8 мин.

Евгения Медведева. Первая защита Гранд-титула. Часть 1

В Марсель на финал Гран-при-2016 Евгения Медведева ехала уже в статусе «круглой чемпионки», выигравшей за год все крупные международные турниры, в которых участвовала, плюс чемпионат России. Ей надо было словно открывать для себя новый том. И от этого зачина тоже зависело ее будущее. Ведь велик же соблазн расслабиться после года непрерывных побед. Желание такой поблажки себе может быть неосознанным, посылаемым мозгом в ноги и руки. А потом ты себя оправдаешь, несмотря на критику прессы и укоры тренера: а что ж вы хотели, каждый проигрывает, нельзя побеждать непрерывно.

Но другая сторона этого процесса такая, что проиграв раз из поблажки к себе, ты можешь вообще расклеиться, а потом будешь переведен судьями даже во второй эшелон, вечных четвертых, пятых, шестых, толпящихся годами около пьедестала.

Думаю, такой момент четко объяснила Евгении суровая Тутберидзе: только побеждать! «Всегда?» – хочется сразу же спросить у нее виртуально автору этой книги. «Да, всегда, и никаких гвоздей!» – слышится мне непреклонный ответ. «А когда в конце концов проиграешь?» – задаю я робко свой коварный вопросик. И в ответ повисает виртуальное молчание от тренера. Зловещее. Ибо все здесь становится ясно из понимания спорта и жизни. «А проиграешь – твое место займут вчерашние мои юниоры». Жестоко, но искренне.

Пока же, видимо, предощущая этот лихой момент карьеры, Медведева особенно сосредоточена и намерена до конца бороться за место под солнцем. Побеждать, как приказывает тренер, всегда и везде. А если и проиграешь – так чтобы не было обидно за то, что сплоховала сама, была нечестна перед собой и болельщиками.

Сосредоточенное, непроницаемое лицо на разминке из шести человек финала Гран-при. Все волнуются, но и радуются возможности себя показать. Медведева же с этой точки карьеры уже не шутит с судьбою. Проигрывать ей нельзя, не положено, почти смерти подобно. И это мы в полной мере увидим в олимпийский сезон. Именно почти убивать бросились ее в Интернете и СМИ некоторые так называемые соотечественники после второго места в Корее. Так что волновалась она заранее – не зря.

Спорт суров. И нужен, так считаю, в команде штатный психолог, не зависимый от главного тренера. (Это, конечно, утопия.) Чтобы психолог этот объяснял таким максималистам, как Медведева, что поражения неизбежны и надо уметь к ним готовиться заранее, чтобы не улетать в психологическую прострацию. Тренер же погоняющий и требующий, и пугающий в случае твоего поражения заменой более молодыми, здоровыми, – только ужас наводит, так кажется.

Ну а пока финал Гран-при 2016 года в декабрьском южном Марселе, и пять соперниц у Евгении Медведевой, которых она должна была победить: россиянки Анна Погорилая, Елена Родионова и Мария Сотскова, а также канадка Кейтлин Осмонд и Сатоко Миахара из Японии.

Каток довольно меленький, тесный, мало вместительный, напоминающий арену в российской глубокой провинции. За комментаторским пультом телеканала «Матч-ТВ» Татьяна Тарасова и Александр Гришин.

Первой выступала японка Миахара, за ней Осмонд, а потом три россиянки подряд.

Два главных ощущения от женского финала: какой-то проходной турнир, больше для телеаудитории, ажиотажа на трибунах нет, слишком чопорно, академично. А второе, это заметное раздражение и организаторов и судей на четырех россиянок в финале из шести вакантных мест. И опытные болельщики еще перед началом соревнований поняли, что за невозможностью потопить Медведеву – судьи будут принижать оценки остальным трем россиянкам. Мало того, россиянки, варящиеся с детства в этой кухне, тоже понимали, что они в какой-то мере жертвы Медведевой. Уж слишком сильна, уж слишком легко на ее фоне их опустить, подвергнуть привычной судейской несправедливости.

И короткая программа это показала в полной мере. Канадке отвалили оценок щедро. Впрочем, и прокат был чисто со спортивной стороны хорош. По меркам, кстати, Тарасовой – даже велик был прокат Осмонд в артистизме. Ну а мнение автора статьи такое: не видит он у Осмонд артистизма вообще. Потому что измеряет мерками Медведевой – настоящей драматической актрисы на льду. Вот если бы не существовало ее в природе, то и катание Осмонд, быстрое, со значительным движениями корпусом и напряженной шеей, я бы назвал артистичным. Вероятно.

Осмонд, кстати, катала по Эдит Пиаф, певицу молодости Татьяны Тарасовой – и возможно, передала это ретро из души в душу, что-то задела в знаменитом тренере. Мне же, господа, и Эдит Пиаф не по душе и воплощение ее песни на льду канадкой.

Сатоко Миахара, кстати, проиграла меньше балла Осмонд, невысокие ее прыжки на этот раз судьи восприняли благосклонно, не особо придирались к технике. Уж больно много было россиянок в финале, на которых можно было потом отыграться.

И действительно, кроме Медведевой, у всех что-то нашли нехорошее да недоделанное в элементах.

Вот послушаем, что говорили комментаторы после проката Елены Родионовой:

 – Какие же они все-таки умницы. Они тянут даже, когда не на сто процентов все получается. И одна. И другая. (Александр Гришин)

 – Ну а как же им не тянуть. Они все-таки мастера… Да, она правильно кланяется зрителям, потому что они ей очень помогли. Она тут прямо «чудеса» творила на разминке… в решете… Просто тоже делала вид, что она забыла, как прыгают. Это, конечно, всегда случается… Что ей там поставили, галочки какие-нибудь, нет? (Татьяна Тарасова)

 – Нет пока, слава Богу… Ну еще и галочек не хватало нам! Достаточно пока галочек для всех россиян. (Александр Гришин)

 – Ну, она нечисто сделала вращение, я думаю, что они это отметят. Посмотрите там вращения… (Татьяна Тарасова)

 – Так, с вращениями все хорошо, а вот, к сожалению, галочка одна появляется. Галочка на риттбергере. (Александр Гришин)

 – Это плохо. (Татьяна Тарасова)

 – Это совсем неважно. Совсем ни к чему… Вот он, риттбергер. (Александр Гришин)

 – Да. (Татьяна Тарасова)

 – Пожалуй, что да. Немножко неприятно. (Александр Гришин)

 – Ну такая Ленка позитивная… Нет, она очень позитивная. Ей понравилось то, что она сделала, потому что очень волновалась. Программа хорошая. Немножко силенок бы побольше. (Татьяна Тарасова)

 – Шестьдесят девять баллов без малого получает Елена Родионова. Это позволяет ей сейчас находиться на четвертом месте. (Александр Гришин)

 Далее Гришин пояснил, что за недокрут на риттбергере Елене Родионовой сняли 1,75 балла. И сразу возникает риторический вопрос: а за что же тогда Родионова проиграла Осмонд в итоге 5,5 балла? То есть около четырех баллов нарисовались канадке из воздуха, обычным человеческим произволом.

Евгения Медведева вышла последней и откатала свою программу безошибочно, искрометно, выделяясь среди соперниц тем неуловимым, чего в двух словах не опишешь.

Вот мнение о выступлении россиянки из комментаторской кабины:

 – Понимаете, она катает свою программу безошибочно. За нее как бы уже не волнуешься, за эти элементы. Но она все время прибавляет. Вот, например, начиная с первого вращения. Она сделала его абсолютно идеально. Вот лучше это вращение сделать уже невозможно. Вот так же, как и прыжок. Прыжок лучше сделать, чем она, невозможно. У нее достаточная высота, у нее достаточный пролет. У нее руки вверху, у нее тулуп и после тулупа тройного у нее сделано еще несколько элементов на той же ноге, на которую она приземляется. То есть мы уверены, что она заработает по три плюса. Правильно я говорю? (Татьяна Тарасова)

 – Ну не по три… но, тем не менее, вот это было здорово… Было великолепно. Справляется Евгения Медведева со своей программой. Единственный у меня вопрос, Татьяна Анатольевна…  (Александр Гришин)

 – Какой? Аксель был хороший. (Татьяна Тарасова)

– Нет, я вот смотрю, что не у всех наших фигуристок, точнее, я вот пока вижу, собственно, только одну спортсменку, которая в короткой программе прыгает и лутц и флип… (Александр Гришин)

 – Я не знаю, почему Родионова прыгает риттбергер. У нее, вообще, в короткой программе стоит флип… (Татьяна Тарасова)

 – Ну а теперь, Татьяна Анатольевна, к нашей огромной радости и, может быть. к небольшому вашему сожалению… (Александр Гришин)

 – Почему? (Татьяна Тарасова)

 – Потому что Мао больше не рекордсменка! Новый мировой рекорд Евгении Медведевой в короткой программе. 79, 21 балл. Евгения Медведева прибирает к рукам все достижения в женском мировом фигурном катании. (Александр Гришин)

 – Почему к моему расстройству? Он так долго держался, это рекорд. Уже пора его было побить. И я очень рада, что его побила именно Женя Медведева. Достойнейшее катание. Именно такое катание, какое я понимаю в короткой программе… Потому что у них есть небольшая проблема, они ставят риттбергер точно… (Татьяна Тарасова)

 Приведем итоговые оценки за короткую программу:

1. Евгения Медведева: 79,21.

2. Кейтлин Осмонд: 75,54.

3. Сатоко Миахара: 74,64.

4. Анна Погорилая: 73,29.

5. Елена Родионова: 68,98.

6. Мария Сотскова: 65,74.

Прошу обратить внимание читателя на очередной побитый мировой рекорд. При этом Медведева с тренером отнюдь не ликовали, ведь впереди еще произвольная программа. А во-вторых, этот долгоживущий грандиозный рекорд японки Мао Асада уже и не считался в сознании Медведевой и Тутберидзе чем-то недосягаемым. Вопрос времени просто. Они приехали в Марсель и взяли свое, так сказать.

 

Еще по теме:

Евгения Медведева. Комета, которая возвращается

Евгения Медведева как новое слово