Правда ли, что Туктамышеву засудили? За нее вступились Тарасова и Плющенко
Полина Крутихина из Сочи – с разбором скандальной короткой программы.
Сложно представить себе двух более разных фигуристок, чем Елизавета Туктамышева и Анна Щербакова, но именно их свел календарь на одном этапе Кубка России.
Лиза – это яркость, зрелость, эпатаж и откровенные показательные номера. Аня – спокойствие, сдержанность, лиричные образы и выверенные фразы в интервью. Их козыри на льду тоже разные: Туктамышева ставит на тройной аксель, шикарный лутц и внушительный соревновательный опыт. Щербакова – на четверные прыжки, каскад с риттбергером и впечатляющую стабильность.
В сочинской короткой программе не удалось победить ни одной из них.
Обидели ли судьи Туктамышеву?
Пожалуй, Лиза Туктамышева – единственная топ-фигуристка, на кого не распространяется инфляция судейства. Уже много лет ее компоненты в короткой колеблются в районе 32 баллов: такие оценки выглядели топовыми 5 сезонов назад, но в последние годы теряются даже на фоне баллов вчерашних юниорок. В Сочи Лиза получила больше привычного – но и сегодня ее компоненты только третьи, почти на 1,5 балла меньше Усачевой и на 2,5 – Щербаковой.
И дело, конечно, далеко не только в том, что Туктамышева цепляется за определенное амплуа. В мире вообще не так много фигуристов широкого диапазона: образы Вейра не подошли бы Жуберу; программы Вагнер не налезут на Трусову; Синицина и Кацалапов потеряются в танцах Жиганшиной и Гажи.
В свой лучший сезон-2014/2015 Лиза эксплуатировала все тот же стиль – неторопливое катание, мягкие руки, зажигательная дорожка в конце. И когда Туктамышева была нужна в сборной, у нее не возникало никаких проблем со второй оценкой. Сейчас звучит сюрреалистично, но Лиза – самая компонентная фигуристка Финала Гран-при-2014 и ЧМ-2015: за ее спиной остались Липницкая, Вагнер, Голд, Мияхара и Радионова.
Да, пять лет назад в протоколах Лиза выигрывала скольжение у Эшли, композицию у Сатоко, а сейчас уступает в компонентах десятку девчонок – от Трусовой до Медведевой. Значит ли это, что катание Туктамышевой деградировало? Конечно, нет. Но Лизина сюжетная линия с каждым годом все больше напоминает историю Сергея Воронова, который в 26 лет услышал от почетного президента федерации сухое: «Все, забудь. Тебе пора заканчивать».
Проблемой Лизы сегодня стала, впрочем, далеко не только вторая оценка. Туктамышева споткнулась на дорожке, вращения заслуженно обошлись без бонусов: на фоне других фигуристок они выглядят олдскульно. Но даже с такими помарками она легко должна была обходить Щербакову и Усачеву: просто потому, что не может каскад 3-2 и лутц с неправильного (хорошо, по версии судей – неясного) ребра выигрывать у чистого тройного акселя.
Финальный подарок от судей – неправильно посчитанная сумма. Тройной аксель (как и четверной прыжок) у женщин, в отличие от вращений, дает прибавку в 2 балла. Впрочем, даже исправленный протокол не спас Туктамышеву: она все равно третья.
Татьяна Тарасову это крайне удивило: «Конечно, странно, что она недобирает. Но это такая система судейства… Я пока получаю такие шоковые удары от нее».
Несколько минут спустя заслуженный тренер, уже прикинув итоговую диспозицию, вернулась к теме: «Нет, я все-таки не понимаю, как может Туктамышева стоять на третьем месте после короткой программы».
Что нового в катании Щербаковой?
Невооруженным глазом видно, что Анна Щербакова изменилась. Дело не во внешних мелочах вроде повзрослевшего лица или открытых коньков. Она явно подросла – в первую очередь психологически: стала заметно волноваться перед прокатами. Пока судьи ставили оценки Самодуровой, Аня до последнего репетировала на льду лутц-риттбергер: одна попытка закончилась приземлением на две ноги.
Сам протокол Щербаковой оставляет странные ощущения.
В нем нет математических (после оценок Лизы приходится перепроверять) и фактических ошибок: отражен потерянный оборот на риттбергере, правильно посчитана итоговая сумма. Парадоксальным выглядит место Щербаковой в итоговой таблице.
В Сызрани у Ани не было соперниц ее уровня, но в Сочи их две – Туктамышева и Усачева. И если на первом этапе Кубка России щедрые баллы Щербаковой (помните, как Алексей Ягудин каждую минуту менял мнение насчет ее недокрута в короткой?) можно было списать на аванс единственной приме турнира, то сегодня они выглядят как откровенная издевка над той же Туктамышевой, которой, видимо, не поможет даже четвертый оборот на акселе.
У Ани традиционно сильные вращения: в части скорости и сложности позиций Лизе трудно с ней соперничать. В прошлом сезоне Щербакова несколько раз обходила вращениями даже чемпионку Европы Косторную, не говоря уже о Трусовой и Туктамышевой. Вообще, по среднему баллу за вращения Лиза в том сезоне была 72-ой – ниже спортсменок из Венгрии, Литвы и Таиланда
А самое ироничное в баллах Щербаковой то, что с еще одним бонусом за вращение она стала бы первой. Вряд ли этот этап Кубка России подарит более сюрреалистичный сюжет – впрочем, ни в чем нельзя быть уверенным, когда впереди женская произвольная.
Усачева – новая топ-фигуристка?
Дарья Усачева образца прошлых сезонов – стабильный второй номер без претензий на золото. Пока ее ровесницы осваивали квады (Валиева – тулуп, Хромых – сальхов), Даша катала контент предыдущего поколения, изредка анонсируя тройной аксель. Усачевой повезло с годом рождения, но никто всерьез не упоминал ее среди претенденток на Олимпиаду: ни сложного технического набора, ни яркой истории.
В этом году все изменилось. Усачева ярко провела первый этап Кубка России: ни одной ошибки, 5 бонусов за вращения, явно улучшенная по сравнению с прошлым сезоном презентация. В сочинской короткой – очередной успех: большинство ставило на Щербакову, меньшинство верило в Туктамышеву, а Усачева обошла обеих.
И, пожалуй, баллы Дарьи на общем фоне вызывают меньше всего вопросов. У Усачевой действительно неплохое скольжение и старательная, хотя и немного ученическая презентация – но даже в своих возрастных программах (прошлогодней «Маладе» и нынешней под «Мулен Руж») она выглядит органично.
Проблема Даши – лутц, который слишком сильно зависит от лояльности бригады. Судя по тому, что в ее произвольной их два (Медведева в победные времена скромно ограничивалась одним), ребро не считают критичным.
***
Главный вопрос сегодня – не «откуда взялись такие оценки?» Ответ на него очевиден: маховик поддержки олимпийских надежд за полтора года до Пекина не должен останавливаться. Самый важный вопрос звучит так: «Как Туктамышевой после сегодняшнего судейства вообще сохранять мотивацию?»
И, боюсь, что даже Туктамышева и Мишин не знают ответ на него.
По сути, этим же вопросом задается Евгений Плющенко, успевший потренироваться рядом с Лизой: «А как же вера спортсмена в справедливость? Или мы можем теперь просто красиво кататься, очень красиво вращаться, закрывать глаза на ошибки на прыжках, не рисковать, не прыгать 3,5 и быть выше Лизы?»
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф
Со всем уважением к профессору, но урок Ванкувера он так и не выучил. При проигрыше в группе Мишина не любят разбирать качество дорожек и вращений чтобы понять на чем баллы потеряны, вместо этого объявляют что судьи неправильные и судят не так. Главное же прыжки, а вращаться зачем - так у нас высказывается главный ученик Мишина. И в этом вся философия группы
Даша - 4,35+5,04+3,83+2 бонуса=15,22 за вращения, 4,76 за дорожку (на которой она качнулась, потому и получила в среднем +2, +3). Итого 19,98.
Аня - 5,18+4,16+4,00+2 бонуса=15,34 за вращения, 5,46 за дорожку. Итого 20,8.
Лиза - 4,29+3,02+3,90=11,21 за вращения, 3,17 за дорожку. Итого 14,38.
Вот те самые 5-6 баллов, которые Лиза упускает там, где Этериевские девы не теряют.
Можно сколько угодно жаловаться на грибы, плакать от несправедливости, но все на поверхности. Правила одни для всех и кто-то выжимает из них максимум, пока другие предпочитают жаловаться.
Вот и все.
Плющенко, понятно, в протоколы не смотрит и в новых правилах не разбирается, ему лишь бы набросить. С Трусовой та же петрушка вышла в короткой, но ничему его не научила насчет непрыжковых элементов..
Тарасова на эмоциях.
Но вы-то, автор, с претензией на аналитическую статью?