Теперь Липницкая тренирует в группе Плющенко. В чем задумка и почему Юля не пошла работать к Тутберидзе?
Евгений Плющенко – самый активный игрок на трансферном рынке фигурного катания.
Вряд ли что-то перебьет по неожиданности переход Медведевой к Тутберидзе (разве что релокация самой Этери в «Ангелы Плющенко»), но команда Евгения стабильно пополняется громкими именами – не только учеников, но и тренеров.
На прошлой неделе в «Ангелах» начала работу еще одна бывшая фигуристка «Хрустального» – Юлия Липницкая. Это уже третья олимпийская чемпионка в команде Плющенко (после самого Евгения и Елены Ильиных) – пожалуй, более титулованного тренерского штаба сейчас не существует.
Пока Евгений выглядит скорее коллекционером громких имен, нежели эффективным тренером и менеджером. У его главных учениц – Трусовой и Косторной – немало проблем: Саша никак не обретет стабильность, Алена потеряла тройной аксель – и вряд ли олимпийские чемпионки Сочи смогут их решить.
Хороший тренер сам должен быть чемпионом и прыгать четверные?
Олимпийская медаль – отличная строчка в резюме для ледовых шоу, стартовая площадка для телевизионной или политической карьеры, а также шанс на финансовую господдержку, но точно не гарантия успешности учеников.
Более того, по статистике самые результативные тренеры – те, кто не до конца реализовались в спорте и ни разу не брали золото крупных турниров.
Татьяна Тарасова из-за травмы закончила карьеру в 19 лет, не выиграв ничего мощнее Универсиады. Почти сразу начала тренировать – и подготовила олимпийских чемпионов в трех видах фигурного катания из четырех.
Рафаэль Арутюнян ушел из любителей, не защитив даже мастера спорта. Его ученик, двукратный чемпион мира Нэтан Чен исполняет все четверные прыжки, кроме акселя, а сам Арутюнян с филигранной точностью настраивает контент, двигая элементы в зависимости от одному ему известных факторов.
Тамара Москвина и Алексей Мишин ни разу не побеждали на чемпионате мира. Куда успешнее они оказались в роли тренеров и педагогов: оба не только воспитали олимпийских чемпионов, но и защитили кандидатские диссертации и издали монографии о методике обучения элементам.
Команда Этери Тутберидзе подобралась по этому же принципу: все трое рано закончили со спортом, не дружили с прыжками (Тутберидзе и Глейхенгауз даже ушли из одиночного в танцы) и никогда не попадали хотя бы на Евро.
Статистика работает и в обратную сторону: олимпийские чемпионы редко успешны в роли тренеров. За последние 40 лет есть только один пример, когда победитель Игр привел ученика к аналогичному результату – чемпион Сараево-1984 Олег Васильев и его пара Тотьмянина – Маринин.
У этого феномена есть сразу несколько объяснений.
Во-первых, талантливый спортсмен часто делает многие вещи интуитивно. Обладая хорошим музыкальным слухом, природной выворотностью и быстрой круткой, он не всегда поймет фигуриста, который эти качества вынужден развивать в себе постоянными тренировками.
Во-вторых, час олимпийского чемпиона стоит дорого. Почти любой победитель Игр стремится как можно эффективнее монетизировать титул: выступает в ледовых шоу, участвует в спонсорских мероприятиях и ТВ-проектах. Все это плохо сочетается с тренерской работой, требующей постоянного присутствия за бортиком и командировок на соревнования.
Наконец, разучивание элементов – малая часть работы тренера. Он настраивает фигуриста на старт (причем делает это по-разному в зависимости от прокатов соперников и турнирных задач), выводит на пик формы к важным стартам и, наконец, общается с судьями и федерацией – желательно не в формате обиженных постов в инстаграме. Это требует как минимум профильного образования, как максимум – жизненного опыта, авторитета и даже хитрости.
Такая логика работает не только в фигурном катании, но и в других видах.
Татьяна Покровская – тренер сборной России по синхронному плаванию – с трудом держится на воде. Лучшее достижение спортсменки Ирины Винер – три золотые медали на национальном первенстве Узбекистана. Многолетний тренер Гарри Каспарова Александр Никитин ни разу не выигрывал чемпионат СССР по шахматам.
🎧 Вернется ли Медведева? Валиева выиграет чемпионат России? Свежий выпуск подкаста «Чистый хвост»!
«Если я ищу специалиста в молодежный хоккейный лагерь, и у меня есть выбор между опытным хоккеистом и опытным учителем физкультуры, я возьму последнего, – рассказывала бывшая канадская хоккеистка Тереза Бриссон. – Обучение правильному скольжению – это всегда проблема, и лучше всего технику объяснит тренер, а не игрок».
Почему Юля тренирует не в «Хрустальном»?
Липницкая и Тутберидзе расставались тяжело: сначала Юля за спиной у Этери попросила отправить с ней на соревнования Сергея Дудакова, а вскоре объявила о сотрудничестве с Алексеем Урмановым. Тутберидзе огорчалась, что о готовящемся расставании знали все вокруг, кроме нее. Впрочем, ту же фразу Этери скажет в мае 2018-го, когда от нее уйдет Медведева.
Юля никогда не критиковала «Хрустальный» публично – скорее, хвалила новую команду за то, чего у нее не было раньше: много общефизической подготовки, разнообразные задания, технические подсказки Урманова, который по личному спортивному опыту сильно выигрывал у Тутберидзе или Дудакова.
Куда более резким в высказываниях был сам Алексей. Он сравнивал Юлю то с волчонком, то с затравленным зверьком, намекая на то, что причина замкнутости и нелюдимости Липницкой была в ее предыдущем тренерском штабе.
В 2018 году Юля и Елена Ильиных создали совместный проект – «Академию чемпионов». Третьим тренером в команде был бывший парник Максим Мирошкин, а в качестве приглашенной звезды мастер-класс проводил даже бывший партнер Ильиных Никита Кацалапов.
Несмотря на многообещающее название, по факту академия занималась проведением выездных сборов – не только в России, но и, например, в Японии. Сейчас аккаунт школы в инстаграме удален, официальная группа ВКонтакте заброшена, а ООО «Академия Чемпионов Ильиных – Липницкой» сменило название на «Полунин Инк», учредителями которого теперь числятся Елена с мужем.
Скорее всего, постепенное угасание академии было связано с двумя причинами. Первая – коронавирусные ограничения, которые противопоказаны бизнесу, требующему работы с большим количеством людей и постоянными переездами. Вторая – и Ильиных, и Липницкая в 2020-м стали мамами и, видимо, не были готовы работать над неактуальным проектом.
Могла ли Липницкая устроиться на работу в «Хрустальный»? Судя по тому, что Полину Цурскую Тутберидзе без проблем приняла назад в качестве тренера, такой путь был доступен и Юле. Для Этери возвращение бывших учениц в новом качестве удобно не только с профессиональной точки зрения (Цурская отлично знает методики «Хрустального»), но и с репутационной, тем более что Липницкая была всеобщей любимицей.
Возможно, тренировать под началом Тутберидзе не хотела сама Юля, но есть куда более прозаичное объяснение. У Плющенко частная академия, где трудоустройство нового тренера – куда менее бюрократизированный процесс, чем на государственном катке. Наличие в академии подруги и бывшей партнерши по бизнесу Ильиных – еще один аргумент в пользу «Ангелов».
Наконец, Евгений мог предложить Юле выгодные финансовые условия – не только относительно зарплаты, но и участия в его ледовых шоу. О том, что в шоу в «Ангелах» стараются вовлечь как можно больше людей, красноречиво говорит опубликованное самим Плющенко видео с подписью «Днем и вечером работаем, а ночью репетируем наше «Лебединое озеро».
Чему может научить Липницкая Трусову и Косторную?
Несмотря на короткую карьеру, Липницкая успела поработать с разными тренерами и хореографами. Несколько лет назад Тутберидзе не замыкалась на одном постановщике – сотрудничала с Александром Жулиным и Ильей Авербухом, а также отправила Юлю ставить программы в США к Марине Зуевой.
Ту поездку Липницкая вспоминала с большой теплотой: «Запомнилась атмосфера, которая мне идеально подходит. Работать там было одно удовольствие. Марина настолько душевный, добрый человек, что я просто поражаюсь. На фоне Москвы нереальный контраст. После каждой тренировки я светилась от радости, даже если настроение до нее было не очень хорошим».
Последующий переход Юли к Алексею Урманову, хоть и не вернул ее на прежний уровень, дал новый опыт тренировочного процесса.
«Каждый день мы прыгали с самых разнообразных заходов, то есть даже привыкнуть к определенному набору элементов было нельзя. Это был такой ужас… На кого из ребят ни посмотрю, все прыгают тройные, причем безо всякого труда. У меня даже двойные прыжки не получались», – вспоминала Липницкая в интервью Елене Вайцеховской.
Помимо необычных упражнений Урманов предложил Юле и новую хореографию. Финальную короткую в карьере Липницкой сделал Стефан Ламбьель. Спортсменка вспоминала, что такой сложной и необычной работы над постановкой у нее не было никогда: швейцарец не столько разучивал с ней программу, сколько импровизировал на льду.
В конце концов, Юля отлично знает, что такое уйти от тренера, сделавшего тебя звездой. Тутберидзе в инстаграм-отповеди бывшим ученицам (Липницкая ее лайкнула) ясно дала понять, что считает главной причиной ухода девчонок нежелание мириться с конкуренцией и работать по прежним правилам.
К сожалению, все преимущества Юли как спортсменки вряд ли помогут Косторной и Трусовой разобраться с текущими проблемами. Есть ощущение, что им сейчас нужны не столько громкие имена в тренерском штабе и президентские люксы в Казани, сколько грамотный контент, чистка программ и технических уровней: даже если у Алены пока не получается вернуть тройной аксель, она не может терять баллы на вращениях и дорожках.
Возможно, Липницкая вовсе не будет работать с Аленой и Сашей, сосредоточившись на маленьких учениках. Для них Юля будет если не хорошим тренером, то, по крайней мере, живым примером того, как можно за один год выиграть Олимпиаду, попасть на обложку Time и влюбить в себя весь мир.
Трусовой и Косторной только предстоит попытаться это сделать.
Телеграм-канал автора, где еще больше фигурного катания
Фото: Instagram/plushenkoofficial, blackswanei; РИА Новости/Юрий Долягин, Владимир Песня, Александр Вильф, Владимир Трефилов; en.wikipedia.org
приблизительно потому же, почему я не пошёл работать заместителем к Миллеру в Газпром)
Другое дело, что Ильиных не полноценный тренер, а тренер на подкатках и вроде свадебного генерала, поэтому и уезжает посреди сезона в отпуск.
"За последние 40 лет есть только один пример, когда победитель Игр привел ученика к аналогичному результату – чемпион Сараево-1984 Олег Васильев и его пара Тотьмянина – Маринин."
---
Автору, пишущему о фигурном катании следует знать, что таких случаев два. Кроме Васильева это Наталья Линичук - олимпийская чемпионка 1980-го. Её танцевальная пара Грищук–Платов выиграла Олимпиаду в 1994-м.
Юля пошла туда, где есть возможность работать вот прямо сразу, это вообще нормально . Тем более, что она и так в шоу у Плющенко катается.