9 мин.

«Я соврала, потому что он попросил». Суперфигуристку Каролину Костнер забанили за допинг, который принимал ее возлюбленный

Порой борьба со злом превращается в самостоятельное зло.

Так в какой же момент борьба с допингом превратилась в охоту на ведьм? В нечто, разрушающее жизни людей, которые не причастны к употреблению запрещенных веществ и не желают успеха в обход правил?

Возможно, это случилось 5 лет назад: легендарная итальянская фигуристка Каролина Костнер получила, вероятно, самый безумный бан XXI века за нарушение антидопинговых правил: 16 месяцев без спорта – за то, что допинг употреблял ее бойфренд.

***

«Аве Мария» Каролины Костнер», – без сомнений ответила чемпионка мира Лиза Туктамышева на вопрос о любимой программе в женском катании.

Каролина ворвалась в Сочи-2014 одной из претенденток на золото – несмотря на поражение от Липницкой на Евро (за несколько недель до Игр). Вообще, Олимпиада в России была сюжетным потолком ее карьеры. За два года до этого Костнер наконец-то добралась до победы на ЧМ – уже с четырьмя золотыми медалями Евро в кармане.

Для тех, кто не понимает, чем так хороша эпоха «зрелого женского»: скажите, что это, если не одна из лучших программ века?

Костнер летела на пьедестал Сочи весь цикл: с 2010-го по 2014-й – два золота, серебро и бронза Евро, бронза, золото и серебро ЧМ. В 2010-м на Олимпиаде, где Каро сползла на унизительное 16-е место, ей исполнилось 23 – по сути, начало расцвета в женском одиночном. В 2020-м это звучит как несмешная шутка, но Каро несла другие идеи: про коньки как аккомпанемент музыке, про ошеломительную и отчасти даже радикальную зацикленность на эстетитке. Костнер показывала мир, где доказательство силы фигуристки не количество ультра-си в протоколах.

И что самое главное – на все это смотрели глаза абсолютно других людей.

Еще с последними аккордами «Аве Марии», до объявления оценок, стало понятно: итальянка приехала в Сочи только за победой. Тренер Михаэль Хут победно вскинул кулак вверх и повел Каро, приобняв, в уголок слез и поцелуев. На телеэкранах по всему миру крутили повторы – еще одна из лучших женских программ этого века в слоу-моушн.

Все, что произошло с Костнер после, включая вылетевшие на экран оценки, прокат жизни Сотниковой в произвольной, чемпионат мира месяц спустя и следующие несколько лет – одно мощное подтверждение того, насколько случайна жизнь.

Говорят, Аделина Сотникова победила в Сочи благодаря домашнему судейству. Я до сих пор верю, что это не так

***

Олимпийский чемпион по ходьбе и возлюбленный Каролины Костнер Алекс Шварцер (тоже итальянец) хранил эритропоэтин у нее в холодильнике – в упаковке из-под витаминов. А покупал – в Турции. Нет, это не продолжение «Бойцовского клуба», это показания самого Шварцера после того, как его взяли с поличным.

Итальянская правоохранительная система на рубеже десятых объявила войну допингу: употребление запрещенных веществ стало уголовщиной; полицейские совершали налеты на отели спортсменов, надеясь нарваться на вещдоки; на уличенных давили так сильно, что некоторые из них, как велогонщик Марко Пантани, впадали в депрессию, подсаживались на наркотики и кончали жизнь самоубийством.

«Я боюсь смерти, у нее нет сердца». Пират Марко Пантани, проигравший наркотикам

Шварцера не уговаривали сотрудничать со следствием: репутация итальянских силовиков и послабления за чистосердечные признания и так были лучшим убеждением. В 2013-м Алекс получил дисквалификацию на 3,5 года и продолжал жить с Каролиной.

А потом сошлись две звезды: 1) итальянские полицейские заподозрили, что Алекс употреблял допинг еще до 2008-го, когда взял олимпийское золото; 2) Алекс захотел вернуться в профессиональный спорт. В ходе многочисленных допросов он рассказал следующее:

• Каролина знала об употреблении Шварцером запрещенных веществ намного больше, чем он рассказывал на допросах перед дисквалификацией;

• В доме Алекса и Каро была установлена барокамера, с помощью которой Шварцер поглощал чистый кислород (в Италии это запрещено). Костнер все видела, но никуда не сообщала;

• Каролина солгала допинг-офицерам, когда те заявились в их дом: по просьбе Алекса она сказала, что его нет дома. А он был.

Тогда правоохранительная машина добралась до Костнер. И все пошло ровно так, как обычно идет в таких делах во всех странах мира: когда ломают под предлогом борьбы со злом (особенно если эта борьба – публичная), никакие факты и доводы не спасают.

Каролина утверждала, что не знала об употреблении допинга Алексом. Что касается эпизода с эритропоэтином в коробке из-под витаминов, позднее Шварцер признался, что врал Каролине. Никто так и не доказал, что фигуристка знала о допинге в холодильнике.

Историю с барокамерой Костнер объясняла так: «Алекс объяснил мне, что она нужна для улучшения дыхания. Она выглядела как гигантская аэрозоль. Возможно, она помогает, но если она не дает тебе отдохнуть, то какая от нее польза? Ситуация была трагикомичная: мне даже приходилось пользоваться берушами, но поскольку в Германии барокамеры разрешены, то я не считала возможным указывать ему, что делать. Я всегда думала, что каждый отвечает за себя. И у нас было правило: мы не лезем в профессиональные дела друг друга. Кроме того, я была его девушкой».

По версии итальянских следователей, Алекс и Каролина вместе посещали Микеле Феррари (на фото ниже по центру) – дисквалифицированного доктора, работавшего с Лэнсом Армстронгом. Однако адвокат Каролины утверждал, что она понятия не имела, кто этот человек (Феррари).

Дымовая завеса. Кто покрывал Армстронга?

Следователи требовали для Костнер 4-летней дисквалификации (больше, чем получил Алекс Шварцер) за укрывательство. Но следствие не доказало, что Каро знала об употреблении Алексом допинга и помогала ему в этом. По сути, в январе 2015-го Костнер выписали 16-месячный бан всего за один эпизод: когда она по просьбе Алекса соврала допинг-комиссарам, что его нет дома.

«У меня тогда было всего несколько секунд на принятие решения, – рассказывала Каролина. – Я соврала, потому что он попросил. Но я никогда, никогда не покрывала его, потому что понятия не имела, чем он вообще занимается».

Следующие год и четыре месяца после приговора Каролина назовет худшим периодом в жизни. По стечению обстоятельств, этот же период станет переломным – как для женского катания, так и для антидопинговых правил.

Вероятно, в параллельной вселенной – где людям, не являющимися преступниками, не запрещают заниматься делом всей их жизни – Каро Костнер стала бы главной фигуристкой цикла 2014-2018.

Репутация на высоте, оценки растут, есть прогресс в перфомансе, техника достаточно хороша, чтобы держаться в топе: каскад тройной флип – тройной тулуп в реальности 2015-2017 был роскошью. В Пхенчхан Костнер врывалась бы одной из фавориток – с горящими глазами и страстным желанием мстить за поражение в Сочи. Но это только в параллельной вселенной: там борются с теми, кто стоит за самим явлением, но не с девушками, которые виноваты лишь в том, что были влюблены.

Мы не знаем, куда двинуло бы женское катание, не получи Костнер бан: в эту эпоху двукратной чемпионкой мира стала Евгения Медведева, медали Евро и ЧМ брали Елена Радионова, Анна Погорилая и Эшли Вагнер. Появились культ техники и мода на искусственное подтягивание второй оценки к первой. 

Фигурное катание, за неимением сбалансированных спортсменок – сильных перформеров и технарей одновременно – притворялось, что развивается. В нем стали ценить другие вещи: прыжки во второй половине программы, техническую базу, сложные, но не идеальные заходы на прыжки.

Каролина вернулась на Евро-2017. Напоминанием о том мире радикальной эстетики, что потеряла фигурка: еще одна из лучших женских программ этого века. Или даже две. Каро 29 – и она берет бронзовую медаль, в которую не верил, кажется, никто.

Итальянка восстанавливала прыжки у Алексея Мишина – он работал с ней до Олимпиады в Пхенчхане. Каролине потребовался почти сезон, чтобы вернуть лутц и каскад флип-тулуп. Но время и конкурентки убежали далеко вперед.

Загадка, почему Костнер поехала на Олимпиаду не с Мишиным, а с Михаэлем Хутом. Вероятно, сыграл роль тот самый герб в паспорте Мишина, с которым отчаянно боролись. На пьедестал она не попала (5-е место) – мир фигурного катания окончательно выбрал протоколы.

Однако через месяц на ЧМ-2018 в Милане случилось нечто необъяснимое: Костнер выиграла короткую программу – да-да, в 31 год.

К тому моменту фигурка получила новых болельщиков – убежденных, что катание должно быть сложным, а дорожки – мучительными. Что главное в этом спорте – трюк. Что вторая оценка – это балет. Что высота прыжков не имеет значения. Что музыка – не часть проката. Что фигурное катание никогда не было и тем более не может стать искусством.

Вероятно, новые болельщики скажут, что Костнер в 31 год оказалась в одном чистом прокате от золота ЧМ (увы, итоговое 4-е место), потому что ее вытянули судьи. Правда в том, что Каролина в 31 год выиграла последнюю короткую в карьере, потому что она гений. И ту гениальность родила ее жизнь. Большой вопрос – боролась бы Костнер так же отчаянно, если бы у нее не украли значимую часть карьеры?

И последний, но главный вопрос.

Представьте, что это к вам постучались в дверь те допинговые комиссары и спросили, дома ли ваш возлюбленный (-ая).

Что бы ответили вы?

Подпишись на блог автора в инстаграме и не пропусти ни одной мощной истории о фигурке

Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Feng Li; globallookpress.com/Mauro Ujetto/ZUMAPRESS.com, Li Ga/Xinhua, D.Nakashima/AFLO; РИА Новости/Владимир Песня