6 мин.

Евгений Семененко – прорыв сезона: не сломался после 11-го места на чемпионате России, лучший по технике после Ханю и Чена

Бодрый дебют в 17 лет.

Вряд ли Женя Семененко в начале сезона задумывался о том, что в конце марта он – с единственным юниорским Гран-при в активе – займет восьмое место на ЧМ, в спустя еще три недели поедет на командный турнир, где снова выступит почти идеально.

Даже короткая Семененко ставилась с явным расчетом на своих зрителей: «Бандитский Петербург» с вокалом Игоря Корнелюка – трибьют Евгению Плющенко. Сам Женя говорил, что в полноценном сезоне с международными стартами, возможно, взял бы инструментальную версию.

Главная особенность прокатов Семененко – он до последнего цепляется за прыжки: это не лучшим образом сказывается на надбавках, зато ни на ЧМ, ни на КЧМ Женя не позволил себе не только ни одного падения, но даже недокрута.

Женя пока проигрывает компонентами: не хватает авторитета и мощных программ

Важное достижение Семененко – он третий по технической сумме за две программы: впереди только почти недосягаемые Ханю и Чен. Берет Женя исключительно высокой базовой стоимостью контента (в короткой – идентичной с Юдзуру): надбавки за элементы у него абсолютно невыдающиеся.

В протоколе произвольной у Семененко мелькают редкие +3, треть из которых – от российского арбитра. У того же Кевина Аймо ситуация противоположная: даже сорванная на второй уровень дорожка получает почти сплошные четверки. Формально это не противоречит правилам: в надбавках за дорожку учитывается не количество и вариативность сделанных шагов, а музыкальность и креативность элемента, безусильность и энергичность исполнения.

Логично, что Семененко стал лидером и по другому неформальному показателю – самой мощной разнице между первой и второй оценкой – 27,18 балла. Для сравнения – у Коляды при почти идентичной сумме за элементы перевес составил меньше 7 баллов. У Нэтана Чена первая оценка тоже мощно обходит вторую, но по другой причине: шкалы компонентов даже с учетом повышенного коэффициента для мужчин просто не хватает, чтобы компенсировать то, что набирает элементами действующий чемпион мира.

Зато у трех фигуристов – Аймо, Уно и Брауна – перевес, наоборот, произошел в пользу компонентов, причем у последнего разница составила почти 20 баллов (137,35 против 118,84).

Объяснить такие отрывы можно минимум двумя причинами. Во-первых, Семененко для судей – пока дебютант, Квазимодо из Бандитского Петербурга, никогда не бывавший даже на юниорском ЧМ и экспрессом попавший сразу на взрослый. Во-вторых, Женя ориентирован, в первую очередь, на технику: вряд ли он даже через 5 лет приобретет скольжение Аймо или музыкальность Уно.

Дело здесь не только в Жене, но и в подходе его тренера – про свое отношение к балансу первой и второй оценки Алексей Мишин высказывался предельно четко.

«Вся моя предыдущая тренерская жизнь сводилась к тому, что я учил спортсменов прежде всего прыжкам. И до сих пор считаю, что это в одиночном катании — главное и самое интересное, как бы нас не заманивали в иное понимание фигурного катания через транзишены, махи ногами, игру лицом и прочие, как я говорю, «бантики и пуфики».

Со своей суммой за компоненты – 114,35 – Семененко занял бы 25-е место по средней второй оценке среди одиночников прошлого сезона. Впрочем, инерцию судейства вполне можно развернуть в свою сторону – в конце концов, тот же Самарин в расцвете карьеры пришел к стабильным 88 баллам в компонентах за произвольную.

Ему есть куда усложняться: он умеет три разных четверных прыжка и избегает тройной лутц

В сложном ковидном сезоне Семененко легко ворвался в топ-10, но в олимпийский год будет сложнее. Во-первых, удерживать неформальный титул лучшего российского одиночника после Коляды будет тяжелее, чем пытаться его завоевать.

Во-вторых, коронавирусные ограничения понемногу начинают ослабевать – а это значит, что многие иностранные конкуренты, не тренировавшиеся в полную силу, придут в форму. И не только иностранные – тот же Дмитрий Алиев потерял сезон из-за последствий перенесенного вируса.

Короткую программу Жене усложнять некуда, а вот контент в произвольной может стать существенно дороже. Теоретически Семененко умеет делать три разных четверных прыжка, но предпочитает повторять более стабильные тройные аксель и риттбергер.

Интересная особенность – в программах Жени нет ни одного лутца. В последний раз он исполнял его на единственным юниорском Гран-при 4 года назад, причем отметки о неверном ребре в протоколе нет. Это делает отказ от лутца еще более непонятным, тем более, по словам Семененко, на тренировках он выезжает даже четверной.

Пытался Женя исполнить и квад-риттбергер – правда, на чемпионате России это привело к срыву произвольной и итоговому 11 месту. Теоретически рискнуть можно было на командном ЧМ – помешать победе нашей сборной здесь может только форс-мажор, при этом наличие зрителей добавляет необходимый нерв.

Например, Шома Уно второй раз подряд использовал WTT для борьбы с амбициозным каскадом из трикселя с четверным тулупом – и снова неудачно. Впрочем, первый в истории четверной флип Уно исполнил как раз на командном старте – Team Challenge Cup-2016.

Мишин тоже рисковал на командном турнире – правда, не здесь и с другим фигуристом: именно на Кубке Первого канала Коляда единственный раз в сезоне попытался исполнить программу с тремя четверными. На WTT, впрочем, ставки выше – и в контексте статуса соревнований (личные и мировые рекорды фиксируются ISU), и относительно призовых.

Более надежный путь для Семененко – сделать ставку на качество элементов: от прыжков до вращений. У Жени и Юдзуру идентичный контент в короткой программе, но россиянин набирает за него на 20 баллов меньше.

Дело не в титулах и не только в том, что у Ханю – одна из лучших коротких в сезоне, а у Жени – малопонятный судьям и зрителем саундтрек к криминальному сериалу начала нулевых. Только на одном четверном сальхове Ханю выигрывает у Семененко почти 3 балла, еще столько же – на каскаде, и больше 2 – на вращениях.    

***

В мужском одиночном все меняется быстрее, чем Щербакова крутит четверной лутц, но прямо сейчас Женя – готовый кандидат на командный турнир Олимпийских игр. Кажется, ему самому лучше об этом не задумываться – как в начале сезона он не мечтал о том, что «Бандитский Петербург» спустя 18 лет вернется в Стокгольм.

Командный чемпионат мира по фигурному катанию-2021

Осака, Япония

Произвольная программа

1. Нэтан Чен (США) – 203,24

2. Юдзуру Ханю (Япония) – 193,76

3. Михаил Коляда (Россия) – 180,72

4. Кевин Аймо (Франция) – 169,13

5. Евгений Семененко (Россия) – 166,33

6. Шома Уно (Япония) – 164,96

Другие тексты о командном чемпионате мира – в телеграм-канале Полины Крутихиной

А еще Полину можно послушать в свежем подкасте «Чистый хвост»

Фото: Gettyimages.ru/Linnea Rheborg; globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO ; РИА Новости/Максим Богодвид; REUTERS/Jessica Gow/TT News Agency