5 мин.

Судьи начали охоту на фигуристок Тутберидзе: придираются к прыжкам, 90% последних лутцев – с ошибками

Анна Щербакова уже в финале Гран-при – главный итог мегаспокойного китайского этапа.

Победа Ани в Чунцине вышла даже увереннее, чем три недели назад на Гран-при США: два чудесных проката, 25-балльный отрыв от японки Мияхары, личный рекорд в короткой программе и очередное вау-преображение платья из синего в красное.

Но эти детали оказались в тени главного тренда последних этапов Гран-при: судьи устроили охоту за зубцовыми прыжками фигуристок Этери Тутберидзе. Просто статистика из протоколов последних этапов, которая немного шокирует:

• неделю назад на этапе во Франции Алина Загитова впервые в карьере столкнулась с судейскими претензиями к ребру на лутце. Их набралось сразу три: неверное в короткой программе и два неясных – в произвольной.

Возмущенные болельщики даже ринулись в инстаграм к судившему тот турнир голландскому техконтролеру, но, похоже, дело не только в нем.

«Когда мы с Алиной пришли в группу, у нее было ребро на лутце и с ней очень много работали, исправляли его. Если приглядеться, то сначала она делает перетяжку внутрь-наружу и в конце, когда ставит зубец, может перейти на внутрь, только нужно приглядеться к этому. Обычный зритель, который болеет, может этого даже не заметить», – рассказала фигуристка Дарья Паненкова, тоже сорвавшая джек-пот внимания к инстаграму от болельщиков.

«Позорно тявкать на великих». Бывшую ученицу Тутберидзе затравили за критику Алины Загитовой

• в короткой того же французского этапа Алена Косторная получила отметку о неясном ребре на тройном лутце. В произвольной вопросов к лутцу уже не было, зато появились к флипу.

Правда, Алена, в отличие от Алины, имела проблемный бэкграунд с лутцем: из 18 прыжков до нынешнего сезона к 4 она получала замечания, а Тутберидзе всегда минимизировала лутцы в ее программах, предпочитая флипы.

• все 5 лутцев Анны Щербаковой в Китае вызвали у судей сомнения в правильности ребра: и единственный тройной в короткой программе, и четыре в произвольной – два тройных и два четверных. Для сравнения – у остальных 11 фигуристок этапа на всех только 6 таких ошибок.

И снова странная подробность – ни к одному из почти трех десятков лутцев, сделанных Щербаковой прежде, вопросов у судей не возникало. Ни разу.

После короткой в Китае мы удивились первым в жизни ошибкам Загитовой и Щербаковой на ребре и подробно разобрали их природу.

1. Ребро встречается только на зубцовых прыжках – лутце и флипе.

2. По правилам, флип исполняется с внутреннего ребра конька, лутц – с внешнего.

3. Бывает, что фигуристы нарушают технику: отрыв на лутце с внутреннего ребра, или флипе – с внешнего считаются ошибкой.

4. Если судьи видят явно противоположное ребро на толчке, то базовая стоимость элемента сохраняет 80% от базы, а элемент получает минусы; если не видят нужного ребра (как вчера и сегодня у Щербаковой) – база сохраняется, но ограничиваются бонусы.

Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах

Загитова, Косторная и Щербакова – не первые фигуристки Тутберидзе, столкнувшиеся с проблемными ребрами на лутце. Такая болезнь была и у ранних учениц Этери – Юли Липницкой и Жени Медведевой, а избавится от нее не помогли ни время, ни смена тренера

Но это совсем не значит, что все проблемы – в методиках Этери. Навыки прыжков закладывают в раннем детстве, а переучивать всегда сложнее, чем учиться с нуля – главные вопросы к детским тренерам фигуристок.

Причину этой ошибки в методических пособиях разбирал тренер Виктор Кудрявцев – технический гуру фигурного катания:

«Не каждый тренер может научить заходу на лутц не просто с наружного ребра, а с дуги назад наружу, так чтобы вопросов про ребро вообще не было. Сейчас почти все делают лутц таким образом: только в последний момент меняют ребро и прыгают, потому что чем короче и круче дуга въезда на прыжок, тем легче его выполнять. Если сразу ехать на ребре, то там дуга задает большой общий наклон, удержать плечи, а потом раскрутиться в обратную сторону сможет далеко не каждый.

Обучать детей флипу и лутцу надо только после того, как они овладеют дугами. Понаблюдайте, многие начинающие фигуристы даже через 3-4 года занятий не способны после тройки устоять на внутреннем ребре при исполнении внутренней дуги назад. Обычно все они после тройки заваливаются вперед на зубец, потому что их центр тяжести смещен вперед из-за того, что их не научили после тройки выпрямлять ногу».

Полностью правило о прыжках с неправильных ребер звучит так:

«В случаях отсутствия отрыва с чистого правильного ребра техническая бригада указывает судьям на наличие этой ошибки, используя знаки «e» (ребро), если ребро отрыва явно неправильно, и «!» (внимание), если ребро отрыва не ясно. Техническая бригада может смотреть повтор в замедленной скорости. Обе эти ошибки отражаются судьями в GOE».

Да, здесь нет штрафа за неясное ребро – от базовой стоимости прыжка отнимается 20% только за неверное. Но потери все равно происходят – за счет снижения бонусов.

Например, за идеальный четверной лутц в США Щербакова получила бонусные 3,29 балла (оценки от +2 до +4 от судей). А за тот же каскад с неясным ребром в Китае – лишь 0,96 (от -1 до +2). На тройном лутце разница заметно ниже из-за базовой стоимости – около балла (1,52 против 0,34).

На первый взгляд ничего критичного, особенно когда преимущество измеряется десятками баллов – как сегодня у Щербаковой. Но вы помните, что неделю назад во Франции Загитова уступила американке Марайе Белл в произвольной крошечные 0,82 балла – для таких ситуаций любое снижение становится определяющим.

И есть ощущение, что изменившееся отношение судей к прыжкам фигуристок из группы Этери – далеко не случайное совпадение. 

Гран-при по фигурному катанию

Shiseido Cup of China

Женщины

Итоговое положение

1. Анна Щербакова (Россия) – 226,042. Сатоко Мияхара (Япония) – 211.183. Елизавета Туктамышева (Россия) – 209,104. Ю Ен (Южная Корея) – 191,815. Софья Самодурова (Россия) – 185,29

Щербаковой подарили огромного медведя: он в несколько раз больше Ани, даже непонятно, как перевозить

Фото: REUTERS/Stringer; globallookpress.comRaniero Corbelletti/AFLO; REUTERS/Emmanuel Foudrot; globallookpress.com/Kenjiro Matsuo/AFLO