14 мин.

Фигурное катание как терапия

     Три истории о том, как фигурное катание смогло зарядить людей жизненными силами.

     Месяц назад с объёмного поста у нас начался мини-цикл о людях, связанных с фигурным катанием, которых постиг какой-то недуг. Тема тяжелая, поэтому хотелось завершить её на позитивной ноте. Тремя историями, из которых, правда, однозначно “хэппи-эндовы” лишь две. Третья, по сути, без начала и конца, но со светлым чувством, возникающим при понимании того, каким энергетическим потенциалом обладает фигурное катание.

     С неё и начну, чтобы потом закончить пост счастливыми концовками. В этот раз ни в одном рассказе нет какой-то жести или физиологических подробностей, и насчёт этого можно не беспокоиться.

                                                                                     *****

     Пару недель назад на одном из ледовых шоу в специально отведённом месте, поближе ко льду, сидела девочка лет 12-ти в инвалидной коляске. Она завороженно глядела на лёд, все два часа не отрывая взгляд от происходящего на нём действия. И в отличие от нас, взрослых, которые замечают и хорошее и плохое (не редко второго больше, чем первого), не обращала внимания на бабочки, срывы отдельных спортсменов, слабо готовых даже для уровня шоу, как, допустим, Аделина С. Она была просто рада видеть её выступление вживую и акцентировалась исключительно на успешно выполненных элементах, например, той же фирменной ласточке.

     Я сидел далековато от неё и, естественно, в момент выступлений не мог видеть её реакцию на прокаты, больше того, первую половину шоу (до перерыва) даже тяжело было разобрать, взрослый человек это или ребёнок. Но я увидел выражение её лица уже после окончания представления, когда направляясь к выходу, проходил мимо и вот в тот момент уже смог разглядеть весь вихрь эмоций и её восторг от увиденного.

     Судя по соцсетям, девочка и сама спортсменка, играет в команде по хоккею с ограниченными возможностями. Там же в соцсети мне бросилась в глаза реакция её мамы, выраженная словами благодарности в адрес организации, подарившей дочери такой маленький праздник. И они лишь подтверждают предположение о чувствах девочки во время шоу. Она написала простые слова, что-то типа: “Спасибо -  это было восхитительно! Дочка весь день пересматривает видео и говорит: Я ещё хочу. Там было так классно!”       

     Вроде обычные фразы, тем более что через комментарий тяжело передать реальные эмоции, но, тем не менее, в них всё равно чувствуется многое: благодарность, материнская любовь, радость за то, что твой ребёнок счастлив, и много всего остального.

     Вот в таких ситуациях, мне кажется, и проявляется истинное предназначение такого вида спорта, как фигурное катание, его значимость – заряжать энергией, дарить радость и позитив. Плюс, конечно, такие ситуации вновь учат стараться находить хорошее во всём.

                                                                                          *****

     Я не знаю, сможет ли когда-нибудь та девочка снова ходить, но хочется верить в лучшее. И чтобы подогреть эту надежду или просто хоть как-то (если это вообще возможно) уравновесить соотношение грустного и радостного, а также зарядить порцией добра в преддверии Чемпионата Мира, поговорим о другом случае. Связующей элемент между ними – это инвалидная коляска, и в этой истории момент борьбы с болезнью закончился более чем счастливо.

                                                                                         *****

     Если бы вы встретились с Элиз Фризер лицом к лицу, то согласились бы с тем, что она просто идеальное “телевизионное лицо”. От неё так и лучатся искренность и непосредственность. Всеми обожаемая и невероятно талантливая 11-летняя (на тот момент) фигуристка была звездой рекламного ролика, который транслировался в Америке в период начала ОИ-2018.

     В 60-ти секундном рекламном ролике кампании “SunTrust” под названием “Спасём Ваши Мечты” спортсменка из Колорадо-Спрингс предстала в роли “собирателя подарков”, выброшенных на лёд после выступления олимпийца. Элиз попадает в центр внимания после того, как подбирает плюшевого мишку: свет гаснет и луч прожектора оказывается направлен исключительно на неё. Не растерявшись, она, кружась с медведем, танцует под песню «Что за чувство», из фильма «Танец-вспышка». Слоган рекламы гласит: «Требуется уверенность, чтобы мечтать о многом».

     Девочка отметила, что попробоваться в рекламе предложили её тренеры. “Банк хотел, чтобы в ролике снялся ребёнок от 12-ти до 16-ти лет, но они поменяли своё мнение после моих проб”, - рассказывала блондиночка с наливными щёчками. Элиз в награду за съёмку достался медведь, которого она назвала “Санни”, а также костюм ручной работы из фотосессии, проведенной в течение дня в анахаймском “Honda Center”.

     «Это был самый большой опыт в моей жизни, было так весело. Там был шеф-повар, который готовил любой завтрак, какой бы я не пожелала», - вспоминала Элиз, широко улыбаясь. «А потом был огромный «шведский стол» прямо на арене. Что касается рекламы, то её любимая часть была та: «когда я ловлю плюшевого мишку».

     «Этот рекламный ролик одна из тех возможностей, которые были нам “подарены”, и благодаря которой всё, наконец, стало приходить в норму», - говорит мать девочки Дженнифер Фризер. «Одна из причин, по которой мы согласились на эти съёмки, была попытка оказать помощь родителям молодых спортсменов. “SunTrust” абсолютно бесплатно консультирует, даёт советы и информацию о ведении расходов, составлении бюджета, различных финансовых хитростей. А мы не понаслышке знаем, каково это - испытывать финансовый дискомфорт».

     Фризеры продали свой дом в Денвере и переехали в небольшую квартиру в Колорадо-Спрингс в 2012-м году, когда тренеры Элиз предложили ей перейти на более интенсивный уровень тренировок. Вместо раза в неделю она стала заниматься еженедельно, вкупе с разъездами на соревнования всё это дело влетало их семье в копеечку. На тот момент её родители Мэтт и Дженнифер были кандидатами наук. Мэтту пришлось устроиться на вторую работу: днем ​​работать в инженерной фирме, а по вечерам преподавать в университете. «Мы не были готовы к таким расходам на фигурное катание», -  продолжает рассказывать Дженнифер. «Но когда ты видишь своего ребёнка таким счастливым и влюбленным в этот спорт, то готова принести любую жертву».

     Спустя некоторое время, Фризеры получили  докторские степени по философии и открыли свою собственную инженерную фирму. Теперь Дженнифер может позволить себе сопровождать дочь даже в двухчасовом полёте до канадского Эдмонтона, где теперь тренируется девочка. Она отвозит её в Канаду на тренировку, вытаскивает свой ноутбук и работает удаленно, а сама восьмиклассница Элиз учится в онлайн-школе и может заниматься там и где ей это удобно. Она, как все начинающие фигуристки, мечтает участвовать в Олимпийских играх, а ещё - поступить в “Принстонский университет”, и возможно, стать анестезиологом.

      “Хотя финансовое положение семьи значительно улучшилось, мы никогда не забудем нашу борьбу”, - делится воспоминаниями Дженнифер. Помимо денежных проблем, Фризерам пришлось бороться ещё и с физическими проблемами их дочери.

     Элиз родилась с рассекающим остеохондритом - заболеванием суставов в обоих коленях. Это полное или неполное отделение участка хряща от прилежащей кости со смещением его в полость сустава, в результате чего человека беспокоят боль и припухлость, а движения в суставе ограничены. Тем не менее в 5 лет она записалась в секцию фигурного катания и успешно там занималась, пока спустя три года болезнь не заявила свои права: боль в коленях девочки была настолько сильна, что было тяжело не просто кататься, а полноценно жить. Тренировки пришлось приостановить, и она отправилась на операцию. Во время этого испытания ей на протяжении 8-ми месяцев пришлось пользоваться инвалидной коляской.

      Казалось бы, какое после этого фигурного катание? Но она вернулась и не просто вернулась, а в 10-ти летнем возрасте выиграла детский чемпионат США. Однако испытания на этом не закончились, и дальше с ней произошла неприятность, знакомая многим юным спортсменкам, например, Ане Щербаковой. Перелом. У Элиз это был перелом вылеченного колена, которое она сломала во время тренировки в сентябре 2017-го. На период восстановления ей вновь пришлось забыть о тренировках, правда, в этот раз всего на 8-м недель.

     Физиотерапия оказала волшебное действие, и сегодня спортсменка регулярно совершает тройные прыжки и исполняет свой любимый элемент - изящное вращение (заклон). В свободное время Элиз помогает обучать крошечных фигуристов на “Ледовой Арене Кадетов”, расположенной при территории Военно-Воздушной Академии США. «Мы рады, что можем быть, чем-то полезны, - объясняет “внеурочное” занятие своей дочери Дженнифер Фризер. «ВВС открыли здесь клуб фигурного катания, и мы счастливы, что смогли помочь добиться успеха в оттачивании элементов некоторым занимающимся».

                      

                                                                                        *****

     Глядя на таких вот детей, не обязательно с какой-то болезнью, не обязательно зарубежных, но и наших тоже, наши ведь ничем не хуже, даже лучше, просто не любит у нас особо пресса хорошие человеческие истории, вот и редко слышим что-то похожее. Так вот, глядя на них, не устаёшь поражаться их силе духа и характеру в таком юном возрасте.

     Будучи ещё сами малышками, те же Аня Щербакова и Саша Трусова наверняка уже стали примером для многих начинающих фигуристок. Даже если какой-то человек в возрасте или нет, после просмотра выступлений наших супер-юниорок, просто решил с этого момента каждый зимний воскресный вечер проводить на городском катке, то это уже положительный момент, это и есть самое важное. И таких, захотевших людей, немало. После всего этого слова о “не женском”, а также прочие рассуждения, которые и до того ничего не стоили, и вовсе превращаются в пыль.

     Ну, а завершим этот пост историей, уже состоявшейся взрослой, всем знакомой фигуристки. Мне нравится, когда некоторые посты между собой перекликаются, так вот этот пост перекликается с легендой о Лидвине, но исключительно в вопросе веры.

                                                                                      *****

     “4 месяца назад я практически не могла "подняться" с постели. 4 месяца назад чистка зубов давалась мне сложнее, чем любая программа, которую я когда-либо исполняла. 4 месяца назад, когда моё тело было самым слабым, моя вера была самой сильной. Когда вы сталкиваетесь с проблемой, и чувствуете себя подавленными - независимо от того, что с вами случилось, у вас всегда есть два варианта: сдаться и лечь ничего не делая, или встать и бороться за то, чего вы хотите”.

     Алекса Шимека Книрим встала в пару со своим нынешним мужем Крисом Книримом в 2012-м году. За 4 сезона пара завоевала несколько медалей на чемпионате США (золото и 2 серебра), турнире 4-х континентов (бронза и серебро), на этапах Гран-При, а также золото в командном турнире.  Но предолимпийский сезон 2016-2017 им пришлось пропустить практически целиком. У Алексы выявили редкое и потенциально смертельное желудочно-кишечное заболевание, и в августе 2016-го ей потребовалось серьезная незамедлительная операция, после которой ей сделали ещё две аналогичных процедуры. Шимека Книрим предпочитает особо не распространяться ни о своей болезни, ни процессе лечения, но охотно делится воспоминаниями о процессе восстановления и эмоциональной борьбе с недугом.

     Она очень похудела, её тело изменилось, и к моменту выздоровления у неё не осталось практически ни капли энергии. «В течение этого периода тело, которого я знала, которое создала тяжелейшими годами тренировок, его уже не было», - рассказывает Алекса. «Это было не нормально, что при росте 157, 5 см, я весила чуть более 36 килограмм. Я потеряла все свои мускулы, всю механику тела, и когда снова приступила к работе, была будто бы никакой». Девушка особо отмечало чувство неуверенности, неконтролируемости во время процесса восстановления. «Я поняла, что на возвращение моего тела к исходному состоянию уйдёт много времени», - сказала она. «Таким образом, я начала просто сосредотачиваться и радоваться маленьким вещам, за которые была благодарна». Алекса праздновала тот день, когда ей снова удалось сесть, и тот, когда вновь смогла спуститься по лестнице, через какое-то время она, в конце концов, вернулась и на каток.

     Фигуристка сказала, что хочет посмотреть, как долго сможет продержаться на коньках, прежде чем ей потребуется пауза. В первый день даже 10 минут катания утомили её до такой степени, что после ей понадобился долгий сон. «В самый первый раз, когда я снова ступила на лед, Крис должен был поддержать меня, потому что мое тело не могло держаться самостоятельно». Но она продолжала  работать в том же духе, и в итоге её тяжелая работа окупилась сполна.

      Шимека Книрим говорит, что поначалу ей тяжело далось привыкание к шраму на её животе, но теперь она с гордостью смотрит на него. Она называет это своего рода золотой медалью, той, которая символизирует настойчивость, выносливость и решительность. «Это визуальное напоминание каждый день, что я боец ​​и что жизнь - это подарок», - сказала спортсменка.

      Алекса и Крис вернулись в режим соревнований лишь в феврале 2017-го (спустя всего два месяца после излечения женщины) года в Южной Корее на континентальном чемпионате, куда были отправлены своей федерацией без отбора на национальном чемпионате, и, к удивлению многих, смогли занять там шестое место. В конце марта американские парники выступили на ЧМ в Хельсинки, где заняли десятое место. При этом улучшив свою прежнюю сумму баллов в короткой программе и сумев квалифицироваться на Олимпийские игры.  В Олимпийском сезоне они взяли серебро на международном турнире в США, стали чемпионами США и бронзовыми призёрами в олимпийских командных соревнованиях. Индивидуальные виды, что на ОИ, что на ЧМ у них получилось не особо (15-е), но после всего пережитого, сезон всё равно можно было назвать очень успешным.

     Чтобы преодолеть свалившиеся на них испытание Книримы опирались в том числе и на христианскую веру. «Причина, по которой я смогла вернуться на лёд, в том, что я перестала беспокоиться и пытаться контролировать свою жизнь, потому что всё равно не могла этого», - вспоминала Алекса. «В тот момент я была так больна, и не знала, что меня ждёт в дальнейшем, не то что в фигурном катании – в жизни в целом». Она продолжила: «Итак, я, наконец, просто подняла руки и сказала: « Ты ведешь меня по жизненному пути », и я остаюсь верной этому принципу, и по сей день».

     Шимека Книрим также любит говорить о том, насколько, по её мнению, важно, оставшись на земле, делиться своей верой в Бога, в особенности на Олимпийских играх, добавив, что участие в играх - это шанс «прославить Бога». «Даже здесь, на Играх, речь идёт не только и не столько обо мне», - говорит девушка. «У меня есть поклонники, которые знают, что я истинно верующая в Господа, и стараюсь изо всех сил нести в жизнь его сияющий лик, и даю людям понять, что это нормально – прославлять и делать что-то во имя его, потому что в христианской жизни это что-то вроде нашей первоочередной обязанности. Они с партнёром до сих пор соблюдают традиционную молитву перед каждым соревнованием.

     Нынешний сезон пара проводит неровно, 2-е места на Небельхорне и Золотом коньке Загреба. 3-е и 4-е места на этапах Гран-при и 7-е на чемпионате США. Однако они заявлены на нынешний ЧМ: там, у американцев определена пока только 1 пара и 3 числятся в запасе. Книримы как раз в этой тройке. Кто знает, может быть, выбор федерации всё-таки падёт на них, и мы вновь увидим их выступление.

     Можно относиться снисходительно к вере Алексы, как и в целом к религии (мне, например, мягко говоря, не близка такая набожность), но всё-таки довольно удивительно, что она, спустя такое короткое время после тяжелых операций, вместе со своим партнёром смогла вновь достойно кататься. И до сих пор завоёвывать медали практически на каждом старте. Это что-то сродни маленькому чуду.

                                                                                        *****

     Что общего между тремя этими историями? То, что каждой из трёх героинь фигурное катание помогло жить дальше. И если в первом случае оно помогло душевно, дало заряд сил, пусть хоть на пару дней, на неделю – не суть. А оно точно дало, ведь если взрослые люди, выходя из зала, находились в эмоциональном возбуждении, полны энергии, то, что уж говорить о ребёнке, для которого всё эти два часа были сродни пребыванию в сказке.

     То в случаях Элиз и Алексы помогло напрямую. Да, операцию, что одной, что другой прекрасной леди пришлось делать бы в любом случае, независимо от их занятий фигурным катанием – это был вопрос жизни. Но всё-таки тот момент, что обе девушки сразу же после своего излечения вышли не абы куда, а на лёд, говорит о том, что любовь к ФК, скорей всего, играла не меньшую роль, чем любовь к жизни в процессе их борьбы и восстановлении после болезни.

     Всем крепкого здоровья и спасибо!