Болеро, огонь...и новый взгляд на костюм Камилы
Давно мечтала исполнить задумку - сделать свой эскиз костюма для Камилы Валиевой по теме Болеро Равеля.
Мне всегда казалось, что в костюмах, в которых выступала Валиева, чего-то не хватает.
Давайте немного порассуждаем.
Болеро Равеля.
Что это ?
О чём этот танец?
Что вдохновило Равеля написать эту прекрасную музыку?
Чтобы ответить на эти вопросы заглянем в историю.Что по этому поводу думал сам Равель? Конечно, мы будем опираться на высказывания современников композитора, а также на исследования музыковедов и попробуем составить своё собственное мнение о всём происходившем 100 с лишнем лет назад.
О том, кто был заказчиком и когда была написана эта тема, мы все помним. Но очень важно, когда возник этот ассоциативный ряд, когда возникла, ещё будучи не воплощённой в жизнь, эта музыка. Что, какое событие, было предтечей в написании этой темы ?
Композитор всегда питал пристрастие к индустриальному пейзажу. Он восторгался заводами в Бельгии и Рейнской области, которые он видел, когда в свое время - летом 1905 года - путешествовал на борту яхты "Эме".
Примечательно высказывание Равеля на этот счет: "То, что я видел вчера, врезалось мне в память и сохранится навсегда, как и Антверпенский порт. После скучного дня на широкой реке, между безнадежно плоскими невыразительными берегами, открывается целый город труб, громад, извергающих пламя и клубы рыжеватого и синего дыма. Это Хаум, гигантский литейный завод, на котором круглые сутки работают 24000 рабочих. Так как до Рурорта слишком далеко, мы причаливаем здесь. Тем лучше, иначе мы не видели бы этого изумительного зрелища. Мы поравнялись с заводами, когда уже смеркалось. Как передать Вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас! Над ними - красное, темное и пылающее небо, к тому же еще разразилась гроза. ..., я ... готов был плакать, но от восторга. Как все это музыкально!.. Непременно использую".
Так вот что подвигло Равеля к написанию данной музыки: индустриализация - целый город громад, извергающих пламя; царство горящего металла в литейном цехе; грохот молотов; красное,тёмное пылающее небо; пышущие огнём соборы.
То есть Мориса поразила вся эта, пышущая огнём громадина,...огонь и искры горящего пламени, в темноте бросающие красно-оранжевые всполохи на соборы и небо. Созидательное полыхание укрощенного огня. Неумолимая восторгающая мощная поступь прогресса! Пламя..., огонь !
Когда жил Равель ?
На рубеже 19-20 веков.
Прекрасная эпоха.
Прекрасная эпоха (фр. Belle Epoque или La Belle Epoque) — условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской и бельгийской) истории между семидесятыми годами XIX века и 1914 годом. Для Франции это первые десятилетия Третьей республики, для Великобритании — последние годы Викторианской эпохи и первые годы правления короля Эдуарда VII.
Это золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии, рождения кино и развития метро (метро появилось в 1863 году), успехов естественных наук, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения.
Прекрасная эпоха в науке.
Огромное значение для дальнейшего развития фундаментальных представлений человека об окружающем мире имели открытия, сделанные в этот период в физике. Работы по специальной и общей теории относительности Эйнштейна навсегда изменили наши представления о пространстве и времени и прежде всего в приложении к явлениям астрономического масштаба (аберрация света, аномальная прецессия и т. д.). В то же время в ином свете предстали и микроскопические объекты: открытие радиоактивности и рентгеновских лучей поставили вопрос о сложном строении атома. Это привело к созданию планетарной модели атома, а затем её дальнейшей доработке Бором. Разработка теории фотоэффекта и объяснение теплового излучения с помощью квантов положили начало развитию принципиально новой физики. Расширение научных знаний о физических явлениях потребовало отказа от прежних представлений и концепций и замены их на новые. Это значимое событие известно как Третья научная революция.
А что же в это время происходило в искусстве?
Развивается импрессионизм в живописи и, соответственно, это не могло не повлиять на развитие музыки той эпохи. Импрессионизм в изобразительном искусстве, импрессионизм в музыке. Родоначальниками импрессионизма в музыке были Эрик Сати, Клод Дебюсси, Морис Равель.
Импрессионизм (франц. impressionisme, от impression — впечатление) — художественное течение, возникшее в 70-х гг. XIX века во французской живописи, а затем проявившееся в музыке, литературе, театре. Выдающиеся живописцы-импрессионисты (К. Моне, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега, О. Ренуар и др.) обогатили технику изображения живой природы во всей её чувственной прелести. Сущность их искусства — в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых красок, беглых декоративных штрихов.
Рассмотрим полотна художников импрессионистов, повлиявших на творчество композиторов не только Франции (Сати, Дебюсси, Равеля), но и Европы, и России - М. де Фалья, О. Респиги, А. Казелла и Дж. Ф. Малипьеро, Ф. Дилиус, С. Скотт, К. Шимановский, Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский ("Жар-птица", "Петрушка", опера "Соловей").
Что мы видим в этих картинах?..Свет, воздушность, лёгкость, живость природы, восторг пленэру.
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий изображение на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения натуры в её естественном освещении. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.....
Свет и воздух!...Солнечный свет !
Теперь посмотрим на импрессионизм в музыке.
Импрессионистские черты музыки К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкаса и др. французских композиторов проявляются в тяготении к поэтически одухотворённому пейзажу ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", "Море" Дебюсси, "Игра воды", "Отражения", "Дафнис и Хлоя" Равеля и др.). Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при восприятии красоты моря, неба, леса, способны, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приёмы, свободные от академических условностей. Другая сфера музыкального импрессионизма — рафинированная фантастика, порождённая античной мифологией или средне-вековыми легендами, миром экзотики народов Востока.
Послеполуденный отдых фавна,.....Ноктюрн (от фр. nocturne — «ночной»-пьеса исполняющаяся на открытом воздухе),.....Море,...Игра воды, Сады под дождём,...Отражения...- всё это музыкальный импрессионизм.
Болеро Равеля- это гимн индустриализации, прогрессу, природе, свету, солнцу!
Это жизнеутверждающее оптимистичное произведение!
Вот, что говорят современники о Болеро Равеля :
“Болеро” имело оглушительный успех в Европе 1928 года, в Европе, которая не ожидала никаких новых катастроф. Успех сочинения был поистине успехом шлягера. Тему “Болеро” напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице. Поистине это тема века. Ее способен был напеть каждый любитель музыки. И вместе с тем “Болеро” восхищались профессионалы, а это уже совершенно другой уровень успеха. Сергей Прокофьев назвал “Болеро” чудом искусства. И действительно, не восхититься фантастическим, феерическим мастерством Равеля было невозможно.
Есть в “Болеро” еще нечто от библейского Востока - чувственность мелодического языка ошеломляюще воздействует на нас, проникая в наши души.
"Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо – поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда". (Леонид Гаккель, доктор искусствоведения)
Попробуем сделать некоторый вывод из всего написанного выше...или проведём некий ассоциативный ряд художественных образов.
Образы эти : Пламя. ...Огонь. ..Свет и воздух. ..Солнечный свет. ..Автоматизм прогресса. Автоматизм постоянства в развитии - всё развивается последовательно, одно вытекает из другого. ...Литейный цех и льющийся металл. ... Прогресс невозможно остановить и это вызывает восторг и восхищение. ...Чудесные симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас!....Красное, темное и пылающее небо,..Импрессионизм. ..Пленэр. ....Свет и воздух. ..Восход солнца. ...ОГОНЬ !!!
Теперь посмотрим на огонь.
Как он разнообразен в своей красоте.
Он может быть такой :
и такой
и такой
Возьмём один из фрагментов раннего выступления Камилы Валиевой с темой Болеро и преобразуем её костюм в соответствии с моим замыслом.
Вот что получилось ! :)
Автор, предлагаю Вам добавить ссылки на первоисточники, чтобы читатели могли почитать подробнее про это время: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прекрасная_эпоха, https://www.belcanto.ru/impressionism.html
Зачем вы тогда скопировали в статью текст из Википедии?
Хотя и ваш тоже понравился
В вашем костюме -цвет чистого огня , первозданного ,первородного , не привязанного к промышленной и культурной революции того времени....
А потом идет текст, где упоминается Энштейн и Бор :)
Я честно говоря вообще не вижу ничего плохого, если в статье приведен текст из другого источника. Но, на мой взгляд, хорошим тоном было бы упомянуть, откуда он взят. Просто из уважения к читателю и чтобы не вводить его в заблуждение, что это писали Вы. Но вы автор поста, Вам решать :)
В Википедии помимо этих двух цифр про него ещё целая статья написана.
Спрошу Вас как поборника грамотности: а что такое Болеро Равеля?