Пообщались с духовником сборной России. Болеет ли с трибун? Чем занимается Патриаршая комиссия по спорту? Что такое Библейский яхт-клуб?
В Олимпийской сборной России есть не только тренеры, врачи, массажисты и прочие специалисты, но и духовник, назначаемый Патриархом Кириллом.
На последние две Олимпиады (Рио-2016 и Пхенчхан-2018) вместе со сборной ездил протоиерей Андрей Алексеев. Когда мы готовили текст про связь Российской православной церкви и спорта, то пытались связаться с ним.
Алексеев – пусть не сразу и только письменно – ответил на все вопросы.
Как становятся духовниками сборной России?
– В церковной жизни все происходит по благословению. Занимаясь вопросами образования и воспитания и в то время возглавляя Комиссию по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете Москвы, я кроме прочего занимался организацией детских и юношеских спортивных мероприятий, в том числе международных. Все это было возможностью постучать в сердце человека, поговорить с ним о главных ценностях жизни, поднять вопросы, имеющие отношение к чувству долга, любви к Родине, почтению к родителям, и, конечно, к вере в Бога.
Зная об этой моей деятельности, Святейший Патриарх Кирилл перед Олимпийскими играми в Рио-де-Жанейро в 2016 году лично позвонил мне по телефону – кстати, это был первый и единственный раз – и предложил полететь со сборной в Бразилию, спросив при этом о моей готовности взять на себя такую ответственность.
Я ответил, что для меня это большая честь, и с благодарностью принял это благословение как волю Божию. Ранее послушание духовника сборной нес замечательный священник, протоиерей Николай Соколов, к которому я неоднократно обращался за советами, и они всегда были полезными и ценными.
Какова роль духовника?
– Вопросы веры человека – это глубокая и деликатная тема, здесь не может быть навязчивости или обязаловки. Когда человек имеет веру, он нуждается в том, кто может ему помочь в решении его внутренних духовных вопросов. Это можно сравнить с ролью тренера.
Приехав на свои первые Олимпийские игры, я имел большой разговор с Александром Дмитриевичем Жуковым, на тот момент президентом ОКР, и получил от него рекомендации о том, какие соревнования стоит посетить в первую очередь и где он видит необходимость сугубой молитвы о даровании Божией помощи в достижении нашей общей цели. Ведь все мы – одна команда, и каждый делает в ней свое дело.
Это и регулярные ежедневные молебны в часовне, расположенной на территории Олимпийской деревни, и диалог с руководителями делегации, медицинскими работниками, тренерами и спортсменами, совершаемый на спортивных объектах, в корпусах, где живут члены сборной, и везде, куда ты идешь, чтобы быть вместе с теми, кто нуждается в духовной поддержке.
Духовное окормление не прекращается и после завершения соревнований: спортсмены и даже целые сборные приезжают в наш храм, продолжаются письма, звонки по телефону, беседы, крещения, венчания… Здесь много и того, о чем следует промолчать: ведь путь человека к Богу – это большая тайна.
С кем из спортсменов вы общались на Олимпиадах?
– Общения и встреч всегда бывает много. На первых Олимпийских играх, в Рио, особые, удивительные отношения сложились с нашей гандбольной сборной и ее тренером Евгением Трефиловым. Эти отношения продолжаются и по сей день – мы регулярно созваниваемся с Владой Бобровниковой, Катей Ильиной, Майей Петровой, Аней Седойкиной.
Продолжается взаимодействие и с бронзовыми призерами по фехтованию – Олей Кочневой и Виолеттой Колобовой. На минувшее Рождество Виолетта со своим супругом приезжала в наш храм – помолиться и попросить благословения на грядущий год.
Я бы мог перечислять и дальше, но ведь это особая область жизни людей, которых кроме прочего объединяет еще и вера в Бога, – наших хоккеистов, борцов, лыжников, конькобежцев, футболистов, баскетболистов и так далее. И тут очень важна деликатность: надо быть осторожным, чтобы не нарушить границы того личного, что есть у каждого человека.
За время этого моего послушания я по благословению Священноначалия издал две книги в серии «Дневник духовника Олимпийской сборной России». Изначально это были заметки о происходивших на Играх событиях, ежедневно, «по горячим следам» публиковавшиеся на сайте нашего храма, и читали их не только церковные люди – ими интересовались и сами герои этих историй: спортсмены, тренеры, врачи и чиновники…
А впоследствии эти записки были изданы как книги. В них – живой рассказ обо всем, что происходило в тех местах, где наши спортсмены проявляли мужество и благородство в преодолении трудностей. Там есть и имена, и те подробности, которыми можно поделиться с читателями.
С какими вопросами обращались спортсмены? С самыми разными, и касаются они не только конкретных соревнований или матчей, хотя и это имеет место быть. Преимущественно речь идет о внутреннем мире, о душе, об отношениях людей друг с другом. Конечно, это семейные вопросы и то, что всегда свойственно человеку – поиск себя, поиск Бога, стремление работать над собой и добиваться не только внешних, но и внутренних побед.
Где происходили встречи со спортсменами на Олимпиаде? Есть специальное место для бесед?
– Да, конечно: на Играх оборудуется специальное помещение, которое на время соревнований превращается в часовню, в маленький походный храм, где каждый день проводятся молебны и Богослужения.
В часовню спортсмены приходят регулярно, но чаще священник сам идет к членам сборной, подстраивается под их расписание, приходит помолиться, пообщаться, поддержать их.
Это и беседы в медцентре, и встречи в столовой, и напутствия перед выходом на спортивную арену, и разговоры по ходу движения, так как свободного времени там у всех очень мало. Но из этих кратких разговоров часто складываются серьезные вопросы для последующей личной встречи, и это уже инициатива самих спортсменов. Ну и, конечно, спортивные манежи, площадки – сколько там ловишь взглядов с просьбой о помощи, с благодарностью!
Когда этим живешь, когда отношения на этой линии фронта изо дня в день складываются естественным путем, с порывами, эмоциями и победами, в достижении которых реально ощущается помощь свыше, – тогда об этом сложно говорить словами. Люди просто чувствуют эту особую атмосферу, и вот здесь формируются истинные, глубокие и неразрывные связи, которые затем продолжаются и в повседневной жизни.
Каждая беседа непредсказуема. Порой происходит что-то неожиданное, спонтанное, но всегда интересное, потому что за этим стоит живая душа человека – мотивированного, искреннего, заряженного на победу, труженика, отдавшего немало сил и находящегося на пике своей формы, где сейчас, в этот момент должно многое решиться в его спортивной карьере, в жизни… Здесь столько всего, такой океан внутренних и внешних порывов...
Признаюсь честно, на подобных соревнованиях я практически не сплю, как ни странно это звучит. Ведь по окончании спортивного дня ты продолжаешь свое служение: пишешь, отвечаешь на вопросы по телефону, ведешь дневник в прозе и в стихах. Да, я пишу стихи, и это очень помогает мне в миссионерской деятельности – ведь творчество всегда открывает сердца. Кстати, хочу привести для читателей два своих стихотворения: «Пожелание юношам» и «Пожелание девушкам».
Были ли необычные просьбы от спортсменов или тренеров?
– Конечно, необычные просьбы бывали. Но что называть необычным? Ведь всякий человек, прошедший серьезное испытание в жизни, – а последние Олимпийски игры в Пхенчхане, без флага и гимна, по мнению многих экспертов, были самыми трудными за всю историю отечественного спорта – так вот всякий, кто через это прошел, начинает иначе смотреть на многие вещи.
А не имеющим подобного опыта трудно понять, что переживают люди, которые находятся вместе там, на этой своеобразной линии фронта. Они пропускают все через себя, поддерживают друг друга, становятся одной семьей – и возвращаются оттуда тоже семьей, и между кем-то выстраиваются особенно близкие, почти родственные отношения. Когда подобное переживешь – это удивительно, бесценно. А еще во всем этом чувствуется незримая Божия помощь, и это отмечают все.
Болели ли вы на трибунах во время Игр? Увлекаетесь ли спортом в принципе?
– Я присутствовал на трибунах каждый день. Все складывается естественно: тебя просят и зовут прийти, посмотреть, помолиться. Кто-то обращается заранее, кто-то накануне, а кто-то и в сам день проведения встречи. Это как горячая линия – ты служишь молебны, а потом едешь, спешишь, чтобы везде успеть, так что порой даже времени поесть не остается. Ты как врач, как психолог – если пытаться описать это служение через аналогии в разных профессиях.
С самого раннего детства я занимался различными видами спорта. У меня есть спортивные разряды, и в свои 51 я нахожусь в неплохой физической форме. Еженедельно играю в футбол, могу порассуждать на различные богословские темы во время дружественного поединка по настольному теннису, бадминтону или партии в шахматы или шашки.
А еще я являюсь директором спортивного комплекса, входящего в культурно-просветительский центр «Восход» при храме святого князя Димитрия Донского в Северном Бутове. Сейчас там действуют кружки и секции по более чем двадцати видам спорта. Также я слежу за различными крупными соревнованиями, потому что мне это интересно – и как духовнику сборной, и как спортсмену, и как гражданину нашей страны.
Чем занимается Патриаршая комиссия по вопросам спорта?
– Деятельность комиссии очень многогранна. Это и выстраивание взаимодействия с миром большого спорта, и помощь в организации спортивной работы на приходах и в епархиях Русской Православной Церкви, и координация проведения межприходских и межъепархиальных спортивных соревнований, и разработка методик по духовному окормлению спортсменов и людей, завершивших спортивную карьеру, и, конечно, миссионерская и просветительская деятельность на всех этих и других направлениях.
Комиссия существует не так давно, и сейчас эта работа находится в стадии своего становления и развития, но в нашем обществе действительно назрела большая потребность в делателях на этой ниве, так что еще очень и очень многое нам предстоит реализовать.
Какова роль почетных членов комиссии, куда входят известные спортсмены (Евгений Плющенко, Елена Исинбаева)? В первую очередь, это консультативная и представительская функции. Такие люди могут многое подсказать, поделиться своим богатым опытом, помочь в решении тех или иных вопросов. И такое взаимодействие приносит свои добрые плоды.
В храме князя Дмитрия Донского существует Библейский Яхт-клуб. В чем его роль и цель?
– Да, наш Библейский Яхт-клуб порой вызывает у людей вопросы. Но на самом деле, он не имеет никакого отношения к яхтенному спорту. Это миссионерский проект, направленный на популяризацию Библии и привлечение людей к чтению Священного Писания. Ежегодно в период Великого поста в рамках клуба проходит «Кругосветная парусная регата по Священному Писанию», в рамках которой участники выполняют определенные задания по чтению Библии и святоотеческих толкований.
При этом весь процесс «регаты» выстроен в поле спортивного дискурса, что позволяет привлечь к участию в проекте не только взрослых, но также детей и подростков.
Каждый участник выступает как бы в роли мореплавателя, путешествующего по волнам Священного Писания и имеет свою «яхту» с уникальным названием; присутствует и соревновательный элемент: каждую неделю подводятся промежуточные итоги и определяются «яхты», наиболее успешно проходящие маршрут, а к концу «регаты» таким образом выявляются победители, которые получают душеполезные призы и подарки.
Наш Библейский Яхт-клуб объединяет уже более 1000 человек из 19 стран мира и 130 городов России и дает широкий простор для миссионерской деятельности, позволяя всем интересующимся людям приобщаться к Божественному слову и повышать уровень своей богословской грамотности.
Насколько спорт и вера в России взаимосвязаны? Не противоречит ли одно другому?
– На первом заседании Комиссии Святейший Патриарх Кирилл как раз говорил на эту тему. Думаю, будет уместным привести его слова:
«Мы знаем, что некоторое время в определенных церковных кругах сохранялось очень сдержанное отношение к спорту. Оно уходит своими корнями к позиции Церкви по отношению к спорту в Римской империи. Мы знаем, что спорт в Римской империи был очень жестоким, ристалища, на которых выступали всадники, воины, часто заканчивались человеческими жертвами. Именно поэтому святой Иоанн Златоуст осуждал участие в ристалищах. На этом основании некоторые утверждали, что Церковь вообще против спорта, но это вовсе не так!
Церковь против такого спорта, который ради удовлетворения страстей жертвует человеческими жизнями. Такой спорт Церковь не принимает, и Церковь всегда выступает против любых соревнований, для которых в первую очередь значима зрелищность, могущая привести к человеческим жертвам. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами».
В спорте мы учимся дисциплине, работе над собой, высоте чувств, достойному поведению и жертвенности. И когда мы вместе делаем общее дело, когда ставим благие цели и постепенно достигаем их, поддерживая лучшее друг в друге, – разве это плохо?
А движение к этим целям и дает нам повод встретиться в сердце с Тем, Кто создал человека и дал ему таланты, и это порой становится отправной точкой очень важного, главного пути в жизни человека. Ведь человек – это не только тело, но и душа, и дух. Каждую из этих сторон человеческой личности нужно развивать, и задача Церкви – помочь человеку открыть для себя духовный мир и прийти к Богу.
Фото: dmdonskoy.ru; rpcsport.ru; РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов
Но главное - не лезть со своей духовностью для не нуждающихся и не лезть в тренировочный процесс со своим уставом.
Как быть евреям и буддистам? Кто их в сборной духовно поддерживать будет.
Господь о душе заботится, а тщеславие в православии грех. Значит, вредно для души Медведевой было получить олимпийское золото. Серебро ей было послано смирить гордыню.