7 мин.

Есть стереотип, что Косторная побеждает только за счет внешности и артистизма. Да бросьте, у нее выдающаяся техника

Одиночное фигурное катание – редкий спорт, где все смотрят на одного человека.

Такую ситуацию невозможно представить в командных видах (там просто слишком много народа); в теннисе следят за мячом; в плавании – за бассейном в целом. Вот почему в глазах аудитории лед всегда будет куда больше сценой, чем ареной для соревнований, а фигуристы скорее артистами, чем спортсменами.

Только спортсмен реален, в то время как артист – это персонаж.

Ворвавшись во взрослое катание, Алена Косторная быстро заработала репутацию артистки, которая существует исключительно за счет компонентов. Важное уточнение для тех, кто пришел из раздела хоккея: компоненты – вторая оценка в фигурном катании. Она делится на 5 критериев:

• владение коньком (умение кататься на одной ноге, удерживать равновесие и делать дуги на крутом ребре (Skating Skills);

• связующие элементы – умение переходить с элементов в связки и обратно, сложность и разнообразие связок (Transitions);

• артистизм, красота исполнения (Performance);

• построение программы, оригинальность, способность задействовать весь каток (Composition);

• передача музыки и образа движениями на льду (Interpretation of the Music).

Как правило, любая фигуристка, производящая впечатление непрыжковыми элементами, зарабатывает репутацию компонентной. Эмоции при оценивании компонентов играют для судей куда более значительную роль, чем 5 этих критериев.

Так вот, Косторная (вернее, персонаж Косторной) – богиня компонентов.

«Хочу кататься как Косторная. Она прекрасна!» – мы же понимаем, о чем говорит Алиса Лью.

Или Адам Риппон: «Я смотрел ее короткую в прямом эфире, когда собирался в Финляндию, и чуть не плакал. Она невероятно хороша хоть с тройными акселями, хоть без них».

Или Тара Липински: «Косторная соединяет два аспекта нашего спорта, это делает ее надеждой для пуристов фигурного катания (от pure – чистый – Sports.ru), которые наверняка обеспокоены тем, что происходит в женских соревнованиях в связи с появлением четверных прыжков».

Это все про эмоциональное воздействие. Даже если кто-то и упоминает технику Алены, это звучит как одолжение: она потрясающая актриса, человек тоже ничего. Так сложился стереотип: Алена = перфоманс.

Косторная до перехода к Плющенко: выучила прыжок, который не умеет Трусова, установила 2 рекорда и мечтает о конном спорте

Если задуматься, иначе и не могло быть.

По сути, идеологический спор одиночного катания XXI века (разрешать ли девушкам прыгать четверные в короткой? повышать ли возрастной ценз? честно ли Лайсачек победил в Ванкувере?) можно сократить и обобщить до совсем примитивных установок.

1) Ставите на прыжки – валите на батут.

2) Ставите на артистизм – валите в балет.

Этими установками принято жонглировать в зависимости от того, в чем слаб любимый фигурист (UPD-2020: в чем слаб фигурист твоего любимого тренера).

Программы вроде «Ангела» не имели шансов презентовать Алену как техническую фигуристку. Наверное, в этом и не было задачи; более того, оно и хорошо. Но раз уж так модно рассуждать о том, как не справилась Тутберидзе с созданием Трусовой-катальщицы, почему бы не поговорить о том, где же – Косторная-попрыгунчик?

«Ангел» Косторной – лучшая постановка в карьере Глейхенгауза. Эта программа – наша тайная фантазия

Еще раз: речь – исключительно об упаковке. Плавные линии, трогательная музыка... В мир, где сильной артистической программой всерьез считали перфомансы (ха-ха) Евгении Медведевой, сразу залетели любители балета. Они нанесли Алену на свои знамена и предъявили любителям батута: очередная новая икона, фанаты которой скоро сойдут с ума.

У Косторной действительно очень высокие компоненты: средняя оценка – 107,26 за прошлый сезон, это третий результат в мире после Медведевой и Загитовой.

Им же Косторная уступает по Skating Skills (я тоже смеялся) и по композиции – это уже скорее оценка постановщикам, а не Алене. Здесь очевидны данные: и линии, и музыкальность, и симпатичная хореография и (давайте уже честно – это играет большую роль в компонентах) внешность. Но музыкальность и симпатичная хореография есть и у Брэди Теннелл, внешность – у Алексии Паганини, а коньком здорово владеет и Сатоко Мияхара, только это почему-то не позволяет им ставить рекорды всех времен.

Я хочу разбить этот странный стереотип, который навис над Косторной: будто это просто смазливая мордашка, которая умеет несложно катить под милую музыку. Алена Косторная без сильной техники была бы далеко, очень далеко от элиты. И дело здесь даже не в тройном акселе, хотя и в нем тоже.

Обратите внимание всего на несколько нюансов.

1. Вращения. У Косторной вторая средняя оценка за вращения среди взрослых фигуристок (выше только Загитова: 4,33 против 4,47). Алена лучше Щербаковой (4,32), Трусовой (4,15), Кихиры (4,06) и Медведевой (3,92).

2. Дорожка шагов (элемент максимально специфический, но показательный): по средней оценке Косторная здесь в топ-6 позади Медведевой, Загитовой, Кихиры и еще пары человек. Но лучше Трусовой и Щербаковой (Аня так и вовсе 27-я – кстати, привет всем любителям «насыщенных дорожек» Щербаковой – это не то что Алена, которая «просто катится и ничего не делает»).

3. Прыжки. Феноменальная средняя оценка 9,20, вторая в мире после Трусовой с 9,74 (делайте скидку на количество ультра-си у Саши и у Алены). Выше Щербаковой (9,06), Медведева – 15-я, Загитова – 23-я. Здесь за Алену очевидно играет качество исполнения. Яркий пример: оба варианта ее акселя – что тройной, что двойной с заходом с бауэра – это чистый визуальный оргазм с точки зрения высоты и пролета. Ну а гениальный заход на каскад лутц-тулуп еще с юниорского сезона можно номинировать на «Оскар».

4. Наконец – средняя базовая стоимость элементов у Алены переваливает за сотню (105,66 – третья база в мире после Трусовой и Щербаковой); а средняя техническая оценка – вторая в мире и переваливает за 130 (132,79 – чуть больше 3 баллов уступает Трусовой).

Алена – не просто девочка, которая хорошо умеет пользоваться помадой. Ее техника не менее (а может, и более) мощное оружие, чем компоненты. А это означает, что у нее есть определенный набор навыков, никак не зависящих от вещей, которым сейчас принято уделять гигантское значение: кто выводит на лед, кто – хореограф, правда ли, что он – один из лучших в мире, а также какова сумма контракта с производителем зубной пасты.

Так вышло, что в медиа об этом говорят нечасто, но еще до перехода к Этери Тутберидзе Алена делала триксель. И шикарно скользила (каскад 3+3 в 12 лет прилагается).

Эти старые видео не претендуют на ролик масштаба произвольной программы олимпийского чемпиона. Максимум – забавный эпизод.

В них чуть более реальная Алена, чем та, что мы себе придумали за последние пару лет. Тогда в ее мире не было батута и балета, Плющенко и Тутберидзе, комментариев в инстаграме, а была просто спортсменка, летящая в будущее.

Она была куда реальнее сегодняшней артистки, потому что на ее талант не претендовало столько авторов. Ее не светили в приказах Минспорта и не пытались что-то доказать соседней школе. Она просто была такой, какая есть.

🎧 У фигурного подкаста новое название – «Чистый хвост»! Сразу решаем, за кого мы – за Тутберидзе или Плющенко 

Фото: globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO, Naoki Morita/AFLO, Fabio Ferrari/Lapresse; РИА Новости/Александр Гальперин; East News/AP Photo/The Yomiuri Shimbun via AP Images