11 мин.

Симбиоз высокой моды и фигурного катания. От Славы Зайцева до Кристиана Лакруа и Роберто Кавалли

Перед тем как рассказать вам о именитых дизайнерах и кутюрье, шивших костюмы известным фигуристам (не Верой Вонг единой живет высокая мода в фигурном катании), давайте немного разберемся в теории.  

Думаю все слышали такое выражение "от-кутюр", но не все знают, что в этом словосочетании "от" - не предлог обозначающий, что та или иная вещь изготовлена кутюрье. Как например: это платье от Channel или эта сумочка от Dior.  Нет, все совсем не так. На французском ( а именно из этого языка пришел термин) он пишется, как "Haute couture" и дословно переводится - "высокое шитье". Французское слово "haute" произносится как русский предлог "от", отсюда и пошла вся путаница, крепко укоренившаяся в языке. Именно поэтому, чтобы подчеркнуть историческую и морфологическую принадлежность термина его принято писать через дефис. "От-кутюр".

К от-кутюр относятся уникальные модели, выполненные в единственном экземпляре и в соответствии с индивидуальными параметрами заказчика. Так же не менее 70% работы должны быть выполнены в ручную. 

"И все?" - спросите вы. Тогда получается связанные любящими руками бабушки носки тоже могут гордо именоваться haute couture. А костюмы фигуристов, каждый из которых, как отдельное маленькое произведение искусства и подавно. 

Тут начинается самое интересное. Выпускать одежду от-кутюр может только модный дом, получивший сертификат от Парижского Синдиката Высокой моды. А требования данный синдикат выдвигает драконовские: необходимо обязательно быть парижским домом мод, в штате которого трудятся не менее 20 сотрудников, и который дважды в год выпускает не менее 50 моделей.

Так что из всей сегодняшней подборки только Сурия Бонали может похвастаться настоящими платьями от-кутюр. Ведь ей шил сам Кристиан Лакруа!

Начал работать как дизайнер обуви и аксессуаров, пробовал себя как модный критик. В 1978 году был принят на работу в модный дом Hermes, в 1980 году стал работать ассистентом в доме "Ги Полен". В 1981 году перешёл на работу в дом «Жан Пату», где ему удалось утроить объёмы продаж. В 1987 году при финансовой помощи Бернара Арно открыл свой собственный дом моды.

Все его работы отличались вычурностью, изобилием деталей, яркостью красок. Их можно долго рассматривать и постоянно находить что-то новое. Возможно этот стиль он почерпнул, работая над театральными костюмами. Ведь одно из главнейших требований такой одежды, чтобы ее хорошо было видно со сцены. 

Его же Лакруа перенес и на лед. Его творческий тандем с Сурией Бонали стал поистине плодотворным.

 

Свое легендарное сальто на олимпийских играх Сурия сделала в платье именно от Кристиана Лакруа.

А вот эскиз платья для французской фигуристки от того же дизайнера. К сожалению нашла фото я только в маленьком размере.

И итог:

Еще одно платье того же автора. Очень необычное решение с юбкой. Сурия начала носить пачки задолго до того, как наши девочки задали на них тренд в одиночном женском фигурном катании.

Другой вариант с необычной юбкой. Вернее с почти ее отсутствием. 

А теперь давайте перенесемся в СССР. Советские фигуристы тоже не были обделены вниманием со стороны именитых дизайнеров.

Вячеслав Зайцев тесно сотрудничал с такими парами как: Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин.

В своей книге "Пара, в которой трое" Наталья Бестемьянова говорит:"Есть два человека, которые создали наш с Андреем внешний облик. Многие говорили и писали: какая же красивая пара Бестемьянова - Букин! Красивыми нас сделали Вячеслав Зайцев и Анатолий Фарбер."

Слава Зайцев работал с этой парой с 1982 по 1984 годы.

На фото Елена Бестемьянова, дизайнер Вячеслав Зайцев и Татьяна Анатольевна Тарасова.

А на этой фотографии танцоры Ирина Моисеева и Андрей Миненков в костюмах от советского дизайнера.

Успел Вячеслав Зайцев поработать и с фигуристами российской эпохи. В костюмах от прославленного дизайнера катались Яна Хохлова и Сергей Новицкий.

Будет преступлением, показав работы Вячеслава Зайцева и даже приведя цитату из книги Бестемьяновой, совсем не рассказать о самом модельере. Ведь в свое время его называли "Красным Диором", подразумевая советский паспорт. 

Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иванове в семье рабочих Михаила Яковлевича Зайцева и Марии Ивановны Кокуриной. В 1962 году, по окончании Московского текстильного института с отличием, Вячеслав Михайлович был распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза и назначен её художественным руководителем. В 1962 году про одну из коллекций Зайцева опубликовал статью журнал «Пари Матч» (французский еженедельный журнал новостей). Заголовок гласил: «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior).

Его коллекции демонстрировались за рубежом, в том числе в таких странах, как США, Япония, Италия, Франция. Но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора. Так как разрешения на выезд заграницу ему не дали.

Еще один отечественный модельер, успевший поработать с именитыми фигуристами - Валентин Юдашкин.

Свою первую коллекцию дизайнер создал в 1987 году. Настоящий успех к Юдашкину пришёл с коллекцией «Фаберже» (1991), которая была продемонстрирована в Париже в рамках Недели высокой моды. После показа этой коллекции дизайнер получил широкую известность не только в России, но и в мире. С воодушевлением публика восприняла платья а’ля яйца Фаберже. Одно из этих платьев позже было передано в Лувр.

Сейчас Дом моды Валентина Юдашкина является одним из ведущих в России. Работы Юдашкина являются экспонатами Музея костюма в Лувре, Государственного исторического музея в Москве, Калифорнийского музея моды.

В Советскую эпоху пара Бестемьянова/Букин одевались у модного тогда Вячеслава Зайцева, и было лишь вопросом времени, когда продолжатели фигурной династии Степанова/Букин начнут сотрудничать с дизайнерами. Случилось это в олимпийский сезон 17/18 года. Именно Валентин Юдашкин сшил для пары костюмы к короткой программе. 

Получилось шикарно!

В одном из интервью Саша отмечала: "Когда мне первый раз показали материал - серый. Я подумала танго и серый. Как так. Но когда мы начали накладывать на серый куски ткани, я поняла, что это будет бомба."

Юдашкин так же создал костюм для Евгения Плющенко для игр в Сочи.

Лично для меня это более спорное решение нежели шикарные костюмы Степановой Букина. Но в рамках статье не вспомнить этот костюм я просто не могу. 

А вот для примы итальянского фигурного катания Каролины Костнер шил модный дом Роберто Кавалли.

Роберто Кавалли родился 15 ноября 1940 года во Флоренции.Его дедушка Джузеппе Росси был известным в регионе портретистом (две картины его работы выставлены в Галерее современного искусства Палаццо Питти), также преподавал живопись в Школе для благородных девиц на улице Мильтон. 

В возрасте 30 лет представил свою первую коллекцию в салоне прет-а-порте в Париже. В 1972 году он провёл свой первый показ мод в знаменитом флорентийском особняке Палаццо Питти. В этом же году Кавалли открыл свой первый модный бутик в Сен-Тропе.

На олимпиаде в Корее Каролина выступила в платье насыщенного красного цвета пошитого для нее модным домом Роберта Кавалли.

 

А вот еще один эскиз для платье Костнер.

Без Веры Вонг эта статья была бы неполной. Ведь она шьет костюмы для фигуристов с упорством достойным лучшего применения. Я видела множество статей на Спортсе и Яндексн.дзен посвященных ее сотрудничеству с американскими фигуристами. Во многом они спорные и вызывают больше вопросов, чем ответов.

Как пример костюм Эвана Лайсачека на Олимпиаде в Ванкувере.

 

Эти змеи, обвивающие Эвана со всех сторон, делают и так высокого и крепкого фигуриста непропорциональным. На этой фотографии Лайсачек словнр говорит: "Что получилось - то получилось".

А сколько модных копий было сломана в этом сезоне в обсуждении костюма Натан Чена в произвольной программе на финале Гран-При.

Что что, а заставить говорить о себе Вера Вонг умеет.

Но слава в фигурокатательных круга пришла к дизайнеру свадебных платьев после того, как она пошила костюм для Нэнси Керриган. Именно в нем фигуристка завоевали бронзу на Играх 1992 года.

Это платье так же было пошито для фигуристки Верой.

А между этим платьем Нэнси и олимпийскими костюмами Чена даже прослеживается аналогия. Геометрический крой и сочетание черного с белым.

Во время написания этой статьи я в который раз убедилась, что фигурное катание настолько близко искусству, что затрагивает практически все его направления. Это не только музыка, под которую фигуристы исполняют свои программы. Этим видом спорта восхищаются художники, поэты и писатели. А на спортсменов работают не только танцоры, хореографы и балетмейстеры, но и даже дома высокой моды.