Грейси Голд не пошла по пути Липницкой: готовится к Играм, несмотря на депрессию и проблемы с питанием
Текст впервые опубликован 15 января 2019 года. Вчера Грейси Голд откатала свою первую короткую программу в новом сезоне.
Иногда все плохое приходит резко и неожиданно. Иногда – после всего хорошего.
Грейси Голд – первая девушка, которая подожгла фанатов Медведевой. Случилось это на чемпионате мира-2016.
76.43 (40 с лишним баллов за технику, почти 36 – компоненты) – такова была сумма, загоревшаяся на табло после ее короткой программы в Бостоне. Этой суммой Грейси выиграла короткую программу. Из комментариев вы могли узнать, что то было «домашнее судейство», «заговор против России» и «наглые грибы за лицемерную улыбку». Комментарии – очень весело, но советую смотреть прокаты – и желательно не под комментарии Тарасовой о девочке, творившей историю.
Тот прокат Грейси – топовый технический набор и лучшие в мире компоненты. С точки зрения расстановки музыкальных акцентов, соотношения манеры исполнения с тематикой, костюма – эта программа конкурирует с лучшими образцами перфоманса и интерпретации (например, с программой Кейтлин Осмонд в образе Эдит Пиаф на Олимпиаде). Эта программа очень старомодна, в том смысле что там откровенная попытка выехать на образе. И нет, это не уничижительная характеристика. У многих современных фигуристок способность брать образом просто отсутствует.
Образ – самая сильная сторона Грейси Голд. Не вращения, не дорожки, не прыжки. За десятилетие можно вспомнить от силы несколько человек, бравших судей и залы образами: Корпи, Костнер, Липницкая, Осмонд, из мужчин – Фернандес. Взяла и Грейси – и в тот момент казалось, что у ее ног лежит весь мир. Ее будущему не угрожали ни пубертат, который мог случиться с 16-летней Медведевой – на момент бостонского чемпионата Грейси было 20; ни возрастные проблемы, как у Эшли Вагнер; ни очевидные недостатки в технике/компонентах или перекос в какую-либо сторону – Грейси была предельно сбалансирована; ни травмы, мучившие, например, Липницкую или Осмонд. И это будущее казалось логичным продолжением прошлого: Грейси была звездой американских юниоров, в 18 лет разорвала национальный чемпионат и едва не заехала в тройку на олимпийский пьедестал Сочи.
Все, что произошло после первых аккордов балета «Жар-птица» композитора Игоря Стравинского, загремевших из колонок арены TD-garden в Бостоне – начала произвольной программы Грейси Голд, до сих пор не наталкивает на какие-либо разумные объяснения, кроме одного: все прогнозы в этом спорте – бессмысленны.
Вот, какое на самом деле будущее светило Грейси Голд в апреле 2016-го:
• Не попала в тройку того чемпионата мира, несмотря на победу в короткой;
• Провалила серию Гран-при-2016/17, не отобралась в финал;
• Заняла 6 место на чемпионате США, не попав на главные старты сезона 2016/17;
• В сентябре 2017-го объявила о том, что ищет профессиональную помощь «на льду и за его пределами»;
• Снялась с серии Гран-при олимпийского сезона-2017/18;
• Снялась с чемпионата США и пропустила олимпийский сезон. Вероятно, главный чемпионат США в своей жизни она смотрела с трибун.
Официальная формулировка, звучавшая из уст очаровательной блондинки, внезапно решившей грохнуть карьеру, была такой:
«Я глубоко опечалена пропуском серии Гран-при, но я знаю, что это только к лучшему. В данный момент я нахожусь на лечении от депрессии, чувства тревоги и расстройства приема пищи. У меня не будет достаточно времени на тренировки, и я не смогу выступать на том уровне, на каком мне бы хотелось. Мне больно не соревноваться в олимпийском сезоне, но я знаю, что это к лучшему»
Подробности того, что тогда произошло с Грейси, всплыли из ее интервью No Bull Biz TV почти год спустя.
«Я пребывала в абсолютной клинической депрессии. Для многих очень неудобно говорить о проблемах с психикой. Большинство людей не чувствуют себя достаточно безопасно, чтобы признаться. Я чувствовала, что меня будто осуждают и моя реальность отвергается. Ну, ты же Грейси Голд. С чего вообще тебе пребывать в депрессии? Посмотри на свою жизнь. Посмотри на все это. Как ты можешь быть в депрессии? Довольно близкие люди говорили мне подобные вещи. Многие вещи в моей личной жизни были по-настоящему хаотичными. Я действительно очень быстро пошла ко дну».
Колумнист NBС Sports Ник Заккарди со ссылкой на слова Грейси описывал, как Голд буквально кидалась на людей. В тренировочном лагере сборной США перед олимпийским сезоном Грейси обматерила кого-то из Федерации фигурного катания США. Так она реагировала на замечания о ее неопрятном внешнем виде. По словам Голд, сейчас в Федерации эти случаи называют не иначе как «инциденты».
Кроме депрессии, есть еще одна важная деталь, на которую немногие обратили внимание, но которая свалила Голд. Это расстройство приема пищи.
Выражаясь корректно, та девушка, которая разорвала арену в Бостоне в короткой программе в 2016-м, по физической форме сильно отличается от Грейси, которая наступила после. Татьяна Тарасова в эфире одного из этапов Гран-при-2016/17 заметила у американки около 10 лишних кило.
Визуальное восприятие прокатов Грейси ухудшилось: она стала медленной, тяжелой, прыжки стали натужными, потеряли высоту, с заходов пропала скорость, появилось много ошибок. За несколько месяцев Голд прибила самые крутые навыки. В этот момент на поверхность всплыла трагическая в своей беспощадности истина: чтобы выигрывать образом, нужно сначала выиграть физикой; образ с разрушенной физикой не стоит ничего. Посмотрите последнее до сегодняшнего дня выступление Грейси на чемпионате США. Сравните с весенним выступлением на чемпионате мира-2016. И ответьте себе на главный вопрос: разве милая улыбка – это все, что она умела?
Журналисты Reuters Элейн Лайз и Габриэлл Тетро-Фабер перед Олимпиадой в Пхенчхане посвятили большой текст множественным случаям расстройства питания в фигурном катании. В колонке приводились примеры, как японская одиночница Акико Сузуки сбросила с 48 до 32 кило при росте 160 см. Акико сделала это по совету тренера – он считал, что потеря веса поможет осилить новые прыжки. Японке была диагностирована анорексия. В интервью Japan’s NTV она призналась, что стала слишком слабой, чтобы кататься.
Проблемы с пищевым расстройством летом 2017-го скосили Юлию Липницкую: анорексия стала причиной завершения карьеры. В интервью Федерации фигурного катания России Липницкая сказала: «Анорексия – болезнь XXI века, она встречается достаточно часто. К сожалению, с ней справляются не все. Сожалею, что не рассказала о том, что больна, раньше, потому что все продолжалось уже не первый, не второй и не третий год». Последние годы своей карьеры Липницкая пыталась усилить прыжки.
Когда Джонни Вейра попросили прокомментировать волну заболеваний фигуристов анорексией в сочетании с психологическими проблемами, он сказал: «Мир спорта высших достижений, где судьба победы в соревновании может зависеть от веса в конкретный день – не особо психологически здоровая среда. Соблазн перейти черту очень высок. Я вообще не думаю, что это круто – что Липницкая и Голд открыто говорят на эту тему. Это напрягает родителей и тренеров».
Грейси не должна была вернуться – как Сузуки и Липницкая. В феврале 2018-го Голд присоединилась к профессиональному тренерскому штабу Ice Dens – впереди маячила тренерская карьера. Заявление представителя этой организации Джули Паттерсон было бы идеальной похоронной речью славной карьеры Грейси в роли фигуристки: «Для нас большая честь, что Грейси выбрала Ice Dens, чтобы начать свою тренерскую карьеру. Мы не сомневаемся, что ее идеи и опыт окажут немедленное и позитивное влияние на наши программы».
Все перевернула одна смска: «Если когда-нибудь захочешь вернуться в фигурное катание, я поставлю тебе показательный номер в качестве подарка».
Автором этой смски был известный в прошлом американский фигурист Джереми Эббот. Он отправил ее Грейси в разгар лечения. Грейси ответила, что это увлекательное предложение и поблагодарила Джереми. Джереми потом признавался, что всерьез не думал, что Голд когда-либо вернется.
Грейси написала Джереми несколько месяцев спустя – весной 2018-го: «Я готова. Поставишь мне программы?»
В интервью NBC Sports Эббот сказал фразу, которую, вероятно, будут осмысливать много лет: «Я был в шоке. И одновременно не был».
Джереми занялся хореографией короткой и произвольной. Выбор пал на джазовую композицию I Put a Spell On You Энни Леннокс и She Used to Be Mine Cары Бареллис. Грейси тренировалась на базе в Пеннсильвании. Тренером позвали известного в прошлом французского фигуриста Винсента Рестенкура.
«Она была одной из лучших в мире еще в 2016-м и все, что нужно, есть у нее в ногах, – говорил Эббот. – Она артистка, чувствует и понимает музыку. Но у нее проблемы с прыжками. Она должна перестроить себя заново».
Грейси готовилась к сезону. Федерация фигурного катания США помогла: подарила Голд этап Гран-при в Москве.
Это случилось 16 ноября 2018-го. Она вернулась.
Каскад 2+2, падение, бабочка. 13 очков за технику, 25 – за компоненты. Татьяна Тарасова нашла в Грейси уже 20 лишних кило. Очевидцы тренировок говорили: Грейси не могла докатать произвольную, без вращений, без прыжков – просто докатать, ни разу. Она задыхалась.
При просмотре проката Грейси после почти что двух лет без соревнований накатывало странное чувство: одновременной жалости и восхищения.
Вероятно, люди способны победить все: плохую погоду, низкооплачиваемую работу, бедность, государство, может, даже, большие беды. Все, кроме самих себя.
Нет, это не было соревнование на Ростелекоме в ноябре 2018-го с 11 участницами этапа. Это была битва самой талантливой американской фигуристки со времен Сары Хьюз, едва не ставшей чемпионкой мира, с собой. Именно самой себе она проигрывала все это время – начиная с тех аккордов «Жар-птицы», до этих – I Put a Spell On You. И в эти моменты драки с собой – самой важной драки нашей жизни, порой неважно, как ты выглядишь.
Грейси так и не исполнила произвольную, которую ни разу не докатала на тренировке. Она снялась с соревнований после первого дня. Заняв последнее место после короткой, написала в твиттере: «Мне нужно улучшать свое физическое и психологическое состояние. Я почувствовала, что выступление в произвольной разрушит мою психику и уверенность перед чемпионатом США. Это для меня только начало, спасибо всем за поддержку».
После этого в твиттере Грейси не было ничего. Лишь сразу после Нового года команда Грейси залила видео с тренировки: на нем Голд исполняет чистейший тройной сальхов. Дата этого видео – 5 января. До старта чемпионата США – 13 дней. До того, как она откажется в нем участвовать – 5.
«С момента моего возвращения к соревнованиям я повторяю одну и ту же мантру: нужно доверять процессу. Хотя время от времени мне бывает тяжело, возвращение к катанию было лучшим решением. Моя цель – Олимпиада 2022 года в Пекине. В моих же интересах отказаться от участия в чемпионате 2019 года. Решение это невероятно трудное, но в конечном итоге правильное. Я уже начала подготовку к следующему сезону», – напишет Грейси 10 января в инстаграме.
Скорее всего, мы никогда не узнаем, какая сила ракетой запускает людей на вершину, чтобы потом обрушить их на самое дно. Может, талант и уникальность. Может, трудолюбие и упорство. Может, все вместе. Принимая любую формулу за истину, мы попадаем в ситуации, когда все это рушится, потому что что-то идет не так.
Многие никогда не решаются – после падения на дно – забраться на вершину снова. На пути возникает асфальт, на котором поскользнулась Липницкая. Воспаление легких, которое схватила Туктамышева. Миллион нелепых случайностей, которые, возможно, стоили целых карьер.
И все, что нам остается – это напевать строчки из песни, под которую так и не откатает Грейси Голд в этом сезоне.
Вы можете смеяться над Грейси.
Можете называть ее поколением Бивиса и Баттхеда – странными мегаполисными людьми, которым не нужен повод для депрессии. Можете считать ее лишние килограммы. Вас может раздражать ее улыбка. Можете думать, что кроме улыбки у нее нет ничего. Можете рассказывать, что в Бостоне был заговор против России. Можете быть уверены, что ее карьера завершена: ведь будущее – логичное продолжение прошлого. Но все это не так важно.
Она возвращается, хотя возвращаются немногие. Вершина и дно – позади. Остались плохая форма, лишний вес, разбитые нервы и мечта о Пекине, потому что она потеряла Пхенчхан. Несколько людей вокруг, которые в нее верят, и тысячи чуть дальше, из которых не верит никто. И впереди – лишь угнетающая неизвестность. Может, это и есть жизнь?
Образ. Самая сильная сторона Грейси Голд. Не вращения, не дорожки, не прыжки. На этот раз в ее образе каждый может узнать себя.
Ведь у каждого из нас есть такая история. И она – не про фигурное катание.
Самый токсичный Telegram-канал о фигурном катании
Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer, Streeter Lecka; globallookpress.com/Yusuke Nakanishi/AFLO, Amy Sanderson/ZUMAPRESS.com, Sho Tamura/AFLO, imago sportfotodienst; РИА Новости/Владимир Песня
P.s. Наброс про поджигание фанатов в начале текста выглядит неуместно и грубовато.
У американцев фигурист - это в первую очередь личность, человек, а в России либо недосягаемую величину подавай, идола, либо убогого калеку, которого можно пнуть и поржать от души. А лучше, когда идол вдруг летит с пьедестала вниз, ведь нет ничего веселее, чем стебануться над "упавшей звездой".
Да, для меня Грейси - героиня. Мужественная и смелая.
Юлю любили, Юлю поддерживали. Но в какой-то момент не только Юлино здоровье, но и психологическая усталость взяли своё. Юля попала в костедробилку в самое непростое для подростка время - в 15 лет её обожали и носили на руках, в 16-17 лет - пинали за все возможные грехи. Проблемы с телом, со здоровьем, подрастающее молодое поколение, дышащее в затылок, конфликты с тренером, вездесущая пресса, постоянный информационный шум... на момент последнего старта девушке было 18 лет. Всего 18 лет.
Фигурного катания без любви на пьедесталах быть не может, а вы попробуйте любить то, что причиняет такую большую боль.
А ведь примерно то же самое происходит с Е. Медведевой. Которой тоже совсем недавно было всего 18 лет.
И мне становится жутко.
Именно это ей и ставят в упрек. Либо выступай за команду, либо объявляй о завершении спортивной карьеры.
Я симпатизировала Грейси - она была этакой кокетливой бабочкой, флиртующей со зрителями, очаровывающей болельщиков. Американская мечта - очаровательная блондинка, улыбчивая, яркая звезда. После провалов многие злорадствовали: звезда потухла! После Капы в этом сезоне - сочувствовали.
Испытывая схожие с Грейс события (не в фигурнокатательном мире, разумеется), я поняла: самое сложное - не уйти, растворившись в неудачах. Самое сложное - это вернуться, пусть не в форме, пусть насмешкой и тенью над прежней собой. Самое сложное - ментально вывернуть себя на изнанку, в ответ болельщикам и хейтерам.
Чувство недореализованности гложет всех талантливых и амбициозных спортсменов (а других в профессиональном мире и нет). И даже если дальнейший путь Грейси не будет столь ярким, я лишь могу встать и сказать: "Это было очень мужественно. Спасибо, Грейси, за борьбу".