылками к Бетховену и Вагнеру. Возможно, их время придет.

Еще интересная программа мелькнула в этом сезоне с треком Kovacs. Рефрен Хабанеры из «Кармен» игнорировать невозможно: он слишком узнаваем и задает настроение программе, намекает на образ — под нее каталась Станислава Константинова. Программа так и не зазвучала — не хватило чистого исполнения, но сам трек постановщики приметили.

Ловушка самовыражения: как не потерять стиль, катаясь под классику?

Конечно, с оригинальной музыкой больше шансов создать программу-визитку. Композиция, которую никто еще не застолбил, — вся твоя, в отличие от «Кармен» или «Мулен Руж».

И тут сразу вспоминаются «Зима» Ягудина и «Сеймей» Ханю. Но найти действительно мощную и при этом малоизвестную композицию — только полдела. Нужно сделать ее полностью своей за счет хореографии, энергетики, подачи. Много факторов должно сойтись, чтобы программу полюбил зритель. 

При этом фигурное катание – спорт очень индивидуалистский. И речь, конечно, не только об одиночниках; даже в парных видах каждый дуэт — единое целое, несущее особый стиль и ауру на льду. И поэтому в отдельную нишу можно выделить классику с характерными аранжировками: в роковом стиле, под хип-хоп, под джаз. Спортсменам важно выразиться на льду, передать свое видение образа, даже если он по сути абстракция на тему классической музыки. И, конечно, можно выбирать из известного произведения неизвестные фрагменты, а можно напротив, переиначить классику под себя.

🎻Музыкальный текст про фигурку: почему выбирают «Кармен», хотя разрешен рэп? И что с авторскими правами?

Например, «Сарабанда» Генделя в рок-обработке от Тарасовой/Морозова в первый взрослый сезон (хореографию, кстати, ставил Максим Траньков, это их первое сотрудничество) сделала их звездами парного катания.

А хип-хоп-версия «Лебединого озера» от Дайсуке Такахаши шокировала судей, но зажигала зал, пожалуй, даже больше, чем «Рокетмен» Нэтана Чена. Это сейчас мы привычные, а в 2007-м такой постановки никто не ожидал. Как рассказывал Николай Морозов: «Сперва ставили всю программу по ритмическим заготовкам, и уже, когда можно было подсчитать время по элементам, записывали эту судьбоносную аранжировку».

Вероятно, поэтому постановка и выглядит так органично: шли исключительно от катания и энергетики самого фигуриста к музыке. Результат вышел не хуже, чем если выискивать уникальную мелодию.

Фактор узнаваемости очень важен. Когда зрители и судьи узнают музыку, но она звучит по-новому – это усиливает впечатление. В прошлом сезоне так было с джазовой версией ХТК Баха у Каори Сакамото – не исключено, что программу оставят на олимпийский сезон.

Ловушка суеверий: проклятье Рахманинова и Вивальди

И самый, пожалуй, иррациональный момент в выборе музыки — злой рок. Удивительным образом есть набор композиций, которые практически не приносят золотых медалей, даже если спортсмены находятся в лучших кондициях и едут в статусе фаворитов.

Самый известный пример — композиции Рахманинова. Мишель Кван предприняла три олимпийские попытки с его произведениями (1998, 2002, 2006), Мао Асада — две (2010, 2014), Пан Цинь и Тун Цзянь — тоже две (2002,2006).

По разу пытались Мишкутенок/Дмитриев (1994), Сюэ Шень/Хунбо Чжао (2006), Тарасова/Морозов (2018); Такахаши (2006), Чан (2014). И тем примечательнее в этом ряду выглядят совпадения Шизуки Аракавы и пары Сале/Пеллетье, которые по ходу олимпийского сезона сменили музыку и получили олимпийское золото (хотя парная награда вышла спорная и скандальная).

Скандал, изменивший фигурное катание: столкновение на льду, подкуп судей и два золота

Конечно, крайне волнительным в свете такой статистики выглядит анонс от Александра Жулина о произвольной Виктории Синициной и Никиты Кацалапова на олимпийский год: «Будет Рахманинов, второй концерт. Только не та часть, которая у нас уже была раньше, а медленная. А концовка программы — из вариации (Рахманинова) на тему Паганини».

Чуть раньше Жулин уже рассказывал предысторию: «Эту музыку Никита принес, и они с Викой стали катать ее с такой душой, с такой любовью, что я сразу просек: им очень нравится, им самим, а это немаловажный фактор. Конечно, мне очень нравилась та программа под Рахманинова, которую ребята катали в прошлом олимпийском сезоне, но в тот момент они к ней были не совсем готовы. Сейчас они уже взрослая, зрелая пара, смогут иначе Рахманинова скатать. Да и потом олимпийский год – русская пара, русский композитор и настолько гениальная музыка, должно получиться».

Другой композитор, который имеет славу «не золотого» — Антонио Вивальди: Каролина Костнер была на двух Олимпиадах с его мелодиями (2006, 2010), а пара Усова/Жулин (1992) и одиночники Ламбьель (2006), Чан (2014), Уно (2018) по разу проверили судьбу — и это лишь самые известные примеры. Да, у Вивальди жертв меньше, чем у Рахманинова, но слава закрепилась.

Впрочем, неудачи случаются и без суеверных факторов: платья расстегиваются, шурупы смещаются, четверные сальховы сдваиваются — Олимпиада, словно увеличительное стекло, акцентирует внимание на каждом фатальном случае. Победные прокаты случались и под Рахманинова; главное – держать себя в руках. И раз те же Никита и Вика сами выбрали музыку, можно считать это хорошим знаком: на них предубеждения не действуют.

*** 

В этом году у нас был шанс передохнуть от заезженных композиций – пробовать новое в предолипийском сезоне брались и мэтры, и новички. Хоть под Робби Уильямса (Юдзуру Ханю), хоть под Бандероса (Нэтан Чен), хоть под саундтрек из «Тома и Джерри» со всеми мультяшными звуками (Юхана Юкой), хоть под «Имперский марш» и скрежет световых мечей (Адам Сяо Хим Фа). 

У наших – «Море волнуется» от Анастасии Таракановой, Makeba Сони Самодуровой. Композиции Билли Айлиш использовали не раз. У парней неожиданно случилась Enigmа от Андрея Мозалева и «Полюшко-поле» Александра Самарина — в олимпийский год не бывает столько прекрасного неформата, зато бывает Олимпиада.

Телеграм-канал автора – «На лед приглашается»

Фото: Gettyimages.ru/Doug Pensinger; globallookpress.com/Jun Tsukida/AFLO SPORT, Igor Russak, Paul J. Sutton/DUOMO/PCN, Naoki Morita/AFLO SPORT