16 мин.

​Этери Тутберидзе: дорогой победителя

Декабрь 2018

Анна Щербакова , Александра Трусова , Алена Косторная – три юниорки, которые не пустили на пьедестал национального чемпионата ни олимпийскую чемпионку Алину Загитову, ни чемпионок мира Елизавету Туктамышеву и Евгения Медведеву.

Каждая фигуристка в группе Тутберидзе уникальна, а уникальность самой Тутберидзе в том, что она не пестует один бриллиант, счастьем попавший ей в руки, нет. Она собирает камни, гранит их и превращает в произведения искусства.

Результаты чемпионата России-2018 – яркая иллюстрация слов Тутберидзе, что у неё действительно фабрика звезд и её команда выпускает лучший в мире продукт. У неё есть своя школа, своя методика, свои специалисты, свои подходы, её успехи не единичны и точно не случайны.

Рождение тренера

Биография спортсменки Этери Тутберидзе в фигурном катании началась в возрасте 4,5 лет на Стадионе юных пионеров (СЮП) в Москве. Сначала Тутберидзе тренировалась и выступала как одиночница, а после травмы позвоночника, последующего лечения и увеличения роста на 22 см перешла в танцы на льду. Начинала заниматься у Евгении Зеликовой, затем у Эдуарда Плинера, каталась у Татьяны Тарасовой, у Елены Чайковской, Натальи Линичук и Геннадия Аккермана. Несколько раз становилась призером этапов Кубка СССР. В 18 лет Тутберидзе ушла из спорта и уехала в США, где пять лет работала в ледовом шоу «Ice Capades».

Тренерскую карьеру Тутберидзе начала Америке – там русские специалисты были востребованы и им платили хорошие деньги. Этери год тренировала всех желающих, от учеников не было отбоя. Все материальные проблемы были решены, но ей, как тренеру, уже хотелось большего.

Этери понимает, что её слово в фигурном катании ещё не сказано. Большой спорт знает такие истории, когда люди, в силу разных обстоятельств не ставшие выдающимися спортсменами, вырастали в гениальных тренеров, превращая собственный нереализованный потенциал, свои нелёгкие раздумья, свою мятущуюся душу, свой внутренний огонь в двигатель победы для учеников.

В 24 года Тутберидзе решает вернуться в Россию. Её никто не ждёт, никто не предлагает помощь в трудоустройстве, не поддерживает её порыв – свободных ставок тренеров по фигурному катанию в Москве нет. Но она уже всё для себя решила. Сначала она устраивается на каток в Братеево, потом уезжает в Зеленоград, а потом в ДЮСШ №8 на катке «Серебряный» ей выделяют ставку старшего тренера и 1,5 часа льда в день. Там в 1999 году Тутберидзе набирает свою первую группу детей в возрасте 3-4 лет и начинает с ними работать.

На «Серебряном» она проведет почти десять лет и только в 2008-м, доказав свою тренерскую состоятельность, получит необходимый будущим чемпионам лёд.

Первый успех

Первой ученицей Этери Тутберидзе, добившейся высоких результатов в юниорском возрасте, была не Липницкая.

Тренерское признание в мировом фигурном катании началось с Полины Шелепень, девочкой из самого первого набора. В той же группе была и Полина Коробейникова, которую Тутберидзе долгое время тренировала, но в итоге сама предложила родителям девочки перейти на каток «Москвич», чтобы быть ближе к дому и не мотаться каждый день через весь город и пробки.

К 13 годам Полина Шелепень владела всем арсеналом тройных прыжков. В 2008 году фигуристка стала третьей на первенстве России среди юниоров, а в 2009 выиграла два этапа юниорского Гран-при и заняла второе место в финале Гран-при.

После первых серьезных успехов Этери Тутберидзе и поступило судьбоносное предложение из ДЮСШ №37. Переезд на каток отделения «Хрустальный» для будущего был жизненно необходимым, потому что из-за отсутствия льда и невозможности прогрессировать из группы Тутберидзе уже случился массовый уход спортсменов к Алексею Мишину и Марине Кудрявцевой.

Этери Тутберидзе принимает предложение и, наконец-то, начинает работать в тех условиях, которые ей необходимы для полноценной подготовки учеников.

На юниорских первенствах России Шелепень дважды брала «серебро» - в сезонах 2010/2011 и 2011/2012. В 2011 году Полина снова выиграла два этапа юниорского Гран-при и в финале вновь стала второй.

В 2013 году в возрасте 17 лет Полина молча сбежала от Этери Тутберидзе (да, и тут она была первой). Шелепень заявила, что решила сменить спортивное гражданство, и будет выступать за другую страну. Осенью 2014 фигуристка объявила о завершении спортивной карьеры из-за травмы и начала тренировать.

Несколько лет фигуристка и её бывший тренер не общались. Недавно Шелепень призналась, что только сама став тренером, начала лучше понимать Этери Георгиевну. В апреле 2018 года Полина впервые за шесть лет приехала на каток отделения «Хрустальное» и встретилась со своим наставником.

https://www.instagram.com/p/Bh0lyakDsac

Команда победителей

Этери Тутберидзе становилась всё более востребованным тренером – после 2008 года попасть в её группу стало желанием для многих. К ней стали приезжать со всей России, она никому не отказывала в просмотрах, но брала немногих. Тем не менее, со временем стало понятно, что в одиночку тренировать всех фигуристов невозможно.

С 2010 года Тутберидзе начала постоянно сотрудничать с хореографом Алексеем Железняковым, а в качестве постановщиков программ для сильнейших её спортсменов Этери помогали Николай Морозов и Илья Авербух.

В сезоне 2011/2012 к группе присоединяется тренер Сергей Дудаков, в сезоне 2014/2015 – хореографы Даниил Глейхенгауз и Людмила Шалашова. С тех пор постоянный костяк тренерского штаба неизменен, а при необходимости приглашаются дополнительные тренеры или репетиторы для решения узкоспециализированных задач.

Так, по крупицам, Тутберидзе собрала единомышленников, разговаривающих с ней на одном языке, и предложила им всё, о чём может мечтать профессионал: безграничные возможности для собственного развития и реализации своего потенциала, совместное творчество, одаренных учеников и ощутимые результаты от любимой работы. Те, кто получали приглашение Тутберидзе, в один голос утверждают, что в их жизни – это счастливый билет.

Сегодня Тутберидзе-Дудаков-Глейхенгауз – это органичный триумвират, где у каждого есть своя роль и свой полноправный голос. Сама Этери Георгиевна описывает сложившееся трио как стол с тремя ножками, ни одну из которых убрать нельзя, потому что иначе всё рухнет.

Юлия Липницкая

На весь мир имя Этери Тутберидзе прогремело после триумфа её ученицы на Олимпиаде-2014: Юлия Липницкая стала олимпийской чемпионкой в командных соревнованиях.

Липницкая тренировалась у Тутберидзе шесть лет, с весны 2009 до осени 2015. Олимпиада в Сочи стала высшей точкой в карьере фигуристки – Юлия исполнила мечту своей мамы, получила заветную медаль, и дальнейшее занятие фигурным катанием для неё утратило смысл. Требования тренера не выполнялись, начались разногласия, закулисное общение фигуристки и её мамы с Федерацией фигурного катания России, далее последовал переход Липницкой к Алексею Урманову, проблемы со здоровьем и завершение карьеры в 2017 году.

Философия Этери Тутберидзе

Постулат прост: само фигурное катание – это и есть смысл фигурного катания. Для Этери Тутберидзе фигурное катание – это искусство, у которого нет границ. А как иначе тренировать по 8-10 часов каждый день? Ей важны не медали, не четверные прыжки, а сам процесс, ежедневная работа, совершенствование, самовыражение, преодоление, умирание и возрождение, бесконечный путь постижения и развития. Много учеников – много разных дорог, и Этери Тутберидзе со своими фигуристами не боится идти туда, где ещё не ступала нога ни одного тренера по фигурному катанию.

Её любовь к своему виду спорта и к своим детям безгранична, хотя и спрятана за внешней строгостью и жесткостью, за нелицеприятными комментариями на тренировках, за умением тщательно скрывать свои настоящие эмоции и чувства.

Главный принцип работы группы Тутберидзе — никто никого не заставляет и не уговаривает работать. От учеников она требует полной самоотдачи, хочет, чтобы у них самих внутри было гадко, если что-то не доделано или не сделано, чтобы спортсмены сами понимали, что фигурное катание нужно, прежде всего, им самим, а не тренерам.

На соревнованиях Этери Георгиевна никогда не ставит своим воспитанникам задачи что-то выиграть – для неё достаточно, чтобы её фигуристы показывали свой собственный лучший прокат. И для медалей этого чаще всего оказывается более чем достаточно.

Напутственное «Давай!», непроницаемая маска на лицеи только внимательная камера замечает, как Этери Тутберидзе «катает» на соревнованиях с каждой своей девочкой. Она точно также там, вся на льду, только после окончания музыки – выдох, но никакого расслабления, мгновенно начинается анализ проката и дальнейшая работа.

Девочки и мальчики

В группе Тутберидзе тренируются не только одиночницы, но и одиночники.

В мужском катании результаты тоже есть, хотя и не столь значимые, как в женском.

Под руководством Тутберидзе яркий сезон 2014/2015 провёл Сергей Воронов, став третьим на чемпионате Европы и в финале Гран-при. В числе её воспитанников Адьян Питкеев, Морис Квителашвили, Владислав Тарасенко, Иван Скирда.

Сейчас на первый план выходит Алексей Ерохов, победитель юниорского чемпионата мира-2018, а в будущем мы наверняка услышим имя Даниила Самсонова.

Сама Этери Георгиевна говорит о том, что с девочками ей проще, потому что там тренер сказал – фигуристка сделала, идёт работа. Тутберидзе не понимает, почему плачут, закатывают истерики и убегают с катка именно мальчики, каждый из которой хочет персональной тренерской любви, постоянных доказательств этой любви, хотят уговоров, жалости и внимания только к самому себе. В её группе такое невозможно, и остаются те, кто готов работать по её правилам.

Помимо этих психологических особенностей Этери Тутберидзе, биография которой содержит и интернациональные страницы, подчеркивает отличие менталитета фигуристов-одиночников из разных стран: «Что касается канадцев и американцев, так они совершенно другие. За фигурное катание там платит сам спортсмен, более того, очень часто он на него и зарабатывает. И понимает, что каждая минута на льду стоит денег. И ценит эту минуту. А как сделать, чтобы наши спортсмены начали свое время ценить, если у них этот лед просто есть и все? Они выходят, 5 минут чехлы с коньков снимают, 10 минут сморкаются, потом шнурки перевязывают. Потому что для них время – не деньги», и успехи азиатской школы фигурного катания тоже объясняет менталитетом: «Они воспитаны так, что не задают вопросов. Даже в собственных мыслях. Наш спортсмен начинает в голове сам с собой обсуждать задание тренера – надо его делать или не надо. Особенно если это задание связано с повтором. «Ага, но я же сделал только что это, значит, тренеру не понравилось?» Возникает внутренний конфликт, и он мешает работе. У восточных людей этого нет. Им сказали, неважно, сделать или переделать, и они идут и делают».

Новая волна

После успеха в олимпийском Сочи группу Тутберидзе покидает Юлия Липницкая. Но её смена уже на подходе, у Этери Георгиевны тренируются и конкурируют между собой Полина Цурская, Дарья Паненкова, Евгения Медведева, Серафима Саханович, Алина Загитова, Анастасия Тараканова, Алена Канышева.

Победы на юниорских турнирах и этапах Гран-при следуют одна за другой, вопрос только в том, кто из этой волны воспитанниц Тутберидзе первой заявит о себе в полный голос на взрослом уровне.

Евгения Медведева

Безоговорочным лидером мирового женского фигурного катания на два сезона 2015/2016 и 2016/2017 становится Евгения Медведева. Пока в её карьере это два суперуспешных года, когда ей два сезона подряд удалось выиграть все главные турниры – чемпионат России, чемпионат Европы, финал Гран-при и чемпионат мира по фигурному катанию.

Мировые рекорды следуют один за другим, Медведева – звезда мирового масштаба, поклонники готовы носить её на руках, на горизонте – Олимпиада-2018 и практически гарантированная золотая олимпийская медаль. В этом убеждены почти все, и, главное, сама Женя.

Алина Загитова

Олимпийский сезон 2017/2018 в женском фигурном катании начинается неожиданно – «звёздная» Медведева начинает проигрывать старт за стартом вчерашней юниорке Алине Загитовой. Преддверие Олимпиады – чемпионаты страны и континента также выигрывает Загитова. Медведевой не помогают ни прежние заслуги, ни международный авторитет, ни поддержка специалистов, болельщиков и СМИ – программы Загитовой сложнее, и она безупречно их выполняет. К тому же зимой Евгения получает травму, и для усложнения её программ нет ни возможностей, ни времени.

На тренерский штаб Тутберидзе идёт постоянное давление, всем хочется получить уже посчитанное «золото» в женском фигурном катании от Медведевой, а не делать ставку на не обкатанную 15-летнюю девочку. Федерация фигурного катания России и сама Женя требуют от Тутберидзе упростить Алине прокат, расчистить Медведевой дорогу на подиум. Но Этери Георгиевна считает, что условия у всех должны быть одинаковыми, действовать должен спортивный принцип, а победит сильнейшая.

Никто не знает, чего ей стоила эта принципиальность: Женю она тренировала уже 10 лет, считала её своей второй дочкой, а Алина пришла в группу только в 2015 году. Но из программы Загитовой не исчезло ничего, в Пхенчхане-2018 Алина выиграла «золото» с преимуществом в 1,31 балла (239,57 против 238,26 у второго места Медведевой).

По словам Тутберидзе, выйдя с олимпийского льда, Медведева спросила тренера: «Неужели вы не могли Алину подержать ещё год в юниорках?». Через три месяца, в мае 2018 года, не сумев пережить проигрыш на Олимпиаде, Медведевабез объяснений перешла к канадскому тренеру Брайану Орсеру, о чём Этери Тутберидзе узнала из новостей.

В тренерской карьере Тутберидзе были (и ещё будут) разные ситуации с уходами учеников – с цветами и благодарностью, с травмами и слезами, в поисках лучшей жизни или из-за груза конкуренции, с объяснениями или в полной тишине, с привлечением родителей или скандалами в СМИ. Таких историй можно написать пару десятков, но Этери Георгиевна практически никогда не выносит внутреннюю информацию на обсуждение публики.

Горечь от поступка Медведевой всё же прорвалась наружу и в одном интервью Тутберидзе скажет: «Уходят от всех. Это нормально. Человеку хочется попробовать что-то другое для себя — это нормально. Для меня ненормально, как человек уходит. Вот и все. Найди в себе силы. Это страшно, наверное, правда, но надо. Для себя самого — не для меня».

Мама фигуристки

Если роль тренера для Этери Тутберидзе привычна, то вот роль мамы фигуристки, по собственному признанию, она освоила ещё не до конца. Диана, дочь Этери, попала на каток в возрасте двух месяцев, а с 6 лет начала заниматься в группе мамы. Иначе бы они попросту не виделись: шёл 2009-й год, у Тутберидзе уже «выстрелила» Полина Шелепень, начинала тренироваться Юлия Липницкая, за их спинами подрастала целая плеяда юных фигуристов.

https://www.instagram.com/p/5PE3CzGY8G

 Диана каталась как одиночница, выступала неровно, но периодически показывала неплохие результаты в своём возрасте. Этери Георгиевна была и тренером, и мамой, и даже порой присматривала за собакой дочери, пока Диана был на тренировках.

https://www.instagram.com/p/BrILbaplYqa

Сложности наступили, когда девочка начала расти, и у неё разладились прыжки. Можно было бы переждать и начать восстанавливать элементы. Но Диана плохо слышит, а это серьёзно влияет на координацию, существовала огромная опасность получить травму, которая грозила бы ей полной потерей слуха. Этери Тутберидзе принимает волевое решение – больше никаких прыжков. На слёзы Дианы мама отвечает с присущим её юмором: «Ну что ты плачешь? Пойдём в танцы. Танцоры тоже люди. Не плачь, прорвемся!».

Именно Диане была посвящена произвольная программа «Слышу-не слышу», которую поставила Тутберидзе на музыку из фильма «Жутко громко и запредельно близко». В сезоне 2015/2016 с этой программой подруга Дианы, Евгения Медведева выступала в своём первом взрослом триумфальном сезоне.

Сама Диана хотела перейти в парное катание, но мама была непреклонна – никаких прыжков,если фигурное катание, то только танцы. В 2016 году Этери ставит дочь в пару со своим воспитанником Денисом Пичужкиным, сама учит с ней базовые танцевальные элементы, обязательные танцы, ставит скольжение, вращения и ищет для Дианы тренера.

https://www.instagram.com/p/BMpEnVahce_/

В сезоне 2017/2018 появляется пара Диана Дэвис/Федор Варламов, но за год каких-либо заметных успехов не достигнуто.

По окончанию сезона Диана встаёт в пару с Глебом Смолкиным, их тренируют Светлана Алексеева, Елена Кустарова и Ольга Рябинина. Осень 2018-го приносит первые плоды: дебютанты завоевывают «бронзу» на этапе юниорского Гран-при в Чехии, становятся третьими на Volvo Open Cup 2018, берут «серебро» на Tallinn Trophy 2018 и на II Российско-китайских молодёжных играх.

Диана – единственная фигуристка в мире, которая может непререкаемой Этери Тутберидзе, указывающей ей на ошибки в прокате, сказать: «Стоп. Ты – мама. У меня есть тренер». И Этери Георгиевна послушно замолкает и признаёт, что быть просто мамой фигуристки – это совсем другая роль и ей ещё предстоит научиться помогать, переживать, но не вмешиваться.

Поколение «квад»

Года не прошло с олимпийской сенсации, которую в феврале 2018-го сотворили Загитова и Медведева, как чемпионат России по фигурному катанию в декабре преподнёс новые сенсации – женские программы с четверными прыжками в исполнении Анны Щербаковой и Александры Трусовой. Уточнять, чьи это ученицы, не приходится – фигуристок такого масштаба сегодня в мире умеет готовить только тренерский штаб Тутберидзе.

Пока уникальных спортсменок две, но Загитова тоже на тренировках уже исполняет четверные, Косторная – аксель в 3,5 оборота. Младшие группы Тутберидзе тоже не теряют времени зря и конкуренция там не ниже, чем у суперюниорок.

Этери Тутберидзе всего 45 лет.Сейчас можно только гадать, каких фантастических результатов она сможет достигнуть на тренерском поприще, как ещё она изменит фигурное катание и сколько ещё её учеников впишут золотом свои имена в историю спорта.

Автор: @ Валерия ЗЫК

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС, Владимир Гердо/ТАСС, Сергей Бобылев/ТАСС, Станислав Красильников/ТАСС, instagram.com

Источник: prostoprosport

P.S. Статья полна неточностей. Я намеренно не исправлял искажённые моменты. Всегда надо уважать источник (оригинал). Вы можете вступить в полемику с изданием/автором prostoprosport, ссылка на источник выше.