5 мин.

Главная олимпийская драма: Медведева проиграла, и это справедливо

Алексей Авдохин – о первом золоте России на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане.

Первое золото России в Пхенчхане принесла 15-летняя фигуристка Алина Загитова. За два дня до окончания Игр – от того ее победа особенно дорога. Но дело не только в затянувшемся ожидании.

Признаемся друг другу – мы не сомневались в превосходстве русских фигуристок на Играх. Ни на секунду. Надо ли лишний раз напоминать почему?

2,5 года без поражений, ультрасложные программы, которых еще не было ни у кого, прыжки без ошибок, мелькающая хроника мировых рекордов – это все о них.

Евгения Медведева и Алина Загитова. Две лучшие фигуристки мира. История их встречи (так не хочется называть ее противостоянием) на одном льду – пожалуй, лучшее время за все существование женского катания. И нам повезло наблюдать за ним в онлайн-режиме.

Оставался только один вопрос – кто? И любой ответ обещал боль за ту, которая станет второй. Которая заслужила, но не смогла.

В идеальном мире в этой паре не было бы проигравшей. Но не было бы и чемпионки. А так нельзя.

1,31 – вот разница между золотом Загитовой и серебром Медведевой. В точности до сотой сохранившийся отрыв из короткой программы, который нечем измерить. Нет таких инструментов, а абсолютно равная сумма за произвольную – словно капитуляция судей перед выбором сильнейшей.

И все-таки это справедливо.

Справедливо, если мы считаем фигурное катание спортом. Если отбрасываем мысли о том, как важно в фигурном катании вовремя родиться. Если говорим о гениальности в конкретный момент, а не на протяжении долгого времени. Если выбираем самую совершенную фигуристку.

Тренер, которая открыла Медведеву и Загитову

Программы Загитовой сложнее. Прыжки легче и чище. Она совсем не устает и готова штамповать элементы во второй половине изматывающей 4-минутки, где утрамбованы все ее прыжки. Она не ошибается – даже проблему на первом лутце, после которого должен был идти риттбергер, мало кто опознал – его пришлось прыгать позже.

Этот каскад Загитовой из тройных лутца и риттбергера – вообще самый сложный в мире женского катания (пока японка Кихира с тройным акселем не выросла из юниоров). На мужском чемпионате России такой скрутят в лучшем случае пятеро. Но если вы думаете, что видели в фигурном катании все, посмотрите эпизод тренировки Алины в Пхенчхане.

Это невероятный каскад из тройного лутца и четырех (!) риттбергеров подряд, который нельзя вставить в программу из-за ограничений в правилах. Для женского катания – просто космос, но посмотрите, с какой легкостью Алина его делает. 

Месяц назад мы с коллегой Копачевым плутали в катакомбах «Мегаспорта», чтобы пробраться на тренировку Алины и Жени. На запасном катке за день до произвольной Евро они прыгали как механические – Алина чаще, Женя чуть реже. Прыгали на износ – десятки прыжков, бесконечные заходы и выезды. Без ультракаскадов, как в Пхенчхане, зато идеально, на три плюса – без единой ошибки.

Уже тогда мы подсчитали, что произвольная программа Загитовой сложнее на 4,5 балла. Что при безупречном прокате обеих это разница, которую не компенсировать никакими компонентами (хотя сегодня почти получилось). 

Кажется, понимала это и Медведева.

Два года она толкала фигурное катание вперед. Рядом не было вообще никого, а ей, сначала такой же 15-летней, как сейчас Загитова, потом немного повзрослевшей, казалось, что так будет всегда.

Она не усложняла программы, не вставляла новые элементы, не сдвигала прыжки во вторую половину программы. Ей хватало и так. Хватало, чтобы безраздельно доминировать. Чтобы выигрывать турниры с безумным отрывом. Два с половиной сезона подряд.

До тех пор, пока рядом не выросла девочка, которая умеет больше, да и просто совпала по возрасту с надвигающейся Олимпиадой. Но было уже поздно.

Попытки утяжелить поставленную перед олимпийским сезоном Ильей Авербухом программу, отправив все прыжки, кроме акселя, во вторую половину, провалились.

Женя, пощупав ее пару раз на контрольных прокатах и второсортных турнирах, отказалась – сыпались ошибки, пропало чувство льда. Так появилась «Анна Каренина» – яркая, содержательная постановка, которой отчаянно не хватало одного. Сложности для борьбы с Загитовой.

Медведева сделала все, что могла. На Играх, которые еще год назад ей все отдавали. Как будто в женском катании что-то можно планировать хотя бы на месяц вперед. 

Ее поражение – самый грустный момент Олимпиады. Она так и останется, возможно, лучшей фигуристкой мира в истории, которая не стала олимпийской чемпионкой.

Слезы Медведевой. У нее нет олимпийского золота

И это не тот случай, когда 18-летнюю девушку, внешне совсем еще ребенка, можно утешать тем, что в ее жизни еще будут Олимпиады.

Нет, не будут. Не будут. Современное женское катание слишком безжалостно, чтобы дарить героям второй шанс.

Оно реактивно и с каждой минутой все экстремальнее усложняется – пока звезды в Пхенчхане клеили к экранам миллионы, где-то в российской глубинке 13-летние школьницы крутили четверные прыжки. Но следующая Олимпиада будет принадлежать даже не им, а тем, чьих фамилий мы еще не знаем. Тем, которые вовремя родились.

Но они пока только мечтают о том, чтобы приехать в Москву к Этери Тутберидзе – тренеру, которая поставила юных чемпионок на поток.

Но не все из них выигрывают олимпийское золото. А иногда не выигрывают даже самые лучшие.   

Русские фигуристки лучше всех. И это надолго

Олимпийские игры

Пхенчхан, Корея

Женщины

Итоговое положение

1. Алина Загитова (Россия) – 239,572. Евгения Медведева (Россия) – 238,263. Кейтлин Осмонд (Канада) – 231,024. Сатоко Мияхара (Япония) – 222,385. Каролина Костнер (Италия) – 212,446. Каори Сакамото (Япония) – 209,717. Чхве Да Бин (Южная Корея) – 199,268. Мария Сотскова (Россия) – 198,10

Произвольная программа

1. Евгения Медведева (Россия) – 156,652. Алина Загитова (Россия) – 156,653. Кейтлин Осмонд (Канада) – 152,154. Сатоко Мияхара (Япония) – 146,445. Каролина Костнер (Италия) – 139,296. Каори Сакамото (Япония) – 136,537. Мария Сотскова (Россия) – 134,24

Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer (1,3); REUTERS/Lucy Nicholson