Культовая музыка в фигурном катании. Кармен
Сложно придумать более культовую для фигурного катания музыку, чем "Кармен". Под нее завоевывались золотые олимпийские медали, устанавливались мировые рекорды и проливались слезы радости или разочарования. У "Кармен" общий с "Ромео и Джульетта" (о которых шла речь в прошлой статье) лейтмотив - несчастная любовь, апогеем которой становится смерть. Но вот пути, которые приводят к одному и тому же итогу, диаметрально противоположные. В "Ромео и Джульетте" всем движут чистые, искренние чувства - нежность, неопытность и юность. В "Кармен" все совершенно иначе. Мотивацией для поступков у главных героев служат более опасные чувства - страсть, ревность, мимолетное наслаждение обладанием власти над человеком. Естественно, все это не могло не сказаться на музыке.
Музыка Жоржа Бизе темпераментная, огненная, быстрая. Ей присущ внутренний нерв, который не даст спортсмену расслабиться весь прокат. Если более отрешенная музыка "Ромео и Джульетта" поможет скрыть какие-то недоработки в хореографии и артистизме, то при исполнении характерной "Кармен" все недостатки сразу же всплывут. Тут надо катать наотмашь, не жалея ни сил, ни эмоций. Тем более, что беря настолько культовую музыку спортсмен рискует попасть под шквал сравнений со ставшими легендарными программами прошлого. Потому что действительно прекрасных программ накопилось с избытком.
Но сначала давайте поговорим о первоисточнике.
"Кармен" - это новелла французского писателя Проспера Мериме.
Несмотря на любовь к искусству, почти всю жизнь Мериме провел за бюрократической работой. В качестве главного инспектора исторических монументов заведовал составлением реестра исторических памятников. Но и на литературном поприще Проспер добился успехов. Его первая большая работа, написанная всего в 20 лет, заслужила восторженного отзыва самого Стендаля.
Однако самое популярное произведение Мериме - это новелла "Кармен". Замысел возник во время путешествия Проспера в Испанию в 1830 году. Наблюдая за горячими южанами, все страсти происходящие перед его глазами он записывал сухим и сдержанным языком. "Кармен" посвящена описанию нравов цыган. Эмоции первобытных народов он противопоставляет малокровию цивилизованной Европы:
«Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение».
Успех к "Кармен" Мериме пришел благодаря одноименной опере Жоржа Бизе.
Премьера оперы Бизе провалилась. Зрители назвали постановку вульгарной и чрезмерно приземленной. Ведь главными героями в ней были на благородные люди с "благородными" чувствами, а "варвары" со своими низменными страстями. Настоящий успех к опере пришел лишь после смерти автора.
В 1967 году композитор Родион Щедрин создает Кармен-сюиту для одноактного балета, главную роль в котором исполняла его супруга легендарная Майя Плисецкая. Это все та же музыка Жоржа Бизе - только сжатая до одного акта и иначе аранжированная.
После исторической справки давайте перейдем к фигурному катанию. Прекрасных программ слишком много, поэтому будем себя ограничивать.
Катарина Витт, Саша Коэн, Аделина Сотникова и Алина Загитова
У каждой эпохи своя Кармен.
Русские тореадоры.
У мужчин с "Кармен" дела обстоят немного сложнее.
Можно вспомнить Михаила Коляду.
Максима Ковтуна
Алексей Ягудин тоже не обошел тему "Кармен" стороной. Далекий 1997 год.
Там где упоминается Ягудин неизменно всплывает и Евгений Плющенко. Его интерпретация "Кармен". Я одна вижу историческую отсылку к вилянию бедра у Трусовой? Движение еще не настолько акцентированное, но уже находится в зачаточном состоянии.
Пары или объять необъятное
Танцевальных дуэтов, катавшихся под "Кармен" слишком много. И сложно выбрать лучшие, чтобы не делать статью необъятной.
Наталья Бестемьянова и Андрей Букин
Татьяна Навка и Роман Костамаров
Тесса Виртью и Скотт Моир
Анна Каппеллини и Лука Ланотте
Ну и конечно, список не будет полным без потрясающей "Кармен" от Ксении Столбовой и Федора Климова.
Сложно выбрать лучшую постановку. Они разделены эпохами. У каждой программы своя история, свои победы и свои герои. А какая "Кармен" нравится вам больше всего?
Алина - была прекрасная балетная классическая Кармен.
Категорически не приемлю варианта Тессы и Скотта .
Для меня их постановка мимо "кассы".
Из мужчин - Костомаров (не смотря на то, что он танцор)
Плющенко не плох, но вульгарен.
А виляние не только у Трусовой, но и у Ковалева в этом сезоне наблюдается.
Видимо, знак "Ордена" теперь :)
Но крышесносная, технически непревзойденная - это Кармен Алины Загитовой!
Как же хорошо раньше было в танцах, не было этих обязательных твизлов и пр. одинаковых элементов, а была настоящая программа. Поэтому Бестемьянова и Букин и их Кармен - это снос головы, я первый раз вижу это. Смотрела не отрываясь...
У Навки и Костомарова - всего лишь праздник и феерия, а у ББ - театр, интересный, и очень живой. Под эту музыку нельзя показывать просто страсти "как хочу", должна быть история. У итальянцев местами прям действительно итальянские страсти. У ВМ - от Скотта оторваться невозможно, я смотрела только на него в их паре в первую очередь. Такой партнер - раз в 50 лет наверное бывает. Танец - одна сплошная страсть.
Еще понравилась Саша Коэн, я вижу ее вторую программу, Джульета (у вас в блоге) тоже очень интересная у нее. Спасибо. Вообще, такая характерная фигуристка, не забудешь. И программы ее очень нравятся, обе.
Хороший и интересный экскурс в историю ФК, еще с музыкой Кармен. Не заскучаешь. Делайте еще такие, пожалуйста.