«Список Шиндлера» – программа-легенда: ее открыла Витт, с ней прославилась Липницкая, а Шулепов влип в скандал с костюмом
27 января – важная дата для мировой и российской истории.
В этот день произошли два ключевых события XX века и оба они связаны с Великой Отечественной войной. В 1944 году была полностью снята блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. А год спустя советские войска освободили Освенцим – самый большой лагерь смерти, в котором за годы войны нацисты убили более миллиона узников. С 2006 года 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.
«Список Шиндлера» – сильнейший фильм о Холокосте с гениальным саундтреком
Большие потрясения часто рождают гениальные произведения в искусстве. Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Александр Твардовский вошли в историю вместе с шедеврами о войне.
Особая история – фильм Стивен Спилберга, снятый в 1993 году, «Список Шиндлера». В картине рассказывается история успешного немецкого промышленника Оскара Шиндлера, который прошел путь от поддержки идей Гитлера и обогащения в годы войны до исключительного гуманизма и спасения узников концлагерей, которых он выкупал у нацистов.
Списки рабочих фабрики Шиндлера помогали евреям избежать попадания в Освенцим. Благодаря подкупу немецких офицеров и подделке документов Шиндлер спас почти 1200 евреев – нацисты отправляли их на уничтожение в лагерь смерти.
Фильм получил 7 «Оскаров», одна из которых досталась композитору Джону Уильямсу.
Если вам кажется, что вы не знакомы с произведениями Уильямса, это ошибочно. Уильямс – один из самых известных композиторов современного кинематографа: он написал музыку для фильмов о Гарри Поттере, Индиане Джонсе и Звездных войнах, сочинил саундтреки к лентам «Мемуары гейши», «Один дома», «Спасти рядового Райана». Уильямc – второй после Уолта Диснея по количеству номинаций на «Оскар» – взял 5 наград в 52-х попытках.
А еще Джон писал музыку к Олимпийским играм, причем четыре раза: в 1984, 1988, 1996 и 2002 годах.
Музыку брали Витт, Савченко, Ильиных и Кацалапов. Но Липницкая – лучшая
Пронзительная музыка из «Списка Шиндлера» популярна у фигуристов – несмотря на трагичную и сложную тему, спортсмены рискуют и ставят программы под заглавную композицию.
На следующий год после выхода фильма музыку взяла главная фигуристка XX века – Катарина Витт. Немка выступала под «Список Шиндлера» на чемпионате мира среди профессионалов в 1994-м. Витт вышла на лед в красном платье и откатала под отрывок, который сейчас берут довольно редко.
В 2002-м итальянка Каролина Костнер дебютировала на взрослом уровне, произвольной она также выбрала музыку Уильямса. Первый сезон на высоком уровне вышел отличным: Каролина заняла с этой программой 4-е место на чемпионате Европы и 10-е – на чемпионате мира.
«Список Шиндлера» – музыка чемпионов. Немецкая пара Алена Савченко – Робин Шолковы взяла для произвольной сезона-2008/09 самый популярный отрывок из фильма. Алена, как и Витт, была в красном платье, Робин – в серых брюках и рубашке. Немцы уступили в Финале Гран-при, зато во второй раз взяли золото ЧМ и победили на всех остальных турнирах сезона.
В следующем сезоне музыку использовали молодые российские танцоры – Елена Ильиных и Никита Кацалапов исполняли произвольный танец под Уильямса и тему из мюзикла «Скрипач на крыше» (кстати, для киноадаптации музыку тоже написал Уильямс и получил за нее «Оскар»). В номере было все: и химия между партнерами, и Елена в серой косынке, и даже выстрелы в конце.
Но самый знаменитый номер под «Список Шиндлера» поставил Илья Авербух в сезоне-2013/14. Вы вряд ли помните программы олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой; можете забыть, почему в Сочи-2014 снялся Евгений Плющенко, и даже не верить, что золото и серебро в парах – это реальность. Но вы точно не забыли Юлию Липницкую – девочку в красном пальто. Гениальное попадание в образ и музыку.
Фильм Спилберга снят на черно-белую пленку, но в нем есть единственное цветное пятно – маленькая девочка в красном: она появляется в кадре сначала бегущей по улице еврейского гетто, а потом – среди трупов. Этот яркий цветовой акцент символизирует перелом в душе главного героя: решение не наживаться на войне, а помогать узникам концлагерей.
А Липницкая стала символом Сочи-2014, появилась на обложке Time – ее произвольную отметил сам Спилберг.
Шулепова и Мияхару раскритиковали из-за нарядов
В этом сезоне композиция в исполнении израильского скрипача Ицхака Перлмана как никогда популярна у фигуристов. Настолько, что в произвольной программе у мужчин на японском этапе Гран-при зрители слышали ее трижды. Но реагировали на номера по-разному.
Канадец Роман Садовский оставил программу с прошлого сезона – его почти не обсуждали в связи с деликатной темой выбора музыки и костюма. Американец еврейского происхождения Джейсон Браун получал лишь положительные отзывы благодаря лаконичному серо-черному костюму и компонентному катанию.
Еще до начала большого сезона досталось японской звезде Сатоко Мияхаре – она в этом году тоже катает под «Список». На US International Classic Сатоко вышла в сером платье с открытой спиной, полоски ткани на которой образовывали Звезду Давида. На нее обрушилось столько критики и обвинений в неуважении к еврейским символам, что уже на следующем турнире Мияхара поменяла платье – теперь она выступает в сером костюме с длинными рукавами и открытой спиной, но уже без дополнений.
Но больше всех обсуждали россиянина Антона Шулепова.
Во многом скандал вокруг Шулепова спровоцировал Международный союз конькобежцев (ISU), номинировавший костюм на лучший в сезоне. После гневных комментариев ISU неубедительно объяснился: произошла ошибка, в номинацию должна была попасть короткая программа (хотя там костюм – предельно простой).
Многие западные СМИ возмутились номинации, заявив, что идея наряда Шулепова – как минимум сомнительная. Россиянин выходит на лед в сложном наряде, состоящим из двух частей. Одна из них – роба узника Освенцима со Звездой Давида, вторая – строгий костюм.
Журналисты предположили, что вторая часть костюма – это стилизация под униформу охраны концлагеря. Эту идею подхватили такие авторитетные издания, как Daily Mail, Inside The Games, Time и The Guardian. Журналистов не смутило отсутствие опознавательных знаков охранников. Хотя, по сути, на фигуристе был просто деловой костюм, переходивший в робу.
«Я воплощал образ Шиндлера, а не изображал нациста»
Шулепов объяснил Sports.ru идею костюма, а также рассказал, что об этом ему говорили болельщики и соперники.
– Верите в то, что ISU по ошибке номинировал ваш костюм из «Списка Шиндлера»?
– Получается, с этим костюмом я хайпанул. Сначала ISU включил в номинацию костюм от произвольной программы, а потом поменял на короткую. Потому что некоторые люди не поняли. Думаю, что и про ошибку ISU сказал, потому что многим не понравилась эта идея.
Идея костюма пришла исключительно из самого фильма «Список Шиндлера». Главный герой сначала ходил в строгом костюме – в обычном пиджаке дипломата. А в конце, когда он спас людей, ему сами евреи выдали робу, потому что война уже закончилась.
С учетом этого мы и придумали костюм: одна половина строгая, а вторая – это его будущее, его эволюция как человека.
– То есть, догадка иностранных СМИ, что в костюме соединяются роба заключенного и форма охранника – неправильная?
– Вообще, очень обидно было такое слышать, потому что много людей после этого мне писали. Кто-то говорил, что я плохой человек. Но кто-то писал: «Спасибо за то, что вспомнили, за то, что помните». Этого я тоже не ожидал.
Я ни в коем случае не хотел, чтобы это рассматривали с плохой стороны. Я уважаю историю, и это очень большая трагедия. Я пытался воплотить образ Шиндлера, а не изображал из себя нациста. Когда говорили, что я якобы в образе надсмотрщика – это вообще бред.
– А как реагировали соперники?
– Со мной катались два еврея – ребята из Израиля. Они оба говорят по-русски, и мы с ними общались на эту тему. И они говорили: «Антоха, классный костюм». Не было никаких даже намеков на плохое. Настоящие евреи, те ребята, которые выступают со мной – Алексей Быченко и Даниэль Самохин – так говорили.
С одним я встретился на этапе Гран-при во Франции, а со вторым – в Японии. Мы хорошо общаемся, они сказали, что костюм классный и идея очень хорошая.
Фото: imdb.com; РИА Новости/Александр Вильф
Вероятно, оно перестало быть спортом и стало искусством, только произведениям искусства суждено переживать своих создателей. Голы Пеле, Месси и Роналду забудут быстро, катание Липницкой - как минимум, не скоро.
Просто Юля появилась - и я стал фанатом ФК, хотя был человеком, к нему равнодушным. Этим всё сказано. А СШ был лучшей Юлиной программой.
А Джейсон Браун вчера откатал свой СШ гениально, к слову. Ничего лишнего в костюме, никакого буквализма в виде, не дай Бог, выстрелов и прочей ерунды -- только потрясающее катание, прекрасная работа корпуса и рук и зашкаливающая выразительность, в сочетании с музыкой Уильямса доводящая до слез.
И дело не только в костюмах, красивой постановке, выдающейся хореографии, мастерстве исполнения элементов - а прочувствовании до кончиков пальцев. Программа - как по тонкому льду - шаг влево, вправо - и где-то не то и как - будто не о том...
Юля Липницкая сама выбрала эту музыку и тему для своей Олимпийской программы. И. Авербух и Э. Тудберидце ей помогли создать программу, которая не забудется любителями фигурного катания.
А "секрет" Юли, мне кажется, - память в нашем народе на генетическом уровне и дар исполнительницы быть искренней и органичной.
Юля - безусловно! Для меня.
2. Забавно было прочесть что для Каролины Костнер в ее первый взрослый сезон отличным результатом были 4 место на ЧЕ и 10 на ЧМ. А наших девочек в первый взрослый сезон грызут за серебро, бронзу, да и золото ЧЕ, по мнению некоторых критиков, выиграно недостаточно идеально.
когда в Германии на каком-нибудь канале ТВ показывают "Список Шиндлера", то всегда без рекламы. Единственный фильм, который показывают по ТВ без перерывов на рекламу.