Косторная до перехода к Плющенко: выучила прыжок, который не умеет Трусова, установила 2 рекорда и мечтает о конном спорте
Этот текст впервые опубликован на Sports.ru в мае – еще до перехода Алены Косторной в группу Евгения Плющенко. Кажется, пора вернуться сюда и вспомнить/изучить/чуть лучше понять (с учетом новых обстоятельств) карьеру Алены.
Алена Косторная – герой досрочно завершенного сезона в фигурном катании. Она не выиграла только один топ-турнир – серебро чемпионата России при четырех международных победах (два этапа Гран-при, финал серии и Евро).
И это несмотря на отсутствие в арсенале четверных прыжков: в уже распавшемся трио Тутберидзе только Алена не исполняла квады, зато уверенно освоила другой элемент ультра-си – тройной аксель. И показала с ним почти предельную надежность, обновив два мировых рекорда (в короткой – 85,45, по сумме двух программ – 247,59).
Текст Полины Крутихиной – о становлении суперфигуристки, в которой еще недавно было сложно разглядеть талант.
***
Фигурное катание – постоянный поиск баланса.
Можно идти в сторону чистого спорта, зацикленного на количестве оборотов и мировых рекордах – но тогда назовут бесчувственным роботом. Любителей экспрессивных программ и сложных образов обвинят в излишней театральщине и слабых прыжках.
Но иногда на льду появляются фигуристы, способные примирить техничность с искусством.
Три года назад не выглядела чемпионкой: проигрывала по контенту, не получала высокие компоненты
Алена Косторная оказалась на катке в 4 года.
Никакой сказочной истории про любовь ко льду с первого взгляда: в секцию отдала мама, чтобы научить непоседливую дочь правильно падать. До встречи с Этери Тутберидзе оставалось 9 лет: за это время Косторная поработала у Марины Черкасовой и Елены Жгун, станцевала «Кармен» и обзавелась по-взрослому мощным скольжением.
Повод для прихода к Тутберидзе дало юниорское первенство России-2017. На Косторную никто не ставил: соревнования с огромным отрывом выиграла Загитова (за год до Пхенчхана), серебро и бронзу получили Константинова и Цурская. Сумма Алены на том турнире – 161,25 – меньше ее нынешних баллов за произвольную. У Косторной не получилось почти ничего: плоское ребро на лутце, недокруты и шестерки в компонентах.
Разглядеть в ней будущую чемпионку было сложно.
У Елены Жгун после Алены не появилось ярких учениц, но на уход Косторной она не обиделась:
«Уделяли ли особое внимание второй оценке? Нет, просто была системная работа над скольжением, вращениями и самим катанием. Это работа над техникой владения коньком, ведь потом все это осваивать достаточно сложно, если не сказать поздно».
Первые месяцы у Тутберидзе Алена работала только над прыжками, а самым непривычным занятием были прокаты программ заново после ошибок. Первую короткую ей поставили под Adios Nonino Пьяццоллы: сложный выбор для подростка – но номер выделял Косторную на фоне ровесниц, накручивающих обороты параллельно музыке.
Из-за предыдущего провального сезона Алена не претендовала на юниорский Гран-при – последняя путевка досталась ей на флажке после открытого первенства Москвы, где вышли классные прокаты. В финале Гран-при Косторную обогнала только Трусова: еще без четверных, но уже с лутц-риттбергером.
Усложнение контента было вопросом времени – с прежним Алена претендовала на золото только при ошибках соперниц. А рассчитывать на отрыв в компонентах еще не могла: судьи не балуют юниорок высокой второй оценкой. Тем более 10 марта 2018-го женское катание перевернула Саша Трусова, прыгнув два четверных в произвольной на ЮЧМ в Болгарии. Через 12 дней тренер группы Тутберидзе Сергей Розанов выложил видео с тройным акселем Косторной: чистый прыжок получился через сутки после первой попытки.
Косторная не считает, что на риск ее мотивировал прогресс соперниц.
«Мне очень многие говорили, что я должна прыгать тройной аксель, словно заставляли это делать. Аргументировали, что у меня очень хороший и высокий двойной прыжок, есть запас на оборот. Не понимали, почему раньше времени я делать его не спешила. Поэтому мой тройной аксель – это не та история, что я начала его делать, глядя на то, как Аня с Сашей прыгают четверные».
Правда, премьера трикселя на соревнованиях состоялась только через полтора года: как часто бывает в фигурном катании, вмешалась травма.
Прыгнула триксель, когда уже никто не верил
Второй юниорский сезон Косторная начала без ультра-си, но с новой программой «Ангел». Музыкальный выбор частично пересекался с не пригодившейся Жене Медведевой (к тому времени покинувшей группу Тутберидзе) постановкой «Январские звезды» – ее создавали под Олимпиаду. Косторная катала «Ангела» в короткой два года.
«Ангел» Косторной – лучшая постановка в карьере Глейхенгауза. Эта программа – наша тайная фантазия
Алена легко выиграла первый этап Гран-при, но потом начались неприятности.
На турнире в Остраве она неудачно приземлилась с флипа – докатала программу, но врачи диагностировали перелом пальца. Не успела зажить рука, как заболела нога: натиравшие с начала сезона ботинки вызвали воспаление, которое после Нового года привело к трещине. Отказ от ЮЧМ лишил Алену шанса на титул и репутационных бонусов перед дебютом во взрослом разряде.
Впрочем, рискни Алена отправиться на тот турнир – серьезная карьера вообще оказалась бы под угрозой. С воспалением из-за тесных коньков в свое время столкнулась парница Ксения Столбова: она пропустила 8 месяцев тренировок и вытерпела две недели адски болезненного лечения, альтернативой которому была сложная операция.
Короткую в первом взрослом сезоне Косторной не меняли – обновили только платье. Прежним поначалу оставался и прыжковый набор: на открытых прокатах Алена исполняла «Ангела», делая аксель в 2,5 оборота с изящного бауэра.
Триксель воскрес в тот момент, когда в его возвращение уже не верили.
Публичная премьера случилась на тренировке финского челленджера, где Косторная соревновалась с Туктамышевой. В короткой Алена еще не рисковала, зато в произвольной сделала сразу два трикселя с усложненных заходов.
Помогли подруга – парница Дарья Павлюченко – и тренер Розанов. После открытых прокатов они мотивировали Алену на восстановление трикселя, пока та расстраивалась из-за слабого контента и строила планы на четверной.
С октября Косторная прыгала 3,5 оборота на каждом соревновании с невероятной стабильностью: из 17 попыток только три с отрицательным GOE из-за недокрута, ни одного падения. За аксель в произвольной чемпионата России Алена получила почти 12 баллов – другим фигуристкам столько дают за каскад из двух тройных прыжков.
Алена Косторная – фигуристка из будущего. В ее катании соединились техника и магия
При этом Косторная утверждает, что настроиться на аксель непросто: «В нем обязательно надо поймать то ощущение, с которого прыгаешь. А если его теряешь, то ищешь мучительно. Это трудно объяснить тому, кто не прыгает. Где-то в Красноярске кто-то чихнет не так, и у тебя все наперекосяк пойдет. Аксель, можно сказать, это вообще личное».
Появление квада Алена тоже не исключает: как показал чемпионат России, ее контент не прощает помарок, если Щербакова с тремя четверными выступает близко к идеалу.
Впервые о четверном Косторная заговорила спустя полгода в группе Тутберидзе: заявила, что пробовала его на удочке, но по ходу сезона не хватает времени на новые элементы. В марте 2018-го Алена сказала, что ее первым квадом может стать тулуп – его легче прыгать; а в ноябре 2019-го призналась в экспериментах с сальховом – тогда тренеры просили подождать.
Похоже, и новый сезон начнется без четверного: коронавирус откладывает премьеры элементов на неопределенный срок.
Влюбила в себя даже судей
Тройной аксель позволил Косторной превратиться в хедлайнера соревнований и звезду женского катания – и это без титула чемпионки мира и с призрачными шансами на олимпийскую победу. До Игр еще 2 года, а Алене уже в августе исполнится 17: по меркам современных фигуристок практически пенсия.
Forbes включил Косторную в список 30 самых перспективных молодых россиян, организаторы Венского бала в Москве приглашали Алену стать дебютанткой, а ISU в первый год существования премии номинировал на звание самого ценного фигуриста – наряду с Пападакис и Сизероном, Ченом, Загитовой.
От Косторной в восторге тренеры и спортсмены: Константин Меньшов называет ее эталоном женского фигурного катания, Александр Жулин – воплощением всего лучшего, что есть в этом спорте, а Тара Липински утверждает, что Алена гипнотизирует публику и судей подобно Ханю.
Кажется, в Косторную влюблены даже судьи, которые поставили ей 71,68 в компонентах за произвольную на дебютном взрослом турнире: так не стартовали ни Щербакова с Трусовой, ни Загитова с Медведевой. При этом Алена – не про артистизм, который часто подменяют детской непосредственностью или преувеличенной эмоциональностью. Ее сильная сторона – в способности заполнить собой лед, размашистом скольжении, высоких докрученных прыжках.
Сама Косторная считает эталоном катания Костнер, а прыжков – Трусову, утверждая, что сочетать в себе и то, и другое невозможно, а «выучить все четверные – задача Саши».
Не собирается кататься долго: в планах шоу и конкур
Косторная честно говорит, что долгая спортивная карьера (как и работа тренером) ее не слишком привлекает. Цель – Олимпиада-2022 в Пекине, после которой на первое место выйдут учеба (на нейрохирурга или спортивного журналиста), ледовые шоу и соревнования по конкуру.
Своей лошади у Алены нет, но на отдыхе она селится в отелях с конюшнями и планирует после окончания карьеры купить уэльского пони: они высоко прыгают, но при этом маленького роста. «Это как коньки – твои или не твои. Покататься-то можно в любых, если один раз выйти и ничего не делать, даже в хоккейных. Я хочу принимать участие в соревнованиях по конкуру. А если тренируешься, то лучше, конечно, на своей».
Еще Алена, как и многие подростки, без ума от сериалов: в ночь после победы на Евро пересматривала «Дневники вампира», любит шоу про врачей — «Доктор Хаус» и «Анатомия страсти». Увлечение нейрохирургией началось в 10 лет – тоже благодаря сериалам.
«Сравню операцию со сложным прыжком. Если ты учишь прыжок изначально правильно, то в конечном счете он у тебя и получится верно. Так же и в медицине. Важнее всего — подготовка: если поставить правильный диагноз и выполнять продуманные действия по лечению конкретной болезни, то, скорее всего, пациенту станет лучше».
Повторять путь Нэтана Чена и совмещать учебу в престижном университете с фигурным катанием Алена не планирует – читает медицинские книги в свободное от спорта время и рассуждает в интервью о клипировании аневризмы.
***
Определяющие сезоны у Косторной впереди. И несмотря на заверения, что пока Медведева и Загитова гонятся за титулами, она катается для удовольствия, очевидно: первое место интересует Алену не меньше соперниц.
Впрочем, кое-что помимо медалей у нее уже есть. Косторная удивила мир, который помнит тройные аксели Ито и Асады, рыдал над «Списком Шиндлера» Липницкой, восхищался стабильностью Ким и скольжением Костнер.
И, возможно, следующее поколение фигуристок будут сравнивать уже с Косторной.
***
Если не случится форс-мажоров, то остаток карьеры (в том числе ключевой период – с Олимпиадой-2022) Алена проведет под руководством Евгения Плющенко.
Трансфер Косторной: в чем опасность для Плющенко, Тутберидзе и самой Алены?
В телеграм-канале автора посты о фигурном катании появляются даже в карантин
Фото: globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO, Yusuke Nakanishi/AFLO, Naoki Morita/AFLO; РИА Новости/Александр Вильф
Оценки за компоненты - очень субъективное дело, но ИМХО, та же Аня должна получать за передачу образа и музыки оценки выше, чем Алена 🤷♀
Косторную просто искупали во всех прелестях новой судейской системе оценок "+5" вместо "+3" и с ней стало гораздо удобней вытаскивать наверх "нужную" спортсменку.
А протоколы Косторной поизвольной ЧР -показательный пример"грибов нет",там стоят сплошные"+",хотя факт ошибок признал даже тренер,после проката и все видели своими глазами.
Вот такое вот "грибов нет"