Нормально ли, если фигуристка выглядит как пособие по анатомии?
Фигурное катание – один из видов спорта, где погоня за худобой зачастую приводит к заболеванию анорексией. Трагедия Юлии Липницкой не забыта, а текущий сезон заставляет посматривать в сторону Виктории Синициной со всё большей тревогой.
Что такое анорексия?
Анорексия - синдром, заключающийся в полном отсутствии аппетита при объективной потребности организма в питании, который сопровождает большинство метаболических заболеваний, инфекций и болезней пищеварительной системы. Опасность анорексии в том, что она приводит к белково-энергетической недостаточности, что несет не только вред здоровью, но и может привести к смерти.
Анорексия делится на несколько типов — психическая (изначально вызванная серьезным психическим заболеванием), нервно-психологическая (сознательное ограничение в еды, перерастающее в навязчивую идею) и лекарственная (результат чрезмерного приема антидепрессантов и других подобных веществ).
По данным исследований американских ученых, около 60% спортсменок, выступающих в фигурном катании испытывают хотя бы частичные проблемы с болезнью.
Жертвы
Одним из случаев, привлекших внимание всего мира стало, признание о заболевании анорексией олимпийской чемпионки Юлии Липницкой.
Фигуристка не смогла психологически справиться с изменениями тела, связанными с половым созреванием, и потерей былой легкости катания, вращений и прыжков. Переход от Этери Тутберидзе к Алексею Урманову только ухудшил ситуацию. Ограничения в еде и экстремальная сгонка веса привели спортсменку сначала к невозможности переносить физически нагрузки в сезоне 2016/2017, а затем к нескольким месяцам стационарного лечения для восстановления пищевого поведения. После этого Липницкая завершила карьеру.
Несколькими годами ранее анорексию диагностировали другой российской фигуристке - Юлии Антиповой, выступавшей в паре с Нодари Майсурадзе и тренировавшейся у Артура Дмитриева. В 2012 году Юлия перешла в парное катание, в сезонах 2012/2013 и 2013/2014 Антипова/Майсурадзе становились четверыми на чемпионате России и считались перспективной парой.
В октябре 2014 года Антипина была госпитализирована с диагнозом анорексия – 16-тилетняя девушка на тот момент весила 25 килограмм, а её жизнь находилась под угрозой. Юлия покинула клинику только через полгода, став весить около 50 килограмм. Возвращаться в спорт спортсменка не стала.
Законодательство
В спорте нет юридически оформленных требований к здоровью спортсменов, если вопросы не касаются допинга. Но в других сферах человеческой деятельности анорексия давно признана большой угрозой для здоровья и жизни, и с этой угрозой борются организованно
В 2010 году скончалась 28-летняя французская модель Изабель Каро, страдающая анорексией. В возрасте 28 лет при росте 165 сантиметров Изабель весила 28 килограмм. Перед смертью, чтобы уберечь других девушек, она приняла участие в шокирующей фотосессии, впоследствии ставшей основой промо-кампании против стремления к недостижимым параметрам тела.
Проблему признали, а Италия, Испания и Израиль приняли закон против найма на работу слишком худых моделей уже в 2013 году.
Закон был направлен против пропаганды нездоровой худобы. Теперь для работы в этих странах совершеннолетние (от 18 лет) модели обязаны проходить регулярное взвешивание и при приеме на работу предъявлять сертификат, указывающий их индекс массы тела.
Индекс массы тела (ИМТ) определятся при делении массы тела в килограммах на квадрат роста человека в метрах. Эта величина позволяет оценить, является ли вес недостаточным, нормальным или избыточным.
Выраженный дефицит массы тела начинается от ИМТ 16 и ниже, недостаточная (дефицит) масса тела при ИМТ 16-18,5, нормой считается ИМТ 18,5-24,99.
Для моделей ИМТ установлен 18, не менее, что составляет примерно 55 килограмм при росте 1,75 м. Также этот закон обязывает ставить маркировку «снимок отретуширован» при обработке фотографии моделей, изменяющих их росто-весовые пропорции.
Позже, в 2014 и в 2015 году, подобные законодательные акты начали действовать во Франции, Великобритании и других странах.
Стремление к идеалу
Сейчас внешний вид Виктории Синициной, выступающей в танцах на льду в паре с Никитой Кацалаповым, вызывает опасение за её здоровье.
В 2016-м году, комментируя проблемы Юлии Линицкой, Александр Жулин заявил: «Анорексия — это психология и физиология вместе. Человек, как правило, сознательно на это идет, и уже только затем болезнь приобретает серьезную форму — обратимую, но иногда и фатальную».
Так не пора ли посмотреть у себя под носом?
В интервью августа 2018-го года Виктория Синицина уже признавалась в проблемах: «В Америке абсолютно другая еда. Я питалась так же, как и в Москве, но сразу заметила, что поправиться там можно даже от святого духа. Еще я менялась физически, по-женски. Чуть-чуть что-то проглотила, и вес сразу как рванет вверх! Марина меня постоянно ставила на весы, в меня вселился страх перед ними. Перед взвешиванием я снимала все заколки, резинки, цепочки, в туалет бежала, чтобы, не дай бог, лишнего грамма не проявилось. Я плакала. Но я безумно хотела кататься. Мне во что бы то ни стало нужно было держать себя в форме. Я переступила через себя благодаря Марине. Когда заканчивалась ледовая тренировка и наступал вечер, я надевала штаны, три кофты, а раз в неделю еще и обматывала себя пленкой, и час непрерывно бежала. Устраивала себе жесткую сушку. Сидела на одной диете, на другой, на третьей, потом стала есть один рис. Потом я просто свихнулась на этой теме, став взвешиваться по четыре раза на дню. Это ненормально для человека. Слава богу, голова на плечах у меня есть, и до реальных проблем я не дошла».
Вот так Виктория выглядела в 2016-м, в то время, когда тренировалась у Марины Зуевой в Америке.
Вот так, когда пара только перешла к Александру Жулину, летом 2018-го.
А вот так, болезненно худой и в болтающемся платье, сшитом всего-то три-четыре месяца назад – на чемпионате России, в декабре 2019-го - ребра наружу, полное отсутствие груди прикрыто драпировкой.
Может, пора задуматься - а всё ли ладно? Может, вместо группы Этери Тутберидзе Александру Жулину стоит больше обращать внимания на свою группу?
Нужен ли на льду Кащей Бессмертный? Ни Габриэла Пападакис, ни Александра Степанова не выглядят так, что их хочется, увидев на льду, срочно отвести куда-то и накормить. А уж про Кейтлин Гавайек и вовсе говорить не приходится.
Так нужны ли такие жертвы? Тем более, что нездоровая худоба Синициной особо ни на что не влияет – Кацалапов по-прежнему шатается и дрожит при поддержках, как осиновый лист.
В общем, медали – это хорошо, но любопытная Варвара за бодипозитив и катание в удовольствие, а не на грани вымирания.
Фото РИА Новости
А тут прям реально страшно выглядит. Хоть анатомию изучай.
Если Жулин заставил так ее худеть, нужно вообще его удалить от тренерства!