6 мин.

Евгения Медведева. «ТОска», а не тоска

Евгения Медведева, раздосадованная критикой своей первой короткой программы этого сезона, поменяла ее на «Тоску» по опере Джакомо Пуччини. Хореографом выступил Миша Ге.

Пертурбация происходила спешно, к чемпионату России в Саранске, а в силу разных причин Медведева плохо переносит резкие изменения. Ведь у Тутберидзе она привыкла к стабильности и накатывании заученного месяцами.

В итоге прокат на чемпионате России вышел неудачным, Евгения пустила «бабочку» на вступительном каскаде, чего вообще с ней никогда не бывало. Я ни разу не видел у Медведевой «бабочек» за долгие годы, она уж лучше разобьется, но прыгнет.

А здесь вышла полная нелепость, другого слова не подберешь. «Бабочка», даже почти без отрыва ног ото льда, искорежила ей всю психику враз, потому что уже перепрыгнуть каскад во второй половине было нельзя. Расстроившись, Медведева сорвала и двойной аксель, упав. Здесь уже не вполне случайная ситуация, на акселе она падала и в лучшие свои годы. Не самый любимый прыжок. Да и Загитова, хоть аксель для не и любимейший, совершила на нем второе по счету падение здесь же, в Саранске, в произвольной программе. Бывает от нервов всякое.

Тем не менее, из готовности Медведевой физической и технической – это никак не следовало. Что и подтвердил выигрыш назавтра же произвольной программы среди женщин. В то время как Загитова, олимпийская чемпионка, была в важнейшей и краеугольной произвольной лишь 12-я из 18-ти. И то лишь благодаря судьям, потворствующим ей целый год.

Сейчас будет притча. Для ясного понимания вещей. Ведь сам Спаситель разговаривает с нами притчами 2 тысячи лет. Значит, недаром.

Есть гитара великого мастера, ей 50 лет. А есть фабричные «луначарки» из Петербурга. Тоже, кстати, неплохие гитары. Даже есть фабричные «ямахи» от 700 до тысячи долларов.

Мы достаем гитару великого мастера из кейса… Ба! Она не звучит. Причина устанавливается скоро – треснула верхняя дека от перепада температур и от внутренних напряжений альпийской ели, из которой она изготовлена. И, кроме того, гитара сейчас не настроена по «до-ре-ми»…

И в этот момент вдруг – запели фабричные «луначарки» и «ямахи» в руках виртуозов. На душе стало тепло – звучит музыка! А из гитары Мастера раздаются непонятные звуки, как ни старайся.

А «фабрика» наша поет-заливается, и мы млеем от романсов, от классики, от фламенко испанского…

Но – ровно до момента, пока другой мастер не заклеит у гитары великого Мастера верхнюю деку да не настроит ее в 2 минуты. И вот этот же мастер с маленькой буквы начинает играть, он не виртуоз, но мы настороженно замираем – из гитары Мастера льются чудные звуки, божественный тембр. Одним словом – Музыка.

А пыжащиеся фабричные «луначарки» с «ямахами» теперь кажутся нам отдающими деревом или фанерой. Да, играет довольно пошлое дерево… Тогда как из починенной гитары Мастера льются небесные звуки…

Предлагаю посмотреть превосходное выступление Евгении Медведевой с «Тоской» в Больцано. Выступление чрезвычайно ответственное, ведь это родина композитора оперы. И послушайте, как ее принимала публика.

 

Краткое содержание оперы желающие найдут без труда.

Я же приведу только отрывки:

После этого Скарпиа принимается допрашивать Флорию Тоску. Женщина сохраняет самообладание, но лишь до тех пор, пока не слышит стоны Каварадосси [художника, ее возлюбленного], доносящиеся из камеры. Не в силах этого вынести, она выдает место, где находится Анджелотти. Это колодец в саду. Изможденного пытками Каварадосси доставляют в кабинет Скарпиа. Художник сразу же понимает, что его возлюбленная предала его друга. Сразу же после этого приходят новости о том, что Бонапарт одержал победу в Маренго. Каварадосси не может сдержать радости. Он поет песнь, восхваляющую свободу. Скарпиа приказывает отвести его в тюрьму и казнить на следующее утро.

(…)

Скарпиа теперь объясняет, что, так как он уже распорядился казнить Каварадосси, следует произвести хотя бы фальшивые приготовления к казни. Он зовет Сполетту и дает ему необходимые распоряжения, а также выписывает пропуска для того, чтобы Каварадосси и Тоска могли покинуть Рим. Однако в тот момент, когда Скарпиа поворачивается к ней, намереваясь заключить женщину в свои объятия, Тоска вонзает в шефа полиции кинжал. Оркестр в это время играет три аккорда Скарпиа, но теперь очень тихо.

(…)

Затем появляется Флория. Она показывает возлюбленному спасительные пропуска и рассказывает, как ей удалось убить шефа полиции. Страстный любовный дуэт предвкушает счастливое будущее. Затем Тоска говорит, что Каварадосси следует пройти фарс ложной казни, а затем они вместе убегут. Трагический финал Входит ведомый Сполеттой расчет. Перед ним встает Марио. Звучит выстрел, художник падает. Уходят солдаты. Флория падает на тело убитого возлюбленного. Она осознает лишь теперь, что Скарпиа обманул ее. Патроны оказались настоящими, и Каварадосси убит. Рыдая над его трупом, молодая женщина не замечает шагов вернувшихся солдат. Они нашли тело Скарпиа. Сполетта пытается схватить Флорию, однако женщина его отталкивает, взбирается на парапет и бросается вниз с крыши замка. Солдаты, замершие в ужасе, стоят неподвижно, пока звучит мотив предсмертной арии Каварадосси.

Из этого вполне ясно, что образ Флории Тоски сложнейший, психологически очень тяжелый. И – как видно по ролику – Медведева великолепно справилась с ним. Вторая половина программы – это, по мне, выше уровня произвольной Ханю этого года. Нет, женщинам, вероятно, больше по душе Ханю. А я говорю за себя. Как за мужчину.

Браво, Евгения. И было бы целесообразно, независимо от итогов этого сезона (хоть бы ты и выиграла чемпионат мира, куда наверняка поедешь) – оставить эту удачнейшую короткую программу на сезон следующий. Тем более что упомянутый Ханю так делал. Это облегчит тебе задачу работы с техникой на многотрудный грядущий сезон. Потому что Гитара должна быть заклеена и отстроена.

Некоторые отзывы из Интернета под роликом из выступления в Больцано:

 

Злопыхателей совсем мало, однако их квакающие голоса не сдаются, прозябая в общем доброжелательном хоре: