Как разбивается хрусталь или Слон в посудной лавке
Я практически никогда не пишу по горячим следам, сразу после произошедшего события. Нужно время, чтобы улеглись эмоции, чтобы объективно оценить картинку, не потеряв по запаре важных нюансов. Но уж слишком тревожная складывается ситуация в фигурнокатательном королевстве нынче. Естественно, речь о громких трансферах последних двух лет.
Для начала расставим точки над ё. Имеют ли право фигуристки менять вырастившего их тренера? Безусловно, да, по разным причинам. Вопрос только в том, как и при каких обстоятельствах это делается. Поэтому пост будет именно о моральных нормах и принципах.
В мае 2018 из Хрустального ушла Медведева. Ушла и ушла, ее право. Обида за серебро ОИ, разногласия с тренерским штабом, молодая грозная соперница Алина рядом на льду – все сложилось и вылилось в уход. Мне лично этот шаг был даже интересен, хотя сразу было ясно, что блестящих результатов ждать не приходится. Во всяком случае, Евгении желали добра и успехов даже те, кто за нее никогда не болел. Если бы не одно НО. Евгения ушла, не поставив в известность о своем уходе своих тренеров, вырастивших ее с нуля и приведших ее к многочисленным победам. Ушла, начав переговоры с Орсером втайне от ТШТ, параллельно опровергая слухи о переходе в прессе. Да и само объявление о переходе состоялось уже после интервью ЭТ. Лайшев, правда, высказался, что оформлено было все по правилам, и то хлеб. А после перехода последовали контекстные шпильки в адрес бывшего тренера, много шпилек. Собственно, когда фанаты Медведевой заявляют, что Женя ничего плохого про ТШТ не говорила, они так-то правы. Но имеющие глаза да увидят, как говорится.
"Это то, о чем я мечтала всю жизнь – приходить на тренировки и чувствовать себя как в родном доме. Тут очень уютная обстановка. Хочется возвращаться сюда снова и снова". А раньше все было плохо, не дом, а тюрьма народов.
«В Москве велась постоянная работа, лед, лед, лед, не было времени на восстановление. В Канаде все построено по-другому. И главное — я хочу сказать осторожно, но мы с Брайаном друзья. Мы говорим, он меня слышит. Я за этим и ушла — чтобы слышать и быть услышанной. Я лишь хотела работать с тренером, как с другом». А в Хрустальном Евгению никто не слышал, восстанавливаться не давали, и ТШТ, приводивший ее к титулам, – враг номер один.
«С тех пор, как я начала тренироваться с Брайаном Орсером, я полюбила катание, как вкладывать душу в свое катание». То есть ранее такой возможности у Жени не было, все титулы достались без любви, по обязаловке.
Орсер помогает подкинуть камушков в огород ТШТ - "Самое главное, в чём она сейчас нуждается – иметь свой собственный голос в фигурном катании. Мы обсуждаем с ней музыку, то направление, в котором будем двигаться дальше. Такой возможности у неё раньше не было. Сложность в том, что с ней никогда не работали как со взрослой, а это именно то, чем мы занимаемся сейчас. Предыдущие тренеры Евгении многому ее научили, но у них в группе занимается много детей, а ей все же необходимо особое внимание."
Интересно, как чувствует себя тренер, вырастивший фигуристку с нуля до чемпионства, слыша такие мелкие подколы? Да, Евгения уже давно слывет девушкой, которая сегодня не помнит, что говорила вчера, и противоречит сама себе постоянно. Но тренеру-то от этого не легче, правда? И если перейти к общечеловеческим, базовым понятиям «что такое хорошо и что такое плохо», то имеет ли ученица моральное право так обойтись со своим учителем? Каждый выбирает по себе.
Следующий громкий трансфер – переход к Плющенко Саши Трусовой. Переход, совершенно необъяснимый с точки зрения целеполагания. Что может дать Александре Евгений в качестве тренера – над этим вопросом ломает голову весь мир фигурного катания. И приходит к практически, за редким исключением, единому мнению – ничего. Нет у Плющенко ни опыта работы с фигуристками высокого уровня, ни условий, ни специалистов соответствующих, ни системы выстроенной. Зато есть деньги у Яны в тумбочке. Может быть, в этом и дело? Ну да бог с ним, с целеполаганием, рыба ищет где глубже, а человек – где рыба. Значит, какие-то преимущества Саша и ее родители в этом переходе увидели, и имели полное право поменять тренера, о чем и сообщили в апреле тренерскому штабу. Саша после перехода большей частью молчит и постит собачек. Недавно, впрочем, отметилась стандартными благодарственными фразами, и на том спасибо. От ТШТ по этому поводу высказался Глейхенгауз, сухо и достаточно корректно, в отличие от чересчур эмоционального Железнякова и явно рассерженного Лайшева, который в своем интервью впервые озвучил то, что все поняли уже давно – Хрустальный находится практически в глухой обороне, ибо на его спортсменов идет охота. И возглавляет шайку рейдеров именно Плющенко, который пытался купить Алину Загитову еще в декабре, что вызвало появление гневного обращения обычно немногословного ТШТ. Но вот сейчас Плющенко на коне, потому что состоялся и третий громкий трансфер – переход к нему Косторной. Ответов на вопрос «Зачем?» нет точно так же, как и в предыдущем случае. Как спортивный тренер Плющенко ничего не может дать Алене. Больше того, если переход Саши можно было как-то с натяжкой оправдать неудачным началом взрослого сезона, то в случае с Аленой и этого сопливенького оправдания нет. К тому же и обставлен этот переход на порядок безобразнее предыдущего, в связи с чем нарушили стандартный обет молчания и Этери, и Глейхенгауз. Плющенко же прорвало не по-детски, он наплевал не только на моральные принципы, но и на корпоративную этику. Явные нестыковки в словах Евгении Медведевой нынче кажутся невинной забавой по сравнению с количеством грязи и вранья, извергаемого супругом Рудковской. Вот его цели вполне себе прозрачны – пиар, слава, государственное финансирование, оттяпанное у Хрустального. Это не про спорт, это чисто про бизнес, поэтому и ведет себя Евгений как слон в посудной лавке, с удовольствием оттаптываясь на хрустальных осколках.
Просто прямая речь.
Алена Косторная 15 июля в интервью Olympic Channel (ровно за день до того, как по словам Глейха, она стала плохо тренироваться и за три дня до объявления о переходе):
ОК: В Instagram Ваш хореограф Даниил (Глейхенгауз) опубликовал вашу новую программу. Можете рассказать нам об этом поподробнее? Это музыка Билли Айлиш?
Алёна: Да, у нас очень необычный выбор музыки, но и мне, и тренерам это понравилось. Мы сразу, как услышали, поняли, что это то, что нам нужно. Образ тот же, что и в клипе, мы старались повторить, но не плагиатить. Этот образ на самом деле мне очень подходит. Я пока не могу ничего конкретного сказать. Программа новая, буквально два дня назад поставили, но знаю точно, она мне очень нравится. И, наверное, программы с каждым годом становятся всё интереснее и интереснее.
ОК: Каково это тренироваться с Этери?
Алёна: Этери Георгиевну очень часто называют «снежной королевой». Я считаю, что это не так. Она очень добрый, открытый и честный человек, который всегда скажет правду... она никогда не будет скрывать это от вас. Этери Георгиевна всегда поможет нам, всегда даст совет или укажет на ошибки и недочёты. Это может быть как на тренировках, так и в жизни. Это стереотип, что Этери Георгиевна - железная леди. Она не такая. Она такой же человек, та же мама.
Евгений Плющенко:
- Программы ей уже поставлены. Будете менять?
- Сто процентов. Конечно, будем менять и делать наши. То, что я видел в Instagram из ее недавних программ, это просто ужас. Алене это не нравится, она сама это сказала.
- Ого. Но ее тренер-хореограф Даниил Глейхенгауз сказал, что Косторная кайфует от этих программ.
- Может быть, Глейхенгаузу хотелось бы это видеть, но сам спортсмен говорит противоположное.
То есть девочка, уже зная о том, что перейдет, спокойно отправляется на сбор с ТШТ, ей восстанавливают форму после перерыва, ставят новые программы, причем первой из группы, она восторгается программами и тренерами, а сразу после постановки программ она уходит. Миленько так, да? Это к вопросу о моральных принципах.
И еще один немаловажный момент, тоже касающийся напрямую облико морале. Каждый раз, когда случался громкий уход из Хрустального, всплывала одна из причин перехода – требование спортсменками каких-либо особых условий для себя любимой. Но Этери всегда придерживалась давно озвученного ей правила – «У всех должны быть равные шансы». А новоявленным звездам хотелось быть равнее других, видимо. Ну да и бог с ними, пусть ищут себе лучшей доли. А вдруг получится?) Во всяком случае, я никому из ушедших не желаю зла, даже несмотря на окружающую их уход непорядочность.
Меня больше беспокоит другой вопрос. Тренерский штаб Тутберидзе – это особая система, выстроенная для получения максимального результата. Много лет ученики Хрустального приносят высшие награды своей стране, что дает возможность чинушам от федры вешать на себя благодарности и премии. Так почему уже полгода федерация не предпринимает никаких действий для защиты ТШТ от рейдерских захватов? Понятно, что финансовое положение сочинской парикмахерши позволяет перекрыть государственные стипендии и зарплаты Хрустального, на что и ведутся девочки и их родители. Но неужели нет никаких инструментов хотя бы для того, чтобы ангел Плющенко закрыл свой рот и прекратил извергать поток субстанции в сторону Хрустального? Ведь любому терпению рано или поздно приходит закономерный конец, даже железобетонному терпению Тутберидзе. И я реально опасаюсь, что в один из ближайших сезонов мы можем увидеть ТШТ, выводящий на лед китайских или японских девочек-чемпионок. А наши перешедшие звезды будут кататься в шоу Плющенко и даже, возможно, перетянут от Навки часть целевой аудитории, к безмерной радости Рудковской. Это точно тот вариант, что устроит благодушно бездействующую федерацию? Немного успокаивают только слова Тутберидзе: «Уверена, что среди тех кто с нами - есть и цельные, верные, устойчивые к внешним раздражителям». Я тоже не сомневаюсь, что Алина будет со своим тренерским штабом до конца карьеры. И очень надеюсь, что у Камилы, Ани, Даши, Майи и остальных хрусталят хватит ума понять, что они еще не все сказали в своей спортивной жизни, несмотря на полугодовые усилия семьи Рудковских и лиц, их поддерживающих и направляющих.
А пока писался этот пост, Алина таки запостила в инстаграме традиционное фото с красным мячом. Лучик света в темном царстве)
________________________________________________________________
Маленькие стервочки- очень точно сказано. Тоже эта ситуация в Турине резанула сильно. Только вышли из юниоров, а понтов было до небес.
P.S.: в целом, пост Ваш вполне плюсую.
Но. Не кажется вам странным то, что от ЭТс незавидной регулярностью уходят топовые спортсмены, причем уходят со скандалом. Неужели во всем этом виноваты только они, а сама ЭТ белая и пушистая? В конце своего поста вы пишите, что она создала систему. И это ключевое слово. Девочки рано начинают понимать, что они всего лишь легко заменяемые винтики в этой фабрично-заводской системе. Алину списали в 17 (!) лет. Но она хотя бы успела собрать шлем и монетизировать свой успех. А что они, у них даже полноценного сезона не будет, а на ноги уже наступают свеженькие ВУХ.
При этом нынешние винтики - это девочки с огромными амбициями и самомнением, которые подогреваются самой ЭТ. Все видели, как раскручивали ТЩК еще до их появления во взрослых. Чтобы от такого не закружилась голова, нужно быть Алиной, но Алина у нас одна.
Никто до сих пор не знает, что произошло с ней в Турине, но все мы видели, как смеялись Алена и Саша над ее оценками, и как радовались своей победе ТШ и ТЩК, совсем забыв о том, что там была еще и Алина. Поэтому мне не жаль ЭТ от слова совсем. Все эти маленькие стервочки - дело ее рук.
Теперь о главном герое переходов - Сергее Розанове, потому что именно он, а не Алена с Сашей, является ключевым элементом системы, создаваемой Плющенко. Каким бы фриком не был последний , он прекрасно понимал, что без настоящего высококлассного тренера его Академия - ничто, что и показали результаты ее работы за последние годы. Но купив Розанова, он не учел того, что тот пока является, если и хорошим, но очень узким специалистом. А на него в Академии теперь возложено все, хорошо еще, если он не будет шить девочкам костюмы.
Пока непонятно, удастся ли Евгению создать свою эффективную систему, но кажется он не собирается (по крайней мере на словах) рассматривать девочек, как винтики. Он, кстати, первым заговорил о том, что Алина может выучить четверной и что ей требуется особое внимание.
Все это не значит, что я считаю его лучше ЭТ, но и ее не считаю лучше его. А в целом лично мне все равно, что с одним и другим буде меня волнует только судьба Алиныт