Даниил Глейхенгауз: Прежде всего тренерам нужно перешагнуть в голове через барьер, что девочки могут прыгать четверные
Русский Тренер и Хореограф Хрустального Даниил Глейхенгауз после Финала Гран-при, отвечая на вопросы зарубежных журналистов, прокомментировал выступления подопечных в Турине, объяснил, что явилось предпосылками освоения и исполнения фигуристками Четверных прыжков, рассказал о своей любви к балету и о создании новых программ.
Алёна Косторная выиграла Взрослый Финал Гран-при, как и год назад Юниорский Финал в Ванкувере. Что можете сказать о ее выступлении в Турине?
Алёна заслуженно завоевала Золотую медаль. Она чисто исполнила две программы. Была великолепна в хореографии. Показала, что можно набирать огромные баллы и ставить Мировые Рекорды с тем набором, который у нее есть.
Будем работать дальше. Надо все равно прогрессировать. Посмотрим, если будет возможность, станем изучать четверные. Пока идет сезон, об этом сложно говорить, потому что на это нет времени, да и риск травмы слишком высок.
Еще одна ученица вашей группы Анна Щербакова стала Серебряным призером. Как оцениваете ее прокаты?
В Турине у Ани пока было лучшее выступление в короткой программе. Она поставила личный рекорд, поэтому к короткой программе не было никаких вопросов, за исключением того, что в программу надо добавлять тройной аксель.
Что касается произвольной, то мы в первый раз пошли на Четверной Флип. Знали, это риск, что можно прокатать программу с двумя четверными лутцами, добиться чистого выступления. Мы это обсудили, и сама Аня хотела усложниться и попробовать новый Четверной. Действительно, где пробовать, как не на Финале Гран-при? Пробовать и рисковать.
Впереди Чемпионат России и, дай Бог, основные старты -- надо накатывать более сложный набор. Поэтому я поздравляю Аню с тем, как она справилась с новой версией своей произвольной программы и при этом получила очень хорошие компоненты, что позволило ей занять второе место.
Александра Трусова завоевала Бронзу, запланировав в произвольной программе Пять Четверных прыжков, что не под силу многим мужчинам.
Саша пошла на тройной аксель в короткой программе. Мы его только недавно выучили, и пока стабильность исполнения оставляет желать лучшего. Это был такой риск-риск, но это же Саша! Поэтому тут даже нечего обсуждать. Отговорить Александру от того, чтобы не прыгать что-то более сложное, невозможно.
Мы понимаем: цель – Олимпиада, и подготовка к ней идет уже сейчас. Чем раньше Саша начнет накатывать тот контент и те программы, которые она хочет показать там, тем легче ей будет в нужный момент.
Прокат произвольной программы с Пятью Четверными – здесь сложно что-то говорить. Хотя Юдзуру Ханю и Нейтан Чен показали, что можно сделать пять четверных в одной программе на высоком уровне. У Саши в Турине не получился четверной сальхов – она сделала «бабочку» и потеряла баллов 10-12.
Такое количество Четверных – всегда риск. Одна ошибка и ты третий, один выезд и ты первый. Именно это и добавляет интереса. Конечно, может быть, в самый важный момент мы сможем проконтролировать до конца количество четверных, чтобы у Саши получился максимальный результат. Но пока она взрослеет, прогрессирует, ей хочется это делать, и невозможно остановить человека в его стремлении развиваться.
Алина Загитова прекрасно исполнила короткую программу, а в произвольной допустила ошибки. Как вы думаете, что произошло?
Это были два дня абсолютно разных эмоций.
Мы были очень горды за Алину после короткой программы, потому что она показала идеальное сочетание всех элементов в прокате от прыжков до дорожки, вращений. К тому же, эмоционально она передала то, что я хотел видеть в этой постановке. И всё наоборот случилось в произвольной программе...
Мне сложно сказать, что произошло у Алины внутри до и после проката, потому что те эмоции, которые переживает спортсмен от побед или поражений невозможно прочувствовать другим людям. Мы лишь можем Алину поддержать и быть с ней в этот непростой момент. Алина – человек с сильным характером.
Еще один фигурист Вашей группы Даниил Самсонов на первом в карьере Юниорском Финале Гран-при завоевал Бронзу. Этот спортсмен производит впечатление не по годам серьезного и взрослого человека. Это так?
Даня отличается отношением к делу, тренировкам. Он собран и серьезен всегда. От него сложно добиться улыбки. Но для работы это хорошо. У Дани есть цель. Понятно, речь идет об Олимпиаде. И он идет к своей цели. Он совсем еще юный спортсмен. Первый год, первый сезон выступает по юниорам на международном уровне.
К сожалению, в короткой программе Даня ошибся на тройном акселе, хотя эту программу он может катать чисто и набирает очень хорошие баллы. В Турине этого, конечно, не хватило для общего результата. В произвольной программе были ошибки. Мы потеряли один каскад. И то, что заняли 3-е место с такими прокатами, считаю, хороший итог.
Дальше будем готовиться к Национальному Чемпионату. В Турине мы катались с одним четверным, на тренировках с двумя – лутцом и флипом. Просто это надо накатать, чтобы было все более стабильно.
Девочки Вашей группы, америкака Алиса Лью, Лиза Туктамышева, японка прыгают в программах четверные прыжки и тройные аксели. Ваше мнение, что послужило причиной такого явления в женском катании?
Мне кажется, прежде всего тренерам нужно было перешагнуть в голове через мысленный барьер, что девочки могут прыгать Четверные. Весь вопрос заключался в том, что мы никогда этого не видели. Да, были единичные случаи, но никто не думал, что это нужно, это возможно. И главная сложность состояла в том, чтобы ментально перешагнуть этот рубеж. Сейчас же Мы видим, это вполне реально, это делают не единицы. Не только в России. И это говорит о том, что Мы подтолкнули весь мир к развитию, и мир нам ответил. Появляются все новые и новые соперники, владеющие такими же четверными прыжками. Этот прогресс не остановить.
Думаю, теперь это станет обыденностью, как было с мальчиками. Ведь раньше и мальчики прыгали тройной аксель, потом четверной тулуп, и это продолжалось довольно долго. В лучшем случае прыгали два четверных тулупа.
Потом Тимоти прыгнул четверной сальхов. Затем Брендан Мраз исполнил четверной лутц. И те, кто прыгал четверные, подумали: «Раз мы прыгаем сальхов, то почему не можем лутц?» Лутц для многих легче сальхова. И мальчишки стали прыгать другие четверные, не только тулуп. Количество четверных прыжков в программах выросло.
Поэтому неудивительно, что и в женском фигурном катании произошло то же самое. Увеличилось количество спортсменок, которые прыгают тройной аксель. Теперь мы подошли к тому, что девочка, которая начинает заниматься фигурным катанием, для нее эти прыжки становятся нормой. Она видит соревнования, где спортсменки прыгают четверные и аксели в три с половиной оборота. И девочка идет заниматься с мыслью, что тоже хочет прыгать Четверные.
Просто произошел скачок, который должен был произойти, потому что сложность в женском одиночном катании уже «застоялась».
Конечно, это было тяжело принять, потому что мы не видели женское фигурное катание в таком виде. Но молодым людям, которые приходят и придут в фигурное катание, через какое-то время будет казаться странным, что когда-то девочки не прыгали Четверные.
Значит, в большей степени это вопрос психологии?
Да, просто сами тренеры не были готовы это принять. И спортсменки, кстати, тоже. Сейчас к самой идее изучения Четверных, тройных акселей наши спортсменки относятся спокойно. И потом нет такого, что Мы заходим на прыжок с первой же попытки. Мы долго готовились на удочке, с защитой, физически, но все равно было страшно. Любая попытка четверного – это риск. Но, как показывает практика, травму можно получить и выходя со льда, как угодно и где угодно. Поэтому при изучении сложных прыжков надо быть всегда сосредоточенным, все контролировать, чтобы спортсмен не заходил в сложные элементы на фоне усталости и так далее. Но это работа тренеров…
Что бы ни говорили, но Четверные у девочек становятся нормой. И все будут стремиться к тому, чтобы прыгать сложные прыжки.
Но есть люди, которые говорят -- это опасно. Хотя раньше тоже самое говорили, когда женщины начинали ездить на лошадях или велосипедах, например.
Если говорить о фигурном катании, то тут роль играет вопрос роста и веса. Если у мальчика рост 180 и вес 70, и он прыгает четверной, то средний рост девочки 160 и вес 50. И девочка тоже может делать этот прыжок. Тем более, что девочки более растянуты, мягкие, гибкие, а когда твое тело настолько подготовлено, мышцы эластичны, то вероятность травм меньше.
Посмотрите на Юдзуру, насколько его связки, мышцы идеальны, когда он «взрывается», заходя на прыжок, и полностью их расслабляет потом. Даже когда он падает, то зачастую видно, насколько он смягчает падение за счет расслабления.
Как кошка?
Да, как кошка. Поэтому я не понимаю причин возмущения, почему девочки не должны прыгать Четверные прыжки. Сейчас Лиза Туктамышева показала всем: если обладаешь техничным прыжком, то можешь прыгать тройные аксели и выучить четверной в любом возрасте. При тех возможностях толчка и крутки, которые есть у Лизы, если бы она с детства поставила цель учить четверные, если бы это было нужно в тот период ее карьеры, то она могла бы прыгать все пять четверных. Но, может, четыре, за исключением ритбергера. Просто в то время это было не нужно, и Лиза эти прыжки не учила. А сейчас начала учить и оказалось, что она может их прыгать.
Тем более, как вы сказали, для девушек с их ростом и весом – это менее травмоопасно, чем у ребят.
Естественно. К тому же девушки намного внимательнее относятся, как надо подходить к этому процессу. Они всегда разомнутся, сделают нужные массажи, не поленятся, побегают, разминки, заминки, поэтому их тело будет восстановлено после нагрузки. Мальчики чаще «забивают» на это. По себе помню: пошел заминаться, 5 минут и убежал. А на следующий день мышцы сжались, пошел в сложный элемент, чуть-чуть дернул и микротравма.
Поэтому очень важно после любой тренировки полностью расслабить тело – растянуться, массаж, процедуры…
После такого восстановления на следующий день можешь приступить к таким же тренировочным нагрузкам и риск травмы будет минимальным.
Ваша мама была балериной в «Большом театре», почему вы не пошли по ее стопам, не выбрали балет?
Потому что с четырех лет я занимался фигурным катанием, а в балет набирают с семи. К тому времени я уже три года катался и не захотел уходить. Я плакал и орал, что в балет не пойду. Хотя мама отвела меня в фигурное катание с целью, чтобы я подготовился к поступлению в балетную школу.
Ваша мама Людмила Шалашова недавно ушла из жизни. И вы поставили Алине Загитовой показательный номер в память о вашей маме. Можете рассказать, как родилась эта идея?
Показательная программа, которую Алина исполняла на Гран-при в Саппоро, посвящена моей маме, которая ушла от нас больше месяца назад… Этот номер родился у меня через 3 дня после того, как все случилось. Я пришел на тренировку и сказал Алине, что у меня появилась такая идея. Алина спросила: «Не хотите ли вы сами исполнить этот номер?» Это было очень мило с ее стороны, но я все-таки решил передать свои чувства, душевные переживания через Алину и спасибо ей огромное, что она согласилась. Этот номер символизирует новую жизнь, что-то естественное, связанное с природой, красивое, понятное людям. Этот как перерождение, светлые воспоминания. Мне так легче было перенести и пережить тяжелую утрату.
Как ваша мама помогала Алине?
Мама занималась хореографией со всей Нашей группой. Отрабатывала все поставленные программы в зале – каждую руку, каждый жест. Она очень много работала с Алиной в олимпийский сезон над «Черным Лебедем» и «Дон Кихотом». С Алиной они были очень близки, и Алина подарила маме на день рождения котенка , который сейчас живет со мной. Кошечка выросла. По характеру очень похожа на Алину…
У Алины с моей мамой были доверительные отношения. И для Алины – уход моей мамы стал тяжелым ударом, как и для всех спортсменов Нашей группы.
Извините, что мы заставили вас переживать… Скажите, вы не стали заниматься балетом, но вам нравится балет?
Конечно. Как балет может не нравиться? Просто моя жизнь тесно связана с фигурным катанием, и мне кажется, что у нас, фигуристов, чуть больше возможностей, чем в балете. Используя лед, коньки, можно сделать чуть больше, чем на паркете.
У вас есть любимый хореограф в балете?
Морис Бежар.
Почему именно он?
Потому что у него своеобразная и особенная хореография. Я пытаюсь в своих программах и в своей работе тоже делать что-то отличающееся. Каждый хореограф должен иметь свой почерк. И чтобы его запомнили, он должен делать то, что до него не делал никто.
В вашей группе много учеников, как вам удается ставить всем разные программы?
Это и есть самое сложное. Я готов обратиться к музыкантам, чтобы они быстрее писали больше новой музыки, потому что у многих композиторов таких, как Макс Рихтер, Дарио Марианелли, я использовал почти все их композиции. Им надо быстрее работать, потому что мы ставим много новых программ, а они пишут не так много новой музыки.
Конечно, мы делаем программы вместе с Этери Георгиевной и Сергеем Викторовичем. Вместе ставим. На такое количество программ необходимо огромное количество идей.
Спасибо и успехов.
Источник: ФФКР.