Евгения Медведева. Почему «уникальная»? Корневое отличие
Вчера пришла мысль: справедливо победившая Тарасову и Морозову на чемпионате Европы пара французских фигуристов – Ванесса Джеймс и Морган Сипре – имеют какое-то необычное, неординарное, свое лицо, никого, кроме себя, не напоминают. Тогда как российская пара под руководством Транькова напомнила мне ухудшенный вариант самого Транькова с Волосожар.
Смотря русских, понимаю, что это я уже видел. Смотря французов, нет, новое!
Такое же ощущение у меня было от парников Бережной и Сихарулидзе, какие-то необычные.
Вот каким-то необычайным продуктом, испеченным в лаборатории Господа Бога и подправленным в «Хрустальном», показалась мне Евгения Медведева осенью 2015 года. Марсианка пришла. Потому что никого в фигурном катании не напоминала, кроме себя самой. И сразу ворвалась на первые строчки всех «хит-парадов». Тогда как французские парники долго, множество лет отирали собой пятые—десятые места, прежде чем себя выточили, отточили, превратили в бриллиант.
Медведева почему-то таковой показалась сразу, с «Мелодий белой ночи» в постановке Жулина на музыку Исаака Шварца. И это впечатление закрепилось в ее произвольной, которую понял не сразу. А когда узнал, что это о дочери Тутберидзе, страдающей глухотой, то проникся уважением еще большим к спортсменке и к Авербуху, который поставил это. Ну и Этери Георгиевна Тутберидзе, коль идея была ее, приложила здесь руку.
Идея идеей, но ты попробуй воплоти это без слов.
И последующие сезоны, вплоть до хорошей программы по пошловатому фильму «Каренина», Медведева выглядела марсианкой. Именно уход от этого образа породил, по факту, ее несчастия. Это как бы отказался от своего стиля Достоевский и стал писать исторические бестселлеры, как его знаменитый соотечественник Кукольник, романист. Кукольник был известнее Пушкина, потому что писал на потребу публике, но вот сейчас его имя знают узкие специалисты, и только. Достоевский же всемирно признанный гений.
Так и Медведевой не нужно было уходить в угоду судьям и крикливым журналистам от своего нового слова в фигурном катании. И хоть воплощение некой женщины, именем похожей на Каренину Толстого, было все равно блестящим, намного лучшим по качеству, чем все остальные женские произвольные программы, это увело Медведеву от линии судьбы, где она жила в шоколаде. И привело в довольно напряженное состояние нынешнего момента, когда ее вдруг, невесть за что, возненавидели многие.
Медведева по своей уникальности превосходила Ханю. Если посмотреть ОИ в Сочи, на прокат великого японца, то видно, что много, очень много в его движениях от мощного Плющенко, от Ягудина, от школы тех лет, от Орсера в том числе. И только постепенно он стал делать на льду такие движения, которые делает только он – уникальные.
А Медведевой повезло сразу, потому что встретила на ранних стадиях Жулина, Авербуха. И они, русские люди, уловили тонкую чувственность ее русской души. И начали сразу с серьезного, никого и близко не повторяя.
Буквально сразу это стали, во-первых, шедевры с непривычными движениями тела (потому что дух творит себе формы), а, во-вторых, то самое уникальное «новое слово» в искусстве изящного катания, когда решаются не только спортивные, не только душевные, но и духовные вопросы – именно проблемы человека и его души в нашем суровом мире, если от потеряет главное – Бога.
«Белые ночи» это воплощенная в Медведевой эфемерная, уловимая лишь поэтами, близкими к уровню Пушкина, красота среди рутины и повседневности городов.
«О глухом ребенка» это сочувствие слабым, попытка понять их внутренний мир, который оказывается в чем-то лучше крикливого внешнего мира.
«О терактах» это и вопрос духовной связи на расстоянии между людьми, и одиночество среди толпы, и многое, многое...
«Проблема взросления» в короткой программе – это сложности подросткового возраста, но и разговор с Небом, не только с материей, эту нить с Горним Небом Медведева и Авербух держат в программе упорно, подчеркивая.
«Январские звезды», отринутые чьей-то лукавой мыслью именно некстати, именно в олимпийский сезон, что и привело к травме: это опять проблемы не столько психологические, сколько уже духовные – имею в виду идею первого шага для человека, по мере этих правильных «шагов» мы становимся духовно сильнее.
Когда появилась Медведева с этой программой на челленджере, то я был поражен – настолько пошла с экрана энергия волшебного, высшего порядка в мою отдаленную от Словакии комнату. Совершенно необычная, набирающая мощь по ходу не дешевыми эффектами, а чуть уловимой внутренней энергетикой программа…
И фатально, что, по словам Тутберидзе, именно чуть ли не на скамейке, там, выслушивая итоговые оценки, Педагог принял решение «катать Каренину». В документальном фильме японского производства Этери представила эпизод так (Медведева уже травмировалась на этот момент), будто Женя сама жаждала «Каренину» и ей не нравились «Звезды».
Не знаю, как было на самом деле. Не держал свечку. Вполне возможно, что Медведева и запаниковала от визга журналистской братии, сразу объявившей новую произвольную плохой, только потому, что фигуристка два раза запнулась на Контрольных прокатах.
А ведь Художник должен слушать только свой внутренний голос.
Но шире проблема, на самом деле: если опытный Авербух самой жизнью дошел до идеи своих постановок и «Январских звезд» в частности, то Медведева руководствовалась только своим творческим гением. Опыта жизни не хватало.
Поэтому, не читая роман о блуднице Карениной, она решила просто катать пошлейший водевильный зарубежный фильм по мотивам романа, где Каренина выставлялась эдакой вольнолюбивой романтической особою.
На этом погорели и тренер и ученица. Потому что истинным смыслом романа они не прониклись и не уразумели, что романтизировать этот бесовской образ гения литературы – даже опасно.
Ну а сейчас мы видим, что Медведева в какой-то мере на распутье стоит. Хорошие программы поставил ей Уилсон, но из-за падений, которые фигуристка совершала от последствий травм – программы подверглись жесткой критике.
Да и самой Медведевой интуитивно показалось, что надо спасаться – возвращаться к себе самой, гениальной, к тому яркому марсианскому образу. Но яркому не внешне, а внутренне.
Поэтому была заменена джазовая композиция 30-х годов в короткой на такую, где талант драматический фигуристки может вполне раскрыться. Образ «Тоски» это не марсианка, конечно. Но он наполнен тонкими и страстными переживаниями, что дает выявить сложный арсенал фигуристки. Музыка куда более эффектная, чем у первой короткой программы, более вообще привычная для фигурного катания. Не плохо выявила Медведева джаз – ее пока плохо поняли. А времени мало. В итоге спешка, суета – и провал на чемпионате России.
Это все шлейф, тянущийся от «Карениной», в этом уверен. Хоть материалист, воспитанный в уникальной советской атеистической державе, или воспитанный родителями из той державы – скажет тупо, топорно: предрассудки, и начнет охоту на ведьм: кто виноват, Этери или Евгения.
Но причина глубже. Любой дикарь джунглей знает, что существует духовный мир со своими законами. Нарушать которые нельзя. Не знает только советский упорствующий атеист. И если указал пророк Толстой, что Каренина есть блудница и что это плохо, то лучше уж не рисковать романтизировать этот образ на весь цивилизованный мир, на олимпиаде. Был бы просто фильм режиссеришки о блуде и блуднице, каковых уйма, а не роман гения, думаю, не такие бы трагические последствия все понесли.
На одной чаше весов, как говорила Тарасова о Медведевой – бутерброд, на другом вся твоя жизнь.
Я перефразирую: на одной чаше весов лежали высокодуховные «Январские звезды» Авербуха – на другой блудница «Каренина» в угоду дешевой публике и продажным арбитрам, которые в итоге и насмеялись над фигуристкой.
«Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять».
.
История искусств и литературы показывает на каждом шагу, что высшие произведения человеческого духа сначала подвергаются опале и пребывают в ней, пока не появятся высшие умы, на кого эти творения рассчитаны, которые откроют их ценность, что под эгидой их имен прочно утверждается навсегда».
(Артур Шопенгауэр)
С Женей пока никто не может и близко сравнится