Евгений Семененко – прорыв сезона: не сломался после 11-го места на чемпионате России, лучший по технике после Ханю и Чена
Бодрый дебют в 17 лет.
Вряд ли Женя Семененко в начале сезона задумывался о том, что в конце марта он – с единственным юниорским Гран-при в активе – займет восьмое место на ЧМ, в спустя еще три недели поедет на командный турнир, где снова выступит почти идеально.
Даже короткая Семененко ставилась с явным расчетом на своих зрителей: «Бандитский Петербург» с вокалом Игоря Корнелюка – трибьют Евгению Плющенко. Сам Женя говорил, что в полноценном сезоне с международными стартами, возможно, взял бы инструментальную версию.
Главная особенность прокатов Семененко – он до последнего цепляется за прыжки: это не лучшим образом сказывается на надбавках, зато ни на ЧМ, ни на КЧМ Женя не позволил себе не только ни одного падения, но даже недокрута.
Женя пока проигрывает компонентами: не хватает авторитета и мощных программ
Важное достижение Семененко – он третий по технической сумме за две программы: впереди только почти недосягаемые Ханю и Чен. Берет Женя исключительно высокой базовой стоимостью контента (в короткой – идентичной с Юдзуру): надбавки за элементы у него абсолютно невыдающиеся.
В протоколе произвольной у Семененко мелькают редкие +3, треть из которых – от российского арбитра. У того же Кевина Аймо ситуация противоположная: даже сорванная на второй уровень дорожка получает почти сплошные четверки. Формально это не противоречит правилам: в надбавках за дорожку учитывается не количество и вариативность сделанных шагов, а музыкальность и креативность элемента, безусильность и энергичность исполнения.
Логично, что Семененко стал лидером и по другому неформальному показателю – самой мощной разнице между первой и второй оценкой – 27,18 балла. Для сравнения – у Коляды при почти идентичной сумме за элементы перевес составил меньше 7 баллов. У Нэтана Чена первая оценка тоже мощно обходит вторую, но по другой причине: шкалы компонентов даже с учетом повышенного коэффициента для мужчин просто не хватает, чтобы компенсировать то, что набирает элементами действующий чемпион мира.
Зато у трех фигуристов – Аймо, Уно и Брауна – перевес, наоборот, произошел в пользу компонентов, причем у последнего разница составила почти 20 баллов (137,35 против 118,84).
Объяснить такие отрывы можно минимум двумя причинами. Во-первых, Семененко для судей – пока дебютант, Квазимодо из Бандитского Петербурга, никогда не бывавший даже на юниорском ЧМ и экспрессом попавший сразу на взрослый. Во-вторых, Женя ориентирован, в первую очередь, на технику: вряд ли он даже через 5 лет приобретет скольжение Аймо или музыкальность Уно.
Дело здесь не только в Жене, но и в подходе его тренера – про свое отношение к балансу первой и второй оценки Алексей Мишин высказывался предельно четко.
«Вся моя предыдущая тренерская жизнь сводилась к тому, что я учил спортсменов прежде всего прыжкам. И до сих пор считаю, что это в одиночном катании — главное и самое интересное, как бы нас не заманивали в иное понимание фигурного катания через транзишены, махи ногами, игру лицом и прочие, как я говорю, «бантики и пуфики».
Со своей суммой за компоненты – 114,35 – Семененко занял бы 25-е место по средней второй оценке среди одиночников прошлого сезона. Впрочем, инерцию судейства вполне можно развернуть в свою сторону – в конце концов, тот же Самарин в расцвете карьеры пришел к стабильным 88 баллам в компонентах за произвольную.
Ему есть куда усложняться: он умеет три разных четверных прыжка и избегает тройной лутц
В сложном ковидном сезоне Семененко легко ворвался в топ-10, но в олимпийский год будет сложнее. Во-первых, удерживать неформальный титул лучшего российского одиночника после Коляды будет тяжелее, чем пытаться его завоевать.
Во-вторых, коронавирусные ограничения понемногу начинают ослабевать – а это значит, что многие иностранные конкуренты, не тренировавшиеся в полную силу, придут в форму. И не только иностранные – тот же Дмитрий Алиев потерял сезон из-за последствий перенесенного вируса.
Короткую программу Жене усложнять некуда, а вот контент в произвольной может стать существенно дороже. Теоретически Семененко умеет делать три разных четверных прыжка, но предпочитает повторять более стабильные тройные аксель и риттбергер.
Интересная особенность – в программах Жени нет ни одного лутца. В последний раз он исполнял его на единственным юниорском Гран-при 4 года назад, причем отметки о неверном ребре в протоколе нет. Это делает отказ от лутца еще более непонятным, тем более, по словам Семененко, на тренировках он выезжает даже четверной.
Пытался Женя исполнить и квад-риттбергер – правда, на чемпионате России это привело к срыву произвольной и итоговому 11 месту. Теоретически рискнуть можно было на командном ЧМ – помешать победе нашей сборной здесь может только форс-мажор, при этом наличие зрителей добавляет необходимый нерв.
Например, Шома Уно второй раз подряд использовал WTT для борьбы с амбициозным каскадом из трикселя с четверным тулупом – и снова неудачно. Впрочем, первый в истории четверной флип Уно исполнил как раз на командном старте – Team Challenge Cup-2016.
Мишин тоже рисковал на командном турнире – правда, не здесь и с другим фигуристом: именно на Кубке Первого канала Коляда единственный раз в сезоне попытался исполнить программу с тремя четверными. На WTT, впрочем, ставки выше – и в контексте статуса соревнований (личные и мировые рекорды фиксируются ISU), и относительно призовых.
Более надежный путь для Семененко – сделать ставку на качество элементов: от прыжков до вращений. У Жени и Юдзуру идентичный контент в короткой программе, но россиянин набирает за него на 20 баллов меньше.
Дело не в титулах и не только в том, что у Ханю – одна из лучших коротких в сезоне, а у Жени – малопонятный судьям и зрителем саундтрек к криминальному сериалу начала нулевых. Только на одном четверном сальхове Ханю выигрывает у Семененко почти 3 балла, еще столько же – на каскаде, и больше 2 – на вращениях.
***
В мужском одиночном все меняется быстрее, чем Щербакова крутит четверной лутц, но прямо сейчас Женя – готовый кандидат на командный турнир Олимпийских игр. Кажется, ему самому лучше об этом не задумываться – как в начале сезона он не мечтал о том, что «Бандитский Петербург» спустя 18 лет вернется в Стокгольм.
Командный чемпионат мира по фигурному катанию-2021
Осака, Япония
Произвольная программа
1. Нэтан Чен (США) – 203,24
2. Юдзуру Ханю (Япония) – 193,76
3. Михаил Коляда (Россия) – 180,72
4. Кевин Аймо (Франция) – 169,13
5. Евгений Семененко (Россия) – 166,33
6. Шома Уно (Япония) – 164,96
Другие тексты о командном чемпионате мира – в телеграм-канале Полины Крутихиной
А еще Полину можно послушать в свежем подкасте «Чистый хвост»
Фото: Gettyimages.ru/Linnea Rheborg; globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO ; РИА Новости/Максим Богодвид; REUTERS/Jessica Gow/TT News Agency
(правда сама в него не верила, честно говоря. Вот всегда бы удивления были бы такими приятными).
И все-таки парня надо причесывать - все эти бантики и рюши необходимы, иначе будет, как у Лизы, Когда пишутся статьи на тему " а почему это фигурист с высокой техникой проигрывает не таком техничному". А потому что.
Полина, уходи оттуда!
В их случаях минус на минус НЕ ДАЕТ плюс!!! А даёт еще бОльший минус(((
P.S. Полина, уходи от Ниф-Нифа с Наф-Нафом, ты без них лучше))
Но без невероятного развития в части пластики, хореографии, интерпретации он всегда, даже с безошибочными прокатами, будет фигуристом из первой десятки на главных стартах. На пьедестал претендовать он вряд ли сможет. Катание у него очень юниорское и очень деревянное. Даже Нейтан Чен в молодости выглядел лучше. Но дальше Чен с тренерами провёл колоссальную работу над собой и преобразился в части второй оценки, причём, абсолютно справедливой оценки. Если Евгений готов тысячи человеко-часов тратить на обучение не данному природой, значит, получится хороший элитный спортсмен. А если подход его и тренера так и останется в том, что есть прыжки и бантики, то всегда в мире найдётся 5-10 хорео фигуристов, освоивших хоть один четверной. И они справедливо опередят Женю.
И хореографа бы ему хорошего. Такого, кто поначалу эту деревянность как-то спрячет или обыграет в постановке.
В общем, крутой первый сезон. Сделать правильные выводы из оценок, много работать и дальше, и, глядишь, мужская сборная подтянется к женской