7 мин.

Казалось, усложнять программы некуда – но Нэтан Чен сделал это. Даже Ханю не прыгает столько четверных, у него другие козыри

Нэтан Чен в пятый раз подряд выиграл чемпионат США – такое тотальное доминирование было у Дика Баттона 60 лет назад.

Несмотря на золото, Нэтан недоволен: «Я был немного робким – не атаковал элементы, а старался сохранить энергию. Это неправильный подход».

Для Чена чемпионат США не просто способ оформить путевку на ЧМ, а презентация нового контента – пусть и перед картонными зрителями. Контента, бороться с которым может только один фигурист – Юдзуру Ханю.

Чен усложнил обе программы: новый прыжковый набор – мощнее всех в мире и сложнее, чем на последнем ЧМ

В короткой Нэтан набрал впечатляющие 113,92 балла – на 2,1 больше мирового рекорда. Интересно даже не это – оценки с домашнего старта все равно не пойдут в зачет – а то, что Чен впервые за 3 года снова пошел на контент с четверными лутцем и флипом. На Олимпиаде-2018 это стоило ему медали: Рафаэль Арутюнян планировал для Чена контент с флипом и тулупом, но утром перед короткой Нэтан решил усложниться и начать программу с лутца.

Арутюнян в интервью Елене Вайцеховской подробно объяснял, чем плоха такая тактика: «Лутц – прыжок, который требует максимального напряжения. Если не очень хорошо из него выехать, а к нему в идеале нужно цеплять каскад, то это большие энергозатраты.

Потом ты идешь делать два вращения, далее флип, который, кроме Чена, в программу вставляют только два фигуриста – это, в общем-то, сложно. Тем более потом идет аксель, с которого падаешь на тренировках, причем не раз, потому что это самый проблемный прыжок».

После Пхенчхана многое изменилось. Во-первых, Нэтан стабилизировал аксель: в 2018-м он ошибся на нем 4 раза, в 2019-м – дважды, в 2020-м – ни разу, в короткой на чемпионате США-2021 вообще сделал его с кораблика. Во-вторых, Чен обрел спокойствие – его не смущают ни баллы соперников, ни ревущие трибуны на домашней арене принципиального конкурента.

Неизвестно, что сделало его таким – злополучный олимпийский прокат или умение держать баланс между спортом и личной жизнью, но термин «олимпийское спокойствие» давно хочется переименовать в «ченовское».

Базовая стоимость нового контента Нэтана в короткой – почти 50 баллов. Это на 12 баллов больше, чем у Брауна, на 8 – в сравнении с Колядой, на 4 балла круче Ханю, на 1,7 – самого Чена в короткой на ЧМ-2019.

Произвольная тоже усложнилась. Из-за изменений в правилах (после Олимпиады ISU ввел поправку: только один тип четверного можно повторять дважды) Нэтан больше не может исполнять контент образца Пхенчхана; хотя теоретическая возможность делать шесть квадов в произвольной у него остается – если он включит в нее риттбергер.

На официальных соревнованиях Нэтан делал четверной риттбергер лишь дважды – оба раза успешно, но с тех пор прошло почти 4 года. В новом сезоне Чен вернул прыжок – пока только ради внутреннего турнира Las Vegas Invitational.

Но даже набор с пятью четверными – это самое мощное, что существует в мире на данный момент. Техническая сложность такой программы без учета надбавок тянет на 100,1 балла: на 11 больше, чем у Ханю, и на 5,71 лучше произвольной Нэтана на ЧМ-2019.

Чена затронула не только пандемия (а вместе с ней – закрытие катка и запрет на тренировки без маски), но и осенние пожары в Калифорнии. По словам американского журналиста Филипа Херша, по дороге с этапа Гран-при в Лас-Вегасе Нэтан узнал, что его дом эвакуировали – пришлось временно переехать к брату.

Тем удивительнее то, что в карантинное межсезонье Чен не только сохранил прыжки, но и стал сильнее технически. В свободное время он по-прежнему просит друзей присылать ему учебники по химии и статистике – «Ничего серьезного: просто пытаюсь читать по главе в день».

Ханю готов бороться с Ченом: экспериментирует с постановками, безупречно выступил на чемпионате Японии

Хотя Чен заочно опередил Ханю почти на 3 балла, сравнивать их сейчас бессмысленно – не столько из-за разных судейских бригад, сколько потому, что японский подход к оцениванию своих фигуристов кардинально отличается от российского и американского. Сложно всерьез поверить в то, что на международном старте Юдзуру набрал бы за скольжение меньше Валиевой или Щербаковой, а разница в компонентах за короткую между чистым Ханю и упавшим Самариным составила бы меньше 2,5 балла.

Чемпионат США всегда был в лидерах по лояльности к своим спортсменам, а в отсутствие международных турниров инфляция домашних баллов только усилилась: Хаббел – Донохью получили за произвольный танец на 7,5 больше личного рекорда; Брэди Теннелл поставили компоненты уровня Косторной; в протоколе новой пары Шимека – Фрейзер мелькнула десятка.

Сотня у Брауна за короткую без четверных тоже кажется перебором, у которого помимо домашнего судейства есть еще одно объяснение. Опустить ниже определенной планки компоненты двукратного чемпиона мира (Чена) нельзя – это вопрос престижа и заочной борьбы с Ханю. В то же время поставить чистому Брауну вторую оценку ниже Чена несправедливо: слишком очевидно превосходство Джейсона над Нэтаном, который к тому же пока выглядит в лиричной произвольной менее комфортно, чем в его хитовых Land of All и Rocket Man.

На чемпионате мира Чен и Ханю впервые в сезоне окажутся в равных условиях – и, кажется, Юдзуру готов к этой встрече как никогда.

Несмотря на скомканную подготовку (Ханю на время пандемии вернулся в Японию, а Брайан Орсер остался в Канаде) и обоснованные для астматика переживания насчет коронавируса, Юдзуру приехал на национальный чемпионат и спокойно его выиграл. Более того, затянувшееся межсезонье позволило ему поработать над двумя новыми программами: весь цикл Ханю не баловал разнообразием.

Как и в двух прошлых четырехлетиях, в предолимпийский год Юдзуру экспериментирует со стилем: к Parisienne Walkways Гэри Мура и Let’s Go Crazy от Принса добавилась Let me Enternain You под Робби Уильямса. Оксюморон в духе этого безумного сезона: пока Чен выступает в кофте Ше-Линн Бурн, Ханю катается в косухе и кожаных штанах.

В короткой Юдзуру виртуально уступил Нэтану 10,39 балла. Около четырех из них (с учетом возможных надбавок) Ханю потерял на обнуленном вращении – в твиттере о причинах судейского решения спорили даже Меган Дюамель, Джеки Вонг и Йерун Принс. 0,38 балла Ханю потерял в компонентах – на международном уровне расклад может быть в его пользу. Многое будет зависеть от судейской бригады: с одной стороны, по средневзвешенной оценке за компоненты в прошлом сезоне лидером был Чен, с другой – разница по этому показателю (0,11 балла) настолько мала, что о безусловном преимуществе говорить бессмысленно.

Разницу в контенте отыграть сложнее. В то время как Нэтан идет в короткой на два старших квада, причем каскад с флипом переносит в бонусную зону, Юдзуру обходится тулупом и сальховом, оставляя во второй половине более дешевый аксель. Расстановка элементов на ЧМ-2019 у Ханю была рискованнее – он тоже делал каскад последним – и возможно, на чемпионате мира-2021 в Стокгольме захочет вернуться к ней.

Другое дело – японская произвольная Юдзуру, напоминающая легендарного «Сеймея». Здесь Ханю с идеальным прокатом заочно обошел Чена больше чем на 7 баллов: половину из них Нэтан проиграл уровнями вращений, остальное – минусовыми надбавками за испорченное приземление с лутца.

По сложности их программы находятся в отдельной вселенной: у Нэтана пять квадов, у Юдзуру – четыре, зато два тройных акселя вместо одного. Сравните: победитель китайского этапа Гран-при Боян Цзинь сделал в произвольной три четверных, чемпион России Михаил Коляда – два, бронзовый призер американского первенства Джейсон Браун не прыгнул чисто ни одного.

В прошлом олимпийском цикле Ханю уже столкнулся с проигрышем двух чемпионатов мира подряд после победы на Играх – тогда золото уходило Хавьеру Фернандесу. В 2021-м у Юдзуру есть все шансы переломить ситуацию в Швеции, как он сделал 4 года назад в соседней Финляндии.

И дуэль Ханю против Чена – едва ли не главный довод в пользу того, что чемпионат мира в Стокгольме просто обязан состояться.

Больше текстов о фигурном катании (в том числе о Джейсоне Брауне на чемпионате США) – в телеграм-канале автора

Фото: REUTERS/Orlando Ramirez-USA TODAY Sports; globallookpress.com/Naoki Nishimura/AFLO, Cheng Tingting/Xinhua