Мне страшно, что в фигурном катании отменяют топ-турниры (вот и Евро – ❌). Последствия мы узнаем только через годы
Международный союз конькобежцев (ISU) отменил чемпионат Европы по фигурному катанию – турнир планировался на конец января в Загребе.
Не то чтобы большой сюрприз – после того, как слетели более поздние по срокам юниорский ЧМ и чемпионат четырех континентов, этого решения ждали. Но все равно досадно, горько и... страшно.
1. Отличное поколение (в том числе наше женское – Косторная, Щербакова, Трусова) продолжает терять большие соревнования и в потенциале награды, вспомните хотя бы отмену ЧМ в марте-2020.
2. Другие виды спорта как-то подстраиваются и живут в реальности пандемии, а вот фигурное катание получает пробоины, отказываясь от турниров.
Отмены стартов и закрытие катков действительно пугают все сильнее. И понятно, что в сложившейся ситуации (вторая волна, закупоренные границы) совершенно не очевидно, как правильно действовать. Однако сезон рискует быть не просто незаконченным, как предыдущий, а абсолютно роковым.
Для юниоров международного спорта уже не случилось: отмена юниорского чемпионата мира окончательно похоронила сезон для фигуристов младше 15. У взрослых тоже большие турниры выпадают один за другим (чемпионат четырех континентов, теперь финал Гран-при и Евро)
Но еще с августа не покидает мысль: все последствия карантинного кризиса в фигурном катании аукнутся нам спустя годы. Многих детей вообще не отвели в секцию этой осенью, а сколько тех, кто не вернется на лед после длительного перерыва?
У кого-то не сложится переезд к тренеру, у кого-то техника ушла или еще не наработана, у кого-то не сформировалась привычка к спорту, а из коньков выросли и новые покупать слишком затратно (и проще пойти через год в бассейн: купил плавки — готово, ребенок собран). Миллион бытовых причин может лишить нас будущих чемпионов. Сколько новых групп вообще не набрались в этом сезоне в той же Европе, где и так не густо что со спортсменами, что с тренерами.
В некотором роде у действующих взрослых фигуристов определенности больше: они уже выбрали путь профессионального спорта, и если позволяет возраст и здоровье, то нужно ждать. Хотя, безусловно, их очень жаль: Трусова, Щербакова и Косторная остались без ЧМ-2020, теперь отменилась Европа-2021. И это мы говорим лишь про наших одиночниц, а есть, например, парное катание – самый сложный и техничный вид. Там и вовсе лучшие люди уходят в обычную жизнь с первых дней карантина – попросту завершают.
Безусловно нельзя исключать и другие факторы (от травм до разлада в паре), но в том числе и начавшаяся пандемия прошлась катком по спортивному будущему талантливых парниц. У мужчин-одиночников и в танцах все не менее драматично: Ханю обещал попробовать четверной аксель, а соперничество Пападакис/Сизерона и Синициной/Кацалапова так и не развернулось. Столько карьер не получили продолжения, реализации. Будто байопики, оказавшиеся в подвешенном состоянии, потому что идет 2008-й и забастовка гильдии сценаристов сливает один за другим лучшие проекты.
И в этой истории прямая взаимосвязь: действующие спортсмены и трансляции соревнований привлекают детей в секции. А дети, уже занимающиеся в секциях, приводят друзей или братьев и сестер. И пока система движется на большой скорости, никакое препятствие не способно ее остановить. По инерции движение продолжится какое-то время, но после полной остановки разогнать заново будет непросто.
Сейчас мы видим расцвет катания в России во многом благодаря успехам Олимпиад 2002-го и 2006-го. Да, несмотря на неоднозначные высказывания последних лет, те же Ирина Слуцкая, Алексей Ягудин и Евгений Плющенко много сделали для популяризации. Благодарность парникам и танцорам – то, что происходит сейчас, во многом и их заслуга. А эффекта сочинской Олимпиады на соревновательном льду мы на самом деле еще не дождались – и очень надеюсь, что он не обнулится.
А ниже несколько характерных цитат: как современные чемпионы добрались до секций по фигурному катанию. На кого-то повлияли соревнования, на кого-то родственники или друзья, занимающиеся этим спортом. Похожие истории, возможно, прямо сейчас обрываются / не начинаются, хотя могли бы.
Алена Савченко: «Я посмотрела фигурное катание по телевизору и пришла в восторг. Я не занималась другими видами спорта, но хотела попробовать фигурное катание. В парное пришла, когда мне было 13 лет. Я видела выступления других фигуристов, и мне самой захотелось попробовать. Мне понравились все акробатические элементы».
Скотт Моир: «Кроме хоккея я попробовал фигурное катание, вдохновленный парой Джеми Сале и Дэвида Пеллетье на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити. Просто захотел стать фигуристом».
Меган Дюамель: «Мои сестра и брат катались на коньках, моя тетя обучала фигурному катанию, а все мои кузины учились либо кататься на коньках, либо играть в хоккей. Для меня выбор был естественным».
Хавьер Фернандес: «Моя сестра Лаура уехала, чтобы тренироваться в Центре зимних видов спорта. На самом деле, я начал кататься, потому что она сделала это первой, и я видел, как она постоянно смотрела соревнования по фигурному катанию по телевизору. Я хотел делать то же, что и она».
Юзуру Ханю: «Я начал кататься, потому что моя старшая сестра занималась фигурным катанием. В детстве я всегда следовал за ней и старался подражать ей. Из-за этого я пошел в класс по фигурному катанию. Моя сестра старше меня на 4 года. И когда мне было 4 года, то сестра была для меня чистой мечтой. Мне хотелось кататься так же, как и она».
Ксения Столбова: «В три годика увидела фигуристов по телевизору и сказала: «Хочу так же!» Получилось, что меня отдали в секцию только в шесть лет. Потом уже, если я начинала капризничать, мне говорили: «Выбрала? Терпи! Работай!» Так что обратной дороги уже не было».
Михаил Коляда: «Я начал заниматься фигурным катанием, когда мне было почти шесть лет, отвела меня мама, и мне очень понравилось то, что я увидел. Даже не могу выделить что-то одно, чем именно запомнился и полюбился этот вид спорта, хотя больше всего привлекло именно то, что дети катаются, выполняют какие-то элементы под музыку».
Алекс Шибутани: «Когда Майя начала кататься, меня брали на каток во время ее уроков. Поскольку я все еще был под влиянием иллюзии, что вырасту высоким и стану профессиональным баскетболистом, фигурное катание заинтересовало меня не сразу. Но я видел, что Майе это приносит много удовольствия, и решил тоже попробовать».
Нэтан Чен: «Плющенко был первым, от кого я получил впечатление в фигурном катании, когда я смотрел Олимпиаду-2002. И, конечно, Ягудин. Мне было два-три года. Но я просто помню, как смотрел на них, когда они выполняли четверные. А потому я и начал кататься на коньках».
А бонусом – типичный фанкам с заваленным горизонтом и не очень четким фокусом, зато с искренними криками радости.
Вот, что бывает с людьми, которые на открытой тренировке внезапно видят Нэтана Чена, исполняющего легендарный Caravan. Сила фигурного катания велика – главное, иметь возможность его увидеть. Хоть бы и на условном «массовом катании» или прогоне перед шоу.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; globallookpress.com/Kenjiro Matsuo/ALFO, Peter Kneffel/dpa, Yohei Osada/AFLO SPORT, Jin Yu
Телеграм-канал автора «На лед приглашается»: здесь еще больше впечатлений о фигурном катании
В ФК, увы, царит множество проблем, и главная трагедия в том, что оно медленно, но верно умирает. Политика ИСУ ему только помогает в этом, как ни парадоксально.
Кому это надо? Биться об лед, платить нехилые деньги за тренировки, покупать то се пятое десятое, а потом - нуль. А если пробьется, победит, то ему будут тыкать тем, что он провинция, не та у него национальность и прочее, прочее, пока не загнобят. ФК не самый популярный вид спорта в мире, чтобы так за него убиваться во время пандемии и там не крутятся такие деньги, как в том же футболе. Поэтому их и сравнивать не стоит.