6 мин.

Евгения Медведева, прославившая Тутберидзе

Этери Тутберидзе сейчас переживает непростые спортивные времена. Сделанная год назад ошибка, ставка на прыгучую юниорку Загитову, не оправдалась – мало того, что потеряла Медведеву, не простившую ей предательства, тренер еще и проигрывает все важнейшие старты подряд с новой своей фавориткой.

Алина выросла, потяжелела, и с ней осенью придется расстаться так же, как с опальной Медведевой. Впрочем, разве привыкать великому тренеру из «Хрустального», вмиг забывшему о своей первой олимпийской чемпионке – Липницкой? Забудет и о второй.

Жалко Алину, потому как она, вполне очевидно, повторит участь Оксаны Баюл и еще очень и очень многих чемпионок олимпиад в 15—17 лет. Они все мгновенно исчезли с большой арены. А Оксана Баюл в 19 лет практически спилась в благословенных Штатах, где пребывала. Потом ее долго лечили в спецклиниках.

Нет, у Загитовой прекрасные родственники и они ей помогут, когда суровая Этери Георгиевна скажет так же, как и много лет назад: Алина, ты плохо работаешь, и я тебя исключаю. Тогда Загитову спас волшебный букет цветов, от которого Снежная Королева растаяла и так растрогалась, что годы спустя бросила гениальную фигуристку ради Алины. Отчего-то именно букеты действуют на Тутберидзе чарующе.

Но 12 или 11 лет назад в жизни Этери Георгиевны произошло событие гораздо более важное, суть которого она осознает, возможно, даже не сейчас, году в 19-м, а в 29-м, положим.

К ней привели с просьбою записаться маленькую девочку Женю. Именно этому худенькому ребенку было суждено перевернуть мир фигурного катания в сезонах 2015—2018, установив свои критерии и свои правила. Выросшая малютка сделала этот спорт искусством в самом прямом и широком смысле. О спортивных результатах, череде беспрерывных побед в 2 года – мы вообще не собираемся заострять.

Важно другое: как Пушкин в свое время создал из напыщенного языка Ломоносова и Жуковского гибкий современный литературный язык, которым мы пользуемся по сей день, так и Медведева заставила посмотреть на фигурное катание по-новому – как на искусство и волшебство, как на арену высокохудожественного выявления души. Интерес к этому виду спорта возбудился неимоверно, а на спортивные арены сейчас ходят, будто в театр.

Медведева творит на арене – а зритель творит вместе с ней, уже и забывая вообще, прыгала там она что-то иль нет, вращалась иль нет, потому что катала Евгения Медведева одно гармоничное целое. Где нет швов, не видно склеек – вот сейчас я, дескать, поеду туда, потом сюда, здесь взмахну руками, а теперь прыгну. Нет, это был доведенный до совершенства спектакль, подвластный лишь целостному восприятию. Спектакль с большим смыслом духовным. Отточенная техника, разумеется, способствовала всему этому.

Взрыв сверхновой звезды оказался такой силы, что, уже не выигрывая из-за травм ноги и спины, из-за прочих привходящих обстоятельств более года турниры – она не сходит с уст фигурнокатательной среды. Ее любят и ненавидят. Но нет равнодушных. Причина – этот огромный взрыв, революция в фигурном катании, когда ушедшие звезды в содрогании видят, что они на фоне Медведевой резко померкли, а нынешние и будущие большие фигуристы, вообще говоря, размышляют, не повесить ли им конечки на гвоздь.

Пребывание в тени неприятно для многих, болезненно. Это одна из причин организованной травли Медведевой: есть она в добром здравии на льду – и вырастает комплекс собственной какой-то неполноценности даже… Ведь все смотрят на эту маленькую кареглазую… Поэтому лучше ее убрать с глаз долой и вернуть всеобщее вниманье к себе.

Когда появляется Поэт, а Медведева безусловно большой поэт в своем творчестве, то он очень быстро делается неудобен, ибо на его фоне все глупы и бездарны. А он в центре внимания. Так было с Пушкиным, Лермонтовым – они надоели в определенных кругах настолько, что ход их по жизни прервали пули.

А Толстой Лев, тот самый Толстой, который создал на основе пушкинского литературного языка целый народ… Да, огромный народ ничего не знал о своем величии веками, пока не появилась гениальная эпопея о нем – «Война и мир», по которой сами русские на себя посмотрели и приосанились. А иностранцы поняли – да, вот он какой, православный русский, сокрушивший Наполеона, и какие же у него есть интересные личности, типажи…

Этот бородатый старец, Лев Николаевич, под конец жизни так надоел своим умом царской семье, что провел последние годы невыездным узником Ясной Поляны. Слишком много говорил потому что, да еще и лез это печатать за рубежом…

То же – Солженицын, великий поэт 20 века – как и все Поэты: в центре внимания, он узловая точка духовных и душевных конфликтов нации. И он же – не мил оказался правительству и народу: изгнание, 20 лет вне России, в штате Вермонт. Неудобен, не нужен. Но – и не сходит с языка его личность! Нет пророка в своем отечестве. Даже после смерти – злобно хулят.

Сейчас Россия настолько духовно измельчала и «опопсела», а литература «омодернела», что Поэт явился совершенно неожиданно – в женском облике, в одиночном катании, вспышкой взорвал собою Россию и мир, и очень скоро, через 3 года буквально, сделался неудобен, досаден – и лучше бы его для обывателя не было вовсе. Поэтому произошло своеобразное изгнание с верхних рейтингов, из страны, но – опять же только о нем и говорят беспрерывно! Почему? А это уже метафизика. Россия без поэта не может. Но и поэта своего – слышать и слушать не собирается.

Пуля, хула, изгнание, заточение в Ясной Поляне, заточение, как Достоевского и Солженицына – на каторге, только б не звучал через них голос Небес, от сияния которого ведь мы ослепнем, как апостол Павел когда-то, и поймем – да жить-то будем не вечно, черт побери… А спастись от разложения в любую секунду на атомы можно только через Христа, «смертью смерть поправшего». Но Его-то и ненавидят больше всего современные фарисеи.

Не поэт говорит Небом – Оно говорит устами поэта.

Из Нагорной Проповеди Христа, которой так восхищался Толстой:

9 Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими.

10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное.

11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.

13 Вы – соль земли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Hи на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям.

14 Вы – свет мира. Hе может укрыться город, стоящий высоко на горе.

15 И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но  на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме.

 Представляю, как противно Медведевой слушать о себе мнения персоналий, понимающих в искусстве от нее примерно 0,00001 процента? Слышать их кондовые измышления… Ведь этих голосов тьма и они беспрерывны. А голоса Тарасовой, Бестемьяновой – единичны, редки, скажут и замолчат на недели. Мыши же продолжат точить и точить: