Загитова и Косторная – главные артистки фигурного катания. Конкуренция и правила заставляют их перевоплощаться
Фигурное катание 2019-го – новый вид спорта. В нем нет первой и второй оценок, нет оценок за технику и за компоненты. В нем нет логики. В нем есть всего один закон – закон шока.
В фигурном катании 2019-го недостаточно быть гением компонентов, чтобы противопоставить это просто технике. Недостаточно быть гением техники, чтобы противопоставить это просто компонентам.
В фигурном катании 2019-го кому-то чего-то все время недостаточно.
Перфоманс, скольжение, глубина ребер, владение коньком, флоу, артистизм, хореография, образ, эмоциональная вовлеченность, костюм, мелодия, попадание музыки в темп проката, линии.
Есть вещи, которые нелепо дробить на детали. Не дробят понравившуюся книгу на слог, темп и количество слов с буквой «р». Не делят любимую песню на высокие и низкие звуки. А искусство – на 9 букв.
Раньше вы называли это одним словом «компоненты», сейчас можете называть двумя. Алена Косторная. Потому что некорректно в фигурном катании 2019-го говорить, что у Алены Косторной есть скейт скиллз, флоу и владение коньком. Это у скейт скиллз, флоу и владения коньком есть Алена Косторная.
Девушка с абсолютно уникальным навыком: она дарит ощущение легкости исполнения всего, не делая ничего легкого. Несовместимы понятия «Алена Косторная» и «борьба». Или «Алена Косторная» и «выгрызла элемент». По большому счету, не совместимы понятия «Алена Косторная» и «спорт».
У нее есть антипод.
Скорость, гибкость, сила крутки, акробатика, сложность заходов на прыжки. Далеко не весь список того, как дробится техника в восприятии наблюдателя. До осени 2019-го у техники тоже было два слова. Алина Загитова. Они значили гораздо больше и блестели намного ярче, чем безликое «техника».
Но несовместимы понятия «Алина Загитова» и «легкость». «Алина Загитова» и «парит надо льдом». По большому счету, не совместимы понятия «Алина Загитова» и «искусство».
Весь абсурд фигурного катания 2019-го в том, что гений компонентов может побить техникой гения техники, проигрывая ему компонентами.
Если вы пересмотрите прошлогоднюю короткую программу Косторной в финале юниорского Гран-при – та же программа, та же музыка, та же фигуристка – вы поймаете себя на очень странном чувстве. Вам понравится ничуть не меньше, чем вчера. Косторная была гением компонентов еще год назад, только аксель был двойной, а каскад – лутц-тулуп, вместо флипа-тулупа. Разница – в обороте на одном прыжке и положении ноги при отталкивании ото льда на другом. Тогда Косторная набрала меньше баллов, чем Кихира в пятницу.
Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах
Если вы пересмотрите прошлогоднюю произвольную Загитовой на ЧМ, то обнаружите: ее контент ничем не отличается от того, что она катает сейчас. Но сейчас она стоит на 4 балла меньше.
Эти девушки лишь кажутся противоположностями. Возможно, ничто не бывает настолько похожим, как противоположности.
На контрольных прокатах в сентябре у Косторной не было тройного акселя. На контрольных прокатах в сентябре техника Загитовой была намного сильнее техники Косторной.
Когда читаешь историю Алены, как появился тройной аксель, – взрывается мозг. «Еще до сентябрьских прокатов на обсуждении планов меня внутренне очень резало, когда я с разных сторон слышала: «Ну да, ты молодец, но вот если бы ты еще и прыгала то-то». Как же меня эти «вот если бы» разозлили!»
Или вот еще: «Я была расстроена, потому что плохо откатала программу на тренировке. Я сидела у нее [Дарьи Павлюченко] дома вялая, она ко мне подошла и сказала, что надо что-то менять, что у меня все получится. На следующий день я вышла, и Сергей Александрович Розанов предложил попробовать аксель еще раз».
У Косторной есть тройной аксель, потому что ее разозлили комменты и было грустно. Она попробовала его примерно так же, как могла бы попробовать лимонный сорбет от Movenpick – «почему бы и нет?».
Но тройной аксель есть и у Туктамышевой, и у Кихиры. А мировой рекорд за короткую программу – 85+ есть только у Алены. Дело – не в обладании тройным акселем.
Ей нужна была техника, чтобы фигурное катание не отказывалось смотреть на ее искусство.
Алина Загитова – это недостижимая техническая база, которая внезапно стала посредственностью на фоне Трусовой и Щербаковой. Отсюда уход в авангард с программой Me Voy, под поп-мелодию, где явно упрощены связки по сравнению с обычным набором Алины. Алина, которая выиграла все в фигурном катании, катала только классику. Новый образ, новый стиль; и так вышло, что новое тело.
Вчерашний гений техники говорит: «Четверные для меня пока слишком опасны». И не усложняется ни на элемент. Она ярче – и в Me Voy и в «Клеопатре», но тяжелее. Ее оценка падает, потому что техника не растет.
Ей нужно искусство, чтобы фигурное катание не считало ее технику нулевой.
Косторная и Загитова – фигуристки, ломающие барьеры, которые фигурное катание ставит у них на пути. Алене фигурное катание говорит, что искусство вторично; Алине, что она – не та, от которой ждут искусства.
Фигурное катание делает из Косторной и Загитовой главных артисток этого спорта.
У одной это – природный талант, обаяние звезды с обложки. У другой – единственное, что она до сих пор не выиграла в этом спорте, титул «Загитова – артист». Красотка и собирательница титулов. Первая – экстраверт, она открыта зрителю, она про влюблять и жечь, вторая – интроверт, она – про силу духа и вызов.
Косторная и Загитова – это Фернандес и Ханю фигурного катания. Джазовая улыбка и сила самурая. Кажущиеся антиподы – две грани одного и того же.
Много лет назад просто милая фигуристка Киира Корпи могла противопоставить улыбку технике лучших фигуристок в Европе. Всего два года назад просто техничная фигуристка Алина Загитова могла поставить все прыжки во вторую половину программы и выиграть Олимпиаду.
Нельзя быть просто милой. Посмотрите, как росли компоненты Косторной в этом сезоне – прямо пропорционально росту техники. Нельзя быть просто техничной – фигурное катание запретило прыгать все прыжки во второй половине программы.
Нельзя, нельзя, нельзя.
Искусство бывает разным, и к нему приходят по-разному. Кто-то – лениво потягивая Пино-нуар в гамаке, кто-то – проходя через войну. Но все приходят к искусству в попытке побороть чье-то «нельзя». Косторная уже пришла к нему, пусть и в мире, убежденном, что космические корабли много важнее Дэвида Боуи. Чтобы спеть песню, ей пришлось напялить скафандр.
Загитова еще придет в Me Voy. И пришла в «Клеопатре». 151+ за произвольную в Саппоро – это не оценка за лутц-риттбергер. Это оценка за гораздо большее.
Вопрос лишь места, времени и нескольких совпадений: где и когда Алена и Алина будут бороться с фигурным катанием, превратившимся в разбег-прыжок.
А еще у фигурного катания – у женского, прогрессивного – больше не осталось артисток. Sports.ru спросил Лизу Туктамышеву, кого бы она включила в топ-3 в истории женщин. Лиза назвала Костнер, Ю-На Ким и Эшли Вагнер. Из этих троих лишь Ким была техническим гиком, и то ее уровень катания сейчас сошел бы за запредельно-компонентный. Сейчас не осталось таких фигуристок.
Кроме Косторной. И кроме Загитовой.
Если представить, что Косторная – новая Костнер, а Загитова – новая Ким, осталось найти Эшли Вагнер. Хотя, скорее всего, под нее просто не хватит мест в сборной.
Закон шока.
В фигурном катании 2019-го побеждают перевоплощения. Сломанные барьеры, сломанные тренды, сломанные ожидания. Побеждает тот, кто шокирует публику совершенно непредсказуемой и до сих пор невиданной интерпретацией самого себя.
Именно поэтому в фигурном катании 2019-го, способном превратить кого угодно в кого угодно, в мире, где право быть собой нужно заслужить вынужденным приобретением качеств, где чтобы вырваться из мейнстрима, ты должен стать мейнстримом, невозможно предугадать, что будет завтра.
Остается только сейчас. Надевайте скафандр. Открывайте плейлист. Полетели.
Итоговое положение
1. Алена Косторная (Россия) – 240,002. Рика Кихира (Япония) – 231,843. Алина Загитова (Россия) – 217,994. Юхана Йокои (Япония) – 189,545. Мако Ямашита (Япония) – 189,256. Софья Самодурова (Россия) – 183,27
У вас нет никаких барьеров, чтобы подписаться на Telegram-канал Ивана Кузнецова
Фото: globallookpress.com/Raniero Corbelletti/AFLO (1, 5), Naoki Morita/AFLO (2, 3, 4), Kiyoshi Sakamoto/AFLO
чё?..
Вообще не согласен.
Автор, из-за Загитовой изменили правила фигурного катания.
Своей программой на олимпиаде Алина показала, что такое нереальная техника и артистизм. Это такая программа, которую люди запомнят навсегда. С учетом того, с каким психологическим прессом ей приходилось бороться, ее достижения в спорте можно умножать на два.
И да, сейчас она проигрывает в прыжках всей тройке из своей команды, но техника, сложность ее программы, то самое зрелое женское катание, у неё на невероятном уровне.
В целом же, вся статья, это очередной наброс ради хайпа.
Почему мы по-разному это воспринимаем? Да потому же, почему выбираем себе в пару тех, а не иных. Совместимость - она на органическом, непознанном уровне. Для кого-то Загитова - совершенство во всём, а кто-то отторгает её на подсознательном уровне. Примирить этих людей невозможно.
По мне, Загитова женственна как ни одна другая фигуристка. Я отмечала это ещё с самого её выхода на свет. Уже в подростке видна была гармоничность, несмотря на ставку на технику. Мне без разницы, что многие не видят её особенную пластику, душевность, духовность, вообще красоту, отражающиеся в её катании. Не всем дано. Но она любима слишком многими зрителями, чтобы отрицать эти её качества. Люди воспринимают эту природную красоту в той или иной степени.
Косторная тоже удивительно красива от природы, но это другая красота, настолько, насколько любая красивая женщина отличается от другой красивой женщины. Да-да, именно женщины, юные, но не подростки. Косторная тоже берёт никаким не искусством, а высокого уровня техникой + природными данными. Она двигается как никто. Это её натуральные движения, а не выученные на уроке. Именно потому, что это её естественные движения, мы воспринимаем их как совершенную гармонию. И вампирские ужимки помогают ей только потому, что не портят её природную красоту.
Вот и весь секрет.
Возьмите Ямашиту. В любом образе она смешной, нелепый, верткий медвежонок, не более. Обе ее программы были в этот раз откатаны успешно, но оба раза мне хотелось, чтобы это быстрее закончилось. Да хоть она МХАТ и ГИТИС закончит с отличием, никогда не будет воплощением красоты фк. Сакамото - и скользит, и прыгает, но увы... Медведева... на сегодня это фальшь во всём, и на льду тоже. Потуги на актерство уже неуместны, потому что не по возрасту, да и в сравнении с новыми звёздами... тухло.
Взгляните правде в глаза: нет в фк-спорте искусства. Лишь природная гармония - или есть, или нет. Вкупе с чисто спортивными качествами.
Штааа??🙄🤯🤦🏻♀
Вопрос к редакции, нельзя ли отдать написание статей в руки болельщиков?
Контент Алины прошлого года: 3 лутц - 3 тулуп в первой половине; 3 лутц- 3 риттберггр во второй половине (в бонусной зоне).
Контент Алины этого года: 3 лутц - 3 риттбергер в первой половин; 2,5 аксель - 3 тулуп в первой половине; каскада 3-3 в бонусе нет.
Теперь еще один вопрос. Может здесь и есть разница в 4 балла, дорогая редакция?